АТЛАНТОВ Владимир Андреевич
Народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР
Родился 19 февраля 1939 года в Ленинграде, в семье оперных певцов. Отец – Атлантов Андрей Петрович (1906–1971), бас, солист МАЛЕГОТа и Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. Мать – Елизарова Мария Александровна (1897–1978), лирическое сопрано, педагог, заслуженная артистка РСФСР, солистка МАЛЕГОТа и Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова, затем – консультант по вокалу в Кировском театре. Супруга – Милашкина Тамара Андреевна (1934 г. рожд.), выдающаяся оперная певица, лирико-драматическое сопрано, народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР. Дочь – Атлантова Лада Владимировна (1963 г. рожд.).
Владимир Атлантов вырос за кулисами театра. Он рано начал заниматься сольным пением: в возрасте 6 лет поступил в Ленинградскую государственную академическую хоровую капеллу имени М.И. Глинки, которую окончил по специальности дирижера хора. В 1957 году он был принят на открывшееся подготовительное отделение при вокальном факультете Ленинградской государственной консерватории. Спустя два года Владимир Атлантов поступил на вокальный факультет консерватории в класс Петра Гавриловича Тихонова (тенор), оперный класс Алексея Николаевича Киреева, где столкнулся с определенными вокальными проблемами (неправильными навыками певческого дыхания, приобретенными в результате хорового пения в детском возрасте). По личной просьбе Атлантов был переведен в класс Натальи Дмитриевны Болотиной (драматическое сопрано). По словам певца, преодолеть вокальные проблемы ему помог метод Карузо, с которым он познакомился в книге Фучито Сальва и Бейера «Искусство пения и вокальная методика Карузо» (1935). Занятия шли настолько успешно, что уже в 1962 году, еще будучи студентом 4-го курса, Атлантов был принят в труппу Кировского театра стажером. В 1963 году Атлантов успешно окончил консерваторию и поступил в Кировский театр уже на должность солиста.
Учась на последнем курсе консерватории, в оперной студии при ней он подготовил и спел три партии: Ленского в опере «Евгений Онегин», Альфреда в «Травиате» и Хозе в «Кармен». Эти же партии впоследствии вошли в репертуар певца в Кировском театре.
В 1962 году Владимир Атлантов получил серебряную медаль на II Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М.И. Глинки и был направлен на вокальную стажировку в Милан, в Школу усовершенствования оперных певцов при театре «Ла Скала», где провел два сезона (1963/64, 1964/65). Певцы из СССР занимались вокальной техникой у прославленного маэстро, в прошлом известного лирического тенора Э. Барра, а также готовили по две за сезон оперные партии с бывшим ассистентом Тосканини, дирижером и концертмейстером Э. Пьяцца. За свой первый сезон в школе при «Ла Скала» Владимир Атлантов подготовил партии Герцога Мантуанского и Рудольфа (оперы «Риголетто» и «Богема»). За второй сезон – партии Ричарда (опера Верди «Бал-маскарад») и Каварадосси (опера «Тоска» Пуччини). Именно в Италии Атлантов приобрел свои основные технические навыки.
По возвращении из Италии в 1965 году Атлантов подготовил и спел в Кировском театре во время его гастролей в Москве партию Альваро в опере Верди «Сила судьбы». Услышав его знаменитый американский импресарио С. Юрок, работавший с артистами из Советского Союза, пригласил Атлантова в его первое заграничное турне для выступления в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, но тот не смог добиться официального разрешения им воспользоваться.
В 1966 году, в возрасте 27 лет, Атлантов исполнил на сцене Кировского театра под управлением дирижера Константина Симеонова одну из своих коронных ролей – партию Германа в «Пиковой даме» Чайковского. В том же году Атлантов стал победителем (первая премия и золотая медаль) III Международного конкурса имени П.И. Чайковского, на котором тогда конкурс по специальности «сольное пение» был объявлен впервые. После этой победы Владимира Атлантова перевели в Большой театр. Ранее, за время работы в Кировском театре, он несколько раз выступил в Большом театре в качестве гастролера. Его первыми спектаклями в Москве в 1964 году стали «Травиата» (4 октября) и «Евгений Онегин» (7 октября).
В 1967 году молодой певец занял призовые места на престижных международных конкурсах в Софии (III Международный конкурс, первая премия) и в Монреале (Международный конкурс вокалистов, четвертая премия). В том же году, во время знаменитых первых обменных гастролей двух театров, Владимир Атлантов в составе труппы Большого театра пел в Милане на сцене «Ла Скала».
На сцене Большого театра Владимир Атлантов исполнил 18 партий, из них 13 новых. В репертуар певца вошли: Альфред – «Травиата» Верди (1964); Ленский – «Евгений Онегин» Чайковского (1964); Хозе – «Кармен» Бизе (1966); Германн – «Пиковая дама» Чайковского (1968); Владимир Игоревич – «Князь Игорь» Бородина (1968); Пинкертон – «Чио-Чио-Сан» Пуччини (1968); Дон Карлос – «Дон Карлос» Верди (1970); Каварадосси – «Тоска» Пуччини (1971); Паоло – «Франческа да Римини» Рахманинова (1973); Семен – «Семен Котко» Прокофьева (1973); Водемон – «Иоланта» Чайковского (1974); Самозванец – «Борис Годунов» Мусоргского (1974); Садко – «Садко» Римского-Корсакова (1976); Дон Жуан – «Каменный гость» Даргомыжского (1976); Отелло – «Отелло» Верди (1978); Моцарт – «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова (1978); Канио – «Паяцы» Леонкавалло (1985); Андрей – «Мазепа» Чайковского (1986).
Голос Владимира Атлантова – лирико-драматический тенор – исключителен по красоте тембра, выразительности и мощи. Природный артистизм, счастливая сценическая внешность и техническая свобода позволили певцу создавать на сцене оперные образы, захватывающие нетривиальностью психологических характеристик и звуковым великолепием. Многие из них – Германн, Каварадосси, Хозе, Отелло, Канио – вошли в историю Большого театра как эталоны исполнительского мастерства. Вершинными достижениями певца являются также образы Дон Жуана и Самозванца.
В своих ранних лирических партиях, раскрывая образы Ленского и Альфреда, Атлантов повествует о большой, всепоглощающей любви. Несмотря на различие этих образов, героев объединяет владеющее ими чувство как единственный смысл жизни, средоточие всей глубины, красоты натуры. Лирическое начало, преумноженное годами совершенствования, ярко сказывалось и на последующем драматическом репертуаре певца. Тема любви, которую надо отстаивать, за которую приходится бороться, любви как испытания прочности, праведности души, любви, не прощающей предательства и падения, осталась одной из основных в творчестве Атлантова. В образе Каварадосси, например, Атлантов прежде всего выявляет талант любви, жажду жизни ради любви. Вместе с тем в любом фрагменте этой партии он неизменно подчеркивает тот духовный стержень, который формирует натуру его героя – человека свободолюбивого и независимого, мужественного и гордого.
Искусство Владимира Атлантова в первую очередь устремлено к тому, чтобы донести до слушателя психологическую правду характера. Для этого певец привлекает бесконечные оттенки вокальной выразительности. Стараясь глубоко проникнуть в замысел композитора, Атлантов всегда видит воплощаемый образ по-своему и умеет найти для него точное музыкально-драматургическое решение. Так, Самозванца в «Борисе Годунове» Мусоргского он изображает прежде всего натурой незаурядной, полемизируя с теми исполнителями, которые видят в нем простака, возомнившего себя самодержцем. В его Самозванце ощущается скрытая сила, отчетливо проступают черты дерзкого, но трезвого и расчетливого честолюбца.
Психологическая окраска звука, фразы, интонационные метаморфозы, подтверждающие изменения характера героя, – неотъемлемая составляющая актерского мастерства Атлантова. В развитии интонации, в частности, как в зеркале, отражаются этапы падения его Отелло. Прежде благородный праведный тон перерождается в раскаленный, сокрушительный зов мести и, наконец, в глубокую печаль и тихое отчаяние. Партия Отелло стала одной из самых ярких работ Владимира Атлантова в Большом театре. Именно в этой роли воплотились неукротимый темперамент певца, его необыкновенная лиричность и высокая трагедийная патетика. После его выступления в роли Отелло в Большом театре и за рубежом (впервые за границей – в 1980 году, в Мюнхене) в прессе появились сообщения о том, что Атлантов признан лучшим Отелло. Певец был награжден призом «Золотое перо критики» (Висбаден, 1972). В 1978 году он в числе семи лучших теноров мира был приглашен выступить в концерте, посвященном 100-летнему юбилею Энрико Карузо, проходившему в неаполитанском театре «Сан Карло». В 1987 году Владимир Атлантов был удостоен почетного титула Каммерзенгера Венской государственной оперы.
В 1988 году Владимир Атлантов покинул Москву и Большой театр, продолжив оперную карьеру за границей. Первой новой ролью певца за рубежом стал Князь Андрей в «Хованщине» Мусоргского, поставленной в Венской государственной опере в 1989 году. В том же году певец впервые выступил в партии Самсона в опере Сен-Санса «Самсон и Далила» в театре Западного Берлина. В 1995 году в Сан-Франциско в гастрольном спектакле Мариинского театра Владимир Атлантов спел новую для себя партию Финна в опере «Руслан и Людмила» Глинки. За рубежом певец впервые исполнил партии Луиджи в опере «Плащ» Пуччини и Ричарда в опере «Бал-маскарад» Верди. Наиболее часто исполняемыми партиями Владимира Атлантова за рубежом оставались Германн, Канио и Отелло.
Уехав из России, Владимир Атлантов выступал на лучших сценах мира: «Ла Скала» (1990), «Метрополитен-опера» (1993, 1994), «Ковент-гарден» (1989, 1993), Венская государственная опера (1988–1993), “Опера Бастиль” в Париже (1991, 1992), театр «Колон» в Буэнос-Айресе (1995), в оперных театрах Гамбурга (1988, 1989, 1992, 1993, 1995), Штуттгарта (1988–1993), Барселоны (1988, 1992), Западного Берлина (1988, 1989, 1991, 1993), в Термах Каракаллы в Риме (1990, 1994), в Мюнхене (1991, 1993, 1994), Лас-Пальмасе (1988, 1989), Питтсбурге (1990), Сан-Франциско (1990, 1996), Коста-Меса, США (1992, 1995, 1996), Филармонии Бостона (1991), Японии (Нагасаки, Осака, Токио; 1991, 1994), на фестивалях в Брегенце (1991), Арена ди Верона (1994). Последний спектакль с участием Владимира Атлантова – «Паяцы» состоялся 1 марта 1996 года в Дортмунде (Германия).
Партнерами Владимира Атлантова на оперной сцене были как выдающиеся отечественные певцы: Тамара Милашкина, Галина Вишневская, Ирина Архипова, Елена Образцова, Юрий Мазурок, Иван Петров, Евгений Нестеренко, Мария Биешу, Маквала Касрашвили, Александр Ведерников, Артур Эйзен, Ирина Богачева, Людмила Филатова, Галина Ковалева, Мария Гулегина, Паата Бурчуладзе, Анатолий Кочерга, Владимир Чернов, Дмитрий Хворостовский, Сергей Лейферкус, Елена Заремба, Анна Нетребко, Галина Горчакова, – так и зарубежные солисты, среди которых Мирелла Френи, Николай Гяуров, Пьеро Каппуччилли, Ренато Брузон, Катя Ричарелли, Агнес Бальца, Маргарит Прайс, Сэмюэл Рэми, Жозе Ван Дам, Рене Флемминг, Илеана Котрубас, Мати Талвела, Саймон Эстес, Джузеппе Таддеи, Джулия Варади, Кири Те Канава, Бернд Вайкль.
Среди дирижеров, с которыми выступал Владимир Атлантов, следует назвать Константина Симеонова, Евгения Светланова, Юрия Темирканова, Валерия Гергиева, Бориса Хайкина, Юрия Симонова, Марка Эрмлера, Фуата Мансурова, Альгиса Жюрайтиса, Мстислава Ростроповича, Сейджи Озаву, Клаудио Аббадо, Лорина Маазеля, Мьюнг-Вун Чунга, Адама Фишера.
Ряд спектаклей с участием Владимира Атлантова снят на пленку. В Большом театре – это оперы «Садко» (дирижер Ю. Симонов, 1975) и «Пиковая дама» (дирижер М. Эрмлер, 1983), на Арена ди Верона – спектакль «Отелло» (дирижер Пешко, 1982), в Венской государственной опере – «Хованщина» (дирижер Аббадо, 1989) и «Пиковая дама» (дирижер Озава, 1991).
Певец снялся в телевизионных фильмах-операх: «Каменный гость» (режиссер В. Горикер, 1966), «Моя Кармен» (режиссер В. Окунцов, 1977), «Отелло» (режиссер В. Окунцов, 1979), телевизионном фильме-концерте «Такая большая любовь» (режиссер Л. Останкова, 1987), а также в телевизионных передачах «Где б ни был я» (режиссер В. Окунцов, 1973), «Царская ложа» (автор и ведущая Г. Мшанская, 2002).
С участием Владимира Атлантова фирмой «Мелодия» были выпущены комплекты оперных пластинок: «Борис Годунов» Мусоргского (дирижер М. Эрмлер, 1985), «Пиковая дама» Чайковского (дирижер М. Эрмлер, 1975), «Тоска» Пуччини (на итальянском языке, дирижер М. Эрмлер, 1977), «Чио-Чио-Сан» Пуччини (на итальянском языке, дирижер М. Эрмлер, 1973), «Царская невеста» Римского-Корсакова (дирижер Ф. Мансуров, 1973), «Франческа да Римини» Рахманинова (дирижер М. Эрмлер, 1976), «Иоланта» Чайковского (дирижер М. Эрмлер, 1977), «Каменный гость» Даргомыжского (дирижер М. Эрмлер, 1977), «Князь Игорь» Бородина (дирижер М. Эрмлер, 1970). За рубежом певец записал оперы «Евгений Онегин» (дирижер М. Ростропович, Париж, 1970), «Паяцы» (дирижер Гардели), «Хованщина» (дирижер Аббадо, 1990), «Пиковая дама» (дирижер Озава, 1991).
Владимир Атлантов сделал ряд записей русских романсов (П. Чайковский, С. Рахманинов, В. Абаза, П. Булахов, Б. Шереметьев, А. Гурилев, Л. Малашкин, Н. Листов, А. Обухов) с аккомпаниатором Фаридой Халиловой, а также в сопровождении секстета солистов оркестра Большого театра. В 1985–1987 годах им записан диск «Концертная серенада», куда вошли популярные песни и арии из оперетт на итальянском, испанском, немецком и английском языках (А. Лара, Ф. Легар, Ч. Бракко, Ф. Тости, С. Гастольдони, Д.М. Феррили, Н. Бродский, Р. Леонкавалло, Э. де Куртис, Н. Валенте, В. Д’Аннибале, Э. ди Капуа, А. Буцци-Печчиа, Э. Каннио).
С 7 по 15 сентября 2002 года Владимир Атлантов дал ряд мастер-классов в Санкт-Петербургской консерватории, а также в Академии молодых оперных певцов при Мариинском театре. 15 сентября 2002 года певец принял участие в концерте «Голоса России – великому городу», проходившем в Санкт-Петербургской филармонии в рамках празднования 300-летия Петербурга. На V Конкурсе имени Римского-Корсакова, состоявшемся в Петербурге в ноябре 2002 года, Владимир Атлантов учредил специальный приз «За артистизм», которым наградил Владислава Сулимского.
В.А. Атлантов – народный артист СССР (1976), лауреат Государственной премии РСФСР имени Глинки (1978), Каммерзенгер Венской государственной оперы (1987). Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени (1971, 1981).
Живет в Вене и в Москве.