БОБРОВ Всеволод Михайлович (1922–1979)
Заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР, олимпийский чемпион, четырехкратный чемпион мира, трехкратный чемпион Европы по хоккею с шайбой, четырехкратный чемпион СССР по футболу, восьмикратный чемпион СССР по хоккею, двукратный обладатель Кубка СССР по футболу, трехкратный обладатель Кубка СССР по хоккею с шайбой, обладатель Кубка СССР по хоккею с мячом
(Иллюстрированная версия из книги "Легенды отечественного футбола")
В российском спорте Всеволод Бобров – грандиозная фигура, в которой сконцентрировались лучшие черты русских людей XX века: широта души, щедрость таланта, высочайший профессионализм, доведенный до высот искусства великим трудом.
Этот гениальный спортсмен появился на удивление вовремя. На послевоенное поколение он оказал такое же большое и светлое влияние, как и праздничные салюты, песни, фильмы того времени. Народ истосковался по мирной жизни, а футбол был одним из непременных ее атрибутов. За победой в войне должны были следовать и мирные победы. Значит, нужны были и новые герои, но, как и солдаты, такие же бесстрашные, не знающие преград. Именно таким героем и стал великий футболист и хоккеист Всеволод Бобров. Он стал олицетворением озорной, неугомонной вдохновенности, своеобразным воплощением неудержимой мощи и непоколебимости духа нашего народа – народа-победителя. Русский удалец с небрежно откинутым вихром на мгновение застыл в ожидании подходящего момента, чтобы рвануться, спикировать на штрафную площадку и, разметая защиту, нанести решающий удар, – таким Бобров навсегда останется в памяти многочисленных болельщиков.
Всеволод Михайлович Бобров родился 1 декабря 1922 года в городе Моршанске Тамбовской губернии. В 1925 году семья Бобровых переехала в город Сестрорецк Ленинградской области. Мать – Лидия Дмитриевна Ермолаева – работала в магазине художественной вышивки. Она лучше всех окончила курсы вышивальщиц и получила направление для дальнейшего обучения во Францию, в известную парижскую школу художественной вышивки и шитья. Лидия Дмитриевна была великой труженицей: на ее руках держался дом, она сама шила для всех одежду, была в семье «спортивным идеологом» и поощряла спортивные занятия детей: в детстве покупала сыновьям пирожные за каждый забитый гол, а позже непременно присутствовала на матчах с их участием. Всеволод был похож на маму и внешностью, и характером – добрый, отзывчивый, с художественной, впечатлительной натурой.
Отец, Михаил Андреевич Бобров, до 1917 года трудился на Путиловском заводе, в годы революции боролся за советскую власть. Сева навсегда запомнил его увлекательные рассказы о революционерах, о боях рабочих дружин, о легендарном штурме Зимнего дворца. В Сестрорецке М.А. Бобров сначала работал инженером, затем преподавал в ФЗУ. Он был настоящим мастером своего дела. Но было у Михаила Андреевича и еще одно увлечение – спорт. Долгие годы он играл в футбол и хоккей, учил своих сыновей правилам игры, зимой заливал во дворе небольшой каток. День, когда проходила игра, становился семейным праздником – дома готовили вкусный обед, пекли пироги. Пятилетний Сева уже лихо бегал на коньках, гонял шайбу вместе с братом Володей. Дети сами научились делать клюшки – выпиливали из фанеры крючки, скрепляли их гвоздиками, приделывали к палкам и обматывали ремнем. Постепенно спортивные схватки с отцом и со сверстниками – зимой на льду, летом на траве – превратились для Всеволода в серьезное увлечение.
В 1938 году юноша начал играть в заводской команде вместе с братом Владимиром, а в 1939 году талантливого молодого игрока заметили тренеры ленинградского «Динамо» и пригласили в свою команду, которая была в то время дважды чемпионом СССР и занимала ведущие позиции в русском хоккее. По свидетельству известного футбольного тренера Б.А. Аркадьева, Всеволод схватывал на тренировках и в матчах премудрости игры на лету, в то время как у других мастеров на это уходили месяцы и годы. Он вспоминал: «…Новичок, попав в общество чемпионов страны, держался уверенно и спокойно. Это был настоящий, волей Божьей талант и мастер индивидуальной игры. Его скоростная обводка была потрясающей...».
После окончания школы Всеволод работал слесарем-инструментальщиком на заводе «Прогресс», который в начале Великой Отечественной войны был эвакуирован в Омск. В военное время он трудился сборщиком-механиком в цехе, где изготавливали артиллерийские прицелы. Несмотря на тяготы военного времени, в Омске проводили чемпионаты города по футболу и русскому хоккею. Всеволод выступал за команду завода на многих соревнованиях, успешно проявляя свои способности и в футболе, и в хоккее с мячом.
В списке новобранцев, которых осенью 1942 года должны были отправить на передовую под Сталинград, капитан Дмитрий Богинов, до войны игравший в футбол и хоккей в Ленинграде, увидел знакомую фамилию – В.М. Бобров. Воспользовавшись негласной инструкцией, согласно которой самых талантливых спортсменов страны не направляли на фронт, Богинов вычеркнул его из списка и тем самым сохранил для отечественного спорта великого центрфорварда.
В 1942 году Всеволод поступил в Омское военное интендантское училище. Затем его перевели в Московское авиационное училище, и в команде летчиков он дебютировал в розыгрыше Кубка СССР 1944 года. Получив офицерское звание в 1945 году, Бобров попал в знаменитую футбольную «команду лейтенантов» – ЦДКА (Центральный дом Красной армии), ныне ЦСКА. Это была главная армейская команда страны, в составе которой играли выдающиеся футболисты Иван Кочетков, Алексей Гринин, Владимир Дёмин, Валентин Николаев. Создатель ЦДКА Борис Аркадьев охарактеризовал Всеволода Боброва как «идеал двигательных навыков, чудо мышечной координации», вспоминая поразительную легкость, с которой удавались молодому спортсмену сложнейшие элементы техники футбола и хоккея.
В.М. Бобров выступал за команду ЦДКА–ЦСКА (футбол, русский хоккей, хоккей с шайбой) в 1945–1949 годах и в 1954–1957 годах; за команду ВВС (футбол, хоккей с шайбой) – в 1944, 1950–1952 годах; за «Спартак» (футбол) – в 1953–1954 годах (провел четыре матча).
Впервые появившись перед московской публикой в мае 1945 года, выйдя на замену за четверть часа до окончания футбольного матча ЦДКА с «Локомотивом», Бобров успел забить два гола. Во втором круге он забивал голы в каждом матче, и этот рекорд наших чемпионатов остается незыблемым вот уже более полувека. По итогам первого послевоенного первенства он стал лучшим бомбардиром: в 21 встрече забил 24 гола. Это был настоящий триумф Боброва! Такого в футболе еще не было!
Тренер московского «Динамо» Михаил Якушин пригласил талантливого молодого спортсмена выступить в составе команды в товарищеских футбольных матчах в Великобритании, которые проводились осенью 1945 года. 23-летний юноша стал бесспорным лидером соревнований. Он блестяще исполнил роль «блуждающего форварда» в матчах «Динамо» против сильнейших футбольных клубов «Челси», «Арсенал» (Лондон), «Кардифф-сити» (Уэльс), «Глазго рейнджерз» (Глазго), забив 6 голов из 19.
В 1940-е годы многие футболисты играли еще и в хоккей с мячом, что было для них хорошей тренировкой в межсезонье. Всеволод, знакомый с этой игрой с детства, дважды выступал на чемпионатах СССР по русскому хоккею в составе ЦДКА. Армейцы победили московские команды – «Авиаучилище» в 1945 году, «Крылья Советов» в 1946 году. Молодой форвард вновь был признан бесспорным лидером – забил решающие голы. Он приобретал все большую популярность среди болельщиков. Многолетний партнер Боброва по пятерке нападения в команде ЦДКА Валентин Николаев так характеризовал своего друга: «Он был жаден во всем, что касалось футбола, хоккея, жаден до любой игры, до гола, до обожания трибун, не скрывал удовлетворения, когда зрители устраивали ему овации».
Всеволод Бобров сыграл за «команду лейтенантов» в чемпионатах СССР в 79 матчах и забил 80 голов, в том числе и решающий гол в заключительной встрече чемпионата 1948 года, в котором столичных динамовцев устраивала ничья, армейцам же была необходима победа. В ходе репортажа об этом матче известный спортивный комментатор Вадим Синявский назвал этого спортсмена «Бобров – золотая нога».
Умение забивать мяч в ворота Бобров довел до виртуозности. Когда он получал мяч, его ничто не могло остановить: кажущуюся ленцу сменяла бурная вспышка энергии, он обходил на скорости и с помощью финтов защитников, бросавшихся к нему, забивал голы. Всеволод Михайлович, по его собственному выражению, «презирал пенальти» и никогда их не бил, а стало быть, все его мячи влетали в ворота с игры, что еще больше поднимает ценность его высочайшей результативности.
В 1952 году в восьми предолимпийских поединках со сборными стран-участниц Олимпиады Бобров забил шесть мячей, в трех матчах на Олимпиаде в Хельсинки – пять мячей. Всякий раз он забивал больше всех.
Уникальный случай для олимпийской сборной СССР произошел в матче с югославской командой – очень важном в политическом аспекте для нашей страны. Сборная СССР за 20 минут до конца матча проигрывала Югославии, но благодаря нападающему и капитану Всеволоду Боброву, забившему три гола, советской команде удалось сравнять счет. «Игра Боброва превзошла все, что я видел за свою долгую футбольную карьеру», – вспоминал Стефан Бобек, один из лидеров югославской сборной.
Поклонники футбола помнят В.М. Боброва как выдающегося мастера прорыва. Мэтр отечественной футбольной журналистики Лев Филатов писал: «Высокий, всем заметный, бросающий свое послушное гибкое тело то чуть влево, то чуть вправо, он резал зеленую гладь поля, как сильный катер, а поспевавшие за ним, виснувшие на нем, преграждавшие ему дорогу оставались сзади, как две косые волны. Он возникал перед воротами как бог футбола, разгоряченный и разгневанный, не знающий удержу, и бил как-то бесшумно, тайно, легко, продолжая прорыв…».
В течение шести лет, с 1947 по 1953 год, Всеволод Бобров успешно выступал и в футбольных соревнованиях, и в хоккейных матчах. Многочисленные травмы заставили спортсмена сделать окончательный выбор в пользу хоккея.
Бобров полюбил хоккей с шайбой, по его словам, с первого взгляда, когда впервые увидел профессиональную игру канадских хоккеистов в Англии, во время своего первого зарубежного спортивного турне. Товарищам по футбольной команде говорил: «Вот бы хоть разок попробовать». И попробовал! Всего один матч в первом чемпионате страны провел Всеволод Бобров, играл за ЦДКА. 31 декабря 1946 года в газете «Советский спорт» писали: «В матче ЦДКА – ВВС зрители впервые увидели в канадском хоккее В. Боброва. Какой это все-таки талант в нашем спорте! Не будь его, вряд ли команда ЦДКА получила бы два очка. Летчики играли тактически сложнее, но уступили 3:5. Три гола забил Бобров». Именно этот хет-трик лишил летчиков и их играющего тренера А.В. Тарасова места в финале, а стало быть, и первой возможности побороться за золотые медали.
С этого момента, в возрасте 24 лет, начался стремительный взлет Всеволода Боброва на хоккейный Олимп. Главную роль в его становлении как хоккеиста сыграли исключительные способности и огромное трудолюбие. Он говорил, что ему не давала покоя неодолимая страсть к скорости, к обводке, к стремительному, неукротимому прорыву. Бобров был способен под открытым небом зимой, даже в сильный мороз, часами отрабатывать технику, наигрывать комбинации. Отсюда и результат – сильный, точный бросок, виртуозная техника, скорость, удивительное тактическое мышление. «Игра Боброва потрясала человеческое воображение. Это уже не просто совершенная техника, не просто физическая сила. Это нечто большее – полет вдохновения, мобилизация скрытых возможностей, сила личности и характера», – восхищался русский писатель Юрий Нагибин.
Особая страница в жизни Всеволода Михайловича – его игра в команде ВВС, которую создал Василий Сталин. Он очень ценил Боброва как спортсмена, назначил его играющим тренером одновременно в двух командах: в футбольной команде с 1950 года, в хоккейной – с 1953 года. С Бобровым команда ВВС три года подряд завоевывала звание чемпиона страны по хоккею. Тройка нападающих команды В. Бобров – В. Шувалов – Е. Бабич была сильнейшей в те годы в отечественном хоккее с шайбой. Бывали случаи, когда Всеволод Бобров выигрывал матчи в одиночку, что называется «на одном коньке»: так, в одном из турниров он забросил 10 (!) шайб. Его отличали яркая, нестандартная игра, виртуозная техника обводки, высочайшая скорость, неудержимый напор. Коронный прием Боброва – бросок в ближний угол после выезда из-за ворот – назвали его именем, правда, современным мастерам он удается довольно редко.
В 1950 году, когда трагически погиб в авиакатастрофе первый состав хоккейной команды ВВС, В.М. Боброва спасло от смерти случайное опоздание на самолет.
Он стал капитаном вновь созданной команды и одним из основателей сборной страны по хоккею с шайбой. В 1954 году состоялся сенсационный дебют сборной СССР на чемпионате мира по хоккею, где она заняла 1-е место, а Бобров был признан лучшим нападающим мира. На чемпионате мира в 1957 году Всеволод Михайлович стал лучшим бомбардиром. Невозможно забыть его финты, мастерский дриблинг и настойчивую устремленность к воротам.
Достижения В.М. Боброва не имеют аналогов в отечественном и мировом спорте. Он участвовал в 130 играх чемпионатов СССР по футболу и забил 254 гола, в 25 матчах на чемпионатах мира и Олимпийских играх забил 34 гола. Провел всего 116 футбольных матчей в высшей лиге, забил в них 97 мячей, и в этом достижении ему пока нет равных. Как хоккеисту ему принадлежит абсолютный рекорд результативности – 2,8 шайбы в среднем за игру. Его рекорды остаются непревзойденными: 10 заброшенных шайб в игре с ленинградским «Динамо», 8 подряд заброшенных шайб в игре со «Спартаком», 52 шайбы в 18 играх в сезоне 1948–49 года. Всеволод Михайлович Бобров – единственный в истории спорта участник Олимпийских игр, который был капитаном футбольной (1952) и хоккейной (1956) команд.
Многолетняя тренерская работа В.М. Боброва была не менее результативной. Он тренировал и хоккейные (ВВС, «Спартак»), и футбольные (ЦСКА, ВВС, «Черноморец», «Кайрат») команды. Был главным тренером клуба ВВС (Москва, 1952), начальником команды ЦСК МО (Москва, 1957), тренером в ЦСКА (Москва, 1958–1960), главным тренером команды Вооруженных сил СССР (1961, 1962, 1970, 1971, 1976), главным тренером ЦСКА (Москва, 1967–1969, 1977–1978), начальником команды ЦСКА (Москва, 1968–1969), главным тренером команды «Кайрат» (Алма-Ата, 1975). Наибольших успехов в тренерской работе он достиг в хоккейной команде «Спартак» (Москва, 1964–1967), которая стала чемпионом СССР в 1967 году, а также в сборной команде СССР по хоккею (1972–1974), которая за этот период дважды выиграла «золото» и один раз «серебро» чемпионатов мира и Европы в 1973 и 1974 годах.
Как тренер Всеволод Михайлович во многом был для игроков примером. Однажды на тренировке хоккеистов «Спартака» он закрыл хоккейные ворота фанерным листом, оставив лишь узкую вертикальную щель у стойки размером с толщину шайбы, то есть примерно 3 сантиметра. Затем отъехал к синей линии, стал бросать шайбы в ворота ребром. Все тренировочные шайбы залетели в эту щель! Когда тренер предложил игрокам повторить упражнение, никто не смог забросить ни одной шайбы, хотя на площадке находились чемпионы Европы, мира и Олимпийских игр.
Бобров был инициатором проведения матчей между советскими хоккеистами и канадскими профессионалами, руководил сборной СССР во время первой серии таких встреч в 1972 году. Восхищаясь тренерским искусством Всеволода Михайловича, канадцы наградили его специальной золотой медалью.
В.М. Бобров окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского (1956) и Военный институт физической культуры и спорта (1960).
Всеволод Михайлович был не просто феноменально одаренным спортсменом, он единственный в истории спорта достиг мировой славы в футболе и в хоккее с шайбой одновременно. Он – заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР, чемпион Олимпийских игр (1956), мира (1954, 1956), Европы (1954–1956) по хоккею с шайбой, неоднократный чемпион СССР по футболу (1946–1953) и по хоккею с шайбой (1948, 1949–1952, 1955–1956), чемпион СССР по хоккею с мячом (1945–1946). За выдающиеся успехи в спорте В.М. Бобров награжден орденом Ленина.
Слава и популярность Всеволода Михайловича Боброва были поистине всенародными. О нем и его спортивных достижениях написано множество статей и книг, сняты два художественных фильма, ему посвящены стихи. По признанию спортивной прессы Великобритании, Всеволод Бобров – лучший иностранный футболист, когда-либо выступавший на футбольных полях Англии.
В.М. Бобров – незаурядная, очень яркая личность, его способности проявились не только в спорте. Он – автор книг «Самый интересный матч» и «Рыцари спорта». Всемирно известный спортсмен славился как «мастер – золотые руки». У него была целая коллекция слесарных, столярных и прочих инструментов, он дома все чинил сам и любил, когда его просили об этом друзья. Всегда, даже в зените своей славы, Всеволод Бобров оставался простым, очень доступным и необычайно добрым русским парнем, отзывчивым и бесшабашным, увлекающимся, с тонкой, легко ранимой душой. Проявлял исключительную заботу о своих близких и друзьях.
Жизненный и спортивный путь Всеволода Михайловича был несправедливо коротким. Он провел в футболе неполных восемь сезонов, в хоккее – тринадцать. Можно только восхищаться тем, как этот сильный и красивый человек, перенесший четыре операции на коленных суставах, на протяжении многих лет играл с тяжелейшими травмами и добивался потрясающих результатов! Единственное, чего не смог сделать Бобров, это научить других тому, что умел сам. Он, привыкший всего себя отдавать любимому делу, больше всего радовался появлению новых талантливых спортсменов, гордился успехами Александра Мальцева, Юрия Блинова, Евгения Зимина. Но, по словам современников, таким корифеям, как Бобров, видимо, не суждено обрести в учениках продолжения и развития собственной гениальности: их счастье в спорте и несчастье, если они становятся тренерами, в том, что они остаются непревзойденными. Сын Всеволода Боброва – Михаил тоже был хоккеистом, играл в ЦСКА, выступал за молодежную сборную страны, погиб в 1997 году в дорожно-транспортной аварии. Вдова – Елена Николаевна Боброва старается приобщать внука Всеволода к спорту.
Всеволод Михайлович Бобров скоропостижно скончался 1 июля 1979 года в Москве в возрасте 56 лет. Но и в третьем тысячелетии он остается кумиром миллионов поклонников футбола и хоккея. Именем В.М. Боброва названы: приз, учрежденный Гостелерадио СССР в 1979 году и вручаемый ныне телекомпанией «Первый канал» самой результативной команде чемпионата России по хоккею с шайбой; один из дивизионов континентальной хоккейной лиги; Ледовый дворец спорта, построенный в городе Ступино Московской области. В 1997 году В.М. Бобров включен в Зал хоккейной славы Международной федерации хоккея.
В городе Сестрорецке Всеволоду Михайловичу Боброву установлен памятник работы скульптора Анатолия Дёмы. Памятник был открыт 1 декабря 2002 года, в день 80-летия легендарного спортсмена.