ТИТОВА Людмила Евгеньевна
Заслуженный мастер спорта СССР, олимпийская чемпионка, чемпионка мира и Европы на отдельных дистанциях, многократная мировая рекордсменка абсолютная чемпионка страны в классическом многоборье
Родилась 26 марта 1946 года в Чите. Отец – Титов Евгений Михайлович (1911–1982). Мать – Титова Надежда Александровна (1912–1995). Супруг – Самохвалов Анатолий Анатольевич (1944 г. рожд.). Сыновья: Александр (1983 г. рожд.) и Алексей (1982 г. рожд.).
Коньки в семье Титовых очень любили. «Это какие Титовы, – спрашивали в Чите, – которые все на коньках катаются?» В детстве Людмила часто ездила на каток с братьями. Конечно, она не сразу встала на беговые коньки, но на «снегурочках» поехала сразу, кое-чему научилась сама, что-то у братьев Виталия и Александра подсмотрела. Зима, мороз, солнце – лучшие воспоминания детства.
В зимние вечера стадион всегда был переполнен, у касс скапливались очереди за билетами, но у ребят были книжки общества «Спартак». Виталий и Александр ходили на тренировку, а Люда ездила с ними за компанию. Стояла на сугробе или каталась внутри круга, подражая братьям. Они говорили ей: «Не мешай, Мила! Мы – серьезные люди, хотим стать мастерами спорта! Понимаешь?» Она понимала, но все равно подходила к ним с вопросами: «А как по виражу бегать? А руку сбрасывать или нет?»
И очень хотела, чтобы ей купили «норвежки», просила, чтобы братья катали ее на скорости. Они разгонялись, отпускали сестренку, а Людмила училась управлять коньками и не бояться скорости.
В школьные годы, когда Л. Титова приходила записываться в спортивные секции, все обращали внимание на ее рост и предлагали, как правило, играть в баскетбольной и волейбольной командах. Она выступала за класс, школу. Если нужно было принять участие в состязаниях по легкой атлетике, от Людмилы тоже не слышали отказа. В пионерских эстафетах она была активной участницей – умела разбивать палатку, разжигать костер, ходить по азимуту, постигла азбуку Морзе. В туристических походах у будущей олимпийской чемпионки выработались неприхотливость, умение найти выход из любого положения, ловкость, смекалка, сноровка – без такой спортивной подготовки в дальнейшем ей пришлось бы трудно. Оказавшись в сборной страны, Титова без труда справлялась с любыми упражнениями, всегда старалась переводить всё на язык игры и даже самые нудные упражнения делала с улыбкой.
Когда в школу пришел тренер и начал отбирать ребят в конькобежную секцию, записался почти весь класс. Людмила начала осваивать «норвежки» и после снежных тротуаров лед казался ей необыкновенно скользким. Она каталась с удовольствием и, сама не замечая как, начала тренироваться «профессионально». Тренировки проходили 5–6 раз в неделю, кроме этого нужно было делать постоянные упражнения дома, кататься в любой мороз и при любом ветре. Такие нагрузки выдержали далеко не все ребята, изначально в своих фантазиях примерявшие на себя медали чемпионов мира. Через какое-то время остались заниматься всего несколько человек, а до конца испытание выдержала только Людмила. И в этом ей помогло внутреннее убеждение: «Если быть, то быть первой!».
В семье Титовых все привыкли к труду, родители вырастили четверых детей, дали им образование. Мягкие и тактичные люди, они не навязывали никаких правил, тонко учили своих детей присматриваться к жизни, анализировать. Если кто-то из Титовых выступал на стадионе, собиралась вся семья. Людмила мечтала стать чемпионкой класса, школы, города, области… О первенствах мира и Олимпиадах не думала – это были понятия из другого мира. А потом, когда пришли первенства мира и Европы, Олимпиады и Титова объездила чуть ли не половину земного шара, ее часто охватывала тоска по детству, по родному дому. Людмила Евгеньевна уверена: если бы в Чите так не любили коньки, не болели за скороходов, если бы в ее школе не было двух прекрасных преподавателей физкультуры, она бы не увлеклась коньками и никогда не попала в большой спорт. Впервые Людмила выполнила нормы второго разряда в 9-м классе, через год стала перворазрядницей.
После окончания школы Л. Титова сдала экзамены в Технологический институт в Улан-Удэ и в 1963 году уже занималась «машинами и аппаратами легкой промышленности», но в 1965 году перевелась на 2-й курс Московского авиационного института имени С. Орджоникидзе, который окончила в 1968 году. С коньками решила не порывать – ее тренером стала
Т. Шевчук, а затем – Е. Красильников.
Пришли успехи – на первенстве страны среди юниоров в Мончегорске Людмила заняла призовое место. Ей очень понравилось нестись против ветра на заполярном катке и ощущать, что она ловко обманывает ветер. Людмила брала пример с прославленных чемпионок Лидии Скобликовой, Валентины Стениной, Ирины Егоровой, Инги Артамоновой.
Впервые о Людмиле Титовой услышали в 1965 году, когда четырехкратная чемпионка мира Инга Артамонова с экрана телевизора поделилась своими впечатлениями от турнира молодежи: «Хорошие девчата. Нас, ветеранов, есть кому сменить. Больше всех запомнилась Людмила Титова, кажется, из Забайкалья. Чем-то меня напоминает...» Когда 19-летняя бегунья, которую прославленная Инга назвала своей «сменщицей», услышала это, очень смутилась. А величайший спринтер планеты Евгений Гришин позднее сказал о Людмиле: «Вот кого бы я с удовольствием учил, так это Титову. В ней есть загадка. Не могу понять: чем она бежит, почему побеждает? Скажут – техника?.. Но ведь в сборной много хороших стилистов… Характер? Наверное, он и есть тайна - мягкий, женственный и совершенно неспортивный... А выходит на лед – вся соберется. Мысленно уже пробежит всю дистанцию. Ждет выстрела – горит от нетерпения. Как молния! Глаза сверкают. В них решимость: “Или–или!”».
В 1966 году юная спортсменка уже отмечала пятилетие своих занятий конькобежным спортом. Ее неожиданный взлет в Свердловске был закономерен и необходим: – уже тогда, в первой ее победе, в деталях борьбы проявились неповторимая творческая манера и человеческая индивидуальность спортсменки. После Свердловска-66 все дружно заговорили о ее удаче, странными и необъяснимыми оставались уровень мастерства, виртуозность и непередаваемая легкость в выполнении плана. Она бежала и улыбалась. А это очень трудно – бежать и улыбаться.
В 1966 году Людмилу Титову взяли на первенство мира в Норвегию. Никто не ставил перед ней задачу выступить на пределе сил, ей говорили: «Присмотрись к атмосфере. На первенстве мира часто пугаются, теряются». Никто не считал, что Людмила будет в призерах. А она вернулась из Норвегии с серебряной медалью после бега на дистанцию 1000 метров.
Но... на следующий год результаты Людмилы резко ухудшились – тогда она еще не научилась «расщепляться». Много занималась в авиационном институте, старалась обрести с философский подход к жизни. Именно в эти дни кроме «аэродинамики» в ее жизнь вошли книги Герцена, Стасова, Трифонова.
В 1967 году Людмила Титова стала чемпионкой страны и считалась сильнейшим спринтером в мире. Она убедилась: все усилия надо направлять на решение главных задач. Ничто не могло смутить ее - ведь главной целью на ближайшие годы она считала победу на Олимпиаде-68. Готовясь к ней, нужно было выигрывать и чемпионаты страны по отдельным дистанциям, и призы на мемориале Мельникова. Выигрывать и не забывать, что есть на свете учебники и книги. В ее увлеченности наукой было, с одной стороны, свойственное юности желание отдаться любимому делу без остатка, а с другой (что особенно важно) – трезвое понимание своих задач и поиск кратчайших путей к достижению цели. Людмиле очень импонировало высказывание академика И.П. Павлова: «Рефлекс цели есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только для того красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели...».
Олимпиаду в Гренобле в 1968 году Людмила считает главным стартом в своей жизни. Титова в советском спорте оказалась той «железной» спортсменкой, которая никогда никому не подчинялась, делала свою жизнь сама, не пытаясь обойти судьбу на вираже. Она поставила перед собой конкретную цель – победить на первом же олимпийском старте! А Игры в Гренобле складывались для нашей сборной крайне неудачно: за первые три дня золотых медалей в копилке советских спортсменов не появилось. Многого ждали от конькобежцев, но бежавшая перед Людмилой надежда сборной мировая рекордсменка Татьяна Сидорова - самая быстрая в тот год из женщин в мире – неожиданно проиграла по всем статьям. И тогда руководство делегации в полном составе пришло к Титовой: «Люда, выручай! Вся страна на тебя смотрит!» Титова даже глаз не подняла: «Не сбивайте настрой!» и уже вместе с выстрелом полетела над дорожкой.
9 февраля 1968 года – самый памятный и самый счастливый день в ее спортивной жизни. На четвертый день X Олимпийских игр Людмиле Титовой удалось принести в коллекцию советской делегации первую золотую медаль. Титова стала единственной из отряда конькобежцев, кто принес в Гренобле в копилку сборной страны золотую и серебряную медали. \
Ректор МАИ академик Иван Филиппович Образцов прервал заседание Ученого совета института, чтобы в прямой трансляции все профессора могли посмотреть бег своей студентки. Сразу же после награждения в кабинете ректора раздался звонок корреспондента газеты «Советский спорт», который попросил
И.Ф. Образцова поделиться своими впечатлениями от выступления Титовой, которая принесла коллективу МАИ первую во всех видах спорта, первую за всю историю золотую олимпийскую медаль.
Прошло три года... В жизни Титовой многое изменилось. Окончив институт, она начала работать инженером. Вышла замуж за своего однокурсника Анатолия Самохвалова – талантливого инженера, энциклопедиста, поэта, остроумнейшего человека и неисправимого оптимиста, страстно влюбленного в спорт. И хотя он был легкоатлетом, но еще до свадьбы не пропускал ни одного конькобежного турнира, на котором выступала Людмила, и стал ее «психологическим тренером».
Зимой 1970 года разыгрывался первый в истории чемпионат мира среди спринтеров. Победительницей первенства мира по четырем дистанциям уверенно стала Титова. На американском искусственном катке в Уэст-Аллисе она не оставила своим соперницам никакого шанса на успех. О ней снова вспомнили, заговорили, написали много теплых слов. Но Титова не захотела мириться с ролью чистого спринтера и вспомнила, что накануне Олимпиады в Гренобле завоевала звание абсолютной чемпионки страны в сумме классического многоборья.
Весь предолимпийский 1971 год она осваивала многоборье, видя в нем базу для успеха на Олимпиаде-72 в японском городе Саппоро. Она понимала, что невозможно, проделывая большой объем работы на тренировках, значительно повысить скоростные качества. И все же мужественно решилась отвести спринт на второй план. Смелость Титовой была вознаграждена: в январе 1971 года в Ленинграде на чемпионате Европы она выступала блестяще, уверенно опередила всех на своих коронных спринтерских дистанциях, а в сумме многоборья впервые стояла на второй позиции.
На чемпионат мира по спринту в Инцеле в 1971 году Титова приехала в роли фаворитки, но... более драматического состязания в ее жизни не было: у Людмилы подвернулся голеностоп и она упала... Осечка – и целый год напряженных тренировок, отказа от всего лишнего, целый год просто выпал из ее жизни. Падение зачеркнуло все надежды Людмилы – потеряно 11 очков, но она решила установить мировой рекорд на следующей дистанции и через полчаса повторила мировое достижение... А на следующее утро установила фантастический мировой рекорд. Причем, если ее время на тысячеметровке разделить пополам, то получится, что каждую из пятисоток она пробегала с результатом лучше своего личного рекорда. Этот результат еще после войны считался мировым рекордом среди мужчин – он был на порядок выше достижения олимпийского чемпиона, пятикратного чемпиона мира финна Гласса Тунберга.
Из Инцеля Титова уезжала в Москву расстроенная, но еще больше поверившая в себя как в человека. Она поняла главное: радость в большом спорте выдается маленькими дозами, в жизни за все надо платить риском, мужеством, кровью, сомнениями, непреклонностью и верой в себя! Дойти до мечты, до главных вершин Людмиле помогла трезвая и честная оценка своих возможностей, способностей и сил. Именно Людмила Титова стала единственной в отечественных коньках спортсменкой, в коллекции которой есть олимпийские медали всех достоинств: золотая, серебряная, бронзовая. Причем закономерность в получении этих наград была довольно парадоксальной: первый же старт в Гренобле-68 принес «золото» на пятисотке, там же второй старт – на дистанции 1000 метров – увенчался «серебром», через четыре года в Саппоро-72 была завоевана «бронза» в спринте в третьем старте, а четвертый олимпийский забег – на 1000 метров – оставил Титову на непривычном для нее четвертом месте.
В 1972 году Людмила Евгеньевна достигла почти всех вершин, о которых может мечтать спортсменка. Она – первая чемпионка мира по спринтерскому многоборью (1970), четырехкратная чемпионка мира на отдельных дистанциях, призер первенств мира и Европы в многоборье, абсолютная чемпионка Советского Союза в классическом многоборье (1968) и многократная рекордсменка мира. В 1973 году, ожидая рождения сына, Людмила Титова написала книгу-исповедь, книгу – признание в любви к спорту и придумала ей оригинальное название «От “ржавого конька” до “летучего голландца”». Титова звала в конькобежный мир тех, кто пока оставался к скоростному бегу равнодушным, предпочитая быстрым и легким «норвежкам» поэтичное и модное фигурное катание... Работа над книгой открыла в Людмиле Титовой еще один талант – литературный.
В марте 1975 года на спринтерском чемпионате СССР Титова установила личные рекорды: – 42,35 на пятисотке и показала второй результат за всю историю конькобежного спорта на дистанции 1000 метров – 1 минута 24,59 секунды. На отборочных состязаниях для участия в Олимпиаде-76 она пробилась в сборную Советского Союза, но заняла седьмое место. Конькам Титова служила долго и преданно. Авиационный инженер, Людмила Евгеньевна позднее окончила и факультет журналистики МГУ (1979–1983) и много лет работала комментатором Первого канала Центрального телевидения, вела репортажи с Олимпийских игр и чемпионатов мира и Европы, снова оказавшись на крутых виражах – на этот раз в роли обозревателя. Высокая требовательность к себе всегда вела ее по ледяным дорогам, помогала победно решать вечную загадку финишной прямой.
Л.Е.Титова выиграла всё, что хотела – чемпионат страны, две дистанции на первенстве мира, Олимпиаду-68, обновила все свои личные рекорды. Даже с очень сомнительными секундами в «марафоне» ее сумма многоборья на чемпионате страны 1968 года стала одной из лучших в истории спорта. Она – заслуженный мастер спорта СССР, олимпийская чемпионка по скоростному бегу на коньках (1968). Награждена медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие».
В 1991–1992 годах Людмила Титова являлась вице-президентом Российского олимпийского комитета, много лет избиралась в исполком Союза конькобежцев России. Она – вице-президент Российского союза спортсменов и вице-президент благотворительной ассоциации «Народный Спорт-парк».
Единственная из олимпийских чемпионов планеты, Людмила Титова побывала на Северном и Южном полюсах земного шара в составе лыжной научно-спортивной экспедиции «Метелица», а затем совершила бесподобное первопрохождение в Антарктиде и водрузила на Южном полюсе планеты знамя Москвы с изображением Георгия Победоносца.
Когда в 1980-е годы Титова работала на Кубе, она неожиданно открыла в себе талант скульптора. Ее работы, выполненные из красного дерева, были выставлены на вернисаже в Барселоне во время Олимпиады-92. У Людмилы Евгеньевны есть увлечение – она выращивает необыкновенные розы и помидоры, занимается садом, любит катание на катамаране. Ее главная забота – муж и дети, которым она подарила свой девиз: «Судьбу не обойти на вираже».