КОНЬКОВ Анатолий Дмитриевич
Заслуженный мастер спорта СССР, бронзовый призер Олимпийских игр, вице-чемпион Европы, обладатель Кубка обладателей кубков и Суперкубка УЕФА, четырехкратный чемпион СССР, обладатель Кубка СССР, президент Федерации футбола Украины
(Иллюстрированная версия из книги "Легенды отечественного футбола")
Анатолий Дмитриевич Коньков — легендарная личность в истории отечественного футбола. Один из лучших полузащитников 1970-х годов, универсальный игрок с отличной техникой и широким диапазоном действий, он отличался точным и своевременным пасом, сильным дальним ударом. Коньков играл за донецкий «Шахтер» и киевское «Динамо», в 1972 году в составе сборной СССР стал вице-чемпионом Европы, будучи игроком клуба первой лиги (!). Скупой на комплименты, Валерий Васильевич Лобановский так описовал игру своего подопечного в книге «Бессмертный матч»:
«Не уверен, что можно найти тренера, не пожелавшего бы иметь в своей команде Анатолия Конькова. Потрясающие его способности не вызывали сомнений, хотя противоречивость характера, заметная в жизненных ситуациях, проявлялась иногда в игре и сказывалась на ней. Нет сомнений, что Коньков – игрок уровня Франца Беккенбауэра. В отборе мяча он был безупречен, его передачи были точны, своевременны и направлены в нужное место. Он, как никто, умел за короткий отрезок времени определить слабые места у соперника и вместе с партнерами обрушивал именно в эти точки всю мощь наших атак. На позиции опорного хавбека равных Конькову не было».
После длительной карьеры футболиста и тренера в 2012 году Коньков избран президентом Федерации футбола Украины.
Анатолий Дмитриевич родился 19 сентября 1949 года в городе Красный Луч Луганской области. Будущий игрок сборной СССР начинал свой футбольный путь в составе краматорского «Авангарда». Его стремление посвятить свою жизнь футболу и удивительная одаренность проявились очень рано: Анатолий дебютировал в составе команды уже в возрасте 16 лет. Не по годам уверенная игра выделяла начинающего полузащитника даже среди опытных игроков.
Талант сразу был замечен большими клубами. В киевском «Динамо» Анатолий мог оказаться в конце 1960-х при Викторе Маслове, который хотел видеть юного игрока в составе своей команды. На динамовской базе в Конча-Заспе Коньков увидел киевских корифеев – Соснихина, Сабо, Пузача, Хмельницкого и, стремясь во всем быть первым, решил, что с такими мастерами ему играть еще рано, после чего в 1968 году принял приглашение донецкого «Шахтера».
В 1960-е годы «Шахтер» завоевал репутацию кубкового бойца, в 1970-е начал набирать обороты и в чемпионате СССР. Прогресс донецкого клуба был связан с приходом на пост главного тренера О.П. Базилевича. Именно в «Шахтере» он опробовал на практике многие идеи, которые затем воплощались с Валерием Лобановским в «Динамо» и сделали из киевской команды первый в Союзе суперклуб европейского уровня.
Анатолия Конькова окружали выдающиеся партнеры – Яремченко, Губич, Звягинцев, Дегтярев. Люди, которые и дали ему возможность раскрыть свой потенциал. Безусловно, все складывалось не так уж гладко, случались трудности, проблемы в коллективе. Но даже спустя годы Анатолий Дмитриевич с невероятной теплотой вспоминает свой приход в команду, дружбу с заслуженным мастером спорта СССР В.Н. Щегольковым и первый вызов в сборную Советского Союза из состава горняков.
Выступления в сборной СССР – отдельная история в биографии спортсмена. За главную команду страны он провел 47 поединков, и его случай стал поистине уникальным. Руководство сборной, несмотря на изобилие кадров, обратило внимание на паренька, выступающего на тот момент во втором по силе дивизионе страны (в сезоне 1971 года «Шахтер» попрощался с высшей лигой, но, несмотря на понижение в классе, делегировал своего представителя).
В сборную СССР Конькова пригласили при Валентине Николаеве. Четыре последователя Николаева – Гуляев, Пономарев, Лобановский, Бесков также видели в Анатолии игрока главной команды страны. Будущий президент Федерации футбола Украины впоследствии не раз признавался, что благодарен судьбе за великолепную школу, которую ему посчастливилось пройти под руководством великих тренеров. В 1972 году Анатолий Коньков стал вице-чемпионом Европы. Единственный гол, который сам Коньков забил венграм в полуфинале, дал путевку СССР в финал. Как итог – серебряные медали турнира!
Заслуженный тренер Узбекской ССР, Виктор Каневский, вспоминает такой эпизод:
«Я в ту пору уже возглавлял харьковский «Металлист». Присмотрел талантливого молодого футболиста, пригласил его в команду. Своему доктору поручил присматривать за новичком: опасался, что на него уже, как говорится, положили глаз многие клубы. Не сбежал бы… Увы, недоглядел мой доктор и вскоре Толя оказался в киевском «Динамо». И, слава Богу… Конькова-динамовца я боготворил как игрока высочайшего мирового уровня… И еще был период, когда я десять лет сидел в отказе. Толя Коньков в ту тяжкую для меня и моего семейства пору приходил ко мне в дом, когда я жил на пятом этаже, над магазином «Каштан», напротив Бессарабки, поддерживал меня как мог, что говорит о его высокой порядочности».
Успешное выступление за донецкий «Шахтер» привлекло к талантливому игроку внимание В. Лобановского, который пригласил его в Киев. Вот как вспоминает об этом событии Анатолий Дмитриевич: «Владимир Иванович Дегтярев, к которому я всегда прислушивался, сказал мне: «Толя, пора выходить на новый уровень! Это новая ступень – твой шанс. Пробуй!», и я поехал в «Динамо». И семь сезонов отыграл в одной из лучших команд Европы, и выиграл с ней все, о чем только можно мечтать».
Анатолий Дмитриевич носит неофициальное звание супермастера первого паса. Для самого Конькова, игравшего в «Шахтере» и в сборной СССР в средней линии, «разумная универсализация» в киевском «Динамо» оказалась предопределенной рядовым матчем чемпионата страны – в Ростове-на-Дону против СКА в 1975 году. Из-за травмы не смог выйти на поле штатный центральный защитник киевлян Михаил Фоменко, а поскольку выбор у тренеров был ограничен, они решились на эксперимент, имевший далеко идущие последствия: отодвинули на позицию либеро Конькова. При этом ему, футболисту с кругозором классного хавбека, вменили в обязанность не просто подчищать грешки партнеров по обороне, отбивая мяч, но поставили сверхзадачу: начинать атаки своей команды. Опыт оказался удачным: киевляне выиграли со счетом 2:0, причем у истоков обоих результативных динамовских выпадов стоял новоявленный либеро. Прошло еще немного времени – и во все футбольные хрестоматии того времени вошел знаменитый первый пас Конькова, который для соперников киевского «Динамо», как правило, был чреват самыми серьезными неприятностями.
Его умение отдать результативную передачу со своей штрафной площади неоднократно пригодилось динамовцам, в игре которых органично слились воедино теория и практика. Все, что изображалось тренерами на макетах, впоследствии очень педантично переносилось на поле. Пока игра ставилась, футболисты находились в жесточайших поведенческих рамках – импровизация допускалась только при условии полной сохранности принятой игровой схемы.
«Идея прерывать атаку противника и одновременно находить партнера для мгновенного выхода из обороны в наступление для нашей команды была очень актуальна, – поясняет А.Д. Коньков. – Поскольку по подбору исполнителей «Динамо» заметно превосходило большинство советских клубов, в чемпионатах страны нам постоянно приходилось сталкиваться со сверхнасыщенной обороной. Преодолевать ее позиционно было очень сложно. Совсем другое дело – внезапно, с ходу. И тут очень многое зависело от первой передачи. Кроме того, при нашей взаимозаменяемости даже у меня, формально последнего защитника, возникала возможность неожиданно для соперников подключаться в атаку, а значит, полнее использовать свой потенциал. Поэтому нет ничего парадоксального в том, что большинство голов я забил, будучи игроком обороны, а не хавбеком».
И еще один феномен – футбольный провинциал попал в звездное «Динамо», минуя дубль. Этому, правда, есть объяснение: Олег Базилевич, у которого футболист проработал три сезона в «Шахтере», как раз в это же время объединился в «Динамо» с Лобановским.
«У этих людей были одинаковые взгляды на футбол, а поскольку Базилевич внедрял многие свои игровые идеи еще в «Шахтере», адаптироваться в киевском «Динамо» для меня не составило труда, – комментирует А.Д. Коньков. – Зато какие перспективы открылись – дух захватывало! Моя спортивная жизнь, словно футбольный матч, состояла из двух таймов... Сначала семь лет в команде моей молодости – донецком «Шахтере», где я постигал азы футбольной науки. А вторая половина – это семь сезонов в киевском «Динамо», куда я попал уже зрелым игроком, получив возможность оказаться в кругу футболистов, которые на тот период по всем параметрам были лучшими из лучших… У меня в жизни было несколько людей, которым я обязан своим становлением. И Лобановский среди них занимает первое место, он любил свое дело самозабвенно, истово, знал себе цену как тренеру, не переносил, если кто-то из футболистов выпадал из учебно-тренировочного процесса, был с такими людьми очень строг, порой даже беспощаден, однако диктаторских замашек я в нем не замечал. Если бы все обстояло иначе, вряд ли в «Динамо» существовал бы тренерский совет из шести человек, в который я имел честь входить, пока выступал за киевский клуб. Это был вполне демократический институт».
В том же 1975 году киевское «Динамо» вихрем ворвалось в элиту европейского футбола. Подопечные тогда еще мало кому известного за рубежом тренера В. Лобановского одного за другим сметали с дороги соперников на пути к Кубку кубков, в итоге завоевав этот почетный приз. Венцом победоносного сезона стало событие, золотыми буквами вписанное в историю «Динамо» – по сумме двух встреч киевляне в борьбе за Суперкубок УЕФА обыграли клубного чемпиона Европы – мюнхенскую «Баварию». «Динамо» открыло самую яркую страницу в истории клуба, а коренной донбассовец внес свою фамилию в золотой состав киевлян.
Газета «Советский спорт» так комментировала итоги этой памятной встречи: «…до перерыва игра велась осторожно, строго позиционно. Киевляне освоились, пожалуй, раньше соперников. Во всяком случае, и первую острую атаку, и первый удар по воротам нанесли гости, подолгу контролировавшие мяч. Они словно вели нескончаемый хоровод с мячом, но немецкие защитники бдительно охраняли свои позиции, умело пользовались подкатом и к своим воротам киевлян близко не подпускали. Остро начали динамовцы и второй тайм. На первой же минуте Коньков вывел на удар Колотова – мяч пролетел рядом со стойкой. Спустя две минуты острую комбинацию провели Буряк, Блохин и Трошкин, затем с подачи Колотова нанес удар Блохин. «Бавария» попыталась перехватить инициативу, широко растянув оборону гостей. Справа действовал Цобель, слева – Вундер, в центре пытался перебороть стопперов Мюллер. Остро играл Руммениге. Но защита «Динамо» держалась спокойно и надежно, а на 67-й минуте наступила развязка: Блохин получил мяч в центре поля, рванулся в штрафную «Баварии», где его пытались встретить четыре защитника, и, как на следующий день написала кельнская газета «Кельнер штадтанцайгер», «выманив» из ворот Майера, забил мяч в дальний угол в тот момент, когда вокруг него буквально танцевала вся защита «Баварии». Это был великолепно исполненный гол! Киевляне победили со счетом 1:0, и ни у кого эта победа не вызвала ни тени сомнения. Тренер «Баварии» Крамер, не скрывая огорчения, сказал после матча, что соперника баварцы изучали, серьезно готовились ко встрече с ним, но не ожидали столкнуться с такой тактически гибкой игрой команды, недосчитавшейся в этот день в своих рядах четырех ведущих футболистов. Валерий Лобановский на пресс-конференции сказал: «Все футболисты провели матч сильно, поэтому выделять кого-нибудь персонально не хочу. Тактическое задание было выполнено: мы сдержали наступление хозяев поля и при малейшей возможности опасно контратаковали...».
Спортивный журналист Дэви Аркадьев в книге «Два сезона» в главе «Лучший клуб Европы!», посвященной легендарному «Динамо», описывал финал встречи не менее захватывающе: «...наконец наступает долгожданный торжественный миг: вручение Суперкубка. Но тут оказывается, что президент УЕФА синьор Франки физически не в состоянии передать из рук в руки эту пудовую чашу из золота и серебра, которая все 90 минут стояла на столике, покрытом бархатной скатертью. Короткое замешательство – и синьор Франки находит выход из положения: он жестом подзывает футболистов к столу. Фоменко и Коньков берут приз за ручки, ощутив приличную тяжесть. Все-таки Суперкубок! ...Баварцы убегают в раздевалку, а киевляне совершают с кубком круг почета….».
В возрасте 32 лет Анатолий Коньков принял решение перейти на тренерскую работу. «Конечно, мне поступали предложения из других команд, – вспоминает Анатолий Дмитриевич, – Но накопилась такая сумасшедшая усталость… Годы, проведенные при Лобановском, вспоминаю так: cтадион – гостиница – самолет – база – стадион. Мой сын Валера вырос, не зная меня. Немудрено, если за год удавалось побыть дома дней десять. Поэтому хотелось пожить еще и другой жизнью, уделить время семье».
В 1982 году Анатолий Дмитриевич пришел в симферопольскую «Таврию». Работая ассистентом Игоря Волчека, постигал азы тренерского ремесла. Среди учеников Волчека были такие мастера тренерского дела, как Валерий Газзаев, Курбан Бердыев, Гиви Нодия, Валерий Петраков, Юрий Семин.
После неплохих сезонов начала 1980-х годов «Шахтер» начал обновление состава, и в 1986 году А.Д. Коньков получил шанс попробовать себя в качестве главного тренера команды. Поначалу ему удалось наладить игру, но четыре года спустя, в 1990 году, перешел в ленинградский «Зенит». Проработав в Санкт-Петербурге один сезон, Анатолий Коньков на три года исчез из поля зрения футбольных болельщиков. Затем стал тренером молодежной, а со временем – национальной сборной Украины. Сборную Коньков возглавил в очень сложную минуту. Начал готовить команду к Евро-1996 Йожеф Сабо и из-за нестабильной игры команды был вынужден покинуть пост. Коньков, став тренером национальной команды, начал внедрять изменения. Но, несмотря на серию из трех побед кряду, наверстать упущенное Сабо Анатолию Дмитриевичу не удалось. Не помогли и победы над прямыми конкурентами – Хорватией и Литвой. Сборная закончила выступления в группе на 4-м месте.
После национальной команды, Коньков недолго тренирует СК «Николаев», а затем возвращается в элиту украинского футбола. На этот раз Анатолий Дмитриевич принимает «Ворсклу», с которой выступает в Кубке УЕФА и в Кубке Интертото. В 2000-м он возвращается в родной регион и возглавляет алчевскую «Сталь».
В 2004-м году появляется предложение из-за рубежа. Коньков принимает вызов и отправляется тренировать азербайджанский «Интер». За два года, проведенных в Баку, Конькову удалось выиграть «серебро» национального кубка. В 2006 году он возвращается в Украину, где становится президентом детского ФК «Старт». С 2008 года по 2012-й Анатолий Дмитриевич – спортивный директор «Стали». Однако год спустя он перебирается в столицу. Ведь именно его футбольная общественность видела преемником Григория Суркиса на посту руководителя украинского футбола.
«Если ФФУ возглавит наконец-то человек, прошедший с футболом нога в ногу всю жизнь, завоевавший множество наград и личный авторитет в футбольном мире, то есть надежда, что в скором времени дела в нашем отечественном футбольном хозяйстве пойдут не только на поправку, но и сделают качественный рывок», – говорил заместитель председателя Федерации футбола Сумской области Василий Бершов.
2 сентября 2012 года вошло в историю украинского футбола. Главным событием XIV конгресса стало избрание нового президента Федерации футбола Украины. Им стал единственный кандидат на пост – А.Д. Коньков.
В одном из интервью заслуженный тренер СССР и Украины О.П. Базилевич назвал Анатолия Дмитриевича лучшим опорным полузащитником в футболе ХХ века. «Коньков – могучий человек, думаю, у него все должно получиться и на посту президента ФФУ».
Готовясь к rонгрессу, А.Д. Коньков посещал разные регионы Украины, знакомился с состоянием материальной базы для развития детско-юношеского, аматорского, профессионального футбола, встречался со специалистами на местах, изучал проблемы, просьбы и пожелания болельщиков, тренеров, футбольных чиновников и функционеров.
«Своей главной задачей на посту президента ФФУ считаю не только продолжение дел предшественников, но и развитие новых идей, которые смогут обеспечить будущее украинского футбола, – сказал А.Д. Коньков. – Первостепенная задача Федерации футбола Украины – это возрождение массового футбола. Пришло время развивать массовый футбол вместе с органами государственного управления, без которых эту масштабную задачу не решить. Я буду прилагать максимум усилий, чтобы не разочаровать футбольную общественность нашей страны. Уверен, что смогу создать коллектив единомышленников, чтобы объединить всех, кто готов и дальше работать на благо любимой игры. В своей работе мы будем ориентироваться на передовой международный опыт. ФФУ будет и в дальнейшем активно поддерживать инициативы ФИФА и УЕФА, направленные на дальнейший прогресс футбола…».
После избрания Конькова президентом знаменитый советский футболист мастер спорта СССР Анатолий Николаевич Шепель отметил: «Анатолий, как и Григорий Суркис, впрочем, как и я, – 1949 года рождения… Наше поколение выросло в нелегкое для наших родителей послевоенное время и получило хорошую жизненную школу. Коньков в том числе … Я ведь помню, когда он был ведущим игроком в «Шахтере», но Лобановский словно дал ему шанс на адаптацию в киевском «Динамо», куда в основу очень трудно было пробиться. И Коньков использовал свой шанс стопроцентно!»
А.Д. Коньков – мастер спорта (1969), вице-чемпион Европы (1972), обладатель Кубка обладателей кубков УЕФА (1975), обладатель Суперкубка УЕФА (1975), четырехкратный чемпион СССР (1975, 1977, 1980, 1981), мастер спорта СССР международного класса (1975), бронзовый призер Олимпийских игр (1976), обладатель Кубка СССР (1978), заслуженный мастер спорта СССР (1982).
Девять раз включался в списки 33 лучших футболистов СССР, из них № 1 – 4 раза (1975–1978), № 2 – 3 раза (1979–1981) и № 3 – 2 раза (1971, 1973). За сборную СССР провел 47 матчей, в которых забил 8 голов. В чемпионатах СССР провел 303 матча, забил 21 гол, в еврокубках — 37 матчей, 1 гол.
Награжден орденом «За заслуги» III степени (2004).