БОЛОШЕВ Александр Александрович (1947–2010)
Заслуженный мастер спорта СССР, олимпийский чемпион, чемпион мира, двукратный чемпион Европы, трехкратный победитель Спартакиады народов СССР, чемпион Всемирной Универсиады
(Иллюстрированная биография из книги "Легенды отечественного баскетбола")
Выдающийся центровой, один из лучших игроков мирового баскетбола, один из самых титулованных советских баскетболистов
Александр Александрович Болошев родился 12 марта несытого послевоенного 1947 года в подмосковном городе, известном своей первой в мире «классоновской» ТЭС на торфе – Электрогорске. В большой многодетной семье без отца у стремительно растущего мальчика (в 10 лет его рост был уже
Способный мальчик в школе учился с увлечением, любил точные науки, читал запоем. Увлекался футболом, играл в хоккей с мячом, пока в 12 лет не прочел статью с хлестким названием «Бостонская молотилка» в журнале «Спортивные игры» – об американском баскетболе, после чего понял: игра, где рослые мужики как Чемберлен и Рассел «рубятся» так, что кости трещат – это то, что надо. С приятелем соорудил во дворе подобие баскетбольного щита и «прикипел» к нему, как оказалось, на всю жизнь
Учитель физкультуры, спортсмен-разрядник в девяти видах спорта Г.В. Соколов сумел сделать баскетбольную секцию электрогорской школы №14 самой популярной в городе. Там-то в школьном спортзале, осваивая азы баскетбола, и стучал юный Саша кожаным шнурованным мячом по щиту и по площадке подолгу и увлеченно – и с малышами, и со сверстниками, и со старшеклассниками.
В 15 лет за лето вдруг вымахал на
На первенстве РСФСР среди детско-юношеских спортивных школ в Ростове-на-Дону толковый 16-летний паренек своей не по возрасту мудрой игрой привлек внимание молодого талантливого тренера Евгения Гомельского, который после окончания института был распределен в город Волгоград, где создавал свою баскетбольную команду. Так А. Болошев стал динамовцем и оставался им до конца свой карьеры и игрока, и тренера.
В Волгограде окончил среднюю школу имени Ю.А. Гагарина №8 с углубленным изучением физики, а позже – и Волгоградский ГИФК. На Спартакиаде школьников СССР в команде сборной РСФСР Саша Болошев познакомился со своими партнерами В. Никитиным, А. Бликом и А. Сидякиным, которые в дальнейшем сказали свое громкое слово в советском баскетболе, там же нашел и свою единственную и неповторимую любовь, о чем вспоминал так: «Вы знаете, я не очень жалую женский баскетбол. Однажды даже назвал этот вид спорта «подозрительной возней», и слово это разошлось среди баскетболистов. Но Наденька так красиво смотрелась на площадке...». Наденька не устояла перед галантными ухаживаниями высокого молодого красавца, они поженились и были вместе до конца.
Баскетбол – игра для людей с развитым интеллектом. Но и среди товарищей по команде Саша выделялся своей специальной и общей эрудицией, хотя никогда не подчеркивал этого – не любил. Скромность А. Болошева была его наиважнейшей чертой.
В 1965 году 18-летний 205-см роста центровой волгоградского «Динамо» А. Болошев вошел в состав молодежнойсборной СССР, с которой в 1966 году стал чемпионом Европы среди юниоров. А в 1967 году стал одним из главных героев незабываемого матча сборных Волгоградской и Свердловской областей на Спартакиаде РСФСР, когда юниорская команда «динамовских волгоградцев» сумела обыграть маститых «уралмашевских свердловчан», в составе которых были такие известные мастера, как А. Кандель, В. Новиков, Н. Маркадеев и С. Белов.
В 1969 году Е. Гомельский получил приглашение возглавить московское «Динамо», и его волгоградцы почти в полном составе перебрались в Москву. В последующие одиннадцать лет вплоть до завершения спортивной карьеры талант Болошеваигрока раскрылся в полной мере. В эти годы в составе московского «Динамо» он трижды завоевывал бронзовые медали чемпионата СССР, в составе сборной Москвы трижды побеждал в Спартакиаде народов СССР, а в составе сборной СССР дважды становился чемпионом Европы, стал чемпионом Всемирной Универсиады и чемпионом Олимпийских игр.
Партнерами Александра Болошева в «Динамо» были А. Блик, А. Сидякин, В. Цинман, А. Сологуб, Н. Гильгнер, В. Никитин, В. Поляков и В. Жигилий. Особенно удачно Болошев работал в связке с Анатолием Бликом, который по натуре был лидером, умевшим повести за собой. Блик фонтанировал идеями и заразил Болошева и Сидякина занятиями с отягощениями по американской методике, чем помог товарищам значительно прибавить мощи в игре. После окончания спортивной карьеры В. Никитина из-за травмы, Болошеву волей-неволей приходилось чаще брать игру на себя, и скоро он стал одним из лучших игроков команды. Легко подстраиваясь под партнеров, второй крайний центр А. Болошев (первого центра играл В. Жигилий) брал на себя всю трудную и неблагодарную работу и неутомимо кормил партнеров пасами, ставил заслоны.
Болошев блестяще читал игру, быстро и точно мыслил, уверенно играл на любой позиции – и в атаке, и в обороне, был всегда предельно собран, аккуратен и действовал почти без ошибок. Умел дорожить мячом. Если бросал, то точно в кольцо. Если делал передачу, то это был стопроцентный пас партнеру. Если шел на подбор, то обязательно забирал мяч. А изредка промахиваясь, переживал, будто случилось непоправимое.
Даже став весьма заметной фигурой в баскетболе А. Болошев оставался верен себе – не любил выпячиваться. Он как бы намеренно уходил в тень, создавая игру партнерам, и в этом своем качестве был незаменим и в «Динамо», и в сборной СССР, в которую входил в 1969–1978 годах и где всегда выглядел достойно, несмотря на фантастическую звездность тогдашнего состава.
Однажды, еще в 1960-х, будучи на соревнованиях в Египте, в одной из каирских мечетей под «аркой счастья», «исполнявшей» загаданное под нею желание, Болошев пожелал себе – как бы в шутку – стать олимпийским чемпионом. Он вспомнил об этом только в 1972 году, когда стоял на высшей ступени олимпийского пьедестала в Мюнхене.
Знаменитая драма финальных трех секунд олимпийского турнира-1972 в Мюнхене навечно вошла в историю баскетбола. Вот как сам Болошев вспоминал об этом финальном матче с американцами, который потом снился ему всю жизнь, хотя наверняка не ему одному:
«Никто не мог предположить, что мы выиграем турнир – до этого американцы олимпиады никогда не проигрывали. Весь матч мы вели в счете, но к концу второго тайма подрастеряли преимущество и за три секунды до конца проигрывали одно очко. Главный тренер В. Кондрашин взял тайм-аут, но судейский столик его не подтвердил. Возникла первая заминка. Потом судьи неправильно установили время на табло.Мы ввели мяч, и тут же завыла финальная сирена – матч снова был остановлен. Американцы принялись было праздновать победу, но судьи честно вернули команды на площадку. Вот тогда-то Ваня Едешко и сделал свой знаменитый пас – через всю площадку под щит американцев – и Саша Белов одновременно с ревом сирены забил победный гол, принесший сборной СССР два «золотых» очка.
Это был великолепный матч, настоящий праздник баскетбола. Сережа Белов принес львиную долю – 20 очков. Я набрал всего 4 – сначала забил с разворота в прыжке, потом убежал в быстрый отрыв, но при финальном счете 51:50 это тоже было неплохо. Впервые за много лет (ни до, ни после этого такое не повторялось) американцы за всю игру не смогли набрать больше 50 очков.
А потом было тяжелое многочасовое ожидание: команда США подала апелляцию. Вчетвером – с Ваней Едешко, Сашей Беловым и тренером Владимиром Кондрашиным – мы сидели в нашей трехкомнатной «олимпийской квартире» (да-да, именно в квартире – с кухней, ванной, все как положено), на столе баварское пиво, сосиски – а начать не можем: комиссия-то заседает. Тут меня как прорвало, кричу: «Ребята, не должно быть переигровки! Я ж на площадку выйти не смогу: у меня трусов нет!», – вспомнил, что после финальной сирены и победных объятий кто-то из болельщиков сорвал с меня трусы. Всех это жутко развеселило. Тут открывается дверь и заходит наш второй тренер Сергей Башкин: «Все, ребята, переигровка». Гробовая тишина. «Расслабьтесь, через четыре года, на следующей Олимпиаде!» – и улыбается. Что тут началось...».
Телетрансляцию этого матча смотрела вся страна, испытывая невероятную гордость за советских баскетболистов. Олимпийскими чемпионами 1972 года стали: А. Поливода, М. Паулаускас, З. Саканделидзе, А. Жармухамедов, А. Болошев, И. Едешко, С. Белов, М. Коркия, И. Дворный, Г. Вольнов, А. Белов, С. Коваленко. Тренеры: В.П. Кондрашин и С.Г. Башкин
Через два года в Пуэрто-Рико А. Болошев в составе сборной СССР стал чемпионом мира, а еще через четыре года в 31-летнем возрасте в Маниле (Филиппины) – серебряным призером. К тому времени в сборной произошли большие перемены в составе игроков и в тренерском составе.
Главному тренеру Александру Гомельскому в его второй период работы со сборной СССР для чемпионата мира-1978 в Маниле требовался игрок, который мог бы спаять, сцементировать разновозрастных и разнохарактерных советских звезд в дееспособную команду. Выбор пал на ветерана А. Болошева. Именно Саша стал «цементом», связавшим воедино усилия таких разных – и по знаниям, и по опыту, и по амбициям – игроков, как С. Белов, А. Сальников, А. Жармухамедов, В. Милосердов, И. Едешко, В. Ткаченко, В. Жигилий, молодыеА. Белостенный, С. Еремин, С. Йовайша и А. Лопатов. Болошев не только всегда легко находил общий язык со всеми и был приятным и удобным партнером, но был полезным и авторитетным игроком.
А.Я. Гомельский о личности А. Болошева: «Сашу любили и уважали в любой компании. Он всегда был скромен, корректен, доброжелателен. С ранних лет в нем было заложено чрезвычайно важное человеческое качество – доброта. На свадьбу другу А. Белову он привез огромный, просто громадный букет роскошных цветов. Полуголодное послевоенное детство в большой семье научило его делиться всем, что имеешь – никогда никому ни в чем не отказывал. В его доме как в своеобразном клубе всегда было полным-полно народу. Тут и динамовцы, и бывшие игроки других команд, и товарищи по институту, и люди, далекие от спорта – врачи, инженеры, актеры, журналисты, для которых он стал своим и был интересен не как спортивная звезда, знаменитость, а просто как интеллигентный, умный человек, обаятельный собеседник. А как он пел! У него был великолепный слух, и казалось, что нет такой песни, какую б он не знал наизусть. Своей мягкостью, добротой, отзывчивостью Саша неизменно покорял окружающих».
В 1980 году после завершения карьеры игрока А. Болошев был приглашен тренировать женскую команду «Динамо» (Москва), а спустя два года стал ее главным тренером. Работая тренером, Болошев неожиданно раскрылся с новой стороны – как темпераментный, азартный, горячий, но неизменно тактичный человек, способный, несмотря на свою рассудительность и осмотрительность, быть на виду, блистать.
С 1984 по 1998 год работал главным тренером, потом начальником мужской команды «Динамо» (Москва). В эти годы московское «Динамо» трижды становилось серебряным призером чемпионата России (1990, 1995, 1996), а также бронзовым призером единственного чемпионата СНГ (1992).
После распада БК «Динамо» (Москва) в недоброй памяти дефолтном 1998 году А. Болошев, год промучившись, в 1999 году вернулся туда, где начиналась его баскетбольная карьера: в родное Подмосковье – в только что образованный тогда баскетбольный клуб «Химки», где до последних дней жизни занимал должность заместителя генерального директора. Опыт и огромный авторитет А. Болошева стали работать на развитие БК «Химки» и подмосковного молодежного баскетбола. В 2005 году в Химках был учрежден ежегодный баскетбольный турнир его имени для юных баскетболистов, ставший впоследствии международным.
При этом жил Александр Александрович весьма скромно: «Получили с супругой Надеждой Николаевной квартирку в две комнаты – ДСО «Динамо» еще в советские времена предоставило – так в ней всю жизнь и прожили». Болошев обожал готовить, его фирменные блюда были шашлык и плов. Другим его увлечением было … шитье, к которому приучился с детства. В молодости охотно обшивал всю команду:подгонял по размеру майки, трусы, спортивные костюмы, делал на майках трафареты – номера, эмблемы клуба. А вот автомобилистом так и не стал, предпочитал общественный транспорт.
А.А. Болошев скончался неожиданно – 16 июля 2010 года в городе Волгограде, где находился на отдыхе – и был похоронен на Машкинском кладбище в городе Химки. Ровно через два года на Машкинском кладбище был открыт памятник Александру Болошеву.
«Любите Игру, и она обязательно ответит вам тем же», – говорил Александр Болошев. Великий баскетболист, любимец болельщиков, человек широкой души, скромный и отзывчивый, непривыкший жаловаться, он был из породы тех, кто побеждал в спорте не за большие деньги, а за Родину, за идею.
Александр Александрович Болошев – заслуженный мастер спорта СССР, чемпион Олимпийских игр (1972), чемпион мира (1974), серебряный призер чемпионата мира (1978), чемпион Европы (1969, 1971), серебряный призер чемпионата Европы (1975), бронзовый призер чемпионата Европы (1973), бронзовый призер чемпионата СССР (1975, 1976, 1980), победитель спартакиады народов СССР (1971, 1975, 1979), чемпион Всемирной Универсиады (1970), серебряный призер Всемирной Универсиады (1973), чемпион Европы среди юниоров (1966), призер Спартакиады народов РСФСР (1967).
Выступал за команды: «Спартак» (Московская область) (1962–1964), «Динамо» (Волгоград) (1965–1968), «Динамо» (Москва) (1969–1980).
Карьера тренера: женская команда «Динамо» (Москва) – тренер (1980–1982), главный тренер (1982–1983), мужская команда «Динамо» (Москва) – главный тренер, начальник команды (1984–1997).
Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью «За трудовую доблесть».
В 2006 году получил Благодарность Президента России «За большой вклад в развитие отечественного баскетбола».