РЫЖКИН Владимир Алексеевич (1930—2011)
Заслуженный мастер спорта СССР, олимпийский чемпион, трехкратный чемпион СССР, обладатель Кубка СССР
(Иллюстрированная версия из книги "Легенды отечественного футбола")
В 1950-х годах было мало нападающих, способных конкурировать в скорости с динамовцем Владимиром Рыжкиным. Быстрый форвард, обладая резким стартовым рывком, беспрестанно терзал оборону соперников острыми фланговыми проходами, которые стремился завершать нацеленными передачами в штрафную площадь. Он задавал темп действиям коллектива, одинаково хорошо разгоняя атаки команды с обоих флангов…
Владимир Алексеевич Рыжкин родился 29 декабря 1930 года в Москве. Азы футбольного мастерства юноша постигал, будучи воспитанником детской московской команды «Локомотив», куда попал в возрасте 14 лет. Затем перешел в столичный клуб завода «Серп и молот» (нынешний «Металлург»), где до призыва на воинскую службу, с 1945 по июнь 1950 года, выступал за юношескую и молодежную команды.
Армейскую службу Владимир проходил в команде Минского окружного Дома офицеров. Год спустя команда была расформирована, и Рыжкина направили в город Калинин (ныне — Тверь), где базировался спортивный штаб Московского военного округа. В 1951 году в первенстве Вооруженных сил, которое проводилось в Одессе, на юного форварда обратил внимание один из тренеров ЦДСА — Константин Лясковский, и вскоре Владимира перевели в знаменитую армейскую «команду лейтенантов».
«Выходил поначалу и за дубль, и за первую взрослую команду, — вспоминал Владимир Алексеевич. — Первенство Москвы взяли. Ружья, помнится, в награду получили – двустволки. А в 1952-м чемпионат страны в один круг игрался — Олимпиада коррективы внесла. Большая часть основы уехала в Хельсинки. Мы же, резервисты, дома остались. Ну а после известных событий (сборная, созданная на базе ЦДКА, Югославии, с которой у СССР, мягко говоря, натянутые отношения в то время были, проиграла) нас во Всесоюзный спорткомитет пригласили. Приехали, видим: там еще и ребята из ВВС толкутся, команда МВО города Калинина, причем никто о причинах аврального сбора не знает. Только чуть позже выяснилось: армейские клубы расформировываются. Стали по одному к председателю ведомства Романову вызывать. Дошла очередь до меня, захожу, слышу: «Вами, товарищ Рыжкин, «Динамо» интересуется». — «А что, — переспрашиваю, — это значит?» — «Приглашает в свой клуб». — « Но я же солдат, на службе». — «Демобилизация — не ваша проблема. Согласие даете?» — «Даю, — отвечаю»». Так в 1953 году Владимир Рыжкин перешел в главную команду своей жизни — московское «Динамо».
В то время с командой работали Михаил Васильевич Семичастный и Виктор Иванович Дубинин, а вскоре в качестве главного тренера ее принял Михаил Иосифович Якушин. По словам Владимира, в состав команды он вместе с несколькими новичками влился очень быстро. Угнаться за Рыжкиным-«электричкой» защитникам не удавалось. Его использовали впереди, на флангах. И если в ЦДКА он начинал на правом, то в «Динамо» курсировал вдоль левого — туда его перебросил тренер Якушин.
В первом же для новоиспеченного динамовца году бело-голубые завоевали Кубок СССР. До этого им удавалось сделать это единожды — в 1937 году. 10 октября 1953 года в напряженном финальном матче с давним соперником — куйбышевским «Зенитом» — москвичи оказались более подготовленными. «Попытки футболистов «Зенита» перехватить инициативу и перейти в наступление встречают стойкое сопротивление игроков «Динамо». Вновь и вновь нападают москвичи. Их атаки возникают то в центре, то с левого или правого края. Активен правый крайний нападения Рыжкин. Он легко обыгрывает крайнего защитника и создает ряд опасных положений. Защитники «Зенита» вынуждены отбивать мяч за линию ворот...», — писал обозреватель газеты «Советский спорт». Встреча завершилась победой москвичей с результатом 1:0.
Дебют 22-летнего Рыжкина в чемпионатах страны состоялся в том же году, в матче против московского «Торпедо». «Не часто бывает, чтобы первое появление новобранца на поле, тем более в самом конце матча, вызывало такую бурю эмоций у болельщиков клуба, как это было в случае с Владимиром Рыжкиным. Впрочем, 7 июня 1953 года эмоции на трибунах стадиона «Динамо» бушевали с самого начала встречи», — пишет Олег Винокуров в книге, посвященной знаменитому форварду Владимиру Рыжкину. За всю историю состязаний между «Торпедо» и столичным «Динамо» последние в третий раз добились крупного победного счета — 8:3. Этот результат был рекордным и для прошедших игр первенства страны 1953 года.
Сформированный Михаилом Якушиным состав команды в 1954 году принес клубу шестой титул чемпионов страны в острейшем споре со «Спартаком». В решающем матче бело-голубые одержали победу над красно-белыми (1:0), а на оставшейся до финиша дистанции проиграли лишь однажды и за тур до окончания первенства праздновали очередной свой успех.
В 1954 году Владимир Рыжкин был включен в состав сборной Москвы, а на будущий год уже выступал за вторую сборную СССР. В ней он провел 6 матчей, в числе которых четыре неофициальных в Индии, где он забил 1 гол.
С наступлением хрущевской «оттепели» Советский Союз отчасти начал приоткрываться миру, усилились международные контакты, в том числе футбольные. Начиная с лета 1953 года происходило лавинообразное увеличение игр «Динамо» за рубежом. В то время товарищеские встречи известных клубов повсюду вызывали огромный интерес, зрители заполняли стадионы под завязку. В составе команды Владимир Рыжкин принимал участие в памятных поездках «Динамо» во Францию, Италию и страны Южной Америки.
По окончании динамовского турне в 1954 году по Франции газета «Экип» писала: «Мы сожалеем, что русские не участвовали в недавно закончившемся чемпионате мира. Без русского футбола, как показало выступление «Динамо», мировой футбол сегодня немыслим».
После победы бело-голубых в сентябре 1955 года над «Миланом» на «Сан-Сиро» в присутствии 100 тысяч зрителей (4:1) одна из итальянских газет посвятила свой материал матчу под таким заголовком: «Московское «Динамо»: техника, тактика, скорость ставят его в число лучших клубов Европы!» В 1957 году «Динамо» покорило своей игрой Бразилию, Уругвай и Чили.
Поставленный сильный удар с обеих ног делал Владимира Рыжкина опасным форвардом. Неунывающий и азартный, он умел в каждом матче действовать с полным напряжением сил и отдачей. Хотя его не отнесешь к числу футболистов, определяющих игру команды, но он задавал темп действий коллектива, расцвечивал его игру скоростными, дерзкими фланговыми проходами, одинаково сильно действуя как справа, так и слева. Чаще всего его прорывы почти через все поле решали исход важных и престижных для клуба встреч.
«По природе-то я — двуногий. А бежал действительно здорово. Ну а фирменные приемы... Таких, как у Месхи, не было. Корпусом в основном свободу себе обеспечивал. Качну защитника в одну сторону, уйду в другую — вот и вся недолга. Резкости для стартового рывка хватало, — давал себе самому характеристику В.А. Рыжкин. — В нашем деле ведь, как известно, интуиция первейшую роль играет. Чувство партнера. Мы с Володей Ильиным, например, с полувзгляда друг друга понимали. Причем он обычно паузу брал перед тем, как решить, что с мячом де- лать. Ждал от меня инициативы: рвану ли за спину защитнику или, как говорят футболисты, в недодачу сыграю. И ошибался редко».
1955 год вновь принес московскому «Динамо» золотой трофей. В розыгрыше 17-го чемпионата СССР по футболу команда завоевала седьмой по счету чемпионский титул, оставив «серебро» своим землякам — московскому «Спартаку».
Дисциплина в «Динамо» была жесткой, но существовала непререкаемая традиция: после очередной победы команда в полном составе отправлялась в Новогорск, к тренеру Михаилу Иосифовичу Якушину, который угощал всех от души.
Особого рассказа заслуживает участие Владимира Рыжкина в составе первой сборной страны. Помимо чемпионских титулов в первенствах СССР он имеет отношение и к первой громкой победе сборной СССР на международной арене. В 1956 году в составе национальной команды он принимал участие в XVI летних Олимпийских играх в Мельбурне (Австралия). Это событие он называл звездным часом своей футбольной карьеры. Однако участие в Олимпиаде для сборной СССР было полно драматизма. По словам В.А. Рыжкина, атмосфера Игр в Мельбурне была непростой. Наложились венгерские события 1956 года. Случались мелкие провокации, клеились листовки на окна с призывами остаться в «свободном мире». Даже представители сборных соцстран нередко отворачивались. «Пропаганда в прессе была грубой, типа «русские — не люди». Об этом и в прошлые годы писать у нас почему-то стеснялись, но это все было, — делился впечатлениями Владимир Алексеевич. — Гавриил Петрович Качалин не уставал повторять: «Не обращайте, ребята, внимания, делайте свое дело хорошо — и мы победим»».
Так и произошло. Сборная СССР впервые в истории сумела завоевать «золото» Олимпийских игр в футболе. К сожалению, сыграть в финале Игр Владимиру Рыжкину не удалось. Из-за этого он и несколько его коллег по сборной остались без олимпийских медалей. А вклад спортсменов, поспособствовавших выходу в финал, регламентом не учитывался.
«На такие соревнования не каждому суждено попасть. Особенно в нашем виде спорта. К тому же я старожилом сборной в Мельбурн отправился, — делился воспоминаниями Владимир Алексеевич. — Два года до этого цвета ее защищал. Три матча в Австралии провел, только на финальный не вышел. Однако медаль, как и многие в команде, не получил: лишь участникам решающей встречи награды полагались… Жалею? Конечно. Ведь Качалин на последнюю игру настраивал: готовься, предупреждал. Но на установке состав объявил, а моя фамилия не прозвучала. Ильину тренер место отдал… Без «золота» остался не я один. Медали не получили Стрельцов, Иванов и еще восемь игроков. Тем не менее никто из нас не обиделся. Важно, что наши выиграли… Наши руководители утешали нас, что, мол, когда вернемся в Москву, то на Монетном дворе отольют медали тем чемпионам, кому они не достались в Мельбурне. Но, видимо, нужного материала у нас в стране не нашлось. Правда, в другом плане нас не обманули: на теплоходе «Грузия», во время плавания из Мельбурна во Владивосток, тогдашний председатель Спорткомитета СССР Романов вручил всем удостоверения и значки заслуженных мастеров спорта».
Свое 26-летие Владимир Рыжкин отмечал одновременно с олимпийской победой. «Тот день рождения незабываем. В декабре мы выиграли Олимпийские игры в Мельбурне и до дома добирались почти месяц — сначала на теплоходе, а потом на поезде, проехав всю Россию от Владивостока до Москвы. На каждой большой остановке в вагон вваливались незнакомые люди, поздравляли с победой…» По возвращении в Москву В.А. Рыжкина наградили двухкомнатной квартирой на Кутузовском проспекте, в которой он прожил всю свою долгую жизнь.
Всего за первую сборную СССР В.А. Рыжкин провел 4 неофициальных матча против Болгарии и Польши в 1954 и 5 официальных матчей в 1956—1957 годах, три из которых — в составе олимпийской команды. Его фамилия дважды оказывалась в списках «33-х лучших футболистов страны» под но- мером «2» в 1956 и 1957 годах, и оба раза на позиции левого крайнего нападающего.
В 1957 году столичное «Динамо» вновь оказалось на высшей ступени пьедестала почета, опередив на целых 8 очков следующее за собой трио — «Торпедо», «Спартак» и «Локомотив». Первый круг динамовцы завершили во главе таблицы, а второй провели еще мощнее, разгромили «Крылья Советов» (6:0), кишиневский «Буревестник» (6:1) и донецкий «Шахтер» (7:2).
За девять сезонов, проведенных В.А. Рыжкиным в динамовском стане, команда ни разу не выходила из категории призеров — стабильно держалась наверху. В общей сложности Владимир Рыжкин завоевал с бело-голубыми шесть медалей первенства страны: три «золота» (1954, 1955, 1957), два «серебра» (1956, 1958) и «бронзу» (1960). В сезонах 1957—1958 годов он был капитаном команды.
В 1957 году Владимир Рыжкин выступал в составе второй сборной СССР в отборочном турнире к первому в ее истории чемпионату мира. Однако всамом чемпионате 1958 года участия не принимал.
В 1958 году Владимир Алексеевич получил тяжелую травму колена — от напряженной схватки с защитником «в подарок» ему достался оторванный мениск. Сезон 1959 года В.А. Рыжкин был вынужден полностью пропустить. В те годы подобный диагноз звучал сродни приговору: «Хирургов спортивных было днем с огнем не сыскать — Миронова да Ланда. Последний меня и резал… Ну а с годами, как водится, все болячки разом заныли. Футбол ведь никого от себя здоровым не отпускает», — сетовал Владимир Алексеевич. После травмы выйти на прежний уровень своих скоростных действий он уже не сумел. Расстался с бело-голубой формой Владимир Рыжкин в 1961 году. Через некоторое время он оказался в рижской команде «Даугава», где поиграл недолго — лишь в сезоне 1962 года. Так в 32 года завершилась футбольная страница биографии известного форварда.
В те годы счастливчиков, сумевших сразу после окончания игровой карьеры попасть в колею, к сожалению, было мало. Самыми везучими оказались динамовцы 1950-х годов, сменившие бело-голубые майки с трусами на строгие костюмы дипкурьеров…
В 1963 году, после окончания Высшей школы тренеров при ГЦОЛИФКе вакантного места в родном «Динамо» для Владимира Рыжкина не нашлось. В Центральном совете ему заявили: «Хочешь работать тренером — отправляйся в Киров, где у нашего общества команда есть». Дали время подумать, но супруга наотрез отказалась покидать Москву. Вскоре сосед по лестничной площадке, комитетский полковник, разговорился с В.А. Рыжкиным о работе. «Может, хочешь по стезе Савдунина пойти?» — поинтересовался он. В то время бывший динамовец Владимир Савдунин работал дипломатическим курьером. «Но для этого рекомендация требуется. Должность-то ответственная», — засомневался В.А. Рыжкин. Полковник пообещал организовать встречу с нужными людьми и слово сдержал. Так его пригласили на работу в Министерство иностранных дел СССР дипломатическим курьером, где он прослужил целых 27 лет, с 1963 по 1990 год.
За без малого три десятка лет Владимир Рыжкин несколько раз облетел земной шар и побывал во всех странах, с которыми СССР поддерживал дипломатические отношения. Однако работа дипкурьера была далеко не такой романтично-туристической, как кажется. «Случалось проводить в полетах чуть ли не по 24 часа в сутки, ведь часто доставляли почту сразу в несколько посольств. Скажем, прилетали в Каир, сдавали все необходимые документы и тут же летели в Найроби, а оттуда — еще южнее», — рассказывал Владимир Алексеевич. Он объяснял, почему при выборе кандидатов в МИДе делали ставку исключительно на динамовцев: «Клуб «Динамо», как известно, был создан по инициативе Дзержинского и, естественно, имел прямое отношение к службам безопасности. Разумеется, всех нас тщательно и долго проверяли, и мы в целом считались «хорошо подкованными» идейно… Ну и спортивное прошлое, конечно, учитывалось. Сила, реакция, выносливость, оперативность мышления — эти качества дополнтельными плюсами служили. В Москве у нас обязательно были спортивные занятия — мы бегали, занимались борьбой, стреляли…». Из одноклубников Владимира Рыжкина дипкурьерами также работали Георгий Рябов, Владимир Шабров, Юрий Вшивцев, Владимир Савдунин, Геннадий Еврюжихин.
Большим увлечением В.А. Рыжкина была дачная жизнь и в особенности рыбалка — он нередко выезжал поудить судака и щуку на Ахтубу. Любопытно, что к удочке его пристрастил коллега по динамовскому клубу Лев Иванович Яшин.
Владимира Алексеевича Рыжкина не стало 19 мая 2011 года. Он прожил долгую жизнь и имел редкое счастье застать несколько поколений своей большой семьи. 80-летний юбилей он отпраздновал на даче в кругу близких. С супругой Анной Ильиничной они прожили вместе почти 60 лет. У них выросли сын и дочь, которые подарили им четверых внуков, а те, в свою очередь, четверых правнуков. Старший из внуков, Владимир, больше всех похож на деда: такой же рыжеволосый и играет в футбол. «Рыжий — значит счастливый», — говаривал Владимир Алексеевич…
Владимир Алексеевич Рыжкин — заслуженный мастер спорта (1957), чемпион Олимпийских игр (1956), трехкратный чемпион СССР (1954, 1955, 1957), серебряный (1956, 1958) и бронзовый (1960) призер чемпионатов СССР, обладатель Кубка СССР (1953). Все титулы в составе московского «Динамо».
Воспитанник детской московской команды «Локомотив» (1944). Выступал за юношеский клуб «Металлург» Москва (1946—1948), команду Минского окружного Дома офицеров (1950—1951), ЦДСА Москва (1951—1952), команду Московского военного округа Москва (1953), «Динамо» Москва (1953— 1961). Капитан команды (1957, 1958). В составе «Динамо» провел 181 игру и забил 38 мячей. Завершил игровую карьеру в команде «Даугава» Рига (1962).
В чемпионатах СССР сыграл 148 матчей, забил 27 мячей. В сборной СССР (1956—1957) сыграл 5 матчей, забил 2 мяча. В списке 33 лучших футболистов сезона в СССР 2 раза под № 2 (1956, 1957).
С 1963 по 1990 год — дипломатический курьер МИД СССР.
Награжден орденом «Знак Почета» (1957) и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Жизни В.А. Рыжкина посвящена книга Олега Винокурова «Зеленое небо, бело-голубое крыло, или История полетов Владимира Рыжкина на динамовских флангах», приуроченная к его 75-летию.