БАННИКОВ Виктор Максимович (1938-2001)
Заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный работник физической культуры и спорта Украины, трехкратный обладатель Кубка СССР, трехкратный чемпион СССР
(Иллюстрированная версия из книги "Легенды отечественного футбола")
Отечественный футбол всегда славился вратарями. Среди блистательной плеяды советских голкиперов Виктор Банников занимает особое место. Многие эксперты и любители футбола считают его наиболее талантливым из постяшинской эры голкиперов. Между тем его путь в футболе совершенно нетипичен. Обычно хорошими вратарями становятся те, кто с детства мечтает встать в ворота и уже к 16 - 17 годам имеет стаж игры за детские и юношеские команды. Долгие годы он вообще не признавал этот вид спорта и даже не любил его. По этой причине вратарские перчатки Виктор впервые примерил, когда ему шел уже 21-й год!
Виктор Банников родился 28 апреля 1938 года в селе Лугины Житомирской области. Его детство счастливым не назовешь. Отец погиб на фронте, а в родной Житомир семья вернулась из эвакуации лишь в 1946 году. Чтобы свести концы с концами, еще мальчишкой Банников устроился на обувную фабрику. Его распорядок дня в те годы был прост: днем – работа, вечером – школа, редкие часы свободного времени – спортивная площадка.
Спортивные пристрастия Виктора менялись часто: он серьезно занимался легкой атлетикой (был мастером спорта по прыжкам в высоту – с легкостью брал планку 1,9 м), в 18 лет увлекся баскетболом, а спустя еще год переключился на волейбол. Особенно любил играть в защите, доставать «мертвые» мячи. Тогда ему казалось, что это уж точно навсегда. Однако в 20-летнем возрасте в его жизни произошли серьезные перемены.
Как это часто бывает, в судьбу молодого человека вмешался «Его Величество случай». Однажды к Виктору подошел незнакомец и сказал, что у него есть все задатки вратаря и было бы неплохо попробовать себя в футболе. Незнакомцем оказался тренер местной футбольной команды «Авангард» Лев Мисожник. Его рассказы о футболе настолько увлекли Виктора, что он с радостью согласился попробовать себя в новом качестве. Окончательно принять решение в пользу футбола, по признанию В.М. Банникова, его заставили соображения сугубо житейские. Оказалось, что игрокам даже команд класса «Б», в отличие от многих других видов спорта, платили деньги.
Несмотря на то что начинать карьеру футболиста в 20 лет было поздно, Банников, в конечном итоге, ничего не терял. В одном из интервью он впоследствии скажет: «Мне по наивности казалось, что я все умею: прыгать, падать, обращаться с мячом, мгновенно реагировать на любые удары, правда, волейбольные. В воротах же почувствовал себя, как первоклассник. С трибуны кажется, что мяч летит так медленно, что вратарь может успеть за это время повторить всю таблицу умножения. На самом деле мяч проносился мимо меня, как пушечное ядро, – страшно, со свистом. Я не успевал, как говорится, и глазом моргнуть, а он уже бился в сетке. Полнейшая беспомощность! Гордость моя была уязвлена. Неужели не справлюсь, неужели я слабее других? Вот так началось. А потом, когда я почувствовал, как это здорово – «взять мяч», понял, что без футбола не смогу жить».
В одном из матчей за «Авангард» Виктор Банников бросился в ноги нападающему, чтобы отбить мяч, и получил сильный удар в голову. Однако первая травма его не смутила. Из Житомира он вскоре перебрался в коростышевский «Шахтер», затем в «Десну». Осенью 1961 года в гости к скромной команде из Чернигова пожаловал шведский клуб «Хаммарбю». Матч закончился вничью 1:1, а на трибунах присутствовал главный тренер киевского «Динамо» Вячеслав Соловьев, под руководством которого команда в том же сезоне впервые завоевала «золото» первенства страны. После игры знаменитый тренер неожиданно подошел к вратарю «Десны» Виктору Банникову и пригласил его на смотрины в «Динамо», которое через несколько дней должно было сыграть все с теми же шведами.
7 ноября 1961 года первый тайм в динамовских воротах против «Хаммарбю» отыграл один из самых выдающихся в истории украинского футбола вратарей Олег Макаров, к тому времени уже завершавший карьеру, а после перерыва на поле вышел никому не известный голкипер Виктор Банников. Матч закончился со счетом 0:0, и бывший прыгун-высотник получил официальное приглашение в киевское «Динамо».
В киевском клубе, стоявшем лишь у истоков своего будущего взлета, играли тогда несколько вратарей: Макаров, Разинский, Джафаров, Клюев... Вскоре там появился Евгений Рудаков. Однако такое окружение Банникова отнюдь не смущало. Помогли физические данные, обретенные в легкой атлетике, – скорость, прыгучесть, выносливость. И когда после полуторагодичной «стажировки» в дубле динамовские тренеры решили, что Виктор вполне созрел для большого дела, он воспринял этот вердикт как нечто само собой разумеющееся.
Однако по-настоящему Виктор Банников закрепился в основном составе «Динамо» лишь в 1964 году. В том же году он впервые получил приз «Огонька». Болельщикам навсегда запомнилась его феерическая игра против московского «Спартака» в матче за Кубок СССР. Вот как писал об этом журналист М. Михайлов (еженедельник «Футбол»): «Вратарь творил невозможное: то с места взмывал вверх, как птица, то пулей летел вперед, то, как на замедленной съемке, проплывал несколько метров в воздухе и вроде бы зависал на месте, перехватывая мяч. Он был то легок, то тверд как скала. Все, чем наградила его природа, все, что выработал он в себе огромным трудом, все это он расходовал щедро в том матче».
Вспоминая манеру игры Банникова, понимаешь, что его легкоатлетическое «происхождение» не пропало даром. Его знаменитые прыжки-полеты заставляли буквально стонать от восторга переполненные трибуны! «Он был необыкновенно элегантен в игре и прыгуч. Броски за мячом в исполнении Виктора – это было нечто», – такую характеристику давал Виктору его коллега и знаменитый комментатор Владимир Маслаченко.
Вместе с тем, по словам самого Виктора Максимовича, вратарское искусство зиждется не только на внешней красоте игры, но и в большей степени на ее надежности. «Только тот вратарь по-настоящему хорош, который умеет принимать мяч просто и незаметно. Это трудно, но в этом изюминка. Надо быть обязательно смелым. Дрогнешь хоть в одном эпизоде, так и останешься трусом, а без смелости в воротах делать нечего. Ты первый номер и последняя надежда команды. Значит, нечего считаться с собственной персоной. И еще, если команда играет в определенном моральном ключе, то и ты обязан вести ту же партию: победу приносит сумма усилий, и все они должны быть созвучными».
Как и всякий большой спортсмен, он тяжело переживал неудачи. Виктору Максимовичу навсегда запомнился товарищеский матч против сборной Бразилии, который состоялся 4 июля 1965 года на стадионе «Лужники» и пропущенный гол от короля футбола Пеле. «Если честно, тот матч мы проиграли еще в раздевалке, – вспоминал Банников, – Во-первых, всех бил жуткий мандраж перед встречей с чемпионами мира. Во-вторых, мы, находившиеся на поле, хотели насладиться футболом в исполнении настоящих кудесников мяча, наверное, не меньше, чем сто тысяч болельщиков на трибунах и миллионы – у телевизоров, а это мешало сосредоточиться на собственно игре».
Виктор Банников никогда не стыдился за тот пропущенный от Пеле гол. «Там практически получился выход один на один и удар метров с 14, - делился он воспоминаниями. - Пеле обладал потрясающей способностью мгновенно оценивать любую, даже самую запутанную ситуацию, на приклеенный к ноге мяч он почти не смотрел и тонко ловил вратаря на малейшем движении, предшествовавшем удару. Мяч, естественно, летел в противоположный этому движению угол ворот». Спустя 35 лет они вновь встретятся на конгрессе ФИФА, и В.М. Банников будет очень растроган, услышав, что Пеле тоже помнит и тот матч, и тот гол в Лужниках...
Настоящее разочарование постигло Банникова на чемпионате мира в Англии, куда он выехал в составе сборной. Но на поле легендарного «Уэмбли» он так и не вышел, оставшись дублером великого Яшина. В том же году киевляне стали чемпионами страны, а Виктор не успел сыграть нужного количества матчей и остался без медали. По признанию Виктора Максимовича, тот год был, пожалуй, одним из самых трудных в его спортивной судьбе.
Так или иначе, но свои лучшие вратарские годы Банников провел именно в киевском «Динамо» времен великого тренера Виктора Маслова. И это при колоссальной конкуренции со стороны другого выдающегося голкипера – Евгения Рудакова. Болельщикам известна история о том, как вернувшийся с чемпионата мира-66 Виктор Банников якобы обнаружил, что его место в воротах киевского «Динамо» уже занято. Сам он категорически отрицал эту версию. Из Англии он вернулся с травмой и при всем своем желании сразу играть за «Динамо» не мог. Истина, по его мнению, заключалась в том, что киевское «Динамо» в середине 60-х годов создало прецедент в отечественном футболе, показав на практике, насколько важно иметь абсолютно равноценных голкиперов.
В составе «Динамо» Банников дважды становился чемпионом СССР (1964, 1966), дважды выигрывал Кубок страны (1966, 1967), в 1964 году удостаивался приза журнала «Огонек» как лучший вратарь страны. На те же золотые для киевлян годы приходится уникальное вратарское достижение Банникова 1967 года, до сих пор не превзойденное никем из голкиперов на всем постсоветском пространстве, – 22 сухих матча или 1122 минуты в чемпионате страны! Сам Банников о своем достижении 1960-х годов узнал лишь спустя 30 лет…
Несмотря на то что большую часть своей блистательной вратарской карьеры он провел в «Динамо», завершил он ее не в Киеве. Осенью 1969 года на тренировке Банников получил перелом лучезапястного сустава: кисть правой руки мячом буквально вывернуло наизнанку. Требовалось как минимум полгода на лечение и восстановление. Маслов так долго ждать не мог, да и Рудаков был в полном порядке. И Банников понял, что киевляне в его услугах больше не нуждаются...
Однако крест на своей вратарской карьере Виктор Банников ставить не собирался. Он страстно мечтал вернуться в большой футбол и ни на один день не позволял себе расслабиться – тренировался, бегал кроссы, работал со штангой, часами плавал в бассейне. Истосковавшись по футболу, он принял приглашение своего бывшего партнера по «Динамо» Валерия Лобановского, тренировавшего тогда «Днепр». Однако вскоре передумал. Другой партнер Банникова, уже по сборной СССР, Валентин Иванов, дебютировавший на посту главного тренера московского «Торпедо», оказался более убедительным: «Ну что тебе, вратарю с таким именем, делать в первой лиге?» Лобановский конечно, тогда обиделся на Банникова, однако, зла не затаил, и со временем их отношения снова нормализовались.
«Вообще-то я однолюб, – вспоминал Виктор Максимович. – В киевском «Динамо» я стал вратарем, выступая за этот клуб, получил высшее образование, с этой командой я изведал самые большие радости, какие могут выпасть на долю спортсмена. Я не думал, что «Торпедо» откроет для меня еще что-то новое. Но случилось именно так. Уж не знаю почему, но новый коллектив встретил меня как близкого человека. Говоря о командах, мы слишком часто употребляем слово семья, и поэтому не так уж веришь ему, когда вновь и вновь встречаешь. Но в данном случае иначе не скажешь – да, именно семья. И буквально с первого же дня вернулось ко мне то чувство душевной легкости, о котором я уже стал забывать. К счастью или к несчастью, но вскоре представился случай доказать на деле, как я благодарен автозаводцам за их отношение ко мне».
В «Торпедо», в компании со Стрельцовым, Ворониным, Шустиковым и Пахомовым, он чувствовал себя замечательно. Это была команда не города или огромной республики, как киевское «Динамо», а рабочий коллектив, за который болел и переживал весь многотысячный ЗИЛ. По словам Банникова, такого теплого, душевного микроклимата, как в «Торпедо» тех лет, он никогда прежде не ощущал.
Возвращение в 1971 году на пост главного тренера «Торпедо» несправедливо уволенного из киевского «Динамо» Виктора Маслова ничуть не нарушило «семейную» идиллию. Мало кто знает, что генеральный директор ЗИЛа Бородин советовался с Ивановым и Банниковым по поводу второго пришествия Деда в «Торпедо». И оба тогда поддержали его кандидатуру.
В свою очередь, Маслов воспринял «московского» Банникова как футболиста, возможности которого он хорошо знает, и как профессионала, которому полностью доверяет. Дед, слывший символом суровости для нескольких поколений игроков, в отношениях с Виктором Максимовичем допускал совершенно уникальные вещи: например, позволял вратарю все межигровые циклы проводить дома, в Киеве! «Мне нужно, чтобы за час до матча ты был на стадионе в том городе, где мы играем. Больше меня ничего не волнует», – говорил Маслов.
Вспоминая об этом удивительном доверии к себе со стороны великого тренера, Банников сравнивал свое положение в «Торпедо» со статусом студента-отличника, которому разрешили свободно посещать занятия. И очень дорожил этим доверием. Судьба подарила ему еще один звездный сезон, когда Виктор Банников внес решающий вклад в победу «Торпедо» в розыгрыше Кубка СССР 1972 года. Спортсмен второй раз в своей карьере был признан лучшим вратарем страны.
Завершить карьеру Виктора Банникова заставили «преклонный» по футбольным меркам возраст – 36 лет и желание вернуться на Украину. Провожали его в один день с Виктором Шустиковым весной 1974 года во время матча «Торпедо» – «Спартак». «Это было очень тепло и красиво и осталось в памяти на всю жизнь», – говорил Виктор Максимович.
Всего в чемпионатах СССР В.М. Банников провел 258 матчей и 14 матчей сыграл за сборные команды СССР.
С 1976 года В.М. Банников работал начальником команды «Заря» (Ворошиловград), в 1977–1978 годах был главным тренером житомирского «Спартака». Затем его деятельность была полностью связана с организацией футбола в республике. Он являлся инструктором, начальником отдела и заместителем председателя Укрсовета «Зенита» (1978–1987), начальником отдела футбола и хоккея Укрсовета ВДФСО профсоюзов (1988–1991). Однако Украина навсегда запомнила его как своего первого футбольного президента. Будучи избранным на этот пост в марте 1991 года, Виктор Максимович искренне гордился тем, что его страна первой среди всех постсоветских республик стала членом ФИФА, а он – ее первым полпредом в одном из комитетов УЕФА. С 1996 года В.М. Банников был первым вице-президентом Федерации футбола Украины.
Все, кого судьба сводила с Банниковым, убеждались в том, что ему в одинаковой степени была присуща как вратарская, так и человеческая надежность. Он очень любил свою семью - жену Людмилу и дочь Ирину. Именно в кругу близких он черпал столь необходимый каждому спортсмену заряд бодрости и спокойствия.
Виктор Максимович скончался 25 апреля 2001 года. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.
В.М. Банников – заслуженный мастер спорта, заслуженный работник физической культуры и спорта Украины, трехкратный обладатель Кубка СССР (1964, 1966, 1972), трехкратный чемпион СССР (1966, 1967, 1968), лучший вратарь СССР (приз журнала «Огонек», 1964, 1970), неоднократно входил в список «33 лучших футболистов СССР» – №1 (1970), №2 (1964, 1971), №3 (1965, 1972). Награжден Рубиновым орденом УЕФА «За заслуги», золотыми знаками отличия ФИФА и УЕФА.
В 1998 году на Украине учрежден Мемориал имени Виктора Банникова по футболу — ежегодное футбольное соревнование для юношеских команд украинских клубов. С 2002 года в турнире выступают только юношеские национальные сборные.
Именем В.Банникова назван Учебно-тренировочный комплекс в Киеве. Крытый стадион вместимостью 1678 мест является исключительно футбольным. С 2005 года здесь проводились матчи молодежной сборной Украины, а также ФК «Оболонь», дублирующего состав «Динамо», а со второго круга сезона 2008/09 и домашние игры ФК «Арсенал».