ЗАЙЦЕВ Вячеслав Алексеевич
ЗАЙЦЕВ Вячеслав Алексеевич
Заслуженный мастер спорта СССР, олимпийский чемпион, двукратный чемпион мира и обладатель Кубка мира, семикратный чемпион Европы, обладатель Кубка России, чемпион и обладатель Кубка Словакии, обладатель Кубка Швейцарии, главный тренер молодежной сборной России
Родился 12 ноября 1952 года в Ленинграде. Отец – Зайцев Алексей Николаевич (1926 г. рожд.). Мать – Зайцева Мария Ивановна (1926 г. рожд.). Супруга – Зайцева (Позднякова) Ирина Игоревна (1953 г. рожд.), мастер спорта международного класса по плаванию, одна из самых молодых рекордсменок мира (1966, 200 м брасс), неоднократный призер чемпионатов Европы. Дочь – Зайцева Анна Вячеславовна (1975 г. рожд.), с 1989 года проживает в Италии (Бергамо). Сын – Зайцев Иван Вячеславович (1988 г. рожд.) родился и живет в Италии (Рим) с матерью. Внучка: Аличе (2005 г. рожд.).
С момента создания первой национальной сборной нашей страны, которая приняла участие в официальных международных соревнованиях, минуло 60 лет, сама игра и ее правила изменились до неузнаваемости, а Вячеслав Зайцев нужен всем, как тогда, так и сейчас. И тем, кто торил победный путь отечественного волейбола в 1940–1950-е годы, и вдвойне тем, кто уже в форме сборной России никак не может дотянуться до мирового и европейского «золота», останавливаясь в шаге-двух от заветной ступеньки.
В начале 1970-х годов, когда мир познакомился с выдающимся юным пасующим советской сборной и с того момента навсегда запомнил его фамилию и имя – Слава Зайцев, – главный тренер самой первой сборной СССР Григорий Берлянд написал: «Волейбол довоенных и первых послевоенных лет трудно сравнивать с сегодняшним волейболом. Изменились правила, в команды пришли игроки на голову, а то и на две выше ростом неподражаемых мастеров, как, скажем, Щагин или Савин, волейбол стал более силовым и, увы, менее зрелищным… Так вот, ветераны считают, что Вячеслав Зайцев – один из немногих современных волейболистов, кто продолжает традиции импровизированного волейбола, того волейбола, который в 40–50-е годы завоевал сердца миллионов». «Этого парня мы бы взяли в свою команду», - сказал о Зайцеве Владимир Щагин. Нет никаких сомнений, что подобное мог произнести и любой из современных волейбольных наставников, причем не только российских: связующих такого уровня, как Зайцев, в мире больше не было в те годы, когда он выходил на площадку; нет их и сегодня, когда он уже если и появляется на арене, то в качестве не игрока, а тренера.
Неудивительно, что имя выдающегося мастера было названо в числе 36 номинантов на звание лучшего волейболиста ХХ века вместе с его товарищем по сборной СССР 1970–1980-х годов Александром Савиным и безусловно лучшим игроком советского волейбола начала 1950-х, двукратным чемпионом мира (1949, 1952) Константином Ревой. Было очевидно, что никто из них не станет лауреатом – руководство Международной федерации волейбола на рубеже XX и XXI веков очень негативно относилось ко всему российскому. Но не признать заслуги наших соотечественников и их немалый вклад в мировой волейбол чиновники не посмели, потому и включили их в список соискателей.
Зайцев был неподражаем на площадке. Потому, наверное, и дольше всех – 16 лет! – играл в составе советской сборной. Взрослой. Перед этим была еще юношеская, в которую 17-летнего ленинградца приняли в 1970 году. А уже через год Зайцев с товарищами праздновал победу на самом первом европейском первенстве для юных волейболистов в Барселоне (Испания). И в неполных 20 лет приняли в главную команду страны. К этому времени юный пасующий имел уже солидный спортивный опыт – почти 10 лет.
Как и большинство мальчишек, Слава перепробовал множество видов спорта:плавал, играл в футбол, в баскетбольную секцию ходил вместе с незабвенным Александром Беловым. Но остановился все-таки на волейболе – зал, в котором занималась спартаковская детско-юношеская спортшкола, был ближе к дому. Правда, ни о какой специализации тогда речь не шла: как и в детском футболе, где большинство пацанов рвется в нападение – голы – забивать, так и в волейболе Зайцеву хотелось больше атаковать, добывать очки. Он и играл на позиции нападающего. Но уже играя за сборную школьников Ленинграда в конце 1960-х, Зайцев дважды с небольшим промежутком времени ломал правую руку. И чтобы не слишком ее нагружать, что могло бы привести к непредсказуемым последствиям и даже к прекращению занятий полюбившйся волейболом, послушался совета тогдашнего тренера Льва Оскаровича Леонтьева и сменил амплуа.
Именно таким неожиданным образом волейбол получил «лучшего пасующего всех времен и народов», как написано в разных справочниках и энциклопедиях. Правда, сам «лучший» так не считает – Зайцев ставит впереди себя самого известного японского связующего, олимпийского чемпиона 1972 года Кацутоси Некоду, с которым ему приходилось соперничать на площадке и дружить вне ее и который, к сожалению, ушел из жизни слишком рано – в 1990 году: сказались последствия атомной бомбардировки родного города волейболиста – Хиросимы…
В 1971 году 18-летний пасующий впервые примерил майку под 8-м номером с эмблемой ленинградского «Автомобилиста», клуба, которому он оставался верен до конца игровой карьеры на территории родной страны. Хотя заполучить талантливого игрока дефицитного амплуа стремились многие клубы и, прежде всего, в титулованный ЦСКА. Любопытно, что свое место и свой номер в составе «Автомобилиста» Зайцеву уступил перешедший на тренерскую работу Вячеслав Платонов. И после этого на целых четверть века жизнь связала двух Вячеславов Алексеевичей, двух волейбольных феноменов. И кто знает, смог бы «Автомобилист» той поры 15 лет подряд занимать места в тройке лучших клубов национального чемпионата, а сборная СССР (обеими командами руководил Платонов) не проиграть ни одного официального турнира с 1977 по 1985 год, если бы за них не выступал Вячеслав Зайцев.
В 20 лет Зайцев оказался на сборе главной команды страны перед Олимпийскими играми 1972 года в Мюнхене. Однако было очевидно, что руководивший тогда сборной Юрий Чесноков, одновременно тренировавший и армейский клуб из Москвы, обойдется без юного дарования. Но зато после мюнхенской Олимпиады место в сборной СССР за Зайцевым оказалось «забронированным» на долгие 16 лет.
Он вообще мог установить достижение, которое вполне сгодилось бы для Книги рекордов Гиннеса, – принять участие в четырех Олимпийских играх. Однако в спорт вмешалась политика, и советская команда в ответ на бойкот американцами Игр–1980 в Москве отказалась выступать на Олимпиаде-1984 в Лос-Анджелесе. Любопытно, что наши волейболисты узнали об этом в майские дни 1984 года во время спарринг-матча сборных СССР и США в Харькове. Разумеется, реакция на беспрецедентное решение советских властей была однозначной – спортсмены были обескуражены: у них отняли возможность побороться за награды, ради которых те «пахали» не один год… И никакой выигрыш альтернативного турнира «Дружба» на Кубе не мог заменить реального олимпийского «золота». Правда, никто тогда не мог утверждать, что советская команда Платонова переиграла бы американских чемпионов Дага Била. Встречу двух команд не специально, а в ходе придуманного по такому случаю турнира организовали японцы. И советская команда победила новоиспеченных победителей Лос-Анджелеса – 1984 со счетом - 3:2.
Но и в 1986 году на чемпионате мира во Франции, и на Олимпийских играх-1988 в Сеуле американская команда обыгрывала советскую в финалах. Правда, нашей сборной, которую по-прежнему выводил на площадку ее бессменный капитан Вячеслав Зайцев, руководил уже не Платонов, а Геннадий Паршин. Правда, в олимпийской дюжине в Сеуле Зайцев оказался почти случайно: к этому времени он уже год выступал в Италии за команду «Сполето», которой руководил главный тренер «Скуадры адзурры» Кармело Питера, и стал настоящим первопроходцем – первым среди спортсменов, которому официально разрешили выступать по контракту за пределами СССР. Тренеры советской сборной опасались за Валерия Лосева, который сменил Зайцева в главной команде страны и который незадолго до Олимпиады был травмирован. Не очень доверяли они и молодому Евгению Красильникову. И получилось, что в Корею отправились сразу три связующих.
Позже за рубеж отправились многие отечественные волейболисты. Их можно было встретить едва ли не во всех странах Европы, а также в Японии и Бразилии. А Зайцев тем временем меняет клубы на Апеннинах: после «Сполето» были «Агридженто» и «Чита ди Кастелло», и каждый раз выводит команды, за которые играет, в высший дивизион итальянского чемпионата – А1. Он продолжал выступать в А1 до 40 лет, постепенно примеряясь и к тренерскому месту. Впрочем, найти стоящую работу в Италии не удается, и Зайцев отправляется в швейцарский Лугано, где с местным клубом выигрывает Кубок страны и занимает второе место в чемпионате.
В 1994 году Зайцев возвращается в Россию и принимает приглашение Геннадия Шипулина поработать вместе с ним в Белгороде. И в том, что за несколько лет белгородский клуб становится одним из сильнейших в стране, немалая заслуга бывшего связующего сборной страны, который отдельно занимается с Вадимом Хамутцких. «Вячеслав Алексеевич с детства был моим кумиром, – признался лучший волейболист России 2007 года. – Тренировки под его руководством стали прекрасной школой. Очень важно, что Зайцев сразу поверил в мои способности, поставил в состав. Оставалось только оправдать оказанное доверие хорошей игрой». Так благодаря Зайцеву сборная России более чем на десятилетие получила высококлассного пасующего, который почти наверняка выступит на четырех Олимпиадах и тем самым установит своеобразный рекорд, который не удалось показать его учителю.
После двух лет работы в Белгороде, двух вторых мест и выигрыша Кубка России у «Белогорья» начинается «золотая» эпоха. Но Зайцев к этому времени уже помогает Платонову в сборной. А в июле 1997 года из-за болезни главного тренера руководит сборной на финальном турнире Мировой лиги в Москве. И несмотря на значительно ослабленный из-за травм ведущих игроков (в том числе основного диагонального Дмитрия Фомина) состав, россиянам под водительством Зайцева удается завоевать бронзовые награды престижного турнира.
В следующем сезоне происходит новый карьерный зигзаг: наш герой отправляется в Словакию, где с клубом «Nafta» выигрывает чемпионат и Кубок страны, а потом вновь перебирается в знакомый итальянский «Сполето» теперь в качестве тренера и занимает с местным клубом второе место в серии В. И на шесть лет обосновывается на Апеннинах в провинции Умбрия, где тренирует сразу несколько любительских команд разных возрастов, в одной из которых выступает его сын.
Когда Иван Зайцев закончил школу и начал самостоятельную карьеру волейболиста в Риме, отец возвратился на родину, где вначале работал помощником главного тренера женского столичного «Динамо», которое заставило екатеринбургскую «Уралочку» сложить многолетние чемпионские полномочия, а с весны 2006 года самостоятельно руководит молодежной сборной России, с которой в том же году выигрывает чемпионат Европы, а летом 2007 года «серебро» чемпионата мира, проиграв решающий матч бразильской сборной. После признания его работы успешной Зайцев сохраняет за собой пост главного тренера молодежной сборной России на очередной цикл.
В.А. Зайцев – олимпийский чемпион (1980), серебряный призер Олимпийских игр (1976, 1988), двукратный чемпион мира (1978, 1982), серебряный призер чемпионата мира, семикратный чемпион Европы (1973, 1975, 1977, 1979, 1981, 1983, 1985), двукратный обладатель Кубка мира (1977, 1981), серебряный призер чемпионатов СССР (1977–1982), бронзовый призер чемпионатов СССР (1972–1975, 1985, 1987), серебряный призер Спартакиады народов СССР (1975). Обладатель Кубка обладателей Кубков (1981, 1982), чемпион Всемирной Универсиады (1973), чемпион Европы среди молодежных команд (1971), как тренер мужской команды «Белогорье» серебряный призер чемпионатов России (1995, 1996), обладатель Кубка России (1995).
У В.А. Зайцева – два высших образования: он окончил в Ленинграде Институт советской торговли (1980) и Институт физкультуры имени Лесгафта (1984). Он – заслуженный мастер спорта СССР (1978). За выдающиеся спортивные достижения и вклад в развитие физкультуры и спорта в стране награжден орденами Дружбы народов, «Знак почета».
Увлекается рыбалкой, личное достижение – пойманная в Италии форель весом 5 750 кг.
Живет и работает в Москве.