ХУРЦИЛАВА Муртаз Калистратович
Заслуженный мастер спорта СССР, мастер спорта международного класса, серебряный призер чемпионата Европы, бронзовый призер Олимпийских игр, чемпион СССР
(Иллюстрированная версия из книги "Легенды отечественного футбола")
В ноябре 2003 года, в канун своего полувекового юбилея, УЕФА обратился ко всем входящим в него национальным ассоциациям с предложением назвать лучших футболистов их стран за прошедшие 50 лет. Для Грузии это был очень непростой выбор. И дело вовсе не в том, что страна бедна футбольными талантами. Наоборот, список звездных претендентов был весьма впечатляющим: Давид Кипиани, Каха Каладзе, Кахи Асатиани, Владимир Гуцаев, Гиви Нодия, Реваз Дзодзуашвили, Михаил Месхи, Слава Метревели... В результате Грузия в числе лучших назвала одного из самых успешных игроков сборной СССР и тбилисского «Динамо» – Муртаза Хурцилаву.
Разумеется, выбор грузинских специалистов был закономерным и вполне обоснованным. Таких футболистов, как Хурцилава, в советские времена называли «флагманами» советского спорта. По авторитету и игровым качествам футбольные эксперты ставят его в один ряд с такими громкими именами, как Лев Яшин, Игорь Нетто, Альберт Шестернев. Только два грузинских игрока были удостоены чести носить капитанскую повязку сборной команды страны – Муртаз Хурцилава и заслуженный мастер спорта СССР Александр Чивадзе.
Муртаз Калистратович Хурцилава родился 5 января 1943 года в селе Бандза Гегечкорского района Грузинской ССР. Играть в футбол научился во дворе. Настоящего мяча не было, поэтому ребята смастерили его из старой покрышки, набитой тряпками и сеном. Однажды мальчишки, играющие в футбол на лужайке за школой, попались на глаза главному тренеру Федерации футбола Грузии Давиду Павловичу Цомая, который часто ездил по республике в поисках перспективной молодежи. Давид Павлович с любопытством наблюдал за игрой, а потом попросил ребят показать импровизированный мяч. Оценив находчивость и стремление юных спортсменов к футболу, Цомая пообещал прислать им из Тбилиси настоящий мяч и сдержал свое слово.
Однако, приехав в Гегечкори спустя год, нашел свой подарок на витрине в пионерской комнате – школьники не решились воспользоваться таким драгоценным подарком. Впрочем, Давид Павлович приехал в тот раз не из праздного любопытства. Мальчик, который его заинтересовал, уже играл в гегечкорской юношеской команде «Салхино». Звали его Муртаз Хурцилава... Очень скоро в составе «Салхино» Хурцилава впервые в жизни выехал в Цхакая, на финальный матч за Кубок Грузии с командой из Зугдиди. После той памятной игры его включили в сборную республики для участия во Всесоюзной спартакиаде школьников 1959 года, а уже в следующем году в составе юношеской сборной СССР Муртаз принял участие в международном турнире в Сан-Ремо (Италия). После этого он выступал за гегечкорскую команду взрослыx, пока весной 1961 года его не пригласили в тбилисское «Динамо».
С этой выдающейся командой связана почти вся последующая спортивная карьера Муртаза Хурцилавы. В ее составе он выступал с 1961 по 1975 год, а в 1971–1975 годах был ее капитаном. В сезоне 1975/76, почти в конце игровой карьеры, защищал цвета команды первой лиги «Торпедо» (Кутаиси). В 1965– 1975 годах Хурцилава входил в состав сборной СССР, в 1972– 1974 был капитаном сборной СССР. По количеству проведенных игр за первую сборную (70) Муртаз Калистратович занимает 8-е место вслед за Львом Яшиным. На счету Хурцилавы 15 забитых мячей в 293 матчах первенства СССР за «Динамо» и 4 гола в 47 матчах, проведенных за «Торпедо»; 6 голов он забил в национальной сборной СССР и 1 – в олимпийской. Кому-то результативность игрока может показаться не столь внушительной, однако эти голы, как правило, были чрезвычайно важными. Кроме того, трудно сосчитать, сколько голов было забито при его непосредственном участии.
Игровое амплуа Муртаза Хурцилавы начало складываться еще в юности. Конечно, каждый мальчишка мечтает непременно играть в атаке и забивать голы. Но еще в школьной команде Муртаза поставили на позицию полузащитника. Позже в этом же качестве он играл и в сборной Грузии. Но окончательно его судьбу определил тренер и легендарный защитник тбилисского «Динамо» Нияз Дзяпшипа, который в одном из матчей решил попробовать Муртаза в центре защиты. И, как показали дальнейшие события, не ошибся. К концу третьего сезона, осенью 1963 года, Муртаз забил свой первый гол в игре против московского «Локомотива». Гол случился неожиданно для него самого. Игра шла со счетом 1:0 в пользу «Динамо», в середине первого тайма Хурцилава продвинулся с мячом далеко вперед и хотел уже передать его кому-нибудь из партнеров, но пас давать оказалась некому. Оставалось пробить по воротам. Мяч, выпущенный примерно с 20 метров, попал точно в верхний угол! С тех пор за Хурцилавой закрепилась слава атакующего центрального защитника. И очень редко впоследствии его переводили на другую позицию. Но если предоставлялся шанс, футболист старался использовать его – брал игру на себя или подключался к атаке.
Несмотря на то что главная задача любого защитника – это разрушение атакующих усилий противника, Муртаз Хурцилава всегда считал, что защитник обязательно должен уметь забивать. Для этого нужен прежде всего хорошо поставленный удар, особенно с дальней дистанции.
На каждой тренировке он отрабатывал удары: учился бить с лета, реже – по остановленному мячу, как правило, из-за пределов штрафной площади. Помимо вратаря в этих занятиях участвовал кто-нибудь из партнеров – Муртаз бил по воротам после обводки или после борьбы за высокий мяч. Кроме того, в двусторонних тренировочных матчах он часто играл в нападении. Ударить с дальней позиции удавалось не всегда, поэтому, как считал Хурцилава, надо было уметь сделать прострельную или навесную передачу, сыграть в «стенку», наконец, обвести соперника… В то время когда голландцы еще только подходили к идеологии тотального футбола, Хурцилава уже вовсю использовал его элементы в своей игре: шел вперед, чтобы помочь нападающим, не забывая при этом о своих основных обязанностях.
Муртаз Хурцилава по праву считался лучшим «персональщиком» среди советских защитников. Играл он резко, но брал не грубостью, а выбором позиции и техникой. Благодаря такому стилю игры и доброжелательному, мягкому характеру Хурцилава стал одним из самых корректных защитников в стране. И при этом – одной из самых запоминающихся и колоритных фигур в отечественном футболе. Для стоппера, да и вообще для футболиста, он был очень нетипичен. Среднего роста (175 см), упитанный, с непропорциональной фигурой, про которую кто-то метко заметил: «чем ниже, тем шире», и при этом носил бутсы 45-го размера.
Некоторые считают, что персональная опека в футболе ограничивает игрока, не дает ему возможности показать свое мастерство. Хурцилава же придерживается другого мнения: «Именно в споре против определенного, «персонального» соперника, в стремлении не проиграть ему этот спор, не дать себя перехитрить я вижу одну из интереснейших сторон игры… Если у соперников есть ярко выраженный лидер, то он требует особого внимания. Тут уж знаешь, что против тебя – сильнейший из нападающих, и мобилизуешь все свое умение».
Муртаз Калистратович убежден – не место в команде определяет игровую культуру футболиста, а нечто другое, приобретаемое человеком задолго до того, как он впервые выйдет на поле. «Настоящий футболист должен всегда помнить, что против тебя играет твой коллега, к которому нужно относиться с уважением, если хочешь заслужить ответное» – говорит Хурцилава.
Когда его спрашивали о секретах игры, отвечал, что просто играл как мог. Старался действовать на опережение, понять, что будет делать с мячом нападающий, прочувствовать его. Подключался вперед редко, никогда не шел на необоснованный риск. Хотя всегда знал, что товарищи в случае чего обязательно подстрахуют – иначе получится авантюра.
«Золотой» период в спортивной карьере Муртаза Хурцилавы наступил в 1967-м и продолжался до 1973 года, когда он пять раз был включен в список «33 лучших» под номером 1. Эти годы запомнились любителям футбола целым рядом ярких, незабываемых эпизодов с участием Хурцилавы.
Например, болельщики никогда не забудут гол в ворота чемпиона СССР – киевского «Динамо» (23 мая 1967 года, 1:1). Получив мяч на своей половине поля, почти у самой правой бровки, Хурцилава рванулся вперед, оставив за спиной всех противников, и мощнейшим ударом поразил ворота Евгения Рудакова. Эффект от забитого гола был таким, что Муртаза поздравляли даже киевляне. Уникальный случай!
Еще более памятными были его выступления за сборную. Особенно это относится к игре со сборной Венгрии в четвертьфинальном матче чемпионата Европы в Москве (11 мая 1968 года), когда необходима была победа с разницей в три мяча! И она была достигнута. «Победный марш» начался на 59-й минуте, когда при счете 1:0 в пользу советской сборной Хурцилава забил со штрафного второй гол, а затем Анатолий Бышовец довершил разгром. Эт игру, одну из лучших в истории сборной СССР, по сей день вспоминают старожилы футбольных трибун. «Кто присутствовал на этом матче, тот не забудет его никогда», – сказал М. Якушин. Особенно ценным был почин Хурцилавы в неудачно складывающемся для советских футболистов матче со сборной Швейцарии (Москва, 1 октября 1967 года, 2:2). Сначала Муртаз забил гол, а затем после его удара защитник срезал мяч в свои ворота. Выделялся Хурцилава и в товарищеском матче на стадионе «Уэмбли» со сборной Англии (6 декабря 1967 года, 2:2). После той игры газета «Дейли экспресс» писала: «Атакующие волны наших форвардов разбились об утес по имени Хурцилава». Выдающийся английский тренер Альф Рамсей назвал его одним из лучших в мире защитников в XX веке.
Однако счастье в футболе переменчиво. Бывает, какой-то эпизод, часто – случайный, роковым образом влияет на карьеру игрока, а порой и вовсе ломает его жизнь. Для Муртаза Хурцилавы таким случаем чуть было не стал пенальти в матче за 3-е место с португальцами на чемпионате мира 1966 года, который он «привез» в ворота нашей сборной, неожиданно сыграв рукой в своей штрафной. Этот матч стал, наверное, самым ужасным в его карьере: второй, решающий, гол за три минуты до конца, Торрес забил тоже «из-под него». Уже после чемпионата мира Николай Старостин писал о Хурцилаве в книге «Звезды большого футбола»: «Муртаз не организует контратак и меньше всего думает о методах коллективной обороны. Все свое внимание и мастерство он направляет на персональную опеку порученного ему игрока, превращаясь в его тень, и, как правило, всегда лишает подопечного мяча и инициативы... Если среди чужих нападающих был известный ас, Муртаза оправданно прикрепляли к нему».
То же самое вспоминал потом и партнер Муртаза Калистратовича по сборной, Йожеф Сабо: «Хурцилава был уникальным «персональщиком», который в Англии блистательно сыграл против Сандро Маццолы».
Бывало, когда тренеры начинали объяснять Муртазу, как именно нужно действовать против того или иного форварда, он резко перебивал: «Не надо, дорогой! Просто скажи номер». В том матче Хурцилава персонально играл против Торреса... Встреча, к счастью, не стала для спортсмена фатальной. После нее он еще долгое время продолжал играть за сборную, выиграв с ней в 1972 году «серебро» чемпионата Европы и олимпийскую «бронзу».
Из проигранных им своим «подопечным» единоборств Муртаз Калистратович вспоминает еще два матча со сборной ФРГ в 1972 году – товарищеский в мае и финал чемпионата Европы в июне, в которых его визави, Герд Мюллер, забил шесть голов из семи в наши ворота. Но вряд ли найдется в мире защитник, который мог бы похвастаться, что ему удалось «закрыть» Мюллера.
После завершения игровой карьеры с конца 1970-х годов М. Хурцилава в течение 25 лет успешно занимался тренерской работой в клубах Грузии, в разные годы был наставником команд «Динамо» (Зугдиди), «Гурия» (Ланчхути), «Торпедо» (Кутаиси), «Самтредиа», «Одиши» (Згдиди), «Динамо» (Тбилиси), «Локомотив» (Тбилиси). В 1990 году под его руководством «Гурия» из Ланчхути завоевала Кубок Грузии, в 1995 году клуб «Самтредиа» стал вице-чемпионом страны, а сам Муртаз Калистратович был признан лучшим тренером Грузии.
С мая 1999 года М.К. Хурцилава – главный тренер молодежной сборной Грузии по футболу, одновременно с июня 1999 – главный тренер клуба «Локомотив» (Тбилиси). Однако с поста наставника «Локомотива» он добровольно ушел уже через 3 месяца после разгромного поражения 0:7 в матче 1/32 Кубка УЕФА против греческого ПАОКа, а в апреле 2001 года после трех поражений подряд подал в отставку и с поста главного тренера молодежной сборной.
В августе 2001 года вместе с Отари Габелия М.К. Хурцилава назначен помощником Александра Чивадзе в национальной сборной Грузии. В апреле 2003 года, после того как сборную принял Иво Шушак, ушел с этого поста. В 2010– 2011 годах работал в Федерации футбола Грузии. Занимается строительным бизнесом.
Муртаз Калистратович женат, у него двое детей (дочь и сын), три внука, и среди них – маленький Муртаз Хурцилава... Сын Георгий — бывший футболист, играл в грузинских клубах, в 1995 году выступал за клуб «Ралли» (штат Северная Каролина, США).
М.К. Хурцилава – заслуженный мастер спорта СССР (1969), мастер спорта международного класса (1966), мастер спорта (1962), серебряный призер чемпионата Европы (1972), бронзовый призер Олимпийских игр (1972), чемпион СССР (1964), пятикратный бронзовый призер чемпионата СССР (1962, 1967, 1969, 1972, 1973), финалист Кубка СССР (1970), участник чемпионатов мира (1966, 1970).
По результатам опросов журналистов трижды удостаивался приза еженедельника «Футбол–Хоккей»: дважды как второй (1967, 1968) и один раз как третий футболист СССР (1972). Десять раз входил в список 33 лучших футболистов СССР, из них № 1 (1968, 1969 и 1971—1973) — 5 раз, № 2 (1965 и 1966), № 3 (1963 и 1970) и без номера (1967).