ШУСТИКОВ Виктор Михайлович
Заслуженный мастер спорта СССР, двукратный чемпион СССР, трехкратный обладатель Кубка СССР
(Иллюстрированная версия из книги "Легенды отечественного футбола")
На вопрос о том, кого из советских форвардов вы знаете, любой более или менее подкованный болельщик немедленно назовет десяток фамилий от Михаила Бутусова и Петра Дементьева до Эдуарда Стрельцова и Валентина Иванова. Перечислит заслуги всех без исключения, кто действует в линии атаки. Так же хорошо знают вратарей и полузащитников, а вот об игроках обороны этого не скажешь. Их имена с трудом вытаскивают из глубин памяти даже знатоки футбола.
Причина этого кроется, возможно, в том, что для того, чтобы правильно и достойно оценить защитника, нужно видеть игру очень глубоко, понимать ее внутренний смысл, уметь оценивать не видимые невооруженным глазом замыслы и решения...
Оценить игру форварда легче: забивает – значит, хорош, забивают с его подач, – то же самое.
Вратари также всегда на виду, может быть, еще в большей мере, чем форварды, то же самое и современные полузащитники.
Между тем отечественный футбол в послевоенные годы выдвинул целый ряд великолепных защитников и создал стройную, привлекавшую внимание иностранных специалистов концепцию современной обороны.
В истории каждого футбольного клуба есть персоны, знаменующие собой целую эпоху в их развитии, являющиеся, по сути, их символами, носителями традиций. В московском «Торпедо» таким человеком стал именно игрок оборонительной линии –Виктор Шустиков. За свою родную команду он сыграл 427 матчей, в том числе 253 игры отыграл без пропусков и замен! Перед его глазами прошло не одно поколение автозаводцев, а его авторитет в команде незыблем.
Виктор Михайлович родился 28 января 1939 года в Москве. Его отец, Михаил Иванович, работал на заводе, был специалистом высшей квалификации. В школу Виктор ходил с удовольствием. Занятия тогда начинались во вторую смену, и до уроков было много времени для того, чтобы побегать, поиграть с ребятами в чехарду, салки или казаков-разбойников. Детскую жажду движения отлично понимал и стимулировал школьный учитель Анатолий Александрович Михайлов. Даже в тех классах, где программой еще не предусматривались занятия по физкультуре, он создавал под руководством учеников старших классов своеобразные спортивные секции. Под его руководством Шустиков постепенно приобщался к миру спорта: участвовал в школьных спартакиадах, играл за сборную школы в волейбол, футбол, городки…
Первые свои футбольные матчи он сыграл в 1952 году за юношескую команду спортклуба «Фили», в составе которого дважды подряд становился победителем первенства Москвы. Вот как описывал В.М. Шустиков в своей книге «Футбол на всю жизнь» финальную встречу за Кубок Москвы 1952 года: «Нашим соперником оказались мальчишки спортивного клуба «Торпедо» (интересно, что за них выступали Игорь Численко, Олег Сергеев, Эдик Шаповаленко). Состязание проходило при 60 000 зрителей, пришедших посмотреть очередной матч на первенство СССР между лидерами чемпионата спартаковцами Москвы и динамовцами Киева. Мы все были взбудоражены необходимостью выступать перед такой обширной аудиторией. Не хотелось ударить в грязь лицом. Настроение у всех было боевое, мы все мечтали о победе.
Матч проходил в упорной борьбе, и пламя азарта, пылавшее на поле, вскоре переметнулось на трибуны. Старый добрый стадион «Динамо» гудел так, словно здесь решался не спор двух мальчишеских сборных, а судьба мировой футбольной короны.
На пятой минуте первого тайма маленький, юркий Игорь Численко ворвался в нашу штрафную, обошел одного защитника, другого... Я бросился ему наперерез, упал в ноги, мы покатились по зеленому полю, смотавшись в клубок. Нас разъединил властный свисток судьи.
Игорь быстро вскочил на ноги, зло посмотрел на меня и крикнул в лицо: «Все равно забью!»
Он действительно забил гол. Но на этот мяч мы ответили двумя и были счастливы, но боялись открыто выразить свою радость.
Тут же, на стадионе, под овации трибун нам вручили почетный приз. На торжественную церемонию вышел посмотреть уже одетый в полную форму, приготовившийся к игре, которая должна была вот-вот начаться, будущий герой Мельбурна спартаковец Николай Тищенко. Именно в тот необычайный для всей нашей команды день я твердо решил, что буду футболистом. И не просто футболистом, а защитником, игроком обороны. Таким, как Тищенко…»
После этого Шустикова приметили торпедовские селекционеры и пригласили в только что открывшуюся Футбольную школу молодежи (ФШМ), где его наставником был Константин Иванович Бесков. Виктор играл на разных позициях – и в нападении, и на воротах, принимал участие в многочисленных турнирах. Вместе с ним путевку в большой футбол здесь получили ныне знаменитые Владимир Федотов, Геннадий Логофет, Игорь Численко, Геннадий Гусаров, Олег Сергеев, Николай Маношин... За последующие многие годы детский и юношеский футбол не дал столице и половины игроков такого класса, как эти. Самим Шустиковым интересовались ведущие московские команды. Однако, как вспоминал позже Виктор Михайлович, его детским и юношеским устремлениям не дано было сбыться. «Я не попал ни в одну из команд своей мечты: ни в «Спартак», ни в ЦСКА, ни в «Динамо». Судьба рассудила по-иному, и думаю, что она поступила мудро. Я оказался в команде автозаводцев «Торпедо», которая по духу, воспитанию, окружающей меня среде, стилю игры была, несомненно, мне ближе, чем мои кумиры.
Меня, желторотого птенца, ничем не проявившего еще себя в футболе, принял коллектив со славными традициями, и когда я пришел в команду, в ней был жив дух рабочего клуба — напористость, наступательный характер, задор, стойкость. Я сказал, что судьба распорядилась мною. Но это не совсем так. Я попал в «Торпедо», как и многие мои товарищи, по рекомендации Виктора Александровича Маслова». Окончательное решение в пользу «Торпедо» далось ему в целом не трудно. В.М. Шустиков часто вспоминает в этой связи слова Николая Петровича Старостина: «Команду нужно выбирать на всю жизнь одну, по душе своей. Футбол не терпит измен». Как оказалось, выбор в пользу «Торпедо» был сделан на всю жизнь.
В сезоне 1958 года Шустиков играл в дубле, но уже в 1959-м прочно закрепился в основе «Торпедо». В 1960 году команда выиграла чемпионское звание и стала обладателем Кубка СССР. На тот момент она стала четвертой в истории отечественного футбола, которой посчастливилось сделать «дубль». В том сезоне «Торпедо» провело пять встреч с действующим чемпионом страны – московскими динамовцами, из которых выиграло четыре и одну свело вничью при общем соотношении забитых и пропущенных мячей 7:1. Сам по себе этот факт не нуждается в комментариях...
«После одного из победных матчей в раздевалку к торпедовцам зашел старший тренер «Динамо» Михаил Иосифович Якушин, – вспоминал В.М. Шустиков. – Мы все были очень удивлены, это не принято. Он поднял руку, попросив тем самым у нас внимания. Как ни велико было наше радостное возбуждение, сразу все стихли. «Торпедовцы, – сказал Михаил Иосифович, – я хочу поздравить вас с тем, что вы создали и подарили нашему футболу такую замечательную команду. Берегите ее!»
Как писал известный журналист и большой знаток футбола Лев Иванович Филатов, «Торпедо» было тогда если не сильнее ЦДКА или «Динамо», то, несомненно, самой талантливой командой в истории нашего футбола.
По мнению В.М. Шустикова, одной из примечательнейших черт той команды, ворвавшейся, подобно вихрю, в число лидеров советского футбола, стало наличие своего ярко выраженного почерка. «Мягкая, красивая игра, широкое и частое маневрирование нападающих, умение в нужный момент сконцентрировать свои усилия на направлении главного удара, скрытность, неожиданность и быстрота действий — все это было нашими главными и крупными козырями.
Но, пожалуй, самым большим и ценным нашим богатством являлось то, что все без исключения члены команды были по-настоящему влюблены в футбол. Мы выходили на каждый матч с желанием играть красиво, доставить удовольствие себе и тем многочисленным зрителям, которые приходили смотреть нас. Мы любили футбол сильно, преданно, и эта любовь связывала нас, объединяла в сущности очень разных по характерам, наклонностям и темпераменту людей».
Тренер автозаводцев Виктор Александрович Маслов подбирал игроков индивидуально, комплектовал команду годами, исходя прежде всего из их личностных качеств: Иванов, Метревели, Воронин, Островский, Медакин, Батанов, Маношин, Сергеев, Гусаров... Создать из этих ярких и честолюбивых индивидуальностей команду было крайне непросто, но в том и состоял главный тренерский талант Деда. Он был великолепным психологом, умел настроить футболистов на игру, объединить их единой целью. Многих футболистов он называл не по имени, а как-нибудь ласково, как, например, Славу Метревели – «голуба». Он интересовался личными, семейными делами игроков, часто бывал у них дома, обедал, пил чай вместе с их семьями. «Счастье торпедовцев в том, что среди нас не было равнодушных, – вспоминает В.М. Шустиков. – Маслов шлифовал наши характеры и наше мастерство.
Ничто не ускользало от зоркого взгляда этого замечательного педагога, ничто не было для него мелочью. Он зажег нас своим энтузиазмом, поставив перед нами яркую жизненную цель, и она давала нам необыкновенные силы. В составе клуба, когда я туда пришел, были уже олимпийские чемпионы — Эдик Стрельцов и Валя Иванов, были известные, пользующиеся громкой славой мастера и новички. Но для всех в то время существовала одна-единая, без всяких скидок и послаблений трудовая дисциплина. Трудились мы охотно и много — и молодые игроки, и прославленные ветераны. На поле, на теннисной и волейбольной площадке можно было увидеть ребят, с увлечением работающих с мячом даже в часы, отведенные для отдыха. Мы работали много, серьезно, ответственно.
В этом, вероятно, и состоит главная причина того, почему наша команда сумела выйти на ответственные, почетные позиции».
Талантливость той команды была и в самостоятельности каждого отдельного футболиста, и в той игре, которую демонстрировал коллектив в целом. Не случайно, ряды болельщиков «Торпедо» существенно пополнились именно после 1960 года. Да и впоследствии многие еще долго влюблялись в «Торпедо» по легендам о нем.
Однако долго просуществовать «золотой команде» было не суждено. По мнению Шустикова, виной всему стала отставка Маслова. В 1961 году «Торпедо» могло вновь сделать «дубль», но на финише чемпионата растеряло преимущество и заняло лишь 2-е место, а потом уступило и в финале Кубка донецкому «Шахтеру». Ответственность за неудачу возложили на главного тренера и сняли его с работы. После этого начался постепенный распад команды. Многих игроков настойчиво переманивали в другие клубы: Маношина, Денисова и Глухотко – в ЦСКА, Гусарова – в «Динамо», Островского – в киевское «Динамо», а Славу Метревели – в тбилисское. В итоге после сезона 1962 года «самая талантливая команда», по словам Филатова, перестала существовать.
Конец 1962 – начало 1963 года были для «Торпедо» самыми драматичными. Все впереди казалось безрадостным и безнадежным, настроение у игроков опускалось ниже нулевой отметки. Выстоять в тяжелое время помогли безграничная любовь поклонников команды, а также поддержка директора ЗИЛа П.Д. Бородина и парторга завода А.И. Вольского. В.М. Шустиков вспоминает: «Хорошо помню, один из номеров нашей заводской многотиражки вышел в те дни с аншлагом: “Лихачевцы твердо верят в свою команду!” Под этим заголовком были помещены письма тружеников завода. Они призывали нас не падать духом, помнить о рабочей чести и гордости, приложить все силы, чтобы восстановить свое доброе спортивное имя. Нам писали не только автозаводцы. Писали москвичи и ленинградцы, киевляне и жители солнечного Тбилиси... Эти весточки очень помогали нам, они дали понять с особой отчетливостью, какая высокая ответственность лежит на каждом из нас».
«Торпедо» под руководством тренера Юрия Золотова сумело подняться вновь и уже в 1964 году претендовало на титул чемпиона страны, уступив лишь в дополнительном матче это звание тбилисскому «Динамо» (в добавочное время – 1:4).
Победа в первенстве СССР 1965 года случилась во многом благодаря старанию и самоотдаче игроков. Новый тренер торпедовцев Виктор Семенович Марьенко отдавал предпочтение атлетизму спортсменов и в отличие от Маслова, который любил футболистов мягких, техничных, стремился привить им навыки жесткой, неуступчивой борьбы.
Виктор Шустиков к тому времени уже стал признанным лидером клуба и оставался им вплоть до своего ухода. Неслучайно на протяжении 4 лет, с 1968 по 1972 год, он был бессменным капитаном команды. И не только потому, что действовал на поле хладнокровно, решительно, надежно, благодаря феноменальному позиционному чутью предугадывая маневры соперника. Он и в обыденной жизни подавал партнерам – особенно молодым – пример беззаветного служения избранному ремеслу.
Первое знакомство Виктора Шустикова со сборной произошло еще в 1958 году. Тогда на крупный международный турнир в Бельгию отправилась юношеская команда «Торпедо», являвшаяся, по сути, сборной командой Союза. Это был первый выезд советских юношей за границу, поэтому спортивное руководство, с одной стороны, боясь поражения, скомплектовало команду из лучших футболистов, а с другой, поскольку турнир был для клубных команд, – опасалось официально назвать ее сборной.
Пятеро игроков той команды представляли «Торпедо» (Гусаров, Сергеев, Денисов, Воронин, Шустиков), в ее составе были также динамовцы Численко, Мудрик, Коршунов и Короленков, а также вратарь Битный из «Локомотива», Носов из донецкого «Шахтера», Шикунов из Ростова и Лев Бурчалкин из Ленинграда... Турнир советские футболисты выиграли, а великолепный мяч, забитый Олегом Сергеевым в матче с итальянцами, настолько поразил итальянского тренера, что после окончания встречи он подошел к Олегу, пожал ему руку и, сняв с себя галстук, подарил ему на память.
Позднее Виктору Шустикову довелось защищать цвета национальной сборной страны. Свой первый матч за сборную он провел 22 сентября 1963 года против Венгрии, который завершился ничьей 1:1. Всего же на его счету 8 матчей за сборную СССР и 1 матч за олимпийскую сборную в 1964 году.
В скоротечном финальном турнире Кубка Европы-1964 Шустиков отыграл все 180 минут – и в победном полуфинале с датчанами, и в злополучном финале с испанцами, который советские футболисты проиграли со счетом 1:2. В том матче Шустиков играл на непривычном для себя месте – правом крае. В установку на игру, как это порой случалось в те годы, вмешалась политика. Руководители футбола намекнули главному тренеру сборной Константину Ивановичу Бескову, что поражение в игре с Испанией, в которой правил режим Франко, исключается, и потребовали от него играть строго оборонительный вариант. Видимо, под влиянием этого Константин Иванович поставил на игру сразу пятерых защитников: Мудрика, Корнеева, Аничкина, Шестернева и Шустикова.
Вот что вспоминает Виктор Михайлович о той встрече: «В результате в тактическом плане игра получилась разорванной. Между линиями обороны, полузащиты и нападения, по сути, не было никакой связи: лишь один Воронин, как лев в клетке, метался между обороной и нападением и, конечно, в одиночку ничего поделать не смог. Потом, ажиотаж вокруг этого матча был жуткий. Помню, мы уже заканчивали разминку, как вдруг по стадиону пошел сплошной гул и все зрители встали. Оказалось, что это сам Франко появился в правительственной ложе, и все зрители стоя приветствовали его.
Конечно, мне на правом крае было неуютно. Да, собственно, и второй гол из-за меня забили. Случилось это за шесть минут до конца встречи. На правом фланге Переда обыграл Аничкина и пробил вдоль ворот. Я был ближним к мячу, но сыграл как-то неловко и не сумел перехватить его. А за мной находился Марселино, который спокойно выпрыгнул и переправил мяч головой в ворота».
По количеству сыгранных в чемпионатах СССР матчей Виктора Шустикова смог опередить лишь легендарный Олег Блохин. А вот рекорд по непрерывному пребыванию на поле (253 матча без попусков и замен) не побит до сих пор.
Сам Виктор Михайлович считает, что столь высокого показателя ему удалось добиться благодаря… занятиям хоккеем. «Главное ведь, чтобы травм не было. В хоккее совсем другие движения, другие мышцы работают. Мы, как правило, в январе играли всей командой. Некоторые кататься не умели, поэтому за бортик держались и по возможности клюшкой подыгрывали. Я, кстати, и хоккеистом мог стать. Когда в ФШМ занимался, весил килограммов семьдесят пять. Бесков и говорит: «Надо тебе в хоккей». Рекомендовал меня Чернышеву, который тогда в динамовской школе работал. Однако я в итоге выбрал футбол. Но, думаю, при желании закрепиться в шайбе мог».
Когда Виктору Шустикову шел 35 год, он начал понимать, что ему пора заканчивать карьеру игрока. В торпедовском дубле тогда было много перспективных ребят, и он решил уступить им дорогу. Самым страшным после ухода казалась неизвестность. Шустикову помог диплом тренера. С 1974 по 1980 год он работал с дублем родного «Торпедо» и помогал своему бывшему одноклубнику, а тогда главному тренеру команды Валентину Козьмичу Иванову.
В 1983 году Виктор Михайлович окончил Высшую школу тренеров и попробовал себя в роли наставника астраханского «Волгаря». Однако не смог существовать без родного клуба и вскоре вернулся в Москву.
В большом «Торпедо» все было занято, и В.М. Шустиков взялся за клубные команды завода, тренировал детей, а с 1991 года готовил мальчишек для главной торпедовской команды. Среди самых известных его воспитанников – игрок ЦСКА и сборной команды России Сергей Игнашевич.
В 2003 году, после возрождения «Торпедо», Шустикова снова пригласили в команду, где он работал тренером-селекционером. С 2004 года был консультантом в ФК «осква», а ныне является почетным президентом клуба «Торпедо»-ЗИЛ.
В 1974 году В.М. Шустиков написал книгу «Футбол на всю жизнь», в которой рассказал любителям футбола много интересного о своей судьбе в футболе, о своих друзьях и коллегах, о тех, с кем довелось ему встречаться на футбольной площадке и за ее пределами.
Виктор Михайлович является основателем династии футболистов: его сын Сергей – прекрасный в прошлом полузащитник «Торпедо» – работает ныне тренером, а внук занимается в ДЮСШ. Он искренне благодарен своей супруге Александре Николаевне, которая всегда и во всем поддерживала мужа.
В.М. Шустиков – заслуженный мастер спорта СССР (1969), серебряный призер Кубка Европы (1964), двукратный чемпион СССР (1960, 1965), трехкратный обладатель Кубка СССР (1960, 1968, 1972), серебряный (1961, 1964) и бронзовый (1968) призер чемпионата СССР. Шесть раз попадал в список «33 лучших»: № 1 (1963, 1964); № 2 (1960); № 3 (1959, 1961, 1965). Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1997).