СТРЕЛЬЦОВ Эдуард Анатольевич (1937–1990)
Заслуженный мастер спорта СССР, олимпийский чемпион, чемпион СССР, обладатель Кубка СССР, победитель I Спартакиады народов СССР
(Иллюстрированная версия из книги "Легенды отечественного футбола")
Имя Эдуарда Стрельцова – одно из самых почитаемых в российском футболе. По словам современников – коллег, журналистов, поклонников, этого великого футболиста можно сравнить с метеором по яркости проявления его спортивного таланта, стремительности взлета футбольной карьеры и драматичности ее преждевременного окончания.
Э.А. Стрельцов родился 21 июля 1937 года в поселке Перово Московской области. Чтобы помочь матери, которая воспитывала сына одна и стала инвалидом в результате перенесенного инфаркта, Эдуард, окончив семилетку, пошел работать слесарем на завод «Фрезер». Для него, как и для большинства мальчишек, выросших после войны и оставшихся без отцов, погибших на фронтах, единственной радостью был спорт: летом – футбол, зимой – хоккей.
Эдик начал играть в заводской футбольной команде – сначала с ровесниками, а потом и в команде взрослых игроков. Тренер Марк Семёнович Левин заметил способного парня на удачной игре юношеских команд «Фрезера» и «Торпедо». По его настоятельной рекомендации знаменитый торпедовский тренер Виктор Александрович Маслов пригласил 16-летнего Стрельцова на сборы с командой мастеров.
Весной 1954 года Эдуард успешно дебютировал в чемпионате страны: в двух матчах забил два гола. Зрители полюбили «Стрельца» мгновенно. Он обладал сильным ударом с обеих ног, отличным видением поля, взрывным рывком с места. Высокий, крепкий, он легко проходил сквозь самые мощные оборонительные заслоны. Несмотря на внушительные габариты, превосходил в скорости многих игроков, и на поле можно было часто видеть, как отстают защитники, пытающиеся догнать его. К тому же у Стрельцова наладилось четкое взаимодействие с другим великолепным нападающим «Торпедо» – Валентином Ивановым. Казалось, они могли находить друг друга на поле с закрытыми глазами. Эдуард не раз удивлял публику. Он мог полматча практически простоять в центре поля, с виду не особенно даже интересуясь игрой и вызывая недовольство трибун, а потом, вдруг увидев возможность, скрытую для других, рвануться вперед и в один миг решить исход матча.
Вскоре оба торпедовца оказались в сборной СССР, которая в феврале 1955 года совершила поездку в Индию для подготовки к сезону. В тот год тренер Гавриил Качалин сумел создать очень сильную сборную команду. Основу ее составляли спартаковские игроки – Н. Симонян, С. Сальников, И. Нетто, А. Исаев, А. Маслёнкин, А. Ильин и динамовский вратарь Лев Яшин, а Иванов и Стрельцов органично влились в основной состав.
Первый раз Стрельцов сыграл за сборную 26 июня 1955 года в Стокгольме в товарищеском матче со сборной Швеции и забил три гола. В товарищеских матчах сборная СССР дважды обыграла сборную ФРГ, которая была тогда чемпионом мира. От команды ожидали больших успехов и на официальных соревнованиях, особенно на XVI Олимпийских играх в австралийском Мельбурне. Сборная Советского Союза блестяще выступила на Олимпиаде в 1956 году и завоевала титул олимпийского чемпиона. Эдуард Стрельцов внес в победу свой вклад. В труднейшем полуфинальном матче со сборной Болгарии именно он сравнял счет, когда до конца дополнительного времени оставалось всего 8 минут, а спустя 4 минуты спартаковец Борис Татушин забил победный гол. В финальном матче со сборной Югославии тренер Г. Качалин обоих торпедовцев на матч не поставил, отдав предпочтение нападающим спартаковцам. Матч был выигран со счетом 1:0. Золотые медали в ту пору вручались только участникам финальных матчей, поэтому своих наград ни Стрельцов, ни Иванов не получили, но победа была на всех одна.
После успеха на Олимпийских играх сборная СССР готовилась к чемпионату мира 1958 года в Швеции – первому в своей истории. Особые надежды возлагались на Эдуарда Стрельцова, и он достиг впечатляющего результата: в 1957 году в течение знаменитых «100 дней» (с 21 июля по 26 октября) забил 31 гол в 22 матчах – за «Торпедо», за сборную, а также в международных товарищеских встречах. В том же году сборная СССР успешно прошла отборочный турнир к чемпионату мира. Решающим был дополнительный матч со сборной Польши, который проводился на нейтральном поле в Лейпциге. Несмотря на травму, полученную в самом начале матча, Стрельцов продолжал играть и смог забить гол, открыв счет. 8 ноября 1958 года в матче на Кубок СССР команда «Торпедо» встречалась с «Пахтакором». Игра была трудной, соперники не уступали друг другу в силе и мастерстве, и только благодаря голу, забитому Стрельцовым на 52-й минуте, торпедовцы одержали победу.
Буквально накануне отъезда сборной в Швецию случилось непредвиденное – по тяжкому обвинению Эдуард Стрельцов был судим и до февраля 1963 года находился в заключении. За эти пять лет без него прошли два чемпионата мира, на которых играла сборная СССР. В 1960 году без него клуб «Торпедо» впервые стал чемпионом страны, выиграв еще и Кубок СССР. В том же году сборная СССР в первый и единственный пока раз стала чемпионом Европы.
В 1965 году Эдуард Стрельцов вернулся в «Торпедо». Его действия на поле заметно изменились – он был не только мощным центрфорвардом, но и футболистом, ведущим всю игру команды, – с мудрым, терпеливым отношением к партнерам и с необыкновенным блеском, с неожиданными решениями и остроумными футбольными находками. В одном из интервью Стрельцов сказал о том, что больше всего ценит в футболе: «Я ценю в футболе мысль, вижу в нем прежде всего игру, очень, очень интересную, главным образом потому, что в ней надо думать. Люблю футбол за то, что он красивый, и за то, что он трудный, мужественный, может быть, даже опасный… Важно, чтобы игроком руководила не боязнь проиграть, а желание выиграть. И не просто выиграть, а выиграть красиво…».
В первый же год после своего возвращения в «Торпедо» Эдуард Стрельцов помог своему клубу выиграть звание чемпионов СССР. Правда, в следующих сезонах успехи торпедовцев были заметно скромнее, зато игра самого Стрельцова собирала полные стадионы. В его игре удачно сочеталось высокое индивидуальное мастерство с умением организовывать коллективную игру в атаке. В сезоне 1968 года он забил 21 мяч, едва не став лучшим снайпером чемпионата. Особенно удался матч со «Спартаком» в первом круге. Поначалу «Торпедо» проигрывало 0:1, а закончилась игра со счетом 5:1. Стрельцов со своим новым партнером по нападению Михаилом Гершковичем во втором тайме забили по два мяча. Они преодолевали защиту спартаковцев, вдохновенно играя друг с другом «в стенку». Один мяч Стрельцов буквально закатил в пустые ворота – настолько филигранный пас сделал Гершкович. А спартаковские защитники выглядели при блестящей игре двух торпедовских форвардов словно статисты. Иногда, к восторгу зрителей, Эдуард проделывал фантастические футбольные трюки. Однажды в матче с ЦСКА он пробивал пенальти – разбежался, сделал замах и… остановился у мяча, не ударив. Вратарь между тем среагировал на замах и прыгнул в угол. А Стрельцов, дождавшись этого, даже не ударил, а просто катнул мяч в другой угол под смех зрителей.
В 1966 году он вновь вернулся в сборную СССР. Тогда в «Лужниках» сборная страны играла товарищеский матч с командой ГДР – событие, ничем, казалось бы, не примечательное, но для Виктора Понедельника и Эдуарда Стрельцова этот матч оказался символическим: первый прощался со сборной (он заменял «Стрельца» в сборной команде в период его вынужденного перерыва), а второй в нее возвращался. На многих соревнованиях болельщики приветствовали игру Эдуарда Стрельцова стоя, проявляя свое восхищение спортсменом. «Пока у меня мяч, я еще множество деталей должен заметить: куда собирается двинуться защитник, под какую ногу партнеру лучше послать мяч, как мои партнеры расположены относительно ворот соперника, как смогут они продолжить комбинацию. В каждой игровой ситуации свои тонкости, и всю эту информацию нужно обработать за секунду, “просчитать” игру», – говорил Стрельцов в одном из интервью. В 1967 и 1968 годах его признавали лучшим футболистом страны. В декабре 1967 года ему вернули звание заслуженного мастера спорта, присвоенное еще за победу на Олимпиаде в Мельбурне. В 1968 году «Торпедо» выиграло Кубок СССР, причем единственный гол был забит после остроумного паса пяткой, который Стрельцов выдал партнеру по нападению Юрию Савченко.
Свой последний гол, как и первый, он забил 16 октября 1968 года в ворота того же тбилисского «Динамо». В 1969 году Стрельцов получил тяжелейшую травму и уже не мог играть в полную силу. Осенью 1970 года провел свой последний матч за «Торпедо», а в 1971 году ушел из большого спорта – тихо, незаметно, без торжественных проводов и прощальных речей. И уход этот – совсем не рядовой факт отечественного футбола – не был, по сути, замечен и отмечен.
У всех, кто по-настоящему любит футбол, зрелая игра Стрельцова вызывала не только восторг, но и щемящее чувство горечи – сколько всего он смог бы сделать на футбольном поле за пропущенные годы! Сколько было бы побед – и с «Торпедо», и со сборной. Наверняка побед самой высокой пробы. Стрельцов был участником отборочных матчей чемпионата мира-1958, чемпионата Европы-1968, Олимпийских игр-1968, в соревнованиях за Кубок Европы провел 9 матчей и забил 3 гола. Конечно, он не доиграл, не добрал свое – мог бы выступить на трех чемпионатах мира и трех чемпионатах Европы – и не сыграл ни на одном.
За свою недолгую футбольную карьеру Эдуард Стрельцов провел в чемпионатах СССР 222 матча, забил 100 мячей, в сборной страны – 38 матчей, забил 25 мячей. Играл за основную команду «Торпедо» (Москва) с 1954 года по май 1958 года и в 1965–1970 годах, за команду ветеранов клуба – с 1971 по 1990 год, за сборную Москвы – с 1954 по 1956 год, за сборную страны – в 1955–1958 годах и 1966–1968 годах.
Эдуард Анатольевич Стрельцов – чемпион СССР (1965), бронзовый призер чемпионата СССР (1968), обладатель Кубка СССР (1968), финалист Кубка СССР (1966), лучший бомбардир чемпионата СССР 1955 года (15 голов), победитель Спартакиады народов СССР (1956), победитель III Международных дружеских игр молодежи (1957), капитан команды и обладатель приза «За самый красивый гол» (1966), рекордсмен сезона 1968 года (21 гол), член символического Клуба Григория Федотова (143 гола). Он неоднократно включался в список 33 лучших игроков: под № 1 – в 1956, 1957, 1965, 1968 годах, под № 2 – в 1955, 1966, 1967 годах. Входил в десятку лучших футболистов Европы (1957). По версии IFFHS, является одним из 50 лучших футболистов Европы ХХ века. Награжден орденом «Знак Почёта» (1957).
После завершения игровой карьеры Э.А. Стрельцов окончил Смоленский государственный институт физической культуры (Московский областной филиал, 1974) и Высшую школу тренеров (1982). Путь тренера команд мастеров его не привлекал. Он предпочел заниматься с детьми и ездить по стране с командами ветеранов. Был тренером ДЮСШ «Торпедо» (Москва, 1971–1990) и основной команды «Торпедо» (по июнь 1974 г.). Работая тренером, обучил немало ребят. Главным в его тренерской деятельности было стремление сделать из мальчишек не только хороших футболистов, но и замечательных людей.
Достижения Эдуарда Стрельцова – это не только спортивные победы. Это прежде всего победа над собой. В отечественном футболе было немало выдающихся футболистов, но никому не удавалось сполна проявить свои способности после вынужденного семилетнего простоя и в самом расцвете сил, зрелости в игровой карьере пережить запрет на участие в чемпионатах СССР и матчах мирового уровня.
Э.А. Стрельцов прожил жизнь незаурядную – в чем-то яркую, в чем-то до обидного нелепую. Но отнюдь не легкую и по высоте взлетов и глубине падений, по резкости изломов – очень русскую. Отличался бескорыстием, добродушием, полным отсутствием честолюбия и тщеславия, готовностью подставить плечо ближнему в трудный час и умением искренне радоваться успехам других людей. О жизни и деятельности легендарного спортсмена А. Нилин написал книгу «Стрельцов. Человек без локтей» (серия ЖЗЛ). Этот же автор явился литературным редактором автобиографической повести Э. Стрельцова «Вижу поле».
Э.А. Стрельцов умер 22 июля 1990 года, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Посмертно награжден орденом Петра Великого (2007). Его именем назван стадион «Торпедо» в Москве, а у главного входа на стадион знаменитому центрфорварду открыт памятник, выполненный скульптором Александром Тарасенко. Ежегодно, начиная с 1997 года, лучшим футболистам страны вручается российская футбольная премия «Стрелец», получившая свое имя в честь Эдуарда Стрельцова.