ЗАХАРОВА Светлана Юрьевна
ЗАХАРОВА Светлана Юрьевна
Заслуженная артистка России, лауреат Государственной премии РФ, Национальной театральной премии «Золотая маска», Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», лауреат международных конкурсов, обладательница приза «Бенуа де ля данс»
Pодилась 10 июня 1979 года в городе Луцке (Украина). Отец – Захаров Юрий Сергеевич (1949 г. рожд.), военнослужащий. Мать – Захарова Галина Даниловна (1955 г. рожд.), педагог, хореограф детской студии.
С 6 лет Светлана занималась плаванием, гимнастикой, народными танцами в районном Доме пионеров. В 1989 году мать привезла ее в Киев держать экзамены в хореографическое училище. Покоренная особым выражением лиц и лебедиными шеями воспитанников, Светлана загорелась желанием поступить. Приемная комиссия оценила ее большой шаг, красивое строение стопы, удлиненные пропорции тела, и абитуриентка была принята. Однако после первого семестра ее учеба прервалась – семья Захаровых переезжала в Восточную Германию по новому назначению отца-военнослужащего. Вернувшись через полгода на Украину и заново сдав экзамены в Киевское хореографическое училище, Светлана продолжила учебу уже во 2-м классе. Все 6 лет на их курсе классический танец преподавала Валерия Сулегина, она же подготовила воспитанницу к Международному конкурсу молодых танцовщиков «Vaganova-Prix» в Санкт-Петербурге. Став лауреатом второй премии, Захарова завершала учебу уже в Вагановской академии и в 15 лет попала сразу на 3-й курс к Елене Евтеевой, в прошлом выдающейся балерине Кировского театра, готовившей свой первый выпуск. Будучи студенткой, Светлана станцевала партию Повелительницы дриад в спектакле Мариинского театра «Спящая красавица», а в следующем году по окончании академии, как и ее одноклассница Дарья Павленко, была принята в труппу Мариинского театра. Не проведя ни дня в кордебалете, Захарова сразу начала с корифейских партий – «четверок», «двоек», дебютировала в партии принцессы Флорины в балете «Спящая красавица», а через 2 месяца работы, когда труппа уехала на гастроли, станцевала свою первую главную партию – Марию в «Бахчисарайском фонтане». Ее постоянным педагогом-репетитором в театре стала Ольга Моисеева, которая подготовила с балериной все ее партии на петербургской сцене, не считая постановок Баланчина, освоенных Светланой при помощи Юрия Фатеева.
В свой первый театральный сезон 1996/1997 годов Захарова выступила также в сложнейших партиях Гюльнары в «Корсаре» и Жизели, Сильфиды в «Шопениане», а также показалась в партии Невесты в современной постановке А. Мирошниченко «Свадебка».
В последующие 6 сезонов на сцене Мариинского театра репертуар С. Захаровой пополнился всеми ведущими партиями в балетах классического наследия. Среди них Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Никия в «Баядерке», принцесса Аврора в «Спящей красавице». Будучи одной из лучших исполнительниц хореографии Баланчина, Захарова исполняла партию Терпсихоры в его «Аполлоне», Бриллианта в «Драгоценностях», а также сольные партии в таких постановках балетмейстера, как «Серенада», «Теперь и тогда».
За это время Светлана много гастролировала по всему миру и приобрела за границей даже большую известность, чем в России. Она танцевала в Нью-Йорке на сцене «Метрополитен-опера», в вашингтонском Кеннеди-центре, в парижском театре «Шатле», в афинском театре «Мегарон», в Аргентине, Австрии и Бразилии, не считая крупнейших международных гала-концертов в «Ла Скала», в Версале, а также международного фестиваля балета «Мариинский». Захарову приглашали для участия в спектаклях Баварской оперы, Нового национального театра в Токио, «Нью-Йорк сити баллет», Римской оперы, Английского национального балета, Американского балетного театра, она стала единственной русской балериной, трижды танцевавшей в Парижской опере. На сегодняшний день Светлана Захарова – самая востребованная мировой сценой русская балерина. Среди ее партнеров – Владимир Малахов, Николай Цискаридзе, Хосе Мануэль Кареньо, Итон Стифел, Жан-Гийом Бар, Игорь Зеленский.
Восхищаясь исключительной техникой и актерским мастерством Захаровой, зарубежные зрители сравнивали ее с лучшими русскими балеринами. «Ей нет сегодня равных в мире!» – подытожил многочисленные восторженные отзывы известный кутюрье Ив Сен Лоран. Михаил Барышников, увидевший танцовщицу во время одной из репетиций в Версале, настоятельно рекомендовал своим парижским коллегам «обратить внимание на Захарову». А мэтр отечественного балетоведения Вадим Гаевский увидел в ее танце «не демонстрацию природного шага, но демонстрацию танца, вырывающегося на простор». Ее огромный шаг или сверхрастяжка вызывали в балетной среде все же меньшие диспуты, нежели 20 лет назад при появлении Надежды Павловой, впервые изменившей сложившимся стереотипам движения. Светлана считает, что много сражалась за новую технику танца.
Казалось бы, ее новшества должны прийтись по вкусу более демократичной Москве. И действительно, уже через несколько месяцев после окончания академии Светлана получила приглашение В. Васильева выступить в партии Одетты в его постановке «Лебединого озера». В тот момент 17-летняя балерина отказалась от предложения, но за 7 последовавших лет трижды танцевала с труппой Большого театра в балете «Жизель», а также в акте теней из балета «Баядерка» на юбилее М.Т. Семеновой. И вот в сентябре 2003 года произошло долгожданное – Светлана Захарова приняла приглашение и стала ведущей солисткой Большого театра. Отныне ее педагог-репетитор – Людмила Семеняка, воспитанница Вагановской академии и некогда балерина Мариинского театра. В московском репертуаре балерины по-прежнему сохраняются «Жизель», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Баядерка» Л. Минкуса, а кроме того, по просьбе П. Лакотта, добавилась его постановка «Дочери фараона». Этот спектакль в исполнении Захаровой записан на DVD французской компанией «Bel Air».
Творческая судьба балерины щедро балует ее не только выступлениями на крупнейших европейских сценах, но и репертуаром, выявившим ее склонность к чисто танцевальной стихии, нежели игровым пантомимным эпизодам драмбалета. Адажио в полной мере раскрывают природу ее дарования – идеальную чистоту танца, мягкость переходов и изумительную выворотность, тщательную фиксацию поз, четкость «дикции» и красоту линий. Лирические героини Светланы Захаровой пленительны своей музыкальностью, женственностью облика.
И пленили они не только многочисленных зрителей всего мира, но и жюри Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (1998), Национальной театральной премии «Золотая маска» (1999). Захарова стала лауреатом Международного конкурса «Vaganova-Prix» (Петербург, 1995) и итальянского журнала «Danza&Danza» в категории «Etoile»(«Звезда»), награждена призом «Надежда» Санкт-Петербургского пивоваренного завода «Балтика» (1997) и специальным призом Санкт-Петербурга «Люди нашего города» за достижения в балете (2001). В 2002 году Захарова была названа в Италии лучшей балериной года.
В 2005 году за исполнение партии Ипполиты–Титании в балете «Сон в летнюю ночь» Светлана Захарова награждена призом Международного союза деятелей хореографии «Бенуа де ля данс». В том же году она удостоена звания заслуженной артистки России.
В 2007 году "за талантливое воплощение сценических образов, развитие великих традиций русского балета" С.Ю.Захарова удостоена Государственной премии РФ за 2006 год.
Прима-балерина Большого театра, звезда международного класса Светлана Захарова не любит шаблонов. Сейчас для нее важно не повторяться даже в одежде, и она строго следит за тем, чтобы ее сценический костюм отличался от костюмов других исполнительниц той же роли. Астрологический знак Близнецов диктует Светлане контрасты настроения, придирчивое отношение к себе и неистощимую энергию. Заставив себя отказаться от суеверий и примет, иногда она смотрит на мир через розовые очки и всегда надеется на везение. Не любит ни моря, ни солнца. Предпочитает отдых в горах и красное вино. Но больше всего мечтает об ультра современной постановке с игрой света и сумасшедшей музыкой, созданной балетмейстером специально для нее.
Живет и работает в Москве.