МАКСИМОВА Мария Николаевна
Заслуженный тренер России, профессор, заслуженный преподаватель РГУФК, кандидат педагогических наук
Родилась в 1946 году в Москве. Отец – Банасяк Николай Николаевич (1919 г. рожд.), профессиональный водитель, участник Великой Отечественной войны. Мать – Тюрина Валентина Михайловна (1921 г. рожд.), работала в Госбанке СССР, в годы войны – труженица тыла. Супруг – Максимов Владимир Николаевич (1940 г. рожд.), заслуженный тренер России, кандидат философских наук, научный сотрудник Государственного института искусствознания РФ, кино- и театральный критик. Сын – Максимов Никита Владимирович (1970 г. рожд.), окончил 1-й Московский медицинский институт, работает сосудистым хирургом в 57-й московской городской больнице, в отделении у известного сосудистого хирурга И.И. Затевахина. Дочь – Максимова Гана Владимировна (1970 г. рожд.), тренер по синхронному плаванию МГФСО, в качестве тренера-постановщика сотрудничает с национальными командами Испании, Израиля, Нидерландов, Франции, Канады.
Мария воспитывалась в основном мамой и бабушкой Елизаветой Ефимовной Тюриной, у которой в дошкольные годы жила в подмосковной Тайнинке. По женской линии она унаследовала необоримую работоспособность, по отцовской – фамилию Банасяк (дед был из польских шляхтичей) и высокий рост.
Двор дома, где проходило школьное детство, выходил к клубу завода имени Владимира Ильича – едва ли не во всех имеющихся в нем кружках маленькой Маше хотелось и довелось позаниматься. Но в один – хореографический – не приняли из-за роста. Последний оказался востребован в плавании. И постепенно главным стал путь из дома, ведущий в плавательный бассейн, затем – в Институт физкультуры (ГЦОЛИФК): сначала в качестве студентки, а после окончания института с «красным» дипломом – преподавателя кафедры плавания.
В год окончания учебы вышла книга о вузе с групповым снимком, на котором каждому участнику-студенту отводилась роль представителя своего вида спорта. Красавицу-пловчиху Марию Максимову пригласили в группу, но при этом ей вручили большое «академическое» весло – на роль гребчихи. Впрочем, это не противоречило ее собственным стремлениям к эксперименту.
В плавании ее наставником была известная спортсменка и тренер Лидия Федорова. Были и результаты, но, когда они остановились, Мария решила поставить точку. Вошла в команду по начинавшему свою историю морскому многоборью. Бег, стрельба, гонки на шлюпках – на веслах и под парусом – и конечно же плавание. И сразу же – призовое место на чемпионате страны. Впрочем, это уже был последний рывок в собственных спортивных выступлениях.
В 1968 году кафедра плавания ГЦОЛИФК находилась на Мироновской улице, во Дворце водного спорта (ДВС), где конфигурация плавательных ванн способствовала занятиям фигурным плаванием. Заведующая кафедрой профессор Ольга Ивановна Логунова возглавляла только еще начинавшую свою работу Московскую федерацию фигурного плавания. Инициатором многих идей по развитию этого вида спорта выступал преподаватель кафедры кандидат педагогических наук В.В. Белоковский. В актив новой федерации сразу же включили и молодых выпускниц, ставших сотрудниками кафедры, – Наталью Кирпичникову и Марию Банасяк. Первая недавно стала чемпионкой Москвы по фигурному плаванию в сольных выступлениях. Вторая была открыта к поиску и еще не забыла о своем детском желании танцевать.
Вопрос о названии нового вида – «фигурное» или «художественное» плавание – дебатировался. Победило последнее, но не надолго, потому что установили общепринятое в мире название – «синхронное» плавание. Однако для Марии «художественное» осталось определением того, что ей изначально хотелось делать, что она делала и старается делать в этом виде спорта.
Подруга-чемпионка познакомила Марию с Владимиром Максимовым. Он работал в спасательной службе плавательного бассейна «Москва» и заканчивал учебу на философском факультете МГУ. Максимов включился в работу Московской федерации синхронного плавания. Помимо спорта в круг его живейших интересов входило кино (руководил киноклубом), а Маша Банасяк оказалась способной к высокой степени киноусидчивости. Вскоре Мария вышла замуж за Владимира. Тогда супруги Максимовы тесно дружили с дипломанткой ВГИКа Динарой Асановой, в последующем режиссером фильма «Не болит голова у дятла» и ряда других, не менее известных. На протяжении многих лет любимым досугом для них было общение с художниками, актерами, режиссерами – веселые вечеринки с друзьями, бесконечные просмотры спектаклей, фильмов, посещения киноклубов и кинофестивалей. С одними были хорошие отношения и дружба, с другими – короткие, но значимые встречи. Было и осознанное постоянное стремление к учебе у профессионалов. Преподаватель сценического движения Школы-студии МХАТ Ольга Всеволодовна Всеволодская откликнулась на просьбу Максимовой разрешить посещать ее уроки. С первых шагов, сделанных в синхронном плавании, длится сотрудничество с Марианной Сергеевной Боголюбской – солисткой Большого театра, после оставления сцены занимавшейся методической работой в Институте художественного воспитания АПН СССР. Безупречный художественный вкус, бескомпромиссная критика, глубокая эрудиция и неизменная доброжелательность известной танцовщицы не теряют для Марии Николаевны своей важности и были совершенно незаменимы в начале ее тренерского пути.
Откликнулась на предложение возглавить Всесоюзную комиссию синхронного плавания Майя Михайловна Плисецкая. Общение с легендарной балериной не было частым, но сообщало высокий строй душе, оставило свой след в памяти. Классическая хореография, балетный класс как необходимая часть подготовки спортсменок-синхронисток многое предопределили в многолетней тренерской работе Марии Максимовой.
Ключевым для характеристики сделанного Марией Николаевной в спорте более чем за три десятилетия является слово «впервые».
В борьбе за мировое первенство прежде всего это – первые победы национальной команды в борьбе за Кубок мира в 1997 году и на чемпионате мира по синхронному плаванию в 1998 году в Австралии (г. Перт), заложившие основу первых побед сборной команды страны на Олимпийских играх в 2000 году. До них были период отстаивания прав нового вида спорта на существование внутри страны, пора вхождения страны в общемировое течение событий в этом виде спорта, успешный подъем отечественного синхронного плавания к победам на европейских соревнованиях и относительно долгое стояние на месте, когда три первенствующие в мире команды – США, Канады, Японии – оказывались для отечественного синхронного плавания недосягаемыми.
Была и непростая история собственного движения Марии к вершинам тренерского мастерства, включающая эпизоды отнюдь не одной только спортивной борьбы. Так, во время выезда советских синхронисток за рубеж одна из спортсменок там осталась. За это по возвращении команды спрашивали строго и долго с тренера. Обрушились выговоры и взыскания по всем возможным линиям.
Максимову не оставили без защиты. В тот «год взысканий» в многотиражной газете ГЦОЛИФК появился результат ежегодного опроса о «тренере года» среди профессорско-преподавательского состава вуза. Коллеги по институту, где всегда преподавали многие ведущие и выдающиеся отечественные тренеры, назвали лучшей еще только начинавшую свой тренерский путь Марию Николаевну Максимову. Без преувеличения – бальзам на рану. Не оставил в беде без поддержки и один из руководителей Спорткомитета, чемпион мира по греко-римской борьбе Виктор Михайлович Игуменов, прежде многие годы бывший проректором ГЦОЛИФКа.
Тем не менее, 9 лет Максимова оставалась невыездной. Ее отстраняли даже на внутренних соревнованиях от руководства созданной и воспитанной ею клубной командой. Не выезжали за рубеж и ее спортсменки. В синхронном плавании сложилась ситуация, когда на внутренних соревнованиях побеждали одни спортсменки, а на международных соревнованиях за рубежом страну представляли другие. В этой ситуации на пике возможностей закончила свои выступления Ирина Потемкина – выдающаяся спортсменка, абсолютная чемпионка СССР по синхронному плаванию, завоевавшая 45 золотых медалей за победы на внутренних соревнованиях всех рангов. Только в 1987 году Марию Максимову привлекли к работе в национальную сборную по синхронному плаванию – в качестве руководителя комплексной научной группы.
Среди первого поколения спортсменок, подготовленных тренером Максимовой, – Ирина Потемкина, Елена Осипова, Татьяна Хайцер, Татьяна Гузеева. Этой команде достались и радость, и тяжесть периода становления нового в стране вида спорта, когда его успехи были уже налицо, но не хватало еще тренерского и соревновательного опыта, когда приходилось доказывать спортивному руководству само право вида на административную поддержку, а зрителям – на заинтересованное отношение к нему с их стороны. И эти задачи команда выполняла.
Четырехтысячные трибуны прыжковой ванны бассейна «Олимпийский» заполнялись до отказа, когда в соревнованиях участвовала команда СКИФ «Буревестник», даже если это были московские состязания юниоров. Тем более трибуны были полны на начавшихся в те годы ежегодных международных соревнованиях на призы журнала «Советская женщина». В первых состязаниях на эти призы участвовали сильнейшие спортсменки мира – американские, канадские, японские синхронистки, в том числе и будущие призеры и чемпионки мира и Олимпийских игр Тресси Руис и Кэнди Кости, Сильвия Фрешет, сестры Пегги и Вигги Велагос. Ученицы Максимовой не терялись на их фоне. Они оказывались вс? выше на наградном пьедестале. Однажды на его верхнюю ступеньку поднялась ее собственная дочь Гана Максимова. Представительница следующего за первым поколения учениц тренера, она одержала много сольных побед в национальных и международных состязаниях, стала обладательницей 4 медалей чемпионата Европы в дуэте и группе, участвовала в составе группы на Олимпиаде в Атланте.
В 1987 году Мария Максимова защитила кандидатскую диссертацию (научный руководитель Ю.И. Смирнов), посвященную вопросам объективации судейства в художественных видах спорта. Дорого было согласие выступить в ходе выполняемого исследования в роли экспертов таких выдающихся деятелей пластических искусств, как солист ГАБТ Марис Лиепа, корифей пантомимы Александр Жеромский. Развивая идею Ю.И. Смирнова о квантификации (поиске своего рода первоэлементов художественности) как основном подходе к судейству соревнований по художественным видам спорта, позволяющем максимально полно использовать развивающиеся технические средства, она делает вывод о том, что квантификация может способствовать развитию и пониманию самой природы художественного в спорте, содействовать воспитанию судей как высококлассных специалистов, но не может и не должна служить низведению судьи-специалиста до роли придатка техники, «разжевывающего» для удобства машинной обработки сложные спортивные выступления.
С первых своих шагов в новом виде спорта Мария Николаевна Максимова делала все для того, чтобы кафедра плавания ГЦОЛИФК осталась одной из опорных точек отечественного синхронного плавания. Три десятилетия этому неизменно способствовала поддержка заведующей кафедрой теории и методики спортивного и синхронного плавания, аквааэробики, прыжков в воду и водного поло Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма члена-корреспондента РАО РФ, доктора педагогических наук, профессора Нины Жановны Булгаковой. На кафедре плавания создана первая в стране специализация «синхронное плавание», теоретический, методический и практический курс проведения которой обеспечивается профессором кафедры М.Н. Максимовой. В рамках коллективного кафедрального труда в качестве раздела опубликована сжатая версия учебника по синхронному плаванию, работа над его полной версией близится к завершению. Счет заслуженных тренеров России среди учениц Максимовой перешел на второй десяток и постоянно увеличивается, наиболее успешная среди них Елена Полянская – тренер олимпийских чемпионок Ольги Брусникиной и Марии Киселевой. Некоторые ученицы работают в других странах – США, Франции, Италии, Швейцарии, Греции, Израиле.
В 1985 году к Кубку мира в Атланте национальную команду СССР готовили старший тренер Ольга Васильченко и Мария Максимова. Техническая программа была поставлена Максимовой на музыку композитора Эдуарда Артемьева к фильму «Урга». Тогда впервые судьи отдали нашей команде 3-е место, но уже через несколько дней на состоявшемся там же предолимпийском отборе снова отодвинули ее на 4-е место. Та же ситуация повторилась на Олимпиаде-96. Судя по реакции трибун, спортивные программы российской команды пришлись по душе зрителям, пытавшимся опротестовать выставленные оценки. Но с судьями не спорят, и выше 4-го места в 1996 году подняться не удалось.
Наиболее успешной из следующего поколения учениц Максимовой стала Ирина Першина – выразительная спортсменка, добившаяся наивысшего результата – олимпийской золотой медали за выступление в составе группы на Олимпиаде в Австралии (2000).
Художественное плавание как вид спорта прокладывало себе путь к официальному признанию через активную самопропаганду – показательные выступления на соревнованиях по другим водным видам – спортивному плаванию, водному поло. Постоянную поддержку в проведении таких выступлений оказывал руководитель управления водных видов спорта Спорткомитета СССР Алексей Прокопьевич Мурысев.
Эта традиция была продолжена в выступлениях учениц Максимовой в культурной программе Московской Олимпиады-80 – в цирковом спектакле «Звезды олимпийской арены» в Московском цирке на проспекте Вернадского. Заседавший в те дни в Москве Международный Олимпийский комитет принял судьбоносное для нового водного вида спорта решение – о включении синхронного плавания в регламент Олимпийских игр. И это притом, что представитель страны–организатора игр голосовал «против».
Для постановщика спортивных композиций Марии Максимовой вдохновителем и одновременно строго спрашивающим заказчиком была и остается музыка. Отсутствие специального образования в этой сфере компенсируется объемом прослушиваемой музыки на предполагаемую тему и глубиной погружения в выбранный музыкальный материал. Так, готовясь к постановке «Танго» – технической программы для Олимпиады в Атланте, тренер приобрела и прослушала 20 дисков музыки Пьяцоло, чтобы найти нужные три минуты звучания. Соответственно, тренеру важно, чтобы то, что делают спортсменки на воде, было столь же высокого класса, как и музыка.
Постановки композиций на воде М.Н. Максимовой были запоминающимися и в цирковых спектаклях (1980/81, 1985/86 и 1989/90), и тогда, когда в рамках первых Всемирных юношеских игр, состоявшихся в Москве в 1998 году, впервые, помимо общей торжественной церемонии открытия, состоялся и праздник открытия состязаний в водных видах спорта – в прыжковой ванне бассейна «Олимпийский». Мария Николаевна, подготовившая не одно поколение сильнейших спортсменок и тренеров синхронного плавания страны, участвовала и в проходившей на Большой спортивной арене «Лужников» главной церемонии состязаний – вместе с выдающимися российскими спортсменами и тренерами несла полотнище флага первых Всемирных юношеских игр.
М.Н. Максимова – заслуженный тренер России, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный преподаватель РГУФК. Велик интерес к ней со стороны сильнейших команд мира. Композиции на воде, поставленные Марией Максимовой, не раз оказывались успешными для национальных команд и отдельных их представительниц. Как тренер национальной команды Италии Максимова участвовала в Олимпиаде-2000 в Сиднее. Два года работы с Вирджини Дедье (2001–2002) имели результатом то, что после ухода Ольги Брусникиной французская спортсменка стала чемпионкой Европы, а позже и чемпионкой мира в сольных выступлениях. Национальная команда Испании с композициями, поставленными Максимовой, вошла в число призеров чемпионата мира.
На счету специалиста Максимовой около десятка выступлений на международных семинарах и конференциях. На очередное, состоявшееся в 2005 году в Париже, Мария Николаевна была приглашена вместе с дочерью Ганой Максимовой для выступлений с докладами «Хореография в синхронном плавании» и «Выразительное движение в синхронном плавании».
Живет и работает в Москве.