РУДАКОВ Евгений Васильевич (1942—2011)
Заслуженный мастер спорта СССР, мастер спорта международного класса, обладатель Кубка обладателей кубков и Суперкубка УЕФА, бронзовый призер Олимпийских игр, серебряный призер чемпионата Европы, двукратный обладатель Кубка СССР, шестикратный чемпион СССР, лучший вратарь СССР (1969, 1971, 1974), лучший футболист СССР (1971), член символического Клуба Льва Яшина
(Иллюстрированная версия из книги "Легенды отечественного футбола")
Евгений Рудаков был самым титулованным отечественным вратарем постяшинской эры. Никто из советских голкиперов, кроме него, так и не подержал в руках Суперкубок Европы, а по коллекции медалей Евгения Васильевича можно прочесть целую главу из истории отечественного футбола. Кое-кто успех Рудакова отнесет на счет суперклуба, ворота которого он защищал. В те годы киевское «Динамо» вполне могло придерживаться знаменитой формулы поведения, которую приписывают Пеле: «Нам забьют, сколько смогут, мы — сколько захотим»…
Однако люди, хоть немного разбирающиеся в футболе, знают, что для того, чтобы забить «сколько захотим», нужно идти вперед без оглядки, быть на все сто уверенным в надежности собственных тылов. Неслучайно, когда впервые появились номера на футболках, отсчет пошел от игроков обороны, а первым номером всегда был вратарь.
Евгений Васильевич Рудаков родился 2 января 1942 года в городе Москве. Его семья жила недалеко от Завода имени Лихачева. В этом столичном районе спортивная жизнь била ключом. Не оставались в стороне и Рудаковы. Старший брат Юрий стал волейболистом первого разряда, сестра Тамара – разрядницей по баскетболу, а Женя ударился в футбол. Забегая вперед, отметим, что в соседнем подъезде с Евгением Рудаковым жила его будущая супруга Валентина Антоновна, а в домах по соседству обитали знаменитые Виктор Маслов и Слава Метревели...
Футбольная карьера Рудакова, как и у тысяч московских мальчишек, начиналась с дворовой команды: двор на двор, улица на улицу, район на район... Причем Женя всегда играл с мальчишками, которые были старше его. Впоследствии он часто вспоминал свой первый матч на одном из пустырей. Как он протекал и чем закончился, разумеется, никто не запомнил. Главное, что навсегда осталось в памяти футболиста, это то, что тогда он впервые встал в ворота. Желающих сыграть в поле было предостаточно, каждому хотелось «пофинтить» и, конечно, забить гол. Поэтому места в поле ему не нашлось, и долговязого мальчишку поставили в ворота. Лишь годы спустя выяснилось, что игра в воротах и есть спортивное призвание Рудакова.
Многие друзья Евгения были так или иначе связаны с местным клубом «Торпедо». Он тянулся за ними, однако по возрасту еще не мог претендовать на место в юношеской команде. Пришлось ждать долгих полтора года и все это время почти тайком ходить на тренировки старшей группы футбольной секции. Лишь в 1959 году его зачислили в юношескую команду и тут же определили в дубль. Тренеры возлагали на новичка определенные надежды, но надежд на попадание в основной состав тогда почти не было. У автозаводцев хватало хороших вратарей: Геннадий Лазунов, Алексей Поликанов, Альберт Денисенко, Анатолий Глухотко, Эдуард Шаповаленко…
Путевку в большой футбол 19-летнему Рудакову «выписал» старший тренер «Торпедо» Виктор Александрович Маслов, который настоятельно посоветовал Евгению не ждать у моря погоды, а перебраться в какую-нибудь команду поскромнее и поучиться настоящему футболу на практике. В 1961 году Рудаков по приглашению николаевского «Судостроителя» уехал на Украину, и уже через год ему довелось сыграть в тренировочном матче со своими бывшими одноклубниками. Как вспоминал позже Евгений Васильевич, играть против своих было крайне трудно: и мастерством блеснуть хотелось, и было как-то неловко бороться против товарищей, которых знал уже несколько лет...
В 1963 году Евгений Рудаков прочно освоился на месте основного голкипера в «Судостроителе». Игра, что называется, пошла. Молодой перспективный спортсмен приглянулся легендарному советскому вратарю Антону Идзковскому, который пригласил Рудакова в Киев на просмотр в «Динамо».
«Я ужасно обрадовался, – вспоминал Е.Р удаков. – И… ужасно испугался: смогу ли, имею ли я моральное право претендовать на ворота «Динамо»? Словом, отказался. Потом меня «атаковал» В. Терентьев. Снова отказался. Лишь после третьего, более настойчивого приглашения Вячеслава Дмитриевича Соловьева я понял, что ошибки нет, что динамовцы в меня действительно поверили».
Рудакову доверили место в дубле. Евгений Васильевич вспоминал, что в самом начале его динамовской карьеры ошибок было предостаточно, он пропускал самые курьезные мячи и, как и положено в таких случаях, бывал частенько освистан зрителями. «Но ничего не поделаешь — такова вратарская доля... Говорят, пока не пропустишь все, что тебе предписано, хорошим вратарем не станешь. Главное, чтобы хватило терпения у тренера...»
У тренера терпения хватило, и многочисленные собственные промахи молодого голкипера тоже ничуть не смущали. Ведь играть приходилось в классной команде, и уже одно это придавало уверенности в себе. Но и трудиться приходилось немало – тренироваться по пять часов ежедневно — и с командой, и без нее, без устали выполнять специальные «вратарские» упражнения: бесконечно ловить и ловить мяч до... отвращения к нему. Большая заслуга в профессиональном становлении Рудакова принадлежит, конечно, Антону Леонардовичу Идзковскому. Именно он на практике показал Евгению, что значит для вратаря физическая подготовка, как достигать пика спортивной формы, на тренировках беспощадно гонял до седьмого пота, «ставил» технику... Рудаков так много «вкалывал» на тренировках, что «количество», хоть и медленно, но все же постепенно перерастало в «качество»... С тех пор Евгений Васильевич на всю жизнь зафиксировал в памяти непреложную истину, которую повторял про себя всегда и стремился привить молодым уже в бытность тренером: главное – это труд и самоотверженность во всем, каждый день – и в занятиях, и в матчах.
Рудакову долго пришлось бороться за место под солнцем. Неизвестно, как сложилась бы его вратарская судьба, если бы тренером киевского «Динамо» не стал торпедовец Виктор Александрович Маслов. С подачи своего наставника-земляка Евгений Рудаков впервые появился в стартовом основном составе «Динамо» в игре против «Крыльев Советов» и отстоял матч «всухую». Удачно сложились и следующие два матча, а вот в четвертый раз произошла осечка. В игре против своих бывших одноклубников Рудаков не смог показать хорошей игры, и «Динамо» проиграло. Раздосадованный неудачей в игре против своего бывшего клуба Маслов перевел Рудакова в дубль на целых два года.
Наступил 1966 год, во многом судьбоносный в жизни Евгения Рудакова. Основной голкипер киевского «Динамо» Виктор Банников в составе сборной команды СССР отправился на чемпионат мира в Англию, а по возвращении обнаружил, что место в воротах весьма успешно занимает вчерашний дублер – Евгений Рудаков. В том сезоне, прочно обосновавшись в основе и играя почти наравне с Банниковым, Рудаков пропустил всего 10 голов в 29 матчах, причем в 22 играх сохранил динамовские ворота на замке.
В том же году в составе «Динамо» Евгений Рудаков завоевал сразу два главных трофея страны – Кубок СССР и золотые медали первенства, затем еще дважды становился чемпионом СССР в 1967 и 1968 годах. В 1969 году он был признан лучшим вратарем страны. В конечном итоге, мастерская игра молодого голкипера киевлян не могла не обратить на себя внимание тренеров сборной СССР: Михаил Якушин пригласил его в турне по Южной Америке.
Его дебют пришелся на матч со сборной Мексики: игра завершилась вничью — 1:1. В том же году Рудаков сыграл в Ленинграде против австрийской сборной (3:1) и был в этом матче признан лучшим игроком. Уже в следующем году Рудаков стал основным вратарем сборной и помог ей завоевать путевку на чемпионат мира в Мексике. Однако тяжелая травма, которая чуть не поставила крест на вратарской карьере Е. Рудакова, не позволила ему принять участие в матчах, и он присутствовал в Южной Америке лишь в качестве зрителя.
Воистину звездным стал для Рудакова 1971 год. Его признали и лучшим голкипером (уже второй раз!), и футболистом года, что с вратарями случается крайне редко. В том же сезоне состоялось возвращение Евгения Рудакова в сборную. Он очень удачно отыграл все матчи отборочного цикла чемпионата Европы. В следующем году сборная дошла до полуфинала, где в трудном поединке одолела венгров: Рудаков парировал одиннадцатиметровый удар Замбо, а единственный победный гол забил Коньков, открыв путь нашей команде в финал и к серебряным медалям первенства. На чемпионате Европы Е. Рудаков сумел установить рекорд, не побитый до сих пор ни одним из голкиперов: его «сухая» серия равнялась 463 минутам! Тогда уже никто не мог поставить под сомнение утверждение: Рудаков – первый вратарь страны!
За сборную команду СССР Евгений Васильевич Рудаков играл с 1971 по 1977 год. За это время он провел 48 матчей, в том числе 6 матчей за олимпийскую сборную СССР, а играя за «Динамо» с 1963 по 1977 год, — 258 матчей. Он входил в символический Клуб Льва Яшина — 206 матчей без пропущенных голов.
В середине 1970-х сборная СССР и киевское «Динамо» являлись, по сути, синонимами. В 1972 году в составе сборной Евгений Рудаков завоевал не только европейское «серебро», но и бронзовые медали Олимпийских игр в Мюнхене, а вот в чемпионате страны киевское «Динамо» ждало разочарование. Главный тренер «Динамо» и сборной команды страны В. Лобановский был более озабочен подготовкой к международным матчам, поэтому в чемпионате СССР киевляне уступили первенство и взяли лишь «серебро».
Снова завоевать золото Рудакову удалось в 1974 году, и этот титул «Динамо» удерживало два года подряд. В 1975 году киевляне впервые в истории отечественного клубного футбола завоевали Кубок обладателей кубков УЕФА, одержав в финале победу над венгерским «Ференцварошем», а затем одолели германскую «Баварию» в матче за Суперкубок.
Долгие годы, проведенные Евгением Рудаковым в составе киевского «Динамо», вобрали в себя сразу две эпохи в истории знаменитого клуба и всего отечественного футбола — эпоху Маслова и эпоху Лобановского. Каждый из этих двух тренеров был идеологом собственного подхода к игре, и в этом заключалась их сила, воплощенная в мощь команды. Если Маслов всегда делал упор на технику и индивидуальные достоинства игроков, поощряя импровизацию, выдумку, фантазию и все, что делало игру зрелищной, то Лобановский основной акцент делал на командные действия, универсализм, мобильность и атлетическую подготовку спортсменов.
Разумеется, класс клуба зависит от мастерства каждого игрока, клуб создают футболисты. Но и клуб, в свою очередь, формирует игрока. Сам Евгений Рудаков, москвич по рождению и торпедовец по воспитанию, стал настоящим динамовцем. Евгений Васильевич никогда не скрывал, что всем обязан своему клубу. По его признанию, без киевского «Динамо» он не стал бы тем, кем смог стать.
Все вратари, как и полевые игроки, отличаются разным пониманием игры, техникой, реакцией, манерой поведения на поле. Евгений Рудаков был самобытным универсалом как в спорте, так и в жизни. По словам Евгения Васильевича, огромное влияние на него оказала игра кумиров – Льва Яшина и англичанина Гордона Бэнкса: «У первого я учился выбору места в воротах и действиям в створе ворот. У Бэнкса считаю лучшей технику ловли мяча, казалось бы, простую, непритязательную, но вместе с тем надежную, мягкую. Не знаю, удалось ли мне повторить то, что считаю лучшим, но я старался. Пожалуй, в вычурности, в нарочитости, в излишнем артистизме меня нельзя упрекнуть. Суть вратарского мастерства — в простоте, в экономности движений, в надежности».
В этом смысле Рудакову больше импонировала манера игры Льва Яшина — неброская, без лишнего эффекта, с частыми выходами к линии штрафной площадки для подстраховки центральных защитников. Можно вспомнить один только знаменитый яшинский ввод мяча в игру рукой: едва ли не до центра поля (!!!), — когда половина футболистов соперника все еще переживает свою неудавшуюся атаку... Рудаков тоже на поле был всегда спокойным, даже флегматичным, уверенным в себе. Играл без внешних эффектов, но надежно, часто демонстрируя феноменальное мастерство, которое приводило в изумление соперников. Валерий Лобановский отмечал в нем поразительное упорство.
Как любил говорить Евгений Васильевич, вратарь – это существо другой породы... Каких только эпитетов не заслужил Рудаков в футбольном мире. Его часто называли и «длинноруким дьяволом», и «черной пантерой», и «вратарем-пауком», и «вратарем-осьминогом»... «Когда вратарь выручает, он любим всеми и уважаем: в этих случаях на него едва ли не молятся, он — «в авторитете»! Но стоит голкиперу занервничать, это состояние сразу передается защитникам, которые тут же начинают паниковать, и на него валятся все ошибки... Ведь «просто футболисты» за игру могут ошибаться хоть каждую минуту: кто-то, возможно, сумеет исправить их промахи, а вратарь может отыграть весь матч по высшему разряду, а на 90-й минуте — не выручить, и тут же вся многомесячная подготовка команды насмарку... Вратарь всю жизнь — на последнем рубеже обороны. Справедливости ради стоит отметить, что Евгений Рудаков всегда чувствовал надежную опору в лице партнеров-защитников — Конькова, Матвиенко, Решко, Трошкина, Фоменко... С этими именами связан и наивысший взлет киевского «Динамо».
Многолетний партнер по команде Евгения Рудакова — Владимир Мунтян хорошо знал вратаря как на футбольном поле, так и в повседневной жизни: «Динамовская школа вратарей начиналась с Идзковского, включала в себя эпоху Макарова, Банникова и Рудакова. Великолепие этих вратарей запомнилось на всю жизнь. Футболистов на поле много, а вратарь один, его надежность и уверенность передавалась и защите, и полузащите, и нападению. От его действий зависела игра всей команды. Женька, как по-дружески называли его все ребята, оставил яркий след в нашей истории. Да и в жизни он был замечательным человеком. Не помню, чтобы он хоть раз повысил на кого-то голос, на что-то претендовал или, как сейчас принято говорить, пытался «пробить».
Евгений Васильевич принял решение закончить вратарскую карьеру в 1977 году после досадного поражения в полуфинальном матче розыгрыша Кубка европейских чемпионов УЕФА против «Боруссии» из Менхенгладбаха.
Его прощальный матч состоялся 10 сентября 1977 года на стадионе «Динамо». Однако порывать с клубом и тем более с футболом он не захотел. Вместе с бывшим центральным защитником «Динамо» Вадимом Соснихиным на протяжении полутора лет тренировал мальчиков 1959—60 годов рождения. В 1979 году решил самостоятельно поработать со взрослой командой и уехал в ивано-франковский «Спартак», но через год вернулся в Киев. В 1994 году была еще одна попытка поработать со взрослыми – Рудаков тренировал команду «Кремень» (Кременчуг), но, судя по всему, все-таки всегда чувствовал склонность к работе с детьми. Почти 10 лет, с 1977 по 1988 год, он работал в СДЮШОР «Динамо» (Киев) имени Валерия Лобановского тренером детской команды «Смена», а потом еще более двух десятилетий, с 1989 по 2011 год, тренером в Киевском спортивном интернате. Таким образом, детскому футболу Евгений Васильевич Рудаков отдал более 30 лет!
Евгения Васильевича Рудакова дети очень любили, почти боготворили, ходили за ним толпой. И он всегда находил для них нужное слово, был непререкаемым авторитетом. Хотя мальчишки не видели ни одной его игры, они знали, что их тренер – настоящая живая легенда. Он воспитал не одно поколение молодых футболистов, которые сегодня играют в профессиональных клубах и демонстрируют мастерство, которое им привил легендарный вратарь Евгений Васильевич Рудаков. И в этом отношении его вклад в развитие современного футбола сложно переоценить. Всем, кто знал Евгения Васильевича, он запомнился веселым, жизнерадостным, обаятельным человеком. Он был душой компании, с необычным чувством юмора, с неиссякаемой любовью к жизни и семье. Более 40 лет он прожил со своей супругой Валентиной Антоновной. Вместе они воспитали дочь Елену и вырастили внучку Наталью.
Евгений Васильевич Рудаков скончался в декабре 2011 года. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.
Евгений Васильевич Рудаков – заслуженный мастер спорта СССР (1973), мастер спорта международного класса (1973), бронзовый призер Олимпийских игр (1972), серебряный призер чемпионата Европы (1972), обладатель Кубка обладателей кубков и Суперкубка УЕФА (1975), двукратный обладатель Кубка СССР (1966, 1975), шестикратный чемпион СССР (1966—1968, 1971, 1974, 1975). Лучший футболист СССР по результатам опроса еженедельника «Футбол-Хоккей» (1971). Лучший вратарь СССР (приз журнала «Огонек» — 1969, 1971, 1972).
Награжден орденом Украины «За заслуги» III степени (2004), медалью «За трудовое отличие» (1972).