НЕТРЕБКО Анна Юрьевна
Народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ, Герой труда Кубани, четырехкратный лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», лауреат многих всероссийских и международных конкурсов, лауреат премии Classical BRIT Awards 2008 года в номинации «Лучшая исполнительница», многократный лауреат Премии Echo-Klassik (певица года), член зала славы журнала Gramophone
Анна Нетребко относится к тому нечасто встречающемуся типу оперных певцов, которым отпущено Богом сразу многое: голос, музыкальность, артистизм, красота, коммуникабельность, работоспособность. Своим талантом и искусством, своей космической энергией, чарующей красотой и необыкновенным обаянием она сумела покорить людские сердца на всей планете. Агентство «Associated Press» провозгласило русскую сопрано «новой царствующей дивой начала XXI века».
(Иллюстрированная биография из книги «Кто есть кто в современной России»)
Родилась 18 сентября 1971 года в Краснодаре в семье потомственных казаков. Отец — Нетребко Юрий Николаевич (1934 г. рожд.), инженер-геолог. Мать — Нетребко Лариса Ивановна (1944–2002), инженер связи. Сын — Тиаго Аруа Шротт.
Анна Нетребко стремилась попасть на сцену с детских лет. С детства девочка отличалась неуемной энергией, одинаково увлеченно занималась верховой ездой, рисованием, акробатикой и, конечно, пением. Во время учебы в школе она была солисткой ансамбля «Кубанская пионерия» при краснодарском Дворце пионеров. Параллельно с выступлениями в ансамбле она умудрилась получить разряды по легкой атлетике и звание кандидата в мастера спорта по акробатике, а еще выиграть региональный конкурс красоты «Мисс Кубань».
После окончания школы мечтала стать актрисой. По совету отца (Юрий Николаевич в свое время окончил Ленинградский горный институт) она решила ехать в Санкт-Петербург и поступать в Санкт-Петербургское музыкальное училище имени Н.А. Римского-Корсакова на отделение оперетты при Ленинградской консерватории, чтобы потом каким-то образом перевестись в театральный вуз. Ее музыкальные способности, необыкновенный по красоте и диапазону голос не остались незамеченными приемной комиссией музыкального училища и Анну взяли на вокальное отделение, где она занималась у Татьяны Борисовны Лебедь.
Проучившись два года, она успешно прошла конкурс и поступила в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова, где занималась по классу вокала у профессора Т.Д. Новиченко. Училась как следует, проявляя недюжинное упорство, трудолюбие и любознательность.
На сцену театра консерватории впервые она выбежала в роли веселого козленка в детском спектакле. Голосок звучал звонко, двигалась замечательно (занятия акробатикой в пионерские времена пошли впрок). Потом на той же сцене была роль отважного зверушки в «Рики-Тики-Тави», а дальше последовали партии во «взрослом» репертуаре. С этого времени Анна всерьез увлеклась оперой. Чтобы иметь еще больше возможностей слушать и учиться у признанных мастеров, видеть не только премьеры, но и то, как, репетиция за репетицией они создаются, она устраивается работать в Мариинский оперный театр уборщицей. В течение двух лет наряду с учебой в консерватории лирико-колоратурное сопрано Анна Нетребко мыла полы в фойе театра. К тому времени Анна пением занялась всерьез.
В 1993 году в Смоленске проходил Всероссийский конкурс вокалистов им. М.И. Глинки. Жюри конкурса возглавляла народная артистка СССР Ирина Архипова. Будучи студенткой 4-го курса консерватории, Анна Нетребко не только приняла участие в конкурсе, но и стала его победителем, получив 1-ю премию.
После победы на конкурсе она решила попробоваться в Мариинский театр на небольшие роли. «Я спела одно прослушивание, понравилась, мне сказали прийти еще раз и спеть для Валерия Гергиева, — вспоминала Анна Нетребко. — Я спела. Валерию Абисаловичу понравилось, он пригласил меня на роль Барбарины в готовившейся постановке оперы Моцарта «Свадьба Фигаро». Я сидела на репетиции «Фигаро» целую неделю и смотрела, как репетируют первый акт. Потом вдруг режиссер обратился ко мне и говорит: «Ты знаешь, осталось десять минут, я хочу посмотреть, как ты споешь и сыграешь Сюзанну». И я сделала все без единой ошибки. С тех пор я больше никогда не была Барбариной, я стала Сюзанной». Так в 1994 году состоялся дебют Анны Нетребко на сцене Мариинского театра.
Сюзанна в моцартовской опере подарила Анне счастливый шанс. В день премьеры обаянием юной Сюзон были покорены не только Граф и Фигаро, но и весь зрительный зал. Героиня Анны была изящна, еще не очень смела, но уже мудра и весьма притягательна. Чистый, нежный голос, тогда еще в недостаточной мере «распетый» для большой сцены, нес в зал неизбывную радость жизни и наслаждение от самого процесса сценического музицирования.
После дебюта в роли Сюзанны в течение нескольких лет Анна стала одной из ведущих солисток театра.
В 1994 году в составе труппы Мариинского театра началась гастрольная деятельность Анны Нетребко за рубежом. Певица выступала в Финляндии (фестиваль в Миккели), Германии (фестиваль в Шлезвиг-Гольштейне), Израиле, Латвии.
Первое из числа судьбоносных зарубежных выступлений Анны состоялось в 1995 году в США, на сцене оперного театра в Сан-Франциско. По словам самой Анны, большую роль в ее американском дебюте сыграл Пласидо Доминго. Девять спектаклей «Руслана и Людмилы», в которых Анна пела главную партию Людмилы, принесли ей первый в карьере громкий успех за рубежом.
Летом 1996 года Нетребко пригласили принять участие в программе для молодых оперных певцов в Сан-Франциско, где она почувствовала качественные изменения в собственной творческой личности. Она вспоминает: «Это было просто потрясающе! Программа очень интенсивная, занимаешься с утра до вечера. Сцендвижение, языки (я занималась французской, итальянской и немецкой дикцией), уроки этики — как себя вести, в частности, с менеджерами, что делать, чтобы в общении с ними «не зажиматься», какие представлять фотографии, как подать свой репертуар, как одеваться... Даже что нужно есть и как организовать свой день... А главное — это были уроки мастер-класса. Певцы приезжали и уезжали, менялись. За два-три урока они умеют подсказать столько и так точно, что хватает надолго осмысливать и приноравливаться...
Жутко страшно было выходить на публичный урок. Там собираются не только молодые певцы, но и любители театра, и спонсоры — во все глаза на тебя глядят... Это не то, что на сцене, — куда страшнее...
Параллельно ставили молодежные студийные спектакли — вот это было весело! А в конце программы состоялся гала-концерт. Я пела с оркестром в Симфоник-холле две сцены из «Манон» Массне — всю эту партию целиком удалось приготовить. Там я научилась петь легче, позиционно выше, светлее».
Голос Анны, верно направленный и обработанный профессором Новиченко, со временем встал на свое место. Советы мэтров из Сан-Франциско упали на тщательно вспаханную почву. И плоды не заставили себя долго ждать. Ее летящее, теплое лирико-колоратурное сопрано пленяло слушателя очень красивым тембром.
В 1996 году она становится лауреатом II Международного конкурса молодых оперных певцов имени Н.А. Римского-Корсакова (3-я премия).
Среди ролей, которые исполнила Анна Нетребко в родном Мариинском театре, — Людмила («Руслан и Людмила», в 1995 году «Philips Classics» записан видеодиск), Наташа Ростова («Война и мир»), Ксения («Борис Годунов»), Марфа («Царская невеста»), Луиза («Обручение в монастыре»), Герда («История Кая и Герды»), Сюзанна («Свадьба Фигаро»), Донна Анна и Церлина («Дон Жуан»), Розина («Севильский цирюльник»), Лючия («Лючия ди Ламмермур»), Виолетта Валери («Травиата»), Антония и Олимпия («Сказки Гофмана»), Волшебная дева («Парсифаль»), Мюзетта и Мими («Богема»), Сомнамбула («Сомнамбула»), Иоланта («Иоланта») и некоторые другие.
Под руководством Валерия Гергиева на фестивале «Звезды белых ночей» состоялся дебют Анны Нетребко в партии Джильды в новой постановке оперы «Риголетто». В Концертгебау (Амстердам) и Роял Фестивал-холле (Лондон) с оркестром Роттердамской филармонии под управлением В. Гергиева Анна Нетребко участвовала в концертном исполнении оперы Берлиоза «Бенвенуто Челлини».
Сенсационными стали дебюты Анны Нетребко на крупнейших оперных сценах Европы и США.
Обворожительным было названо ее исполнение партии Людмилы в оперном театре Сан-Франциско (спектакль «Руслан и Людмила» был впоследствии записан на DVD).
В 1999–2000 годах на оперной сцене в Сан-Франциско Анна Нетребко участвовала в постановках опер «Свадьба Фигаро», «Обручение в монастыре», «Идоменей», «Богема». В Вашингтонской опере спела партию Джильды («Риголетто»). В 2001 году на сценах оперы Сан-Франциско и Вашингтонской оперы исполнила такие партии, как Мюзетта («Богема»), Илия («Идоменей»), Адина («Любовный напиток»), Наннетта («Фальстаф»), Марфа («Царская невеста»), Церлина («Дон Жуан»).
В 2000–2001 годах в рамках фестиваля «Флорентийский музыкальный май» певица исполняла произведения И.С. Баха, Г.Ф. Генделя («Иуда Маккавей»).
Особое место в карьере Анны занял 2002 год, когда из известной певицы она превратилась в приму мировой оперы. Это случилось после ее яркого дебюта в спектакле «Война и мир» в партии Наташи Ростовой — одной из ее лучших ролей — на сцене «Метрополитен-оперы» на гастролях Мариинского театра в Нью-Йорке (США) зимой 2002 года. Позднее эту партию певица исполняла также на сценах Мариинского театра, мадридского Королевского театра, миланского «Ла Скала», Лондонского Королевского оперного театра «Ковент-Гарден», на Московском Пасхальном фестивале в дни празднования 60-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне. В 2002 году Анна Нетребко дебютировала на сцене Филадельфийской оперы, исполнив партию Джульетты в опере «Капулетти и Монтекки», а летом того же года впервые выступила на Зальцбургском фестивале, исполнив партию донны Анны в «Дон Жуане» в спектакле М. Кушея и Н. Арнонкура.
Выдающийся австрийский дирижер Николаус Арнонкур искал исполнительницу партии донны Анны около 5 лет, прослушав за это время не одну певицу. У него было свое определенное видение того, какой должна быть донна Анна. Когда Анна Нетребко приехала на прослушивание в Вену, она успела спеть буквально пару фраз — Арнонкур ее остановил и сказал: «Хорошо, будем работать».
После премьеры певицу назвали «зальцбургским чудом» и «главным секретом» фестиваля. Это событие, по словам Анны Нетребко, коренным образом изменило ее жизнь, положив начало стремительному взлету ее карьеры на Западе. В партии донны Анны она выступила на открытии сезона в Королевском оперном театре «Ковент-Гарден» в Лондоне.
После Зальцбурга популярность Анны Нетребко стремительно росла от спектакля к спектаклю. Для участия в постановках Анну старались заполучить ведущие оперные театры мира. С тех пор жизнь оперной дивы Нетребко несется на колесах поездов, пролетает на крыльях авиалайнеров. Мелькают города и страны, сцены театров и концертных залов. После Зальцбурга — Лондон, Вашингтон, Санкт-Петербург, Нью-Йорк, Вена... В июле 2003 года на сцене Баварской оперы в «Травиате» Анна впервые выступила вместе с мексиканским тенором Роландо Виллазоном. Этот спектакль дал начало самому знаменитому и востребованному оперному дуэту или, как его называют, «dream couple» — дуэту мечты. Спектакли и концерты с участием Анны и Роландо расписаны на много лет вперед.
Анна Нетребко — одна из самых знаменитых современных оперных звезд, которую наперебой приглашают все главные мировые театры и фестивали. Она — «певица, у которой есть все: голос удивительной красоты, точность и размах, большая динамика и диапазон, воображение, интуиция и юмор — все в сочетании с яркой харизмой, отчего во время ее исполнения невозможно оторвать глаза от сцены» («San Francisco Chronicle»).
Она «поет без претензий, прямо, чистыми линиями, без усилий поднимаясь из совершенно послушного ей среднего регистра на высоту и в глубину, сохраняя прозрачность и легкость, несмотря на всю страсть и живость, с которой она использует свои вокальные данные» («Die Welt am Sonntag»).
В сентябре 2003 года вышел первый альбом Анны Нетребко, на запись которого подписан эксклюзивный контракт с «Deutsche Grammophon». Певица записала его с оркестром Венской филармонии (дирижер Джанандреа Нозеда). В него вошли популярные арии из различных опер: «Русалки», «Фауста», «Дон Жуана» и других.
В том же году в опере Лос-Анджелеса Анна Нетребко исполнила партию Лючии ди Ламмермур в одноименной опере Доницетти. Невероятный успех имел фильм «The women — the voice», в котором Анна снялась в пяти оперных клипах, созданных голливудским режиссером Винсентом Паттерсоном, ранее работавшим с Майклом Джексоном и Мадонной.
В феврале следующего года певица открывала Венский оперный бал и, как отмечала австрийская пресса, «своим необыкновенно чарующим эксклюзивным голосом буквально покорила взыскательную венскую музыкальную публику».
В августе 2004 года вышел второй сольный альбом певицы — «Sempre Libera», записанный с Малеровским оркестром и Клаудио Аббадо, записанный, как и первый, на студии «Deutsche Grammophon». Она также снялась в эпизодической роли в голливудском фильме «Дневники принцессы-2. Королевская помолвка» (студия «Walt Disney», режиссер Гарри Маршал).
В октябре 2005 года Анна Нетребко получила престижную немецкую премию в области классической музыки «Echo» в двух номинациях: «Певица года» и «Альбом года» — за пластинку «Sempre Libera», в которую вошли итальянские арии и сцены из опер, записанные с Клаудио Аббадо и Камерным оркестром имени Малера. Огромный успех во всем мире имел документальный фильм о певице — «Женщина, голос» («The Woman, The Voice») с пятью видеоклипами известных оперных арий.
В 2005 году Анна Нетребко удостоена Государственной премии РФ за выдающийся вклад в российскую музыкальную культуру. В 2006 году губернатор Краснодарского края Александр Ткачёв наградил Анну Нетребко медалью «Герой Труда Кубани» за высокий вклад в мировое оперное искусство. Ее выступлений ждут. Она регулярно концертирует по всему миру. Для того чтобы исключить бюрократические препоны с оформлением виз, Анна Нетребко наряду с российским гражданством в 2006 году получила австрийское гражданство.
В 2006 году певица исполнила главную партию в опере «Пуритане» (Метрополитен-опера), в 2007 году она дебютировала на сцене Карнеги-холла в концерте с Дмитрием Хворостовским и участвовала в традиционном закрытии фестиваля Би-Би-Си Промс в лондонском Альберт-холле.
В том же году Анна Нетребко выступала на церемонии вручения наград Кеннеди-центра.
В 2007 году она стала первой среди музыкантов из мира классической музыки, кто был выбран как один из «Time 100» — спискa самых влиятельных людей мира, по мнению журнала «Time». Красота, сила и необычность ее голоса и то, как она элегантна и очаровательна на сцене, побудили критиков провозгласить ее «Одри Хепберн, которая поет» и «певицей, у которой просто есть все: голос изумительной чистоты, четкости и диапазона; широкая динамическая и тоновая амплитуда; воображение, проницательность и остроумие; добавьте к этому ослепительное обаяние, и вы поймете, почему во время ее выступления от сцены невозможно оторвать глаз» (газета «San Francisco Chronicle»).
2008 год стал, пожалуй, одним из самых знаменательных в ее жизни и карьере. В начале февраля ее певческая деятельность отмечена высоким званием народной артистки России. Но самое главное — это рождение в сентябре сына Тиаго Аруа Шротта.
Далее авторитетнейший американский журнал «Музыкальная Америка» назвал Анну Нетребко «Музыкантом года». Ежегодно, начиная с 1960 года, журнал называет главного человека в мировой музыке. За всю историю подобной чести удостаивались лишь пятеро оперных певцов — Леонтин Прайс, Беверли Силлз, Мэрилин Хорн, Пласидо Доминго, Карита Маттила. Анна Нетребко стала шестой в избранном ряду самых выдающихся оперных артистов.
В 2008 году она выступала на церемонии вручения наград «Classical BRIT Awards» совместно с Андреа Бочелли. Снялась в фильме «Богема» (режиссер Роберт Дорнхельм) вместе с Роландо Вилазоном, а позднее совместно с ним выпустила полную версию этой оперы на «Deutsche Grammophon». Тогда же певица дебютировала в Парижской национальной опере, исполнив партию Джульетты («Капулетти и Монтекки»).
Анна Нетребко выступает с крупнейшими дирижерами — Валерием Гергиевым, Джеймсом Ливайном, Сейдзи Одзавой, Николаусом Арнонкуром, Зубином Метой, Бертраном де Бийи, Марко Армильято — на самых известных сценах мира. Ее концертный репертуар охватывает музыку нескольких столетий — от «Высокой мессы» Баха до симфоний Густава Малера.
Обширна география ее концертов. Анну Нетребко можно услышать, как в легендарных музыкальных залах — нью-йоркском Карнеги-холле, лондонских Барбикан-центре и Альберт-холле, — так и на концертах под открытым небом: от берлинской «Вальдбюне» до Красной площади в Москве. На этих концертах, которые нередко показывались и по телевидению, вместе с Анной выступали такие артисты, как Пласидо Доминго, Роландо Вильясон и Дмитрий Хворостовский.
В августе 2010 года на конкурсе «Новая волна» Нетребко исполнила вместе с Филиппом Киркоровым песню «Голос», таким образом открыв новую страницу в своем творчестве — стиль кроссовер.
В 2014 году А. Нетребко в третий раз становится обладателем титула «Лучшая певица года» в «Echo-Klassik», которая проводится Федеральным объединением музыкальной индустрии Германии. Данная премия присуждалась певице в 2004 и 2005 годах.
В 2015 году за роль Леоноры в «Трубадуре» австрийское издание «oe24.at» провозгласило Анну «королевой Зальцбургского фестиваля». Ее возвращение к этой роли в постановке Херманисa (премьера состоялась летом 2014 года) было встречено критиками и публикой «бурными аплодисментами и криками “Браво!”» при полном аншлаге в Большом фестивальном зале» (немецкое информационное издание «DPA»).
«Нетребко в роли Леоноры — идеальное попадание!» — восторгалась «Die Presse» в то же время, как имя «непревзойденной дивы» замелькало в заголовках «Зальцбургских новостей» («Salzburger Nachrichten»). «Анна Нетребко почти в сверхъестественном эмоциональном состоянии, — присоединилась «Kultur». «Во время исполнения негромких арий 43-летняя звезда демонстрирует гармоничное бельканто так легко и совершенно, как не дано никому из других певцов», — написала газета «Der Standard».
В 2015 году на сцене нью-йоркской Метрополитен-оперы состоялся долгожданный дебют Анны в роли Леоноры, несчастной героини оперы Верди «Трубадур». Это возобновленная постановка сэра Дэвида Маквикара; дирижер — Марко Армильято. Партию графа ди Луны исполнил Дмитрий Хворостовский, и для него это второе совместное с Анной — выступление в Мет; первое — в 2002 году. Спектакль показан в кинотеатрах 70 стран на шести континентах.
В концертной программе 2016 года, впервые в Нью-Йорке, у Анны запланирован сольный концерт на сцене Метрополитен-оперы. В программу включены произведения Римского-Корсакова и Чайковского. В концерте будет принимать участие шотландский пианист Малкольм Мартино.
Народная артистка России, Герой Труда Кубани Анна Юрьевна Нетребко является лауреатом Государственной премии РФ, премии «Балтика», Российской музыкальной премии «Castа Diva» в номинации «Роль года» за роль Сюзанны в спектакле «Свадьба Фигаро» (Мариинский театр), четырежды она удостаивалась высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». Среди других достижений — престижная немецкая премия «Бамби», австрийская премия «Amadeus Awards», звания «Певица года» и «Женщина — музыкант года», полученные в Великобритании (Classical BRIT Awards), девять премий «Echo Klassik», присужденные в Германии, а также две номинации на «Грэмми» (за диски «Violetta» и «Russian Album»).
Нетребко посвящали большие статьи многие «глянцевые» журналы, в том числе Vogue, Vanity Fair, Town & Country, Harpers Bazaar, Elle, W Magazine, Inquire, Playboy. Она была гостьей и героиней таких популярных телепрограмм, как Good Morning America на NBC (Ночное шоу с Джеем Лино на Эн-Би-Си), 60 minutes на CBS и немецкая Wetten, dass..? Документальные фильмы об Анне демонстрировались на телеканалах Австрии, Германии, России. В Германии изданы две ее биографии.
Особый вопрос в жизни певицы занимает благотворительность и меценатство. Анна Нетребко принимает участие в благотворительных программах и акциях как в России, так и за рубежом. К числу самых серьезных относится проект «SOS-KinderDorf», действующий в 104 странах мира.
Кроме того, певица участвует в проекте «Anna» (программа помощи детским домам Калининграда и Калининградской области), помогает Международному благотворительному фонду «Рериховское наследие», а также находящемуся в Пушкине Детскому ортопедическому институту им. Г.И. Турнера.
В декабре 2014 года Нетребко передала миллион рублей на восстановление пострадавшего в результате боевых действий донецкого театра «Донбасс опера», сфотографировавшись при этом с председателем парламента Новороссии Олегом Царёвым на фоне флага Новороссии.
По словам самой Анны, она «вовсе не зациклена на опере и сцене». С рождением ребенка все свои редкие свободные дни и часы Анна отводит сыну, который постоянно сопровождает Анну во всех ее переездах и гастролях. Но прежде чем стать мамой, Анна в свободное время с удовольствием рисовала, ходила по магазинам и в кино, слушала популярную музыку. Любимый писатель — Акунин, любимые киноактеры — Бред Питт и Вивьен Ли. Из популярных певцов Анна выделяла Джастина Тимберлейка, Робби Уильямса и группу «Greenday», а в последнее время — Эми Вайнхаус и Даффи.