КОЛОТОВ Виктор Михайлович (1949–2000)
Заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер Украинской ССР, двукратный бронзовый призер Олимпийских игр, серебряный призер чемпионата Европы, обладатель Кубка обладателей кубков и Суперкубка УЕФА, шестикратный чемпион СССР, двукратный обладатель Кубка СССР, член символического Клуба Григория Федотова
(Иллюстрированная версия из книги "Легенды отечественного футбола")
В киевском «Динамо» за всю его историю выступало столько великолепных игроков, что самая авторитетная музейная экспозиция вряд ли смогла бы вместить их портреты. Однако есть имена, которые болельщиками нескольких поколений произносятся с восторгом, и полузащитник Виктор Колотов, бесспорно, – из их числа! Колотов был одним из самых популярных игроков 1970-х годов, он известен любому знатоку советского футбола. Авторитет Виктора Михайловича был настолько высок, что в течение ряда лет он носил капитанскую повязку и в киевском «Динамо», и в сборной страны.
Расцвет Колотова как игрока пришелся на начало эры тотального футбола, местом рождения которого считается Голландия. Однако именно он стал лучшим отечественным олицетворением голландской идеи всестороннего универсализма. Профессиональное мастерство Колотова было многообразным и сбалансированным. В наши дни, когда требования к классным игрокам возросли стократ, он по-прежнему считается футболистом исключительных игровых возможностей: высочайшая физическая подготовленность, умение показать себя в любом игровом амплуа, прекрасная техническая оснащенность, гений организатора атаки, тонкое постижение нюансов игры, умное взаимодействие с партнерами, навыки незаурядного бомбардира...
И еще одно обстоятельство нельзя не отметить особо: Виктор Колотов входит в символический Клуб Григория Федотова. И это при том, что его амплуа на поле – полузащитник! Факт исключительный. 62 гола – в матчах высшей лиги чемпионата СССР, 22 – в составе национальной сборной. Причем первый гол он забил в дебютной игре за сборную против команды Югославии в 1970 году. А был он тогда еще игроком второй лиги, выступавшим за казанский «Рубин». Именно после этой игры имя Колотова стало известно болельщикам…
Виктор Михайлович Колотов родился 3 июля 1949 года в поселке Юдино Татарской АССР. Здесь же постигал азы футбола в местной команде «Локомотив». С 1967 года выступал за команду «Чайка» (Зеленодольск), потом играл в «Трудовых резервах» (Казань), а в 1968 году оказался в составе казанского «Рубина».
Появление Виктора Колотова в большом футболе было стремительным, неожиданным и сенсационным. Талантливого игрока заметил в 1970 году знаменитый советский тренер Гавриил Качалин, приехавший после мексиканского чемпионата мира с лекциями в Казань. Мэтр сразу обратил внимание на удивительное сложение Виктора, мягкие, эластичные мышцы, крепкие кости, фантастическую работоспособность… Поделился наблюдениями с Валентином Николаевым, сменившим Качалина на посту главного тренера сборной. Николаев пригласил казанского самородка на тренировочный сбор первой команды страны и уже 28 октября того же года выпустил в товарищеском матче с югославами.
Случай беспрецедентный! Малоизвестный игрок из второй лиги не только оказался в сборной, но и отыграл в дебюте все 90 минут. Более того, на глазах 30 тысяч зрителей забил гол (сборная СССР выиграла со счетом 4:0). Отличился он и в следующих трех играх. Сначала в Никосии с киприотами в рамках отборочного турнира чемпионата Европы, потом – в товарищеских матчах: против венского «Рапида» и команды Спортивного союза Гамбурга.
Осенью 1970 года сразу три ведущих советских клуба – московское «Торпедо», ЦСКА и киевское «Динамо» – сошлись в схватке за право получить в свои ряды талантливого казанца. В ход были пущены все возможные методы – от обещаний райской жизни до устрашения срочной службой на «краю географии». И 21-летний Виктор растерялся... Игрока, который по молодости и неопытности написал заявление о переходе сразу в три команды, пресса склоняла на все лады, последовал даже обличительный фельетон в «Советском спорте». Не следует забывать, что переходы игроков из одного клуба в другой в те времена были крайне редки. Сенсация обернулась скандалом всесоюзного масштаба. Проиграв представителю киевского «Динамо» Андрею Бибе, обманутые в своих ожиданиях москвичи обратились в Федерацию футбола СССР с требованием наказать «беспринципного и меркантильного» молодого игрока.
В декабре 1970 года в «Советском спорте» появился фельетон знаменитого в те времена «правдиста» Ильи Шатуновского, вызвавший «поток читательских писем, возмущенных поступком, не соответствующим нравственному облику советского спортсмена». В ответ «Правда Украины» (явно не без участия первого секретаря ЦК Компартии республики Владимира Щербицкого) опубликовала статью в защиту новобранца «Динамо». Главным аргументом ее стал тот факт, что «во время войны отец Виктора, сержант десантных войск, был ранен, освобождая столицу Украины, за что получил боевую медаль…».
Колотова дисквалифицировали на год, но очень быстро «амнистировали»: поспособствовали этому опубликованное в «Советском спорте» покаянное письмо футболиста и главный тренер сборной Николаев, которому в канун отборочных матчей чемпионата мира позарез был нужен этот полузащитник. Но еще быстрее сам Виктор заставил всех забыть эту неприятную историю – отличной игрой как в сборной, так и в «Динамо».
Уже в своем первом сезоне за киевское «Динамо» Виктор Колотов с 10 забитыми мячами стал основным бомбардиром команды, в составе которой были такие славные голеадоры, как Бышовец, Пузач и Хмельницкий, и «бьющие» полузащитники – Мунтян, Веремеев и Медвидь… А вскоре команда избрала этого универсала – быстрого, решительного, самоотверженного, настроенного на игру с первой и до последней минуты, откликающегося на каждую контратаку, умеющего забивать с любой позиции, незаменимого как в обороне, так и в стремительной контратаке – своим капитаном!.. И Виктор, надев повязку, без лишних слов тут же бросился в бой. Казалось, он хотел помочь везде: и в нападении, и в обороне – никто никогда не видел его стоящим где-нибудь в стороне от «драки».
Перед болельщиками предстал вполне сложившийся игрок – инициативный, хладнокровный, жаждущий играть. Его работоспособности на поле хватило бы на двоих. Виктор не простаивал ни минуты: прессинговал противника в момент приема мяча на любом участке поля, оборонялся у собственных ворот, длинными пасами выводил в прорыв Блохина и Онищенко, сам завершал атаки точными ударами.
Голы Колотова, как правило, являли собой воплощение элегантности, приносили удовольствие самым требовательным футбольным гурманам. По словам ветерана киевского «Динамо» Александра Щанова, команда часто просто «выезжала» на победных голах Виктора, ставшего для нее «палочкой-выручалочкой». В чемпионатах страны он сыграл в 218 матчах, забил 62 гола, 8 голов забил в 37 матчах розыгрыша Кубка кубков и Суперкубка УЕФА, а в составе сборной СССР – 22 гола в 53 матчах. Нельзя не отметить, что Колотов был еще и прекрасным пенальтистом, чему в немалой степени способствовала его редкая психологическая устойчивость.
Один из голов, забитых Колотовым в ворота голландского ПСВ в полуфинале Кубка кубков-1974/75, до сих пор вспоминают бывшие партнеры по команде. Рассказывает Леонид Буряк: «Мунтян выписывает в середине поля замысловатые финты. Замечает на правом фланге Трошкина, подающего условный знак: готов к рывку. Мунтян бросает ему мяч, Трошкин уходит до самого углового флага. А по левому флангу, словно предвидя последующие события, развивает предельную скорость Колотов, немного срезая угол, чтобы выйти к дальней от Трошкина штанге. Трошкин резко посылает мяч параллельно воротам, в двух-трех метрах от них. И Колотов, наш стремительный Витек, головой врезается в мяч. Гол!»
Вместе с тем игра Колотова была на редкость осмысленна и рациональна, в ней не было ничего лишнего, все было подчинено конкретной задаче: на обводку в середине поля времени не тратил, но в сложной ситуации у чужих ворот не боялся сыграть индивидуально. Его постоянная, в течение всего матча, борьба за мяч не носила разрушительного характера. Наоборот, добыв мяч, Виктор тут же инициировал новую атаку. С годами его роль разыгрывающего становилась все более заметной. Соперники, сознавая это, уделяли Колотову повышенное внимание. Остановить его, не нарушая правил, было непросто. Он в полной мере испытал на себе весь арсенал приемов антифутбола: подножки, накладки, удары по ногам. Переносил он все это стоически, с поля не уходил никогда, и сам никогда не опускался до подобных ответных действий.
Однако травмы не обходили его стороной, и в первом матче за Суперкубок–1975 с «Баварией» в Мюнхене Колотов получил тяжелейшее повреждение – соперник шипами бутсы въехал ему в колено. Виктор Берковский, доктор киевского «Динамо», вспоминал: «Ужасная рана сильно кровоточила – с поля Виктора унесли на носилках. Бедро напоминало отбивную с кровью – мне едва хватило бинтов, чтобы сделать перевязку. Но кровь проступала сквозь бинты. «Быстрее!» – торопил меня Виктор. Как я его ни удерживал, едва дождавшись окончания перевязки, без пяти минут инвалид вскочил и кинулся в самую гущу событий. В кровавых бинтах, с горящими глазами! Немцы в ужасе от него шарахались».
Когда его спустя годы спросили, как он играл с развороченным коленом, он ответил немного обескураживающе: «А что было делать, у нас же в запасе, считай, тогда никого не оставалось, полкоманды в лазарете». Вот в этом и был весь Виктор Колотов. Простой, немногословный и на редкость надежный.
Колотов был синтетическим футболистом. «Кто в советском футболе способен сравниться с ним по объему исполняемой работы во время игры? – писал о Викторе обозреватель «Советского спорта» Лев Филатов. – Игрок уникальных функциональных возможностей, он лишь формально числился полузащитником. За 90 минут непрерывного движения по полю успевал сыграть и стоппером, и центрфорвардом, и диспетчером, да и на флангах атаки чувствовал себя хозяином». Эту внешнюю легкость его игре придавала оригинальная техника владения мячом, широкий беговой шаг, отличавшие Колотова от остальных. Но главными были быстрота мышления, способность предвидеть ситуацию на несколько ходов вперед. Лишних усилий не требовалось, и игровой почерк Виктора Михайловича выглядел хотя и каллиграфическим, но в то же время и убористым.
Способности Колотова в пылу борьбы на футбольном поле разбираться не только в отдельных эпизодах, но и глобально оценивать ход всей игры, поражался даже Валерий Лобановский, который в своей книге «Бесконечный матч» написал следующее: «Диапазон игры Виктора Колотова неповторим! Все он делал настолько правильно и вовремя, что болельщики на трибунах, с первого матча зачислившие футболиста в любимцы, не переставали диву даваться. Сделав передачу, короткую ли, среднюю, длинную, он стремглав летел к воротам. Его останавливали, пихали, отталкивали, но он был неудержим и всегда стремился к максимальной цели – оказаться первым у мяча после передачи партнера и забить.
О работоспособности Колотова ходили легенды. Шутники утверждали, что если нужно, он и третий тайм отыграет, и четвертый, причем с той же неутомимостью, как первые два. Но я подметил одну характерную деталь. Если обычно футболисты стараются хоть какие-то крупицы сил сберечь, то Колотов за полтора часа выкладывался весь, без остатка, иногда доводя себя до состояния невменяемости.
После игры с «Эйндховеном» в Киеве – матча высокого уровня и большого напряжения, когда даже мы с Олегом Базилевичем не могли стоять – ноги не держали, из душевой вышел Колотов, оглядел всех внимательно и спросил в тишине: «Так они нам забили или нет?» Кто-то из ребят, кажется Володя Мунтян, воскликнул: «Ну ты даешь, Витек! Успокойся, осталось все, как было, – 3:0 в нашу пользу. Если, конечно, судья не приписал им гол в протоколе». «Понятно», - невозмутимо сказал Колотов и снова отправился в душевую.
Капитанская повязка свалилась на него словно гром среди ясного неба. Он привык считать себя рядовым футболистом, скромно и честно делающим свое дело, и вдруг... Реакция на доверие ребят была ожидаемой. Он не стал покрикивать на партнеров, не напускал на себя важный вид, не говорил менторским тоном. Капитанство Колотов расценивал как необходимость быть примером в жизни, на тренировках и в игре».
Колотов – один из немногих футболистов, о которых можно сказать, что их спортивная судьба сложилась удачно. Его класс был общепризнан. В 1972 году на вопрос, кого из киевских динамовцев он взял бы в свой клуб, тренер мадридского «Реала» Мигель Муньос сказал, как отчеканил: «Колотова, Блохина и Мунтяна».
В Киеве Виктор Михайлович стал народным любимцем, поэтому не случайно, что, отыграв 12 лет в «Динамо», остался там же тренировать дублирующий состав (1984–1992).
В 1993 году стоял у истоков «Борисфена», преобразованного позднее в ЦСКА и «Арсенал»... Затем был помощником Йожефа Сабо в национальной сборной команде Украины. Возглавив сборную, выиграл последнюю Спартакиаду народов СССР. Дважды, в 1995–1996 и 1998–1999 годах, возглавлял олимпийскую сборную Украины. Работал с командой высшей лиги «Прикарпатье» Ивано-Франковск (1996–1997).
Последним в тренерской карьере Колотова стал печально знаменитый матч молодежной сборной Украины в Исландии. В Киеве 31 марта 1999 года – 5:0, а в Рейкьявике 3 сентября – вдруг 1:4. Все терялись в догадках, что за метаморфоза произошла с командой на выезде?
Рассказывает украинский журналист, друг В.М. Колотова – Максим Максимов: «О произошедшем мы могли судить только по слухам. Если им верить, раскол на донецких (игроков «Шахтера», составляющих костяк сборной), и остальных произошел после того, как Федерация футбола Украины решила, что после разгрома в Киеве молодежь должна обыгрывать исландцев и без премиальных. А донецкие подсчитали, что могли бы заработать больше даже за пропущенные матчи чемпионата Украины. И в отместку игру сдали.
С Колотовым на эту тему говорить никто даже не пытался. Во-первых, он был жутким молчуном, вызвать его на такие откровения было невозможно. Йожеф Сабо, который тогда тренировал национальную сборную, попросил всех, кто работал с Колотовым в молодежке, не отходить от него ни на шаг, потому что видел, в каком состоянии был Виктор…
Во-вторых, вся эта история с разговорами о сдаче матча в Исландии получила огласку только после смерти Колотова. Как потом мне рассказали, Виктор, войдя в раздевалку после игры, не стал никого ругать, а только спросил у сидящих с опущенными головами пацанов: «Ребята, что я вам сделал? Кого-то обманул или не выполнил обещанного?» Нисколько не сомневаюсь, что в тот день он перенес свой первый инфаркт. На ногах. Этот поступок молодых футболистов не уложился в его жизненные принципы».
Виктор Михайлович был на редкость скромным и даже застенчивым человеком. Добиться от него каких-либо откровений не удалось, пожалуй, ни одному журналисту. Он никогда не искал себе оправданий в случае неудачи, не стремился ко всеобщему вниманию после важных побед. Неутомимый труженик, он просто старался как можно лучше делать свое дело и болел за него всем сердцем.
В конце ноября 1999 года Виктор Михайлович перенес инфаркт. После того как кризис был преодолен, врачи прописали ему восстановительные процедуры в санатории.
Однако они не понадобились. Повторный инфаркт, случившийся 3 января 2000 года, стал роковым. «Он сжигал себя и будучи игроком, и в качестве тренера», – сказал над могилой Колотова его многолетний партнер Андрей Биба. Мужественные динамовцы, не понаслышке знающие, что такое боль, в этот день не стеснялись своих слез...
Заслуженный мастер спорта СССР Владимир Мунтян вспоминал о своем товарище: Михалыч был человеком редких душевных качеств, большой скромности и деликатности, а на поле это был гигант – несокрушимый и самоотверженный. Звездная болезнь обошла его стороной...»
Со своей супругой Еленой Никифоровной, тогда студенткой Института народного хозяйства, Виктор Михайлович познакомился в 1971 году. В 1974 году они сыграли свадьбу, на которой гуляла почти вся команда, а в 1975 году у них родился сын Евгений (в настоящее время живет и работает в Чикаго).
При всей кажущейся замкнутости и отрешенности, двери колотовской квартиры не запирались: здесь любили принимать гостей, и это не были обычные посиделки на кухне. Стол с белой скатертью обязательно накрывали в гостиной, и посуда выставлялась самая красивая. Но Виктор Михайлович всегда обижался, если гости появлялись со свертками в руках: «У меня все есть!»
О колотовской доброте и отзывчивости друзья вспоминают бесконечно. Каждый, кто соприкоснулся с этим удивительным человеком, может привести немало примеров, когда он помогал не только словом и добрым отношением, но и непосредственным участием в решении самых отчаянных и, казалось бы, неразрешимых проблем.
О своем наставнике Валерии Васильевиче Лобановском Виктор Колотов говорил только в превосходной степени. Отмечал, что тренер не только помог ему добиться успехов в футболе, но и привил любовь к чтению, театру. Виктор Михайлович не пропустил практически ни одних гастролей в Киеве знаменитых Котэ Махарадзе и Софико Чиаурели, выделял историческую литературу и творчество Ильфа и Петрова. Удивительно, что будучи серьезным человеком, он мог с упоением смотреть мультфильмы, до хрипоты смеясь над приключениями диснеевских Тома и Джерри.
Виктор Михайлович очень любил петь. Не отличаясь слухом, пел, как говорят, душой. Причем, будучи коренным русаком, предпочитал украинские песни.
Он вообще всегда с большой любовью отзывался об Украине, интересовался ее культурой и историей, выучил язык, хотя дался он ему с большим трудом.
Фирменный колотовский футбол – честный, мужественный, искренний навсегда остался в памяти миллионов болельщиков. И тем не менее поклонники таланта В.М.Колотова мало знают о том, каким он был на самом деле... Именно поэтому друзья и коллеги Виктора Михайловича ежегодно проводят международный турнир «Мемориал памяти В. Колотова», привлекая к участию в нем все новые и новые команды, отдавая дань памяти великолепному футболисту и прекрасному человеку.
В.М. Колотов – заслуженный мастер спорта СССР (1975), заслуженный тренер Украинской ССР (1986), двукратный бронзовый призер Олимпийских игр (1972, 1976), серебряный призер чемпионата Европы (1972), обладатель Кубка обладателей кубков УЕФА (1975), Суперкубка УЕФА (1975), шестикратный чемпион СССР (1971, 1974, 1975, 1977, 1980, 1981), двукратный обладатель Кубка СССР (1974, 1978). 7 раз входил в списки 33 лучших футболистов СССР: № 1 (1971, 1972, 1974, 1975, 1976), № 2 (1977), № 3 (1973). Второй футболист СССР 1971 года (приз еженедельника «Футбол–Хоккей», по опросу журналистов). Лучший советский бомбардир в чемпионатах Европы (включая отборочные игры) — 7 голов.
Член символического Клуба Григория Федотова — 103 гола. По опросу газеты «Украинский футбол», в 2001 году вошел в символическую сборную Украины XX века.
В 2003 году именем Виктора Колотова назван стадион «Комсомолец» в городе Зеленодольск.