КРУТИКОВ Анатолий Федорович (1933-2019)
Заслуженный мастер спорта СССР, обладатель Кубка Европы, чемпион СССР, двукратный обладатель Кубка СССР
(Иллюстрированная версия из книги "Легенды отечественного футбола")
За долгую 17-летнюю футбольную карьеру Анатолий Крутиков, кумир спартаковских болельщиков 1960-х, удостоился многих ярких определений и оценок. Так, журналист Илья Бару и основатель «Спартака» Николай Старостин в один голос назвали его Храбрым футбольным солдатом, драматург Алексей Арбузов – источником энергии и темперамента, а великий аргентинский тренер Эленио Эрреро – защитником экстра-класса. Слава в футболе, как и в любом другом искусстве, приходит по-разному. Есть счастливцы, которых она окружает с первого появления на сцене, а других заставляет ждать долго, подвергает утомительному многолетнему испытанию. К последним относится один из лучших защитников отечественного и европейского футбола Анатолий Крутиков.
Родился Анатолий Федорович 21 сентября 1933 года в деревне Слепушкино Наро-Фоминского района Московской области. В семье Федора Егоровича и Анны Леонтьевны Крутиковых – четверо сыновей: Алексей, Виктор, Василий и младший сын Анатолий. В стране царил ужасный голод. В 1936 году семья вынуждена была переехать в Москву и найти приют у родной сестры Анны Леонтьевны – Натальи Леонтьевны, жившей на Брестской улице в районе Киевского вокзала. Приехав на заработки, предприимчивый Федор Егорович Крутиков сумел устроиться развозить товары на Киевском вокзале, мать нашла работу продавщицы в магазине. Вскоре Крутиковы купили часть частного дома в слободе Потылиха (в настоящее время – Мосфильмовская улица). Семья зажила своим домом. Родители стремились дать своим сыновьям образование. Мать, имевшая три класса церковно-приходской школы, говорила: «Все свои силы положим, а детей выучим». Старшие сыновья нашли свое призвание, став водителями. А младший – Анатолий свою жизнь посвятил футболу.
В то время ребят воспитывал двор. Мальчишки дни напролет гоняли в футбол, играли в хоккей, различные мальчишеские игры. В 1942 году Анатолий пошел в школу. С детства увлекался не только футболом, но и боксом, занимался прыжками в секции легкой атлетики, катался на смастеренных из деревянных бочек лыжах, а когда появились настоящие, прыгал с трамплина. Унаследованные от родителей твердость и упрямство с молодых лет воспитали в нем качества настоящего мужчины и многообещающего спортсмена. Дебют Крутикова произошел в команде Дорогомиловского химического завода. Будучи школьником он пришел поболеть за товарища, игравшего в юношеской футбольной секции Дорогомиловского химзавода. Одиннадцати игроков почему-то не набралось, и Крутикова попросили надеть форму и сыграть. Он вышел на левый край нападения, забил два мяча, и тренер той команды Василий Севастьянович Проворнов уже не выпустил его из виду. В скором времени он пригласил Анатолия в юношескую секцию футбола московского «Химика». Так Анатолий стал форвардом команды «Каучук», выступавшей на первенстве Москвы.
В 1952 году 19 лет от роду он начал выступать за команду московского «Химика» в классе «Б» союзного чемпионата. В 1953 году эта команда заняла 25-е место среди 27 коллективов второго эшелона. Несколько лет Крутиков играл в армейской команде ЦДСА, заслужив репутацию прочного, силового футболиста, который если чем и выделялся, то резкой, несколько грубоватой игрой. Ему очень не повезло с моментом перехода в команду ЦДСА. Вернулся в команду знаменитый по «команде лейтенантов» левый защитник Ю. Нырков, и левому беку Крутикову практически не было шансов заиграть в 1954 году в стартовом составе. Фактически весь сезон он провел в дубле армейцев.
В начале 1955 года после ухода из команды Ю. Ныркова, который решил посвятить себя военной карьере, у Крутикова появился хороший шанс закрепиться в основном составе ЦДСА. Но из московского «Спартака» тренером Г.М. Пинаичевым был мобилизован М. Перевалов, который блестяще провел сезон 1955 года, играя за национальную сборную СССР. И только в 1956 году, когда у команды Пинаичева наступил затяжной игровой спад, Крутиков постепенно сумел пробиться в основной состав армейцев. В этом же году он получил свою первую медаль – бронзовую союзного первенства, играя левым защитником армейского клуба. В 1957 году Анатолий стал практически безальтернативным левым защитником ЦСК МО, поскольку у Перевалова случилась серьезная травма.
К следующему сезону 1958 года команду начал готовить настоящий профессор тренерского дела Борис Андреевич Аркадьев. Как это зачастую происходит у выдающихся тренеров, иногда они явно пропускают яркий талант мимо своей команды. В это время во время сезона в ЦСК МО был переведен из армейской команды Свердловска Д. Багрич, ставший на добрый десяток лет основным левым защитником команды. Тем не менее, Аркадьев все же пару раз попробовал в основе Крутикова с явной атакующей направленностью в игре. Видимо, Аркадьев пробовал варианты «а-ля Нырков» в блестящей «команде лейтенантов». Но убедить Б.А. Аркадьева А. Крутикову не удалось, и Анатолия перевели в дублирующий состав.
По окончании сезона 1958 года Крутиков был легко отпущен в «Спартак». «Спартаку» же было необходимо срочно закрывать проблемную позицию левого защитника, поскольку еще поздней весной 1958 года красно-белые лишились лучшего советского крайнего защитника, одного из сильнейших левых беков Европы того времени – М. Огонькова. Анатолий неожиданно легко и быстро вошел в спартаковский ансамбль. Когда Николай Старостин, знакомясь с новичком, спросил, какие у него просьбы и что ему надо, тот четко ответил: «Ничего! Заиграю, тогда видно будет!» «Понятно, значит, надолго пришел!» – оценил Старостин. Уже к концу сезона Анатолий играл так, точно всю жизнь стоял рядом с М. Масленкиным и И. Нетто. Каждый матч, проведенный им в содружестве с этими опытными, высококлассными футболистами, обогащал его, шлифовал технику, развивал и оттачивал игровое мышление. Армейский стиль постепенно сменялся спартаковским, хотя по-прежнему отличительными чертами защитника Анатолия Крутикова оставались резкость, быстрота в нужный момент и агрессивность с оглядкой. Позднее вспоминая о своей репутации резкого игрока, играющего в корпус, на снос, Анатолий Федорович говорил: «Молодой был, но это прошло». Сезон 1959 года оказался провальным для команды, «Спартак» занял лишь 6-е место в чемпионате СССР. Болезненно для команды происходила «смена поколений». Закончили свои выступления Симонян и Сальников, из опытных игроков появился лишь Крутиков. И в этот момент наступил пик его футбольной карьеры.
Уже через год с небольшим Анатолий Крутиков вместе с товарищами по сборной СССР совершил круг почета по беговой дорожке «Лужников» с первым Кубком Европы, завоеванным на стадионах Франции. Кстати, из ЦСКА, его бывшего клуба, в сборной страны никого не оказалось. Защитника Крутикова судьба определила в реформаторы: футбольный мир он потряс своей остроатакующей игрой. Подключения защитников в наступление не были открытием. Еще в 1940-е годы с пользой ходил на помощь атакующим правый защитник знаменитого ЦДКА Виктор Чистохвалов, в 1950-е – московский динамовец Владимир Кесарев.
Но они занимались в основном подыгрышем атакующим. Рейды в атаку Крутикова оказались столь же эффектными, сколь и эффективными. На переднем рубеже он чувствовал себя в своей тарелке, порой не уступая номинальным форвардам. Известный журналист Юрий Ваньят заметил: «Крутиков играет в «Спартаке» более «голенаправленно», чем нападающие Амбарцумян, Севидов и Хусаинов».
В 1960–1962 годах Анатолий Крутиков в «Спартаке» не испытывал никакой конкуренции, это позволило ему пробовать свои силы в атакующих действиях команды. Случалось, что, играя против соперника, заведомо уступающего в классе, Крутикова можно было видеть чаще у чужих ворот, нежели у своих. Здесь, конечно, сказалось и то, что Анатолий в разное время неоднократно пробовался в нападении. Пожалуй, лучший эпиграф к его игре можно найти у знаменитого писателя-шестидесятника Юрия Трифонова: «Нет в нашей футбольной истории примеров того, чтобы защитник становился такой грозной атакующей силой, какой является четвертый номер московского «Спартака». Как только Крутиков берет мяч и идет вперед, стадион начинает волноваться: что-то будет! Вот Крутиков перешел среднюю линию, продвигается дальше – трибуны грохочут, грозный, лавиноподобный шум нарастает! Его все еще не атакуют, защитники боятся оставить своих подопечных, секунды ошеломления, Крутиков идет все дальше, вклинивается в оборону, кто-то отчаянно бросается ему навстречу, но Анатолий резко обходит его финтом, резко врывается в штрафную и наносит резкий, кинжальный удар. Он все делает резко – ведь он такой резкий игрок!»
В 1960 году один из главных авторитетов мирового футбола тех лет, изобретатель знаменитого итальянского катеначчо Эленио Эррера (сам, кстати, в бытность футболистом игравший левого защитника) вдруг заявил: «Для меня главное открытие в составе сборной СССР – Анатолий Крутиков!»
Постоянные подключения в атаки своей команды постепенно закрепили за ним звание «атакующего защитника». Но вначале все ограничилось лишь результативными передачами своим партнерам по атаке. 1962 год – он полон сил и по-прежнему остается одним из быстрейших игроков советского футбола, стометровку пробегает за 11,2 секунд. Его талант, представляющий сочетание защитника и нападающего, особенно расцвел, когда была принята в стране система четырех защитников в футболе. Он остается надежным беком и грозным форвардом «Спартака». Он олицетворяет образ грядущего: универсала, одинаково играющего впереди и сзади. В чемпионате СССР 1962 года, неслыханное дело, крайний защитник Крутиков забил 3 гола.
Настоящим бенефисом Крутикова стала игра 1/16 финала Кубка СССР, состоявшаяся 9 июня 1962 года против ЦСКА. Тогда в «Лужниках» при 90 тысячах зрителей Крутиков выдал просто великолепную игру! На 43-й минуте того матча после розыгрыша углового Крутиков не очень сильно ударил по воротам Й. Баужи, но голкипер ЦСКА пропустил легкий мяч между рук. А в начале второго тайма выстрел Крутикова в правую «девятку» ворот ЦСКА практически похоронил шансы армейцев на трофей. И в итоге матч завершился поражением армейцев со счетом 0:3! Заслужив своей игрой и поведением уважение товарищей по команде, он в 1964 году становится капитаном, которому партнеры единодушно доверили право выводить их на поле. Но вскоре от капитанства он отказался. «Повязка меня тяготила, я не показывал с ней лучшей игры».
За сборную СССР Анатолий Федорович провел всего 9 матчей. Тренеры сборной после Г.Д. Качалина пристальным вниманием спартаковца не баловали, считая стиль его игры череcчур авантюрным. Только Никита Симонян, а вслед за ним и Константин Бесков в 1963 году вновь привлекли Крутикова в сборную. И той осенью он вместе с партнерами преподнес урок обороне сборной Италии – Бурньич, Факкетти, Гуарнери, Сальваторе, считавшейся тогда лучшей в Европе. Крутиков внес весомую лепту в выход национальной сборной в финальный этап очередного Кубка Европы, на который сам, увы, не поехал. В последний раз Крутиков сыграл за сборную у Симоняна в ноябре 1964-го против Алжира. Больше он в ее составе не появлялся. За олимпийскую сборную СССР сыграл 2 матча.
В 1967 году Анатолию Федоровичу присвоено звание заслуженного мастера спорта СССР.
Лучший правый крайний тех лет Слава Метревели вспоминал, что трудней всего ему было играть именно против Крутикова. При том, что тот никогда никого не ударил исподтишка, да и свои боксерские навыки ни на поле, ни в жизни ему применять не приходилось.
Оппонентам достаточно было взгляда и слова. Много позднее Бобров увидев с трибуны итальянскую звезду Факкетти, сказал: «Если бы не знал, что Крутиков закончил выступать, то наверняка решил бы, что это он играет левого защитника». Кстати, когда в Италии одна из газет окрестила Крутикова «русским Факкетти», он в ответ местному журналисту насупился и твердо отрезал: «Я не русский Факкетти! Я русский Крутиков!»
По подсчетам спартаковских статистиков, в чемпионатах СССР Крутиков провел за красно-белых 269 игр и забил 9 голов. Когда ему исполнилось 35 лет, он передал эстафету юному Ловчеву, который подхватил атакующий порыв своего предшественника. Да и прекращение карьеры было связано с очередной тяжелейшей травмой. В его 35 лет его еще звал к себе великий Лобановский, но Крутиков отказался, сказав: «Я спартаковец и не могу играть за другой клуб!»
В 1970 году Анатолий Федорович окончил Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры. Работал тренером школы «Спартака» в Москве (1969–1973). В 1976 году счастливая судьба отвернулась от Крутикова. В тяжелые для «Спартака» времена после сезона 1975 года ему предложили пост главного тренера, и он без колебаний согласился. «Как бы ни была тяжела моя тренерская шапка Мономаха, – говорил, – но она красно-белая, родная. Свои лучшие годы я отдал этому клубу. И вот судьба так счастливо или несчастливо распорядилась, что я вновь вернулся в «Спартак», теперь в качестве тренера». Оказалось – несчастливо. «Спартак» переживал смену поколений, одни звездные годы остались у него позади, а новые еще не наступили. Несмотря на недостаток опыта (два года до этого возглавлял нальчикский «Спартак»), Крутиков и на тренерском поприще, не мешкая, пошел в наступление, затеяв тотальную реконструкцию состава. Те, кто потерял место, естественно, его не принимали, новичкам же недоставало авторитета. К тому же недальновидно был отправлен на пенсию патриарх и основатель команды Николай Старостин. И подстраховать Крутикова в его новом наступлении оказалось некому. Итог известен: «Спартак» впервые вылетел из высшей лиги. В такой ситуации виноват всегда тренер. Вылет самой популярной команды из группы сильнейших стал не только ударом для «Спартака» и его болельщиков, но и личной трагедией Крутикова. «Жизнь резко переменилась. Все двери для меня закрылись. Если раньше приглашали в Высшую школу тренеров, то после 1976 года об этом уже не было и речи. А ведь у меня семья, двое дочерей. Два года мыкался, пока не предложили организовать в Московской области сеть ДЮСШ «Спартака». Выделили средства, а в остальном я был предоставлен самому себе», – вспоминает Анатолий Федорович. Его тренерская карьера была сломана. В 1979 году вернулся тренером в нальчикский «Спартак». В 1980 году – главный тренер команды «Шахтер» (Караганда). Возглавлял спартаковскую футбольную школу в Московской области (1981–1988).
С 1990 года некоторое время работал тренером ФК ветеранов «Россия».
Один из секретов долголетия в футболе Анатолий Крутиков видел в своей семье, он говорит: «Переоценить влияние семьи невозможно. Имею в виду, конечно, дружные семьи». Четырнадцатилетним пареньком Анатолий впервые встретил свою Люсю на соревнованиях по легкой атлетике, и вот уже 56 лет они вместе – Людмила Николаевна и Анатолий Федорович. Она – его верный, надежный друг и советчик. Людмила Николаевна Крутикова 35 лет проработала на «Мосфильме» ассистентом режиссера в актерском отделе массовок.
У них родились две дочери – Ольга и Наталья, которые подарили им двух внуков – Алексея и Ивана и двух внучек – Екатерину и Анну. В семье Крутикова всегда царил дух футбола и «Спартака». Как-то Людмила Николаевна так выразилась: «Спартак» – это часть Толиного сердца». Ежедневные спортивные газеты в его доме – на видном месте, и футбольные телетрансляции никогда не пропускаются.
Заслуженный мастер спорта СССР (1967), обладатель Кубка Европы (1960), чемпион СССР (1962), серебряный призер чемпионата СССР (1963, 1968), бронзовый призер чемпионата СССР (1956, 1961), двукратный обладатель Кубка СССР (1963, 1965). В 1957– 1963 годах 6 раз входил в списки лучших футболистов сезона. В «33-х» – под № 1 (1960, 1962, 1963), под № 3 (1957, 1959, 1961).