МАСЛЁНКИН Анатолий Евстигнеевич (1930–1988)
Заслуженный мастер спорта СССР, олимпийский чемпион, обладатель Кубка Европы, трехкратный чемпион СССР, двукратный обладатель Кубка СССР, победитель I Спартакиады народов СССР
(Иллюстрированная версия из книги "Легенды отечественного футбола")
В истории отечественного футбола только троим игрокам довелось сыграть в победных финалах и Олимпийских игр, и Кубка Европы. Это Лев Яшин, Игорь Нетто и Анатолий Маслёнкин.
Родился Анатолий Маслёнкин 29 июня 1930 года в Москве. В семье начальника смены военного завода № 58 Евстигнея Александровича Маслёнкина и Дарьи Васильевны Маслёнкиной росли трое сыновей: Владимир, Анатолий и Александр. История отечественного футбола отметила среднего сына Евстигнея Александровича Маслёнкина – Анатолия.
Семья Маслёнкиных жила на Ленинском проспекте, недалеко от старейшего парка Москвы – Нескучного сада. Анатолий, как и все мальчишки его поколения, в свободное время пропадал во дворе, играя в футбол, теннис, зимой в хоккей, а рядом был еще и Нескучный сад с его теннисными кортами, футбольными, волейбольными площадками, различными спортивными секциями, где можно попробовать себя во многих видах спорта. Желание играть по-настоящему в футбол привело 14-летнего Анатолия в детскую команду Ленинского района Москвы, затем год он провел в клубной команде московского «Динамо». Осталось позади несытое детство. Отец – на фронте. Тяжело досталось семье без кормильца. Дарья Васильевна – небольшого роста, хрупкая женщина с волевым характером – искала любую возможность выстоять в военное время, поднять троих ребят. Дочь Анатолия Евстигнеевича, Алла Анатольевна Маслёнкина – историк-архивист, вспоминает: «Дарья Васильевна ездила с мальчишками в лес, собирала грибы, чтобы выменять на хлеб. Эти походы не прошли даром. Папа, будучи взрослым, стал не только страстным грибником, но и умел великолепно их готовить в любых видах».
В 1948 году Анатолий окончил семь классов в одной из московских школ и поступил в Московский химический политехникум имени В.И. Ленина. Он активно продолжал совершенствовать свое мастерство, играя в 1950–1952 годах правым крайним нападающим юношеской команды московского завода «Красный пролетарий». В 1952 году, окончив политехникум, получил специальность техника-механика по химическому оборудованию и в августе был зачислен на должность техника в Государственный институт азотной промышленности (ГИАП). Но уже мае 1953 года Анатолий – в команде мастеров по футболу общества «Спартак».
Анатолий Исаев так рассказывает о своем партнере по клубу и сборной: «Когда в 1953 году Маслёнкин появился в «Спартаке», то сразу же стал своим парнем. Его ничуть не смущали имена, и практически на первой же тренировке он называл всех на «ты». Заслуженный мастер спорта СССР, двукратный чемпион СССР, трехкратный обладатель Кубка СССР Олег Михайлович Тимаков много времени уделял совершенстввованию игры Анатолия, взяв на себя роль дядьки-наставника».
Игорь Нетто, отличавшийся строгостью к партнерам и скупостью похвал, написал о Тимакове в книге «Это – футбол»: «Именно у него я учился игре головой. Сколько мячей забил он в чужие ворота вследствие удивительного умения точно выбрать место, рассчитать прыжок и резко, стремительно послать мяч головой мимо вратаря. Все, кто видел Олега в игре, помнят это».
Учился у Олега Михайловича и Анатолий. Он абсолютно верно читал игру. Особенно ему удавалась роль центрального защитника при взаимодействии с вратарем: он мог либо отдать безошибочный пас назад, либо, наоборот, пропустить мяч, чтобы тот был зафиксирован голкипером.
В 1953 году он играл за дублирующий состав «Спартака», а во втором матче чемпионата СССР по футболу 1954 года (в гостях с «Торпедо», город Горький) впервые вышел в основном составе и забил два гола (на 47-й минуте, сравняв счет, и в самом конце матча, установив итоговый результат 4:1).
Дебютант команды мастеров был призван заменить на позиции левого центрального полузащитника самого Игоря Нетто! Неудивительно, что Анатолий Маслёнкин вышел на матч со сверхнастроем. Дубль удался, как показала история, в первый и последний раз. Когда Нетто вернулся в основной состав, удачливый дебютант вернулся в дубль, время от времени попадая в основной состав в качестве правого полузащитника или инсайда, что позволило сформировать игровые связи с Игорем Нетто. Он участвовал во многих матчах чемпионатов и Кубках страны (216), в которых удалось забить 8 голов. Оборона клуба нуждалась в сильном центральном защитнике. С 1955 года и почти до конца карьеры Анатолий Маслёнкин, в интересах клуба, играл на этой позиции (чаще правого центрального защитника при двух центральных). Футбол – игра для людей смелых. Первыми идут храбрецы. Именно они способны повести команду за собой. Так вот Маслёнкин – храбрец, лишенный от природы чувства страха, играл всегда смело без исключений. Он и за пределами поля ничего не боялся. Н.П. Старостин в своей книге «Звёзды большого футбола» пишет: «Уж как туго ему, центральному защитнику, приходилось в поединке с молодым Стрельцовым, случалось, тот его и обходил, и обыгрывал, но Анатолий перед следующим матчем с «Торпедо» нисколько не тушевался: «Стрельцов? Ну и что? Поговорим с ним…».
В 1954 году Анатолий Маслёнкин женился. Его супруга Валентина Андреевна вспоминала: «С будущим мужем я познакомилась на танцах в заводском клубе «Красный пролетарий». Он только что перешел из «Динамо» в ЗКП (завод «Красный пролетарий») и о профессиональной карьере футболиста еще не думал».
В 1955 году сборная СССР, в которую входили сразу 11 спартаковцев, в их числе был и Анатолий, провела несколько товарищеских встреч. Игра в Москве со сборной Франции началась после предоставления права первого удара популярнейшему французскому киноартисту Жерару Филиппу. В те годы часто применялась персональная опека, и именно Маслёнкину поручалось держать самых опасных форвардов соперника. В этом матче его, дебютанта, отрядили на нейтрализацию Раймона Копа, одного из лучших центрфорвардов Европы.
Как писала пресса об этом матче: «Особую радость болельщикам доставили филигранные, но немного хрупкие действия Копа... Ничья (2:2) полностью отвечала духу и характеру этой джентльменской встречи. Красив был гол Симоняна с подачи Татушина (счет стал 2:1), но до этого не менее порадовал глаз элегантный гол Копа». Но все же главным событием футбольного сезона стал матч 21 августа 1955 года. В этот день советская команда играла с чемпионом мира – сборной ФРГ. С тех пор сборная СССР не раз встречалась с командами, носящими звание чемпиона мира, но матч в Москве 21 августа 1955 года стоит в этом списке особняком. Это был матч-символ, матч-надежда, и победа в нем сделала его таковым навсегда.
Участие в этом товарищеском матче в составе сборной СССР Анатолий Евстигнеевич считал самым важным в своей игровой карьере. В матче с сильнейшей на этот период командой планеты, об игре которой советские специалисты почти ничего не знали, спортивные руководители требовали только победы: «Вы обязаны победить, ребята!» Уступить чемпионам мира сборная СССР не имела права – слишком свежи еще были в памяти военные годы. По воспоминаниям Льва Яшина, матч начался катастрофически: «большую часть первого тайма мы пребывали в каком-то оцепенении», «наших «технарей»… не желал слушаться мяч… их пасы и удары были неточны», «бывалый и уверенный в себе соперник терзал нашу оборону, мы едва успевали отражать налетавшие на нас валы». И все же Николай Паршин открыл счет, и команда СССР вышла вперед.
Но волнение игроков было очень сильным, даже Лев Яшин, по его признанию, испытывал чувство скованности, мешавшее принимать решения быстро и точно. Вспоминал Лев Яшин: «В обоих случаях, когда мяч побывал в наших воротах, была моя вина». И еще приведем слова Л. Яшина: «Когда второй гол влетел в сетку ворот за моей спиной, я был в состоянии, близком к отчаянию». В результате счет 1:2 и полное игровое преимущество западногерманских футболистов. И тут в игру вступил фактор, который не просчитывается специалистами: знаменитый спортивный дух скромных героев с рабочих окраин, выкованный футболом прошлого. По оценкам тренеров сборной, «первыми правильно и трезво оценили обстановку полузащитники, Нетто и Маслёнкин смело начали включаться в атаки нападения и создали перелом в игре».
Защита и полузащита гостей уже не успевали прикрывать быстрые маневренные действия семи игроков остро атакующей советской команды. На 69-й минуте мяч у Маслёнкина. Он передает его Нетто и тут же получает обратно. Маслёнкин входит с мячом в штрафную площадь и с 18 метров наносит сильнейший удар в угол ворот. Мяч в сетке. Счет 2:2. Картина игры резко изменилась.
Лев Яшин вспоминал: «Немецкая команда оказалась прижатой к своим воротам, наши устремились вперед – все, включая защитников. Душевный подъем, охвативший всех нас, был так велик, что великолепные западногерманские футболисты, превосходившие нас и в опыте, и в технике владения мячом, оказались бессильны ему противостоять»; «словами трудно передать, что творилось в те незабываемые пятнадцать минут на стадионе «Динамо», помню только одну деталь: на какое-то мгновение оторвавшись от происходящего на поле, я поднял глаза к небу и увидел, что прямо над нами, заходя на посадку, пролетает тяжелый самолет, но шума его моторов не было слышно совершенно».
Анатолий Ильин забил решающий гол. И это была победа! В эти 15 минут атаковали десятки тысяч наших соотечественников, а не только игроки! Немецкие специалисты не могли понять секрет невероятной выносливости и напора. После игры тренер команды ФРГ Гербергер заявил: «Мы никогда еще не были вынуждены играть в таком изнуряющем темпе, а такому ураганному штурму, как решающая двадцатиминутная атака советских футболистов во 2-й половине игры, мы не подвергались даже на первенстве мира 1954 года. Мы много слышали об их быстроте, отличной физической подготовке, но выносливость соперников, с которой нам пришлось столкнуться, кажется просто непостижимой». Забитый гол в ворота сборной ФРГ остался у Анатолия Маслёнкина единственным за главную команду страны, в составе которой он участвовал во многих престижных матчах.
1956 год стал для 26-летнего Анатолия необыкновенно плодотворным и радостным: к званиям победителя I Спартакиады народов СССР, чемпиона СССР, олимпийского чемпиона в Мельбурне прибавилось и звание счастливого отца. 26 октября 1956 года, в день победы советских футболистов в финале Олимпиады в Мельбурне, в Москве появилась на свет дочь Алла. Осуществилась мечта деда Евстигнея Александровича иметь внучку. Как вспоминает Валентина Андреевна: «Меня потом затерзали вопросом, почему мы ее Викторией не назвали». В 1957 году Анатолию Евстигнеевичу присвоено звание заслуженного мастера спорта СССР, он – победитель III Международных спортивных игр молодёжи. И 1958 год отмечен для Маслёнкина почётными наградами: в составе «Спартака» он выигрывает дубль, становится чемпионом СССР и обладателем Кубка СССР.
В 1960 году сборная СССР выиграла первый в истории спорта Кубок Европы по футболу. В ее составе – Анатолий Маслёнкин. Газета «Спорт-экспресс» писала: «Сотни встречавших в московском аэропорту Шереметьево лицезрели Кубок Европы, бережно вынесенный Львом Яшиным. Вслед за ним на трапе появился Анатолий Маслёнкин с копией в руках. Из аэропорта триумфаторов привезли в Лужники. Не успев переодеться, в спортивных костюмах они совершили второй круг почета и продемонстрировали ста тысячам москвичей завоеванный в Париже трофей. Со стадиона Кубок отвезли для всеобщего обозрения на Выставку достижений народного хозяйства СССР и только после этого заключили в Музей спорта в Лужниках на три с половиной года. Отсидев положенный срок, серебряный крепыш в январе 1964 года согласно Положению о розыгрыше, будет транспортирован в Швейцарию, в штаб-квартиру УЕФА». В 1962 году в копилку высших наград Анатолия Маслёнкина добавится титул чемпиона СССР и в 1963 году – звание обладателя Кубка СССР. В 1962 году он участвовал в матчах чемпионата мира в Чили.
За сборную СССР Анатолий Маслёнкин провел 33 официальных и 1 неофициальный матч, в чемпионатах СССР провел 246 матчей, забил 7 голов. Отличался хорошей техникой, прекрасным чтением игры и видением поля, умением подстраховать партнеров. Сильный, скоростной и выносливый (даже будучи ветераном команды, в кроссах он чаще всего опережал всех), уверенный в себе и тактически грамотный, он четко организовывал оборону своей команды, идеально опекал сильнейших нападающих соперника, был силен в отборе мяча, выборе позиции, отлично играл головой и обладал мощным ударом.
Но главным его достоинством были личностные качества: скромный (он сам ремонтировал футбольное снаряжение), очень надежный командный игрок с прекрасным чувством юмора. «Это нынче у футболиста сколько угодно пар бутс, а раньше мы получали одну пару на сезон и берегли ее как зеницу ока, – рассказывает Анатолий Исаев. – Делал он это лучше многих из нас, поэтому к нему перед игрой часто выстраивалась очередь. Но однажды его подвели шипы собственного изготовления. В «Лужниках» мы встречались с «Зенитом». Никита Симонян забил три мяча, но соперники все-таки отыгрались. За пару минут до конца мяч на своей половине поля перехватил Маслёнкин, но, видимо, забыв, что он центральный защитник, решил пробросить мяч между ног Храповицкому. Но не получилось, и нападающий «Зенита» вышел один на один с нашим вратарем – 3:4. Все были в шоке. Особенно жалко было смотреть на Симоняна. Разгневанный капитан бросился к Маслёнкину. А тот ему спокойно: «Ну что поделаешь, Палыч. У меня просто шип сломался».
«Маслёнкин был простым и добродушным человеком, – Никита Симонян вспоминает свой случай о товарище. – В мае 1956 года мы встречались с «Торпедо». Эдуард Стрельцов, которого опекал Маслёнкин, в тот день был в ударе. Из Толи, его опекавшего, он вил веревки. В итоге мы проиграли, по-моему, 0:2. На следующий день на разборе игры в Тарасовке Николай Петрович Старостин говорит Маслёнкину: «Толя, так играть против Стрельцова нельзя. Ведь ты предоставил ему полную свободу. Посмотри, как их Хренов грамотно выключил из игры нашего Симоняна. Он атаковал его в момент приема мяча и перекрывал кислород». – «Николай Петрович, ну что вы сравниваете, – пробурчал Маслёнкин. – Симоняна-то и я бы выключил».
Анатолий нередко веселил нас своей непосредственностью, и обижаться на него было невозможно».
«Я много слышал от спартаковцев о том, что Маслёнкин был большим любителем постоять у плиты, – делился впечатлениями Виктор Понедельник. – Однажды я был свидетелем его кулинарных экспериментов. Сборная тренировалась где-то в Закавказье. А в южных республиках, как известно, поварами являются только мужчины. Когда Маслёнкин узнал, что на обед будут шашлыки, он пошел к шеф-повару и упросил его разрешить их приготовить. Повара нашей базы сняли пробу и дали Маслёнкину самую лестную оценку: «Футболист, ты настоящий грузин! Когда кончишь играть, приходи к нам работать».
Заканчивалась игровая карьера великолепного футболиста, еще два года (1964–1965) он – на поле, играл за «Шинник» города Ярославля. В 1966 году Маслёнкин вернулся в Москву и работал инструктором по футболу в «Спартаке». Одновременно учился в школе тренеров при Государственном центральном ордена Ленина институте физической культуры (ГЦОЛИФК), которую окончил в 1971 году. С 1968 года – тренер по футболу общества «Спартак». На этой должности Маслёнкин проявил себя как незаурядный педагог, работая в различных юношеских школах. Разумеется, ковал кадры и для родного «Спартака» – немало игроков считали его своим учителем.
Так, в книге «Мастер и мяч», рассказывающей о футбольном пути Фёдора Черенкова, есть такие строки: «Отец привел мальчика в юношескую команду «Спартака» на тренировку к олимпийскому чемпиону Мельбурна Анатолию Евстигнеевичу Маслёнкину. О спартаковской школе Федор тогда даже мечтать не решался, любимый флаг казался ему недосягаемым. Он так старался – и его приняли в спартаковцы после первой же тренировки! Маслёнкин, задавшись целью довести футбольную технику талантливого мальчика до совершенства, сам придумывал для него специальные упражнения».
В день проводов из большого футбола Черенков, взяв микрофон, высказал огромную благодарность всем своим тренерам, в том числе и Анатолию Евстигнеевичу. «Мне посчастливилось четыре года заниматься у Анатолия Евстигнеевича, – делится воспоминаниями Фёдор Черенков. – Он был добрым, мягким человеком. Независимо от способностей ребят ко всем относился одинаково доброжелательно. Все занятия проходили без крика, в хорошей обстановке. А после тренировки частенько сидел с нами на трибуне, и мы с его комментариями смотрели игры взрослых. Он был, на мой взгляд, все-таки чисто детским тренером, потому что был открытым, добрым человеком, а эти качества в командах мастеров не всегда приветствуются».
С 1978 года А.Е. Маслёнкин – начальник «Волги» (Калинина), в 1979–1984 годах – тренер СК «Луч» (Москва), в 1985–1988 – тренер СК «Станколиния» (Москва). В 1988 году Комитетом по физической культуре и спорту при Совете министров СССР А.Е. Маслёнкину было присвоено звание тренера – преподавателя.
Заслуженный мастер спорта СССР (1957), чемпион Олимпийских игр (1956), обладатель Кубка Европы (1960), трехкратный чемпион СССР (1956, 1958, 1962), серебряный призер чемпионатов (1954, 1955, 1963), бронзовый призер (1957, 1961), двукратный обладатель Кубка СССР (1958, 1963), победитель I Спартакиады народов СССР (1956), победитель III Международных спортивных игр молодежи (1957).
Для Анатолия Евстигнеевича футбол – это была сама жизнь. Любил он и классическую музыку, оперу. В семье Маслёнкиных сохранилась великолепная коллекция пластинок выдающихся певцов того времени, которые Анатолий Евстигнеевич привозил из зарубежных поездок. В доме музыка лилась с многочисленных магнитофонных записей. Он очень любил петь, хотя слухом и голосом его природа не наградила. Он говорил: «Если душа поет, надо петь. Вот такое у меня настроение». В семье сохранилась огромная библиотека, особенно тома различных энциклопедий, необходимые при разгадывании его любимых кроссвордов. Хорошо играл в шахматы, неплохо владел английским языком. После тяжелой болезни в 1988 году А.Е. Маслёнкина не стало. У него остались дочь – Алла Анатольевна Маслёнкина, сын – Евгений Анатольевич Маслёнкин, четверо внуков: Игорь, Елена, Сергей, Надежда и две правнучки: Ксения и Вера.