БАСКОВ Николай Викторович
Заслуженный артист России, народный артист Украины
Родился 15 октября 1976 года в Москве. Отец – Басков Виктор Владимирович, полковник Вооруженных сил, прошел путь от командира взвода до заместителя командира дивизии, в 38 лет окончил Военную академию Генерального штаба. Мать – Баскова Елена Николаевна, по образованию преподаватель математики. Супруга – Шпигель Светлана Борисовна, окончила МГУ, получив диплом юриста. Сын – Бронислав (2006 г. рожд.).
По материнской линии корни Николая происходят с Украины – его бабушка родом с Полтавщины. Его дед – Николай Еременко – окончил Военно-политическую академию имени В.И. Ленина, прошел всю войну, имел звание полковника. Его многочисленные ордена и медали бережно хранятся в семье Басковых. Известно также, что прадед Николая – из самородков, он потрясающе играл на разных инструментах, не имея специального музыкального образования.
Как и все семьи военнослужащих, Басковы часто переезжали с места на место. Когда Николаю исполнилось 2 года, Виктор Владимирович, окончив Военную академию имени М.В. Фрунзе, увез семью в Германию, где проходил службу в течение 5 лет. Там Басковы трижды меняли место жительства – Дрезден, Кениксбрюк, Галле.
В 1-й класс Николай поступил в Германии, потом вместе с семьей переехал в город Кызыл (Республики Тыва), а затем – в Новосибирск, где учился с 5-го по 8-ой класс. Впоследствии он какое-то время учился в Балашихе, а окончил общеобразовательную школу уже в Москве. Частая смена обстановки пошла Баскову на пользу – в школе приходилось не один раз завоевывать авторитет, а в коллективе он всегда стремился стать лидером.
Еще с детского возраста, когда маленький Коля с уверенностью, выразительно читал стихи в кругу близких и гостей, многие думали, что он станет актером. Мать занималась с ним музыкой, надеясь, что со временем сын станет знаменитым пианистом. Но совершенно неожиданно в 5 лет у Баскова обнаружился высокий, звонкий голос – колоратурное сопрано. Елена Николаевна отдавала сыну всю свою любовь и уделяла очень много времени – она видела в Коле все свои нереализованные мечты и целенаправленно готовила его к артистической карьере: учила красиво ходить, держать осанку, улыбаться, делала все, чтобы зародить в нем стремление чего-то добиться в жизни. В курс подготовки Николая входило плавание, по которому он получил 2-й юношеский разряд. Мать в любых ситуациях оказывала Коле поддержку, учила быть сильным и твердо верить в свой талант. И результаты не заставили себя ждать – уже в 12 лет Н. Басков дебютировал в «Волшебной флейте» Моцарта.
Музыкальное образование Николай начал еще в Кызыле, а в дальнейшем продолжил занятия в музыкальной школе при Новосибирской консерватории, где существовала интересная и необычная система – каждый ученик занимался не только с педагогом, но и со специально прикрепленным студентом-аспирантом – фактически нагрузка удваивалась. Пребывание в Новосибирске сыграло серьезную роль в жизни артиста, оставив самые теплые воспоминания об этом городе. Неслучайно именно на сцене Новосибирского оперного театра в 21 год Николай Басков дебютировал в роли Ленского в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин».
После окончания музыкальной школы Николай попал в Музыкальный театр юного актера (Детский музыкальный театр Федорова). С ним он ездил на гастроли в США, Израиль, Швейцарию, Францию. Тогда под влиянием опер Джузеппе Верди у него изменились музыкальные пристрастия в сторону классики – и Басков решил стать певцом.
В то время отцу предложили хорошую должность, перед ним открывались новые возможности, но для этого нужно было уехать из Москвы. Ради продолжения образования сына отец отказался от заманчивого предложения, и Басковы остались в столице.
Проучившись год в ГИТИСе, Николай поступил в Российскую академию музыки имени Гнесиных, которую с отличием окончил в 2001 году, и продолжил свое образование в аспирантуре при Московской консерватории. Еще в 1992 году Басков стал брать уроки вокала – его педагогом стала заслуженная артистка России Лилиана Сергеевна Шехова, которая являлась для певца примером среди профессионалов. Николаю запомнились ее слова, сказанные, когда он поступал в Академию музыки: «Подожди, Коля, пройдет время, – и тебя будут слушать и плакать!» Все эти годы Николай старался не пропустить ни одного занятия – и это случалось, только если он уезжал на гастроли. В течение 7 лет Басков упорно трудился над собой – каждое утро распевался у рояля, потом шел на урок вокала, вечером слушал записи Паваротти и засыпал с включенным плеером. Для Л.С. Шеховой Николай Басков был не просто талантливым учеником, он был частью жизни, ведь она вложила в него всю свою душу.
Со временем к Николаю пришли первые заслуженные успехи, он стал неоднократным победителем российских и международных конкурсов молодых исполнителей. В 21 год Басков получил национальную российскую премию «Овация» в номинации «Золотой голос России», в 1997 году стал лауреатом Всероссийского конкурса «Романсиада» (в декабре 2002 г. он снова принимал участие в этом конкурсе, но уже в качестве члена жюри), а год спустя – испанского конкурса «Gгаnd Vосе» (2-я премия, 1998).
Когда Николаю исполнилось 22 года, весь оперный мир уже знал о феноменальном теноре из России, которого по мощи таланта сравнивали с Паваротти и Карузо. Западная пресса восхищалась мощным голосом российского певца, который выражает целую гамму чувств, свойственных русской душе, – страстность, чистоту, жажду жизни и стремление любить. Николаю Баскову предложили остаться в Америке и учиться при школе «Метрополитен-опера», но Николай не захотел уезжать из России – именно здесь он мечтал добиться успеха и признания.
По мнению многих профессионалов из мира оперного искусства, Николай Басков – это настоящий талант, который появляется на свет раз в 100 лет. С 1998 года он пел в Большом театре как приглашенный певец, а после окончания Академии имени Гнесиных стал солистом. Ныне на его счету 3 оперные партии – Ленский в «Евгении Онегине» П.И. Чайковского, Моцарт («Моцарт и Сальери») и царь Измаил в опере Дж. Верди «Набукко».
Светлана Михайловна Годлина вспоминала: «Второй год живу в Москве, а до этого 40 лет проработала на сцене Новосибирского театра оперы и балета. Слышала многих исполнителей партии Ленского. И вот в октябре 1998 года я вдруг увидела юношу на сцене, где шла сценическая репетиция “Евгения Онегина” для введения в мизансцены приехавшего певца. Я изумленно и восхищенно увидела живой настоящий пушкинский образ – стоял и пел молодой, красивый, трогательный до слез певец необычайной красоты и обаяния голосом, как видение чуда». В 21 год Николай Басков стал самым молодым исполнителем партии Ленского в мире. В театральной среде стала намечаться тенденция, которая не наблюдалась десятилетия: поклонники таланта молодого Баскова стали приезжать в оперу не единожды – и только ради второго акта «Евгения Онегина», где он солирует.
В ноябре 2001 года Николай Басков дебютировал на сцене знаменитого Мариинского театра, исполнив партию Ленского в спектакле «Евгений Онегин» в рамках обменных гастролей Большого театра в Санкт-Петербурге. Выступать на этой прославленной сцене – большая честь и огромная ответственность, но волнения певца оказались напрасны – петербургская публика осталась в восторге.
В настоящее время Басков является учеником всемирноизвестной оперной примы Монтсеррат Кабалье. Их знакомство и первый совместный концерт состоялись в Ледовом дворце Санкт-Петербурга в сентябре 2000 года. «Два голоса – одно сердце» – так называлось их второе совместное выступление 7 марта 2001 года, а в октябре того же года они выступали на сцене Государственного Кремлевского дворца. А 6 октября 2002 года в Государственном Кремлевском дворце Николай Басков и Монтсеррат Кабалье представили совместную концертную программу «Мы снова вместе». «Николай – самый талантливый и самый работоспособный из моих учеников, – призналась российской публике знаменитая певица. – Он постоянно завышает себе планку. Я специально даю ему такие партии, чтобы сложнее было исполнить, но он от них, как правило, отказывается в пользу еще более сложных».
В июле 2004 года Николай Басков принял участие в европейском музыкальном фестивале в Реймсе. В классическом концерте, состоявшемся в одном из красивейших кафедральных соборов Франции, участвовали Монтсеррат Кабалье, ее дочь Монтсеррат Марти и все обладатели Гран-при конкурса имени Монтсеррат Кабалье, который уже в течение 7 лет ежегодно проходит в Андорре. Николай Басков исполнил арию Ленского и «Плач Федерико», которые были очень тепло приняты публикой.
О международном признании таланта российского артиста свидетельствует еще один факт. Европейская отборочная комиссия 2-го Евро-Средиземноморского оперного фестиваля после долгих поисков тенора для участия в фестивальной программе приняла беспрецедентное решение – утвердить Николая Баскова на роль в сложнейшей для исполнения опере «Клеопатра» Жюля Массне. 13 июля 2002 года этот спектакль с большим успехом прошел в пригороде Рима на развалинах виллы императора Адриана. Выступление Николая сопровождалось бурными аплодисментами и криками «Браво!», ему неоднократно приходилось выходить на бис – русский тенор покорил взыскательную итальянскую публику. Критики характеризовали его голос как чистый и уверенный, а испанские газеты писали: «...Партия Спакоса выпала на долю русского тенора Николая Баскова, который неизменно демонстрировал заслуживающую внимания состоятельность в верхнем регистре, а также большое исполнительское мастерство, граничащее с волнующей подлинностью...».
13 и 16 октября 2004 года опера Ж. Массне «Клеопатра» в концертном исполнении была представлена в театре «Лисео» (Барселона, Испания). В постановке участвовали 9 артистов, среди которых были Монтсеррат Кабалье (Клеопатра), Монтсеррат Марти (Октавия), Карлос Алварес (Марк Антоний). Опера имела огромный успех. В конце представления артисты по очереди выходили на поклоны, и дебютанту – русскому тенору Николаю Баскову (Спакос) – испанская публика аплодировала наравне с мировыми оперными звездами.
Николай Басков наделен самыми ценными качествами – богатейшим внутренним миром, прекрасным голосом, таинственной красотой – всем тем, что зовется гармонией! Голос Баскова – крупный, очень полетный, обладающий серебристым оттенком на верхних нотах, в нем есть все, что присуще правильному звуковедению. Многие коллеги считают Баскова феноменом – его пригласил в свой мастер-класс и знаменитый тенор Хосе Каррерас. Он сказал: «Я начал с классической музыки, а заканчиваю эстрадной. Ты же можешь начать с эстрады и закончить классикой. Тебе это не повредит».
Идея сочетать в одном шоу классические и эстрадные номера родилась под влиянием западных источников. Благодаря педагогам, которые верили в Николая и развили в нем дарованный природой талант, его звезда засияла на современном музыкальном небосклоне во всем своем великолепии. Усилия генерального продюсера Бориса Шпигеля помогли артисту обрести известность и популярность, сделали его творчество доступным широким массам.
Певец уверен в своих силах и надеется, что судьба будет по-прежнему к нему благосклонна. Он трудолюбив, не капризен и считает, что если много и упорно трудиться, высшие силы ниспошлют ему удачу. И хотя творчество Николая Баскова вызывает много споров у публики и критиков, он, как всякий настоящий талант, независим по натуре, идет своим собственным путем в искусстве, за что, несомненно, достоин уважения. Как всем первопроходцам, ему трудно – ведь он создает новый жанр – синтез классики и эстрады. Часто его противниками бывают те, кто привык к стереотипам, однако артист стойко преодолевает все возникающие на этом пути преграды. Николай Басков очень любит своих зрителей и старается завоевать каждого из них по-своему.
Свое 25-летие артист встретил на сцене. Его концерты под названием «Мне 25» – это крупный проект, новый этап в творчестве Николая Баскова. Ему всегда хотелось исполнить песни лучших современных российских композиторов, тех, которые могут написать по-настоящему красиво. И действительно, авторами песен стали Игорь Крутой, Игорь Николаев, Игорь Саруханов, Дмитрий Маликов, Владимир Матецкий. Песня «Светлые чувства» стала композиторским дебютом Баскова и сразу запомнилась слушателям мелодичностью и темпераментом.
Семь дней в концертном зале «Россия» Николай Басков исполнял свою юбилейную программу, каждая песня которой им выстрадана и прошла через самое сердце. Всего состоялось 6 сольных концертов и 1 бенефис, где артиста поздравляли и пели вместе с ним самые яркие звезды отечественной эстрады. Зрителям представили оригинальные, новаторские решения, своеобразный синтез классики и эстрады – например, «Арию индийского гостя» из оперы «Садко» с шикарными декорациями в индийском стиле и современными танцами живота. Эта программа, кроме пения и музыки, представляла собой еще и грандиозное шоу, напоминающее бродвейские, – с огромными ходячими куклами и очаровательными плюшевыми зверями. К своему юбилею певец выпустил и одноименный диск.
Примерно через год Николая Баскова пригласили на главную роль в опере кукол Бориса Синкина по произведению А.С. Пушкина «Граф Нулин». Эта современная, первая и пока единственная в России опера, поставленная в кукольном исполнении, которая одновременно стала первым оперным проектом Николая, записанным на диск. Кукла графа Нулина выполнена как шарж на самого Баскова, хотя это сходство можно назвать весьма условным. Лицо куклы передает сразу целую гамму эмоций – оно одновременно грустное и веселое, влюбленное и страдающее. «Граф Нулин» стал подарком Николая Баскова Санкт-Петербургу на 300-летний юбилей. В дни праздника оперу, созданную оригинально и талантливо, с большим юмором, поставили на открытой площадке Малой Садовой улицы. А граф Нулин стал еще одним пушкинским образом, воплощенным Николаем Басковым.
В новогоднюю ночь 2003 года на телеэкраны вышла сказочная премьера – телевизионный фильм-мюзикл «Золушка», в котором Николай Басков сыграл принца – мечтателя и романтика, одинокого и не понятого своим отцом юношу с чистой душой, влюбленным в звезды и мечтающим стать... писателем. Трогательный и немного смешной, искренний и ослепительно красивый Басков, сыграл практически самого себя. Роль принца стала первой работой Николая на телеэкране в совершенно новом для него жанре.
В апреле 2003 года в культурной жизни страны произошло важное событие – в Самаре открылся первый оперный фестиваль «Самарская весна», художественным руководителем которого стал Николай Басков. Здесь он впервые выступил не только как певец, но и как организатор. Этот фестиваль посвятили тенорам и сопрано, в нем принимали участие лучшие московские солисты – Лариса Рудакова, Мария Гаврилова, Владимир Редькин, Андрей Дунаев, а также самарские оперные артисты. Прозвучали русские и итальянские оперы, а в заключительном гала-концерте Николай Басков спел партию Ленского, а также несколько арий и дуэтов.
Летом того же года артист в очередной раз удивил зрительскую аудиторию. В июле на ТНТ стартовал проект «Дом» – реалити-шоу, где 12 супружеских пар начали строить под Москвой огромный дом. Ведущим этой телевизионной игры стал... Николай Басков. И показал себя профессиональным ведущим – умным, тонким психологом, чутким и тактичным, честным и человечным, справедливым и принципиальным. Своей непосредственностью, обаянием и чарующим пением он принес в «Дом» тепло и радость.
После этого произошел еще один неожиданный поворот в судьбе артиста – прямо из «Дома» он отправился в большую политику. Его включили в список кандидатов в депутаты Государственной думы. «Концертная деятельность от этого не пострадает», – заверил тогда Николай своих поклонников. Но все же, к великой радости своих почитателей, в политику он не пошел, отдав предпочтение главному – музыке.
21 октября 2003 года в Большом зале Московской консерватории состоялся первый классический сольный концерт Николая Баскова, который прошел в сопровождении Государственного академического Камерного оркестра России под управлением Константина Орбеляна и Камерного хора Московского государственного института музыки имени А. Шнитке «Духовное возрождение» под управлением Льва Конторовича. Артист завершил свою учебу в аспирантуре, и это выступление одновременно явилось выпускным экзаменом, который Николай выдержал с честью. Концерт состоял из двух отделений – в первом прозвучали арии и дуэты из опер Доницетти и Верди, а во втором – русские и итальянские песни. В зале сидела комиссия, и профессора аплодировали своему аспиранту. Старания артиста и его педагогов привели к большому прогрессу в вокальном мастерстве исполнителя, что, конечно, не осталось не замеченным критикой, которая отметила, что качество вокала певца заметно изменилось, манера пения стала гораздо профессиональнее, голос зазвучал более мужественно и благородно.
Очередной подарок своим поклонникам Николай Басков преподнес в марте 2004 года на сцене Государственного Кремлевского дворца. Каждый номер был индивидуален, ярок, интересен. Николай исполнял песни российских и зарубежных композиторов. Очень удачным оказалось сотрудничество певца с М. Тобаком, Д. Сисоко, Г. Верником, О. Толстым. «Adios», «L amore le stelle», «Лучше забудь» – эти песни из нового альбома Николая Баскова стали хитами с момента их появления на свет. Певец порадовал публику не только возросшим вокальным мастерством, но и широкой гаммой эмоций и чувств, пришедшей на смену восторженному юношескому романтизму. Украшением праздника стали дуэты с Людмилой Гурченко, Жасмин, Катей Лель, Лаймой Вайкуле, Ларисой Долиной и, конечно, Ларисой Рудаковой, с которой он исполнил «Призрак оперы», «Con te partiro», «Барселона». Новым для его сольной программы стало выступление Николая с капеллой мальчиков.
Успешным оказалось тесное творческое сотрудничество Николая Баскова с народной артисткой Украины Таисией Повалий: совместно записанные дуэты прочно заняли верхние строчки хит-парадов. В мае 2004 года в Киеве певец представил программу «Николай Басков и его украинские друзья». На сцене концертного зала «Украина» звучали дуэты с самыми яркими звездами эстрады и оперы. Николай стал первым русским певцом, представившим такое шоу на украинской земле. Ему же принадлежит идея проекта «Трио славянских теноров», в данный момент находящегося в процессе разработки: в одном грандиозном шоу соединить трех теноров, представляющих Россию, Украину и Беларусь.
Николая Баскова периодически приглашают принять участие в престижных песенных конкурсах уже и в качестве члена жюри. В декабре 2002 года он был членом жюри «Романсиады». В июле 2004 года на него была возложена ответственная и почетная миссия – стать членом жюри от России на Международном фестивале искусств «Славянский базар» в Витебске (Беларусь). В Витебске Николаю Баскову Комитетом союзного государства был вручен почетный диплом за вклад в культуру и укрепление дружбы между славянскими государствами.
Месяц спустя Николай представлял свою страну в жюри популярнейшего конкурса Азии – Международного музыкального фестиваля «Голос Азии». 30 августа 2004 года в Бишкеке на центральной площади Ала-Тоо состоялся сольный благотворительный концерт Николая Баскова, приуроченный к празднованию 13-летия независимости республики и собравший свыше 15 тысяч зрителей. Президент Кыргызстана Аскар Акаев подписал указ о награждении заслуженного артиста России Николая Баскова почетной грамотой за заслуги в развитии сотрудничества Кыргызстана и России в области культуры и искусства. Эта почетная грамота была вручена Николаю Баскову премьер-министром Кыргызской Республики Н. Танаевым 30 августа в Большом зале Дома Правительства.
3 сентября 2004 года Николай Басков подписал два контракта с Нижегородским государственным академическим театром оперы и балета имени А.С. Пушкина: как артист, задействованный в спектаклях в сезоне 2004/2005 года, и как продюсер проекта «Николай Басков представляет…».
Участие в ХVIII Всероссийском Пушкинском фестивале «Болдинская осень», с 18 по 27 ноября проходившем в Нижегородском театре оперы и балета имени Пушкина, стало дебютом Николая Баскова на нижегородской сцене, где он выступил в качестве как солиста, так и продюсера. В рамках фестиваля состоялся сольный концерт «Николай Басков представляет…», в котором приняли участие народная артистка России Мария Гаврилова и заслуженная артистка России Лариса Рудакова. В опере «Евгений Онегин» Николай исполнил партию Ленского. В рамках заключительного гала-концерта Николай Басков представил программу с участием звезды балета Анастасии Волочковой. Все три мероприятия с участием Николая Баскова являлись благотворительными – все сборы перечислены в фонд театра.
30 ноября 2004 года состоялось первое выступление Николая Баскова в Астрахани. В Астраханском государственном музыкальном театре в опере «Евгений Онегин» Николай исполнил партию Ленского, партию Онегина – солист Большого театра заслуженный артист России Павел Черных. Спектакль прошел в рамках VIII Международного фестиваля вокального искусства имени Валерии Барсовой и Марии Максаковой. Участие Николая Баскова было благотворительным.
Всего за 4 года Николай Басков записал 7 компакт-дисков: «Посвящение» (2000), «Посвящение на бис» (2000), Шедевры уходящего века» (2001), «Мне 25» (2001), «Граф Нулин», «Никогда не говори прощай» (2004), «Отпусти меня» (2004). На стыке тысячелетий в рекордно короткий срок он взлетел на верхние строчки хит-парадов, спел красивейшие партии на сцене первого театра страны, завоевал огромную популярность и любовь миллионов слушателей. Ритм его жизни напоминает стремительный калейдоскоп – насыщенный гастрольный график, репетиции, съемки в самых рейтинговых программах, ротации на лучших телевизионных каналах, неугасающий пристальный интерес прессы, феерический успех у публики, овации, заслуженные на самых знаменитых оперных и эстрадных площадках, огромное количество поклонников и море цветов... Николай Басков остается человеком, безумно влюбленным в музыку, преданному служению которой посвящена его жизнь.
Николай Басков – заслуженный артист России. 28 октября 2004 года Президент Украины Леонид Кучма присвоил ему почетное звание народного артиста Украины за весомый вклад в развитие культурных взаимоотношений между Украиной и Россией и высокое исполнительское мастерство. Он – самый молодой обладатель медали «За миротворческую и благотворительную деятельность». Награды его удостоил и Российский фонд мира за рекордное число благотворительных концертов, которые певец дал в госпиталях, воинских частях и детских домах. До Н. Баскова этой награды были удостоены В. Спиваков, Ю. Башмет, М. Ростропович, М. Кабалье. «Из всех моих наград эта особенно дорогая, – говорит Николай. – Обещаю, что буду выступать с благотворительными концертами так же часто».
В свободное время Николай занимается иностранными языками – итальянским и английским, слушает много музыки и учит оперные партии. Как у каждого человека, у него есть мечта – спеть Радамеса в «Аиде» и партию Отелло.
Живет и работает в Москве.