КАСРАШВИЛИ Маквала Филимоновна
Народная артистка СССР, народная артистка Грузинской ССР, лауреат Государственной премии РСФСР в области литературы и искусства, лауреат Государственной премии Грузинской ССР имени З.Палиашвили
Родилась 13 марта 1942 года в городе Кутаиси (Грузия), в семье служащих. Разведясь с мужем, ее мать одна воспитывала дочь и сына. Жили трудно, раннее детство пришлось на военное время, да и в последующие годы на чью-либо помощь рассчитывать не приходилось. Мать работала, Маквала вела хозяйство. При этом она очень любила петь. В Грузии, кажется, поют все. Собираются вместе и поют изумительно, многоголосно. Маквала унаследовала голос от матери, у которой он был настоящий, большой, к тому же девочка была очень музыкальна. Она постоянно слушала классическую музыку по радио. Позднее певица скажет в одном из интервью: «Я так рано начала мечтать о карьере певицы, что у меня не оставалось времени подумать о других профессиях. В 10 лет я уже поняла, что у меня есть голос, не детский, а настоящий, певческий. Слушала по радио оперную музыку и, еще не вполне понимая, что это такое, пела. Повторяла на слух то, что слышала, и чувствовала, что нашла свою самую большую любовь. Я не хотела даже думать о другой профессии».
Мать отвела Маквалу в музыкальное училище, где та училась на вокальном отделении с 1956 по 1960 год. Но произошло худшее: начались большие проблемы с голосом. Посетивший однажды училище известный певец Зураб Анджапаридзе помог ей показаться бывшей солистке Большого театра, в то время педагогу Тбилисской консерватории Вере Александровне Давыдовой. Та не пришла в восторг от безголосой девчонки, но видя слезы Маквалы, согласилась с нею заниматься и совершила чудо: меньше чем за год ей удалось вернуть Маквале вокальную форму. Так начался звездный путь лучшей ученицы Давыдовой.
Занималась Маквала много, аккуратно посещала не только свои уроки, но и занятия с другими студентами. Неудивительно, что к ней быстро пришел успех. Отучившись один год вместо положенных двух на подготовительном отделении, она стала студенткой консерватории у той же Давыдовой. С благодарностью вспоминает Касрашвили о своем педагоге: «Прекрасный музыкант, мудрый, талантливый педагог, Вера Александровна раскрыла передо мной волшебную красоту классической музыки, поэзии. Тогда в мою жизнь начинали входить такие сложные понятия, как вокальная техника, чувство стиля, культура пения, – все то, из чего складывается профессионализм, мастерство оперного артиста».
В 1964 году в Оперной студии консерватории поставили «Орфей» Х.В. Глюка, где Касрашвили исполнила партию Эвридики. На этот студенческий спектакль откликнулся такой солидный журнал, как «Советская музыка», где в заметке о нем отметили красоту голосов, выразительность пения и сценическое обаяние исполнителей главных партий
М. Касрашвили и Т. Гургенидзе.
А в 1965 году Маквала приняла участие в Закавказском конкурсе музыкантов-исполнителей и стала лауреатом первой премии. Молодая певица надеялась быть принятой в Тбилисский оперный театр, но случилось то, чего она не предполагала. В Тбилиси приехали представители Большого театра во главе с руководителем оперной труппы А.И. Орфёновым в поисках голосов для стажерской группы. Позднее в своей книге «Юность, надежды, свершения» Орфенов вспоминал о знакомстве с Касрашвили: «Она спела арии из опер “Чио-Чио-Сан” и “Богема”». Грудной, теплый голос, искренность исполнения, музыкальная собранность – по всем данным девушка удовлетворяла требованиям Большого театра». В феврале 1966 года после прослушивания в Большом театре Маквала была принята в стажерскую группу. За год она спела партии Прилепы в «Пиковой даме» П.И. Чайковского и Микаэлы в «Кармен» Ж. Бизе и стала солисткой труппы. Не раз партнером Маквалы в последнем спектакле был Владимир Атлантов, который считал, что «исполнение ею этой партии, особенно арии в горах, может быть причислено к лучшим образцам современного музыкального исполнительства».
Спустя много лет, когда солистка оперы М. Касрашвили, удостоенная наград, отметила 40-летие своей творческой деятельности, можно с уверенностью сказать, что к лучшим образцам относятся многие партии из репертуара певицы.
Так, на ее выступление в партии графини в «Свадьбе Фигаро» В.А. Моцарта, которая была всего лишь третьей у молодой певицы, откликнулась сама Г.П. Вишневская, ведущее сопрано Большого. Она отметила не только красивый голос, ровный во всех регистрах, отсутствие каких-либо внешних эффектов, но особенно отметила, что молодая певица владеет «той степенью профессионализма, без которого нельзя выступать на сцене Большого театра».
Вхождение Касрашвили в репертуар театра сопровождалось ее победами на вокальных конкурсах. Так, в 1968 году на IX Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии она стала лауреатом второй премии, получила серебряную медаль.
Блистательная победа была ею одержана и на IX Международном конкурсе в Монреале (Канада) в 1973 году. Касрашвили была удостоена второй премии «Гран-при». И специального приза – уже после второго тура за лучшее исполнение пьесы «Арканы» М. Шеффера. Многие газеты отметили успех певицы. Газета «Ле девуар» писала: «Аплодируя стоя, стуча ногами, крича “браво” с такой силой, которая была похожа на истерику, многочисленная публика, присутствовавшая на этом гала-концерте, больше всего была чувствительна к исполнению “Висси д, арте” Тоски Пуччини в исполнении Касрашвили».
Певица необычайно обаятельна в лирических партиях, созданные ею образы отличаются нежностью и теплотой, свойственными самой певице. Но она была не согласна с тем, что ее считают исключительно лирическим сопрано. Ее тянуло к партиям драматическим, и она доказала, что может их исполнять. «…Каждый раз мне, человеку, достаточно искушенному в оперном искусстве, казались удивительными ее преображения… Героини М. Касрашвили – женщины разных времен и характеров. Для меня до сих пор остается загадкой, как певица может каждый раз неузнаваемо меняться», – говорит ее партер по сцене Евгений Нестеренко.
Она - Маргарита в «Фаусте» Ш. Гуно, Донна Анна в «Каменном госте» А.С. Даргомыжского, Ольга в «Псковитянке» и Феврония в «Сказании о невидимом граде Китеже»
Н.А. Римского-Корсакова, Леонора в «Трубадуре», Амелия в «Бале-маскараде», Аида (кстати, и Амнерис) в «Аиде» – всё это оперы Дж. Верди; Сантуцца в «Сельской чести» П. Масканьи, Адриенна Лекуврёр в одноименной опере
Ф. Чилеа, Турандот в опере Дж. Пуччини… Она работала с разными режиссерами, но наибольшее количество партий, среди которых ее самые лучшие и любимые, она сделала с великим
Б.А. Покровским. «Он воспитал меня как актрису, - говорит певица. - С ним я сделала Татьяну, Наташу Ростову, Полину в “Игроке”». Это он дал мне спеть Тоску, хотя все были против…» К названным партиям надо еще прибавить Любку в «Семёне Котко» С.С. Прокофьева, Франческу, Лизу и Иоанну в операх П.И. Чайковского «Франческа да Римини», Пиковую даму, Орлеанскую деву, Войславу в «Младе» Римского-Корсакова, Дездемону в «Отелло» Верди, Тамару в опере грузинского композитора О.В. Тактакишвили «Похищение луны». Не утратив лирического обаяния, Касрашвили поднялась в драматических партиях до высот трагизма; к тому же в операх Прокофьева смогла овладеть новым по сравнению с прежними классическими операми музыкальным языком, найти новую вокальную манеру для создания характеров своих героинь.
Безупречность вокального мастерства, искренность чувств, глубина переживаний, большая творческая чуткость – все это делает Касрашвили желанной партнершей для певцов, и когда рядом равные ей по масштабу дарования, тогда спектакли достигают высокого художественного уровня. Самый постоянный ее партнер еще с консерваторской скамьи – Зураб Соткилава.
Полное признание Касрашвили получила и у зарубежных коллег. После сенсационного выступления на вокальном конкурсе в Монреале певица много гастролирует за рубежом, поет спектакли и концерты. Вот не полный перечень ее выступлений. В 1970-х годах она выступала в Польше на фестивале «Варшавская осень», в Оперном театре г. Пловдива в «Евгении Онегине». В Чехословакии на сценах Праги и Братиславы пела в «Евгении Онегине» и участвовала в постановке «Пиковой дамы». Приняла участие в гастролях Большого театра в Париже, где была отмечена критикой за исполнение партии Татьяны. Во время гастролей Большого театра в Монреале, в Милане в театре «Ла Скала», в Нью-Йорке в театре «Метрополитен» любители вокального искусства познакомились с певицей в спектаклях «Евгений Онегин», «Семен Котко», «Война и мир», «Игрок». Критика вновь отметила ее положительными отзывами.
В Монреале она участвовала в первом исполнении в этой стране Четырнадцатой симфонии Д.Д. Шостаковича. Она совершила турне по 13 городам Канады и США, где участвовала в концертах.
Во время выступлений в театре «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк) пресса выделяла Касрашвили из всех сопрано Большого. В результате ее пригласили на постановку в этом театре «Евгения Онегина». Однако Госконцерт препятствовал этим гастролям, поскольку певица не скрывала своих дружеских отношений с опальными в то время Г.П. Вишневской и М.Л. Ростроповичем. Благодаря вмешательству министра культуры П.Н. Демичева гастроли были разрешены и прошли с большим успехом.
В 1980-х М. Касрашвили четыре сезона работала в театре «Ковент Гарден» в Лондоне, где на нее были поставлены оперы В. Моцарта «Дон Жуан» и «Милосердие Тита», в которых она исполнила партии Донны Анны и Вителлии. Вот одна из рецензий в газете «Файненшнл таймс»: «Касрашвили (Донна Анна) – самая поразительная. Её голос должным образом плотный и блестящий, одновременно великолепно нежный. Она фразирует с подлинным музыкальным мастерством; сопровождающие речетативы были утонченно исполнены, она смотрелась и двигалась великолепно … О таком исполнении можно только мечтать».
Маквала участвовала в постановке «Пиковой дамы» в Болонье, затем в постановке «Сельской чести» в Финской опере. Финская критика отметила - ее исполнение прошло на таком высоком уровне, что трудно поверить, что певица исполняла эту партию впервые (в Большом театре она исполнила ее позднее).
Также впервые партию Аиды она спела в Мюнхене, причём без репетиции, чем поразила дирижера Нелло Санти, и он рекомендовал её для участия в спектакле «Арена ди Верона» Касрашвили споет Аиду также в Венской опере.
И ещё одно первое исполнение в эти годы на счету певицы – партия Елизаветы в опере «Дон Карлос» Дж. Верди на фестивале в Савонлинне в Финляндии.
Она выступала на музыкальных фестивалях Камерной музыки в Тулоне и Туре (Франция) с оркестром «Виртуозы Москвы» под руководством В. Спивакова, в Ванкувере (Канада) в театре «Орфеум» в гала-концерте в честь открытия Всемирной выставки «ЭКСПО - 86».
Сенсационным станет исполнение ею романсов С.В. Рахманинова на музыкальном фестивале в Бостоне. Выступит она и на фестивале в Нью-Порте, в Чикагской опере в «Аиде» и примет участие в концертном исполнении в Питтсбурге оперы «Млада» (дирижер Майкл Тилсон Томас).
Необычный концерт состоялся в Белграде (Югославия), где М. Касрашвили исполнила сочинения «Ave Maria» разных композиторов в сопровождении хора мальчиков Российской хоровой академии под руководством В. Попова.
1990-е годы также были насыщены гастрольными выступлениями певицы. Она снова приняла участие в гастролях Большого театра в «Мет», во время которых пела в «Орлеанской деве» и «Младе».
Спела «Сельскую честь» в Сиэтле (впервые в Америке), затем в Хьюстоне и в Вашингтоне под управлением дирижера Кела Стюарта Келлога. «Эта дива из Большого - настоящая ценность. Ее пение магически держало зал», – писала газета «Вашингтон пост».
В Нью-Йорке, в знаменитом зале «Карнеги-холл», она участвовала в концертном исполнении «Князя Игоря» А. Бородина, а также в концертном исполнении «Пиковой дамы» в Мадридской филармонии (дирижер Гомес Мартинес).
Интереснейшим событием было участие Касрашвили в исполнении «Военного реквиема» Б. Бриттена с Европейским молодым оркестром (дирижер М. Ростропович) в Англии (Бирмингем), во Франции (Ницца), в Испании (Мадрид) и снова в Англии (Лондоне, знаменитый зал «Альберт-холл»).
Невозможно не сказать о целом ряде новых партий, спетых Касрашвили в эти годы. Это Мадалена в опере «Андре Шенье» У. Джордано в Сеульской опере (Южная Корея). Как скажет сама певица, «партия архисложная – интонационно, по текстуре, по драматической экспрессии. Но она оказалась мне близка…» Большое впечатление у самой певицы и у публики оставила ее работа в операх (концертное исполнение) «Лоэнгрин» Р. Вагнера, где она исполнила абсолютно новые для себя по характеру партии злодеек Ортруды (Роттердам, Голландия) и Иродиады, «Саломея» Р. Штрауса (Израиль, обе - дирижер В. Гергиев), а в опере «Электра» того же композитора – мягкую, безвольную Хризотемис (Торонто, Канада).
В 2000 году в Нью-Джерси Касрашвили снова поет в «Аиде», но на этот раз не главную партию, которую она все годы исполняла в Большом театре и в разных театрах мира, а партию Амнерис (после споет ее и в Большом) и примет участие в Бардском фестивале классической музыки. Еще в 1998 году она пела на этом фестивале в концертном исполнении «Орлеанскую деву» под управлением дирижера
Л. Бернстайна.
В 2004 году М.Касрашвили исполнила совсем необычные для нее острохарактерные партии – Подточиной в опере «Нос»
Д. Шостаковича и Вавы в его оперетте «Москва – Черёмушки».
В разные годы она выступала с концертами в Греции в нескольких городах, включая Афины (в знаменитом концертном зале «Мегарон»).
Разнообразны программы ее выступлений в театрах и концертных залах бывшего СССР. Это фестивали «Русская зима» и «Московские звёзды» (Москва), фестивали, посвященные П.И. Чайковскому (Воткинск, Ижевск), «Весна Ала-Тоо» (Фрунзе), «Янтарное ожерелье» (Калининград), молодых оперных певцов (Харьков), «Мелодии Советского Закавказья» (Грузия) и другие.
Она поет в крупнейших залах Москвы концерты «К 200-летию со дня рождения
Л. Бетховена» (Большой зал Московской консерватории), «К 230-летию со дня рождения
В.А. Моцарта» (Бетховенский зал Большого театра). Арии из опер современных композиторов Шостаковича, Прокофьева, Стравинского (Концертный зал имени П.И. Чайковского), «Декабрьские вечера» в Музее имени А.С. Пушкина с «Виртуозами Москвы» и Квартетом имени Бородина, «Звезды в Кремле».
Концерты в Смоленске, Ленинграде, Одессе, Омске, Челябинске и других городах. Спектакли в Киеве, Минске, Свердловске и особенно часто в Тбилиси. Здесь помимо опер «Евгений Онегин», «Иоланта», «Отелло», «Тоска», «Похищение луны» она пела «Реквием»
Дж. Верди и «Маленькую торжественную мессу» Дж. Россини.
В ее репертуаре, кроме арий из опер и романсов есть вокальные циклы: на музыку
Д. Шостаковича «Пять сатир» на слова
С. Чёрного, «Семь романсов» на стихи А. Блока, на стихи А. Ахматовой, духовная музыка с хоровым коллективом «Благовест».
Что касается зарубежных партнеров, ей памятны выступления с Л. Паваротти,
П. Доминго, Н. Геддой, а из дирижеров - особенно с К. Пендерецким, под управлением которого она участвовала не раз в исполнении Четырнадцатой симфонии Шостаковича.
С участием М. Касрашвили записаны оперы «Франческа да Римини», «Игрок», «Отелло», есть и сольные записи на дисках.
Певица была членом жюри на III Международном конкурсе Е. Образцовой (2003).
Продолжая работать на оперной сцене, М. Касрашвили с 2002 года является управляющей творческими коллективами оперной труппы Большого театра.
М. Касрашвили – народная артистка СССР (1986), народная артистка Грузинской ССР (1980), лауреат Государственной премии РСФСР в области литературы и искусства (1998), лауреат Государственной премии Грузинской ССР имени З. Палиашвили (1983). Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2001).
Что касается личной жизни певицы, было всё: замужество, любовь, но… «Все-таки я могу сказать, что ради любви я не смогла бы жертвовать своим любимым делом, своей карьерой», - говорит она.
У певицы два любимых хобби – коллекционирование записей вокалистов и быстрая езда.