ТАРАСОВА Татьяна Анатольевна
Заслуженный тренер СССР и РСФСР, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, заслуженный деятель искусств РФ, член Зала славы мирового фигурного катания (Колорадо-Спрингс, США)
Ее называют человеком, одержимым профессией. Она воспитала 11 олимпийских чемпионов, ее ученики завоевали 41 золотую медаль на чемпионатах мира и Европы, в том числе 8 олимпийских золотых медалей. Татьяна Тарасова — один из самых именитых тренеров в мире. Она подготовила больше будущих чемпионов мира и Олимпийских игр, чем кто-либо из ее коллег в истории фигурного катания.
(Иллюстрированная биография из книги «Кто есть кто в современной России»)
Родилась 13 февраля 1947 года в Москве. Отец — Тарасов Анатолий Владимирович (1918–1995), выдающийся стратег советской школы хоккея, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР, кандидат педагогических наук. Мать — Тарасова Нина Григорьевна, преподаватель физкультуры. Супруг — Крайнев Владимир Всеволодович (1944–2011), народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР и международных конкурсов, профессор Ганноверской консерватории.
Отец Татьяны Тарасовой — Анатолий Владимирович Тарасов — внес неоценимый вклад в развитие, становление и завоевание международного признания отечественного хоккея. Начиная с первых хоккейных сезонов и кончая серединой 1970-х годов, на протяжении почти 30 лет, он стоял у руля советского и армейского хоккея и был безусловным лидером среди хоккейных тренеров. Сегодня его дочь — Татьяна Тарасова — знаменита так же, как ее отец. Среди ее воспитанников — Ирина Роднина и Александр Зайцев, Ирина Моисеева и Андрей Миненков, Наталья Бестемьянова и Андрей Букин, Марина Климова и Сергей Пономаренко, Паша (Оксана) Грищук и Евгений Платов, Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков, Илья Кулик, Алексей Ягудин...
Спорт она полюбила с детства, ходила на тренировки отца, а когда его воспитанники выигрывали на хоккейных чемпионатах, бросалась к экрану телевизора и перецеловывала всех. В 5 лет отец привел ее в фигурное катание: «Уж если родилась девочкой, то хоть на коньках стоять научится». Он воспитывал ее сурово, как мальчишку. «Никогда не забуду, как одно время наша милая и нежная мама по приказу отца каждый день в 7 утра и в любую погоду выгоняла нас с сестрой Галей на улицу делать зарядку, — рассказывала как-то Тарасова. — По-моему, папа долго понять не мог, что у него родились две дочки, а не два сына».
Кататься Татьяна начала с Людмилой Пахомовой, впоследствии известной фигуристкой, обладательницей всех мыслимых титулов в фигурном катании. Занимались на Стадионе юных пионеров. Тогда их считали не слишком способными фигуристками, но артистками отменными. Однако отец был категоричен: актрис в семье не было и никогда не будет. По его настоянию Татьяна пошла в Институт физкультуры (1964–1969), хотя мечтала учиться в ГИТИСе на балетмейстера.
В паре с Георгием Проскуриным Татьяна Тарасова победила на Всемирной Универсиаде, но на пороге 19 лет из-за тяжелой травмы она вынуждена была покинуть лед. Тогда, пожалуй, она впервые поняла, что без фигурного катания ей будет очень трудно. В один прекрасный день Татьяна поставила в известность отца, что решила стать тренером, и приступила к работе.
Девушка отважно взялась тренировать мастеров уже достаточно высокого класса. В первой ее группе занимались Елена Жаркова и Геннадий Карпоносов, Татьяна Войтюк и Вячеслав Жигалин, Сергей Волгушев, а также начинающие Ирина Моисеева и Андрей Миненков. Отец никогда не хвалил Татьяну. Это не было принято в семье. Вот и тогда он недоверчиво хмыкнул, причем публично, в печати: сперва-де с новичками ей повозиться бы, набраться опыта.
Но Татьяна доказала, что ей по силам эта ответственная работа: в свои 25 она стала заслуженным тренером РСФСР, а в 28 — заслуженным тренером СССР, самым молодым в стране. Единственная же оценка труда дочери прозвучала из уст Анатолия Владимировича лишь после победы Климовой и Пономаренко на Олимпиаде-92 в Альбервилле, когда, обращаясь к дочери, он сказал: «коллега»... А для Тарасовой это была уже шестая Олимпиада (!) и третья золотая олимпийская медаль!
Конечно, отец всегда помогал ей советом. Он любил дарить дочери красивые толстые тетради и требовал, чтобы она вела скрупулезные записи своих планов, рисовала придуманные спортивные упражнения. Однако тетради эти по большей части пустовали, потому что талант его дочери, яркий и щедрый, имеет особое свойство: в нем порыв, а не логика. Она искала и ищет в фигурном катании красоту душевного порыва. И именно отсюда проистекают ее беззаветная смелость и пренебрежение к догмам и канонам.
Полное отсутствие прагматизма придает ей отвагу и дерзость там, где иной мог бы удовольствоваться соображениями осторожного здравого смысла. Когда Роднина и Зайцев попросили ее стать их тренером, она была и очень тронута, и очень встревожена. Ее положение было сложным еще и потому, что пришли они от такого крупнейшего специалиста, как Станислав Жук.
Мир привык к тому, что Роднина и Зайцев — фейерверк на льду, темп, сложность, буря и натиск. Во всех странах по их подобию готовят десятки и сотни дуэтов. Логично было бы в работе с ними развивать уже найденные образы. Логично и спокойно. Эксперимент же, поиск чего-то нового был риском, последствия которого неизмеримы: кто из зрителей, влюбленных в этот славный дуэт, простил бы Тарасовой его неудачу? Но она понимала, что спортсмены пришли к ней не для повторения пройденного. Она знала, что они, взыскательные художники, вошедшие в пору своей спортивной зрелости, сердцем жаждут еще глубже раскрыть себя, свой духовный мир. А для этого нужны новые приемы и краски.
Тарасова не была бы Тарасовой, если бы не отважилась на риск. Она тотчас предложила этим двоим новое решение короткой программы, основанное не на одних лишь поддержках, прыжках и вращениях, а на том, что каждый шаг и жест ложился на ноту и вместе с музыкой пел.
Программа на мелодию, специально написанную композитором Алексеем Мажуковым, вызвала много недовольств и недоумений: к чему, мол, здесь балет? Роднина же потом признавалась, что просто они не справились с тем, что хотела от них Тарасова...
«Самое сложное в фигурном катании — музыка, эти четыре минуты музыки, которые должны потрясти всех, измучить душу тебе и твоему ученику. Потому что музыка первична, а программа, которую следует откатать, вторична».
Еще одно качество, присущее Тарасовой: она не может отказаться от кого-либо из воспитанников потому, например, что не видит его спортивной перспективы. Они все для нее не просто спортсмены, они родные ей люди, и она щедро тратит на них свою широкую натуру, о каждом заботясь, за каждого переживая, за каждого борясь. У нее были спады, были ослепительные взлеты, и всё оттого, что в работе ее ведут увлеченность замыслом и восхищение личностями исполнителей.
Татьяна Тарасова дважды уходила из большого спорта, и оба раза ее возвращали «к бортику» сами спортсмены. Находили, звонили, просили... Почему-то уже сложившиеся мастера, непонятые или отвергнутые, но по-прежнему мечтающие о больших победах, шли за помощью именно к ней. Так было в 1976 году с Ириной Родниной и Александром Зайцевым, в 1992 году с Мариной Климовой и Сергеем Пономаренко, в 1996 году с Ильёй Куликом, в 1997 году с Пашей Грищук и Евгением Платовым.
На вопрос, не было ли ей страшно брать «опальных» спортсменов, Татьяна Анатольевна как-то сказала: «Нет. Я знаю, как готовить чемпионов. Есть многие вещи, о которых большинство тренеров даже не подозревают, а главное — в такой подготовке не бывает мелочей. Важно всё: как и где тренироваться, подбирать музыку, в чем выходить на старт и даже какие слова говорить спортсмену в тот или иной момент. Но самое главное условие — абсолютная вера друг в друга».
По лицу Татьяны Тарасовой всегда можно видеть, как катаются ее ученики: она то пылает восторгом и нежностью, то невыносимым страданием, на нем то настороженность, то блаженство.
Олимпийские чемпионы с завидным постоянством появляются лишь у нескольких тренеров в мире. Среди избранных — Тамара Москвина, Станислав Жук, Елена Чайковская, Алексей Мишин и, конечно, Татьяна Тарасова. Она восемь раз принимала участие в Олимпиадах и шесть раз выводила на высшую ступень своих подопечных: дважды — Ирину Роднину и Александра Зайцева (Инсбрук-1976, Лейк Плэсид-1980), Наталью Бестемьянову и Андрея Букина (Калгари-1988), Марину Климову и Сергея Пономаренко (Альбервилль-1992). В Нагано-1998 ее воспитанникам достались победы в двух из четырех видов программы: Илья Кулик стал чемпионом в одиночном катании, Паша Грищук и Евгений Платов — в танцах.
Т.А. Тарасова установила рекорд не только по числу собранных ее учениками наград, она смогла в таком консервативном спорте, как фигурное катание (в танцах всего семь элементов), создать свое направление. И по этому пути сейчас идут почти все танцоры планеты.
В середине 1980-х годов Татьяна Тарасова вместе с Еленой Чайковской создали ледовый театр «Все звезды», в труппу которого вошли многие знаменитые и любимые фигуристы. Идею создания театра подсказал Тарасовой ее муж Владимир Крайнев. Театр просуществовал 14 лет. Тарасова выступала в нем сразу в нескольких качествах: была и тренером, и балетмейстером, и режиссером. За это время артисты объездили почти весь свет, провели сотни концертов в Лондоне, Вашингтоне, Мельбурне, выступали под крышей «Медиссон сквер гарден».
В мире существуют десятки ледовых шоу, балетов, ансамблей, но «Все звезды» отличались от них тем, что только здесь создавались настоящие классические балетные представления: «Ночь на Лысой горе», «Спящая красавица», «Золушка», «Аленький цветочек». В репертуаре были также поставленные Тарасовой серия «Русские на Бродвее», знаменитые бродвейские спектакли: «Вестсайдская история», «Фантом в опере», «Кабаре», «Кордебалет», «Кошки» и другие.
Долгое время Татьяна Тарасова работала сразу на двух континентах — в Европе и в Америке (к сожалению, в России не смогли создать достойных условий для профессиональной работы Мастера), и всегда у нее было по две тренировки в день. Первая половина сезона начиная с сентября по декабрь проходила в США. Вторая — проходила неизменно в Москве. С ней работала целая команда: тренер по атлетизму Николай Морозов, художник по костюмам Натэлла Абдулаева, Елена Данилова, которая воплощала ее идеи. Татьяна Анатольевна работала и с зарубежными парами. Среди них — Барбара Фузар-Поли и Маурицио Маргальо (Италия), Шэ-Линн Бурн и Виктор Краатц (Канада), Галит Чэйт и Сергей Сахновский (Израиль), Накако Тсузуки и Ринат Фархутдинов (Япония), Алисса ди Карбоннел и Александр Малков (Белоруссия).
В 2005 году Татьяна Тарасова была назначена тренером-консультантом Федерации фигурного катания России. Была председателем жюри ряда телевизионных шоу Первого канала «Звезды на льду» (2006), «Ледниковый период» (2007–2009, 2012–2014), «Лед и пламень» (2010–2011).
В 2008 году, в дни проведения чемпионата мира в Гётеборге, Татьяна Анатольевна Тарасова была введена в Зал славы мирового фигурного катания. В этом же году под руководством Тарасовой начала тренироваться чемпионка мира 2008 года японка Мао Асада. Это сотрудничество продолжалось несколько лет и завершилось после Олимпийских игр 2010 года, где Мао завоевала серебряную медаль, и чемпионата мира, который она выиграла.
Т.А. Тарасова — заслуженный тренер СССР, заслуженный тренер РСФСР, заслуженный деятель искусств РФ, мастер спорта СССР международного класса.
Награждена: орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, Почёта, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, «Знак Почёта».
Лауреат национальной премии «Россиянин года» за создание уникальной российской школы фигурного катания, ставшей эталоном качества, стиля и успеха в мировом спорте.