ПЬЯВКО Владислав Иванович (1941-2020)
Народный артист СССР, народный артист Кыргызстана, лауреат премии Правительства Москвы, лауреат международных конкурсов, академик Международной академии творчества, первый вице-президент Международного союза музыкальных деятелей и Фонда Ирины Архиповой
Родился в 1941 году, в городе Красноярске, в семье служащих. Мать – Пьявко Нина Кирилловна (1916 г. рожд.), коренная сибирячка из кержаков. Отца лишился еще до рождения. Супруга – Архипова Ирина Константиновна, народная артистка СССР. Дети от предыдущих браков: Виктор, Людмила, Василиса, Дмитрий.
В 1946 году Владислав Пьявко поступил в 1-й класс средней школы в поселке Таежный Канского района Красноярского края, где и сделал свои первые шаги на ниве музыки, посещая частные уроки Матысика игры на аккордеоне.
Вскоре Владислав с матерью уехали за Полярный круг, в закрытый город Норильск. Мать завербовалась на Север, узнав, что в Норильске в числе политзаключенных находится друг ее юности – Бахин Николай Маркович (1912 г. рожд.), человек удивительной судьбы: до войны – механик сахарного завода, во время войны – военный летчик-истребитель, дослужившийся до генерала. После взятия Кенигсберга советскими войсками он был разжалован и сослан в Норильск как «враг народа». В Норильске, будучи политзаключенным, принимал активное участие в разработке и строительстве механического завода, серно-кислотного цеха и коксохимического завода, на котором и был до своего освобождения начальником мехслужбы. Освобожден после смерти Сталина без права выезда на материк. Выезд на Большую землю ему был разрешен только в 1964 году. Вот этот удивительный человек стал отчимом Владислава Пьявко и более 25 лет влиял на его воспитание и мировоззрение.
В Норильске В. Пьявко сначала несколько лет учился в средней школе № 1. Старшеклассником вместе со всеми закладывал новый стадион «Заполярник», Комсомольский парк, в котором сажал деревья, а затем там же рыл котлованы под будущую Норильскую телестудию, в которой вскоре ему пришлось работать кинооператором-хроникером. Затем пошел работать и окончил норильскую школу рабочей молодежи. Работал шофером Норильского комбината, внештатным корреспондентом «Заполярной правды», художественным руководителем театра-студии Клуба шахтеров и даже статистом городского Театра драмы имени В.В. Маяковского в самом начале 1950-х годов, когда там работал будущий народный артист СССР Георгий Жженов. Там же в Норильске В. Пьявко поступил в музыкальную школу по классу аккордеона.
После окончания школы рабочей молодежи Владислав Пьявко пробует свои силы на экзаменах на актерский факультет во ВГИК, а также поступает на Высшие режиссерские курсы «Мосфильма», которые набирал в тот год Леонид Трауберг. Но, решив, что его не возьмут, как не взяли во ВГИК, Владислав прямо с экзаменов ушел в военкомат и попросил, чтобы его направили в военное училище. Его направили в Коломенское ордена Ленина Краснознаменное артиллерийское училище. Сдав экзамены, он стал курсантом самого старейшего военного училища России, ранее – Михайловского, ныне – Коломенского военно-инженерного ракетно-артиллерийского училища. Это училище гордится не только тем, что выпустило не одно поколение боевых офицеров, верой и правдой служивших России, вписавших много славных страниц в разработку военного оружия, как, например, военный конструктор Мосин, создавший знаменитую трехлинейную винтовку, которая безотказно воевала и в Первую мировую, и в Великую Отечественную войну. Это училище гордится и тем, что в его стенах учились Николай Ярошенко, знаменитый русский художник, и не менее знаменитый скульптор Клодт, чьи скульптуры коней украшают Аничков мост в Санкт-Петербурге.
В военном училище у Владислава Пьявко, что называется, «прорезался» голос. Он был запевалой 3-й батареи 1-го дивизиона училища, и в конце 1950-х годов Коломна была первым слушателем и ценителем будущего солиста Большого театра, когда его голос разносился по всему городу во время праздничных парадов.
13 июня 1959 года, будучи в Москве по случаю отпуска, курсант В. Пьявко попал на спектакль «Кармен» с участием Марио дель Монако и Ирины Архиповой. Этот день перевернул его судьбу. Сидя на галерке, он понял, что его место на сцене. Через год, едва окончив училище и с огромным трудом уволившись из армии, Владислав Пьявко поступает в ГИТИС имени А.В. Луначарского, где получает высшее музыкальное и режиссерское образование по специальностям артист и режиссер музыкальных театров (1960–1965). Искусству пения он в эти годы обучался в классе заслуженного деятеля искусств Сергея Яковлевича Ребрикова, драматическому искусству – у прекрасных мастеров: народного артиста СССР Бориса Александровича Покровского, артиста Театра имени М.Н. Ермоловой, заслуженного артиста РСФСР Семена Хаанановича Гушанского, режиссера и актера Театра «Ромен» Анхела Гутьерреса. Одновременно он занимался на курсе режиссеров музыкальных театров – Леонида Баратова, знаменитого оперного режиссера, в то время – главного режиссера Большого театра СССР.
После окончания ГИТИСа Владислав Пьявко в 1965 году выдерживает огромный конкурс в стажерскую группу Большого театра СССР. В том году из 300 претендентов были приняты всего шестеро, в том числе тенор Владислав Пьявко.
В ноябре 1966 года В. Пьявко участвует в премьере Большого театра «Чио-Чио-сан», исполняя партию Пинкертона. Главную партию на премьере исполняла Галина Вишневская.
В 1967 году его направляют на двухгодичную стажировку в Италию, в театр «Ла Скала», где он занимается у Ренато Пасторино и Энрико Пьяцца. Состав стажеров театра «Ла Скала» от СССР был, как правило, многонациональным. В эти годы с Владиславом Пьявко стажировались Вацис Даунорас (Литва), Зураб Соткилава (Грузия), Николай Огренич (Украина), Ирина Богачева (Ленинград, Россия), Гедре Каукайте (Литва), Борис Лушин (Ленинград, Россия), Болот Минжилкиев (Киргизия). В 1968 году Владислав Пьявко вместе с Николаем Огреничем и Анатолием Соловьяненко принимает участие в Днях культуры Украины во Флоренции в театре «Коммунале».
В 1969 году после окончания стажировки в Италии он едет с Николаем Огреничем и Тамарой Синявской на Международный конкурс вокалистов в Бельгию, где завоевывает 1-е место и малую золотую медаль среди теноров вместе с Н. Огреничем. А в борьбе финалистов «по голосам» за Гран при завоевывает 3-е место. В 1970 году – серебряная медаль и 2-е место на Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве.
С этого момента начинается интенсивная работа В. Пьявко в Большом театре. Одна за другой появляются в его репертуаре труднейшие партии драматического тенора: Хозе в «Кармен» Ж. Бизе вместе с прославленной Кармен мира Ириной Архиповой, Самозванец в «Борисе Годунове» М. Мусоргского.
В начале 1970-х годов Владислав Пьявко на протяжении 4 лет является единственным исполнителем Радамеса в «Аиде» и Манрико в «Трубадуре» Дж. Верди, в то же время пополняя свой репертуар такими ведущими теноровыми партиями, как Каварадосси в «Тоске» Дж. Пуччини, Михаил Туча в «Псковитянке» и Гришка Кутерьма в «Сказании о невидимом граде Китеже» Н. Римского-Корсакова, Германн в «Пиковой даме» и Водемон в «Иоланте» П. Чайковского, Андрей Хованский в «Хованщине» М. Мусоргского. В 1975 году он получает первое почетное звание – «Заслуженный артист РСФСР».
В 1977 году Владислав Пьявко покоряет Москву своим исполнением Ноздрева в опере «Мертвые души» Р. Щедрина и Сергея в «Катерине Измайловой» Д. Шостаковича. В 1978 году ему присуждается почетное звание «Народный артист РСФСР».
Владислав Пьявко относится к наиболее ярким представителям российского оперного искусства. Его исполнение ведущих партий тенорового репертуара на сцене Государственного академического Большого театра относится к числу наиболее запоминающихся страниц истории прославленного театра.
Певец много гастролировал по стране и за рубежом. Он участник многих международных фестивалей как оперной, так и камерной музыки. Голос певца слышали аудитории Греции и Англии, Испании и Финляндии, США и Кореи, Франции и Италии, Бельгии и Азербайджана, Нидерландов и Таджикистана, Польши и Грузии, Венгрии и Киргизии, Румынии и Армении, Ирландии и Казахстана, многих других стран. Выступления на зарубежных сценах, где в числе его партнерш были такие звезды мировой оперной сцены, как Г. Димитрова, Р. Кабайванска, А. Томова-Синтова, Б. Линдхольм, И. Токоди, и другие, немало способствовали утверждению международного престижа отечественной вокальной школы и оперного исполнительства.
Мировой сенсацией стало исполнение В. Пьявко сложнейшей главной партии в опере П. Масканьи «Гульельмо Ратклифф» в оперном театре города Ливорно (Италия). Эта партия считается практически недоступной для исполнения – за более чем сто лет с момента написания оперы российский тенор стал лишь четвертым исполнителем партии Гульельмо, за что в 1984 году был удостоен именной золотой медали «Владислав Пьявко – Великий Гульельмо Ратклифф» и Диплома города Ливорно, а также серебряной медали Пьетро Масканьи общества «Друзья оперы». Он стал первым русским тенором, получившим золотую именную медаль в Италии, на родине теноров, за исполнение оперы итальянского композитора. В 1989 году В. Пьявко становится солистом Государственной немецкой оперы (Staatsoper, Берлин).
С участием В.И. Пьявко записаны оперы, составляющие основной пласт русского оперного репертуара, такие, как «Борис Годунов» (авторская редакция) и «Хованщина» М. Мусоргского, «Мазепа» и «Орлеанская дева» П. Чайковского, «Сказание о невидимом граде Китеже» Н. Римского-Корсакова. Запись «Хованщины» удостоена приза Французской академии грамзаписи. Запись оперы Р. Щедрина «Мертвые души» также получила высокую оценку мировой музыкальной критики и была удостоена приза «Critic Choice» (Англия).
В.И. Пьявко – соавтор сценария и один из режиссеров художественного музыкального фильма «Ты мой восторг, мое мученье…» (1983), в котором он также исполнил главную роль.
В 1980-е годы В.И. Пьявко в течение 5 лет преподавал в ГИТИСе на кафедре сольного пения факультета артистов музыкальных театров. За это время он воспитал нескольких певцов, среди которых – рано ушедший из жизни Вячеслав Шувалов, который исполнял народные песни и романсы, был солистом Всесоюзного радио и телевидения; Николай Васильев стал ведущим солистом Большого театра СССР, заслуженным артистом РСФСР; Людмила Магомедова два года стажировалась в Большом театре, а затем была принята по конкурсу в труппу Государственной немецкой оперы в Берлине на ведущий сопрановый репертуар (Аида, Тоска, Леонора в «Трубадуре» и т.д.); Светлана Фурдуй несколько лет была солисткой Казахского оперного театра в Алма-Ате, затем уехала в Нью-Йорк.
На протяжении всей своей творческой карьеры В.И. Пьявко много и активно выступает в России в спектаклях оперных театров российских городов и с сольными концертными программами. Он неоднократно выступал в Самаре, Саратове, Уфе, Чебоксарах, Сургуте, Иркутске, Краснодаре, Нижневартовске, Тюмени, Казани, Новосибирске, Екатеринбурге, Владимире, Волгограде, Норильске, Коломне, Челябинске, Туле, Сыктывкаре, Курске, Воронеже, Тамбове, Ярославле, Астрахани, Хабаровске, Якутске, Магадане. Концертный репертуар артиста включает более 500 произведений камерного вокального жанра, а также партии в вокально-симфонических произведениях крупных форм. В.И. Пьявко является одним из лучших интерпретаторов вокальной музыки Г.В. Свиридова, первым исполнителем сложнейшего произведения композитора – вокальной поэмы на стихи С. Есенина «Отчалившая Русь».
Всю жизнь неотъемлемой частью творчества Владислава Пьявко являются песни народов мира – русские, итальянские, украинские, бурятские, испанские, неаполитанские, каталонские, грузинские... С Академическим оркестром русских народных инструментов Всесоюзного радио и телевидения под управлением народного артиста СССР Николая Некрасова он гастролировал во многих странах мира и записал две сольные пластинки испанских, неаполитанских и русских народных песен.
Продолжая вести активную концертную деятельность, участвуя в спектаклях оперных театров России и СНГ и музыкальных фестивалях, в последнее десятилетие В.И. Пьявко серьезно сосредоточен на музыкально-просветительной и общественной работе, направленной прежде всего на содействие профессиональному становлению молодых российских исполнителей. Он – член жюри Международного конкурса вокалистов имени М. Глинки, Первого открытого конкурса вокальной музыки имени Г. Свиридова, член оргкомитета Международного конкурса камерных ансамблей имени С. Танеева.
Являясь первым вице-президентом Международного союза музыкальных деятелей и Фонда Ирины Архиповой, В.И. Пьявко занимается организацией многочисленных концертов-представлений молодых российских певцов, просветительных акций, музыкальных фестивалей, благотворительных концертов, звукозаписей. Широкую известность получил руководимый им проект «Владислав Пьявко и компания. Парад теноров», в рамках которого молодые солисты подготовили три программы классической вокальной музыки и программу военных песен и песен о Великой Отечественной войне. Проект под художественным руководством В.И. Пьявко «Русская камерная вокальная лирика – от Глинки до Свиридова», в котором молодые солисты оперных театров и концертных организаций Москвы на протяжении двух сезонов подготовили девять программ русского классического романса, не только явился яркой творческой акцией, но и имел огромное просветительное значение.
Яркими событиями музыкальной жизни Москвы с 2001 года являются ежегодные торжественные церемонии вручения премий Фонда Ирины Архиповой. Они сопровождаются интересными музыкальными программами, художественным руководителем и режиссером-постановщиком которых является В.И. Пьявко. К участию в программах привлекаются ведущие мастера исполнительского искусства и творческая молодежь из регионов России. Таковы исполнения композиций по операм «Набукко» и «Дон Карлос» Дж. Верди, «Норма» В. Беллини (Большой зал Консерватории), Гранд гала к 200-летию М. Глинки (сцена Государственного академического Малого театра), Гранд гала «В честь Архиповой» в Государственном академическом Большом театре России и другие.
Владислав Пьявко выступил организатором и художественным руководителем гала-концерта в Большом зале Московской консерватории лауреатов двух вокальных конкурсов – ХХI Международного конкурса вокалистов имени Глинки и III Международного конкурса вокалистов имени Бюль-Бюля. Этот проект возвращает к жизни практику масштабного представления столичной публике и музыкальной общественности молодых вокалистов, завоевавших награды на международных конкурсах.
Владислав Пьявко осуществляет художественное руководство оперными фестивалями в Челябинске и Якутске, оказывает постоянную консультационную помощь музыкальным театрам и учебным заведениям российских регионов, проводит мастер-классы, работает в государственных экзаменационных комиссиях.
Певец являлтся главным редактором Издательства Фонда Ирины Архиповой, где успешно осуществляется выпуск книжной серии «Жемчужины мира музыки», в которой уже вышли в свет книги о С. Лемешеве, И. Яунзем, Н. Казанцевой, А. Орфенове.
В 1983 году В.И. Пьявко присвоено почетное звание «Народный артист СССР», в 1993 году – «Народный артист Кыргызстана». Он удостоен премии Правительства Москвы в области литературы и искусства (2004), награды «Золотая плака Чистернино» за партию Каварадосси и серию концертов оперной музыки на юге Италии, приза «Жар-птица» за участие в фестивале «Певческое бьеннале: Москва – Санкт-Петербург» (1995). Академик Международной академии творчества. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени и 7 медалями.
Владислав Пьявко в молодости увлекался спортом: он мастер спорта по классической борьбе, чемпион Сибири и Дальнего Востока среди юношей в конце 1950-х годов в легком весе (до 62 кг).