КРОВОПУСКОВ Виктор Алексеевич
КРОВОПУСКОВ Виктор Алексеевич
Заслуженный мастер спорта СССР, четырехкратный олимпийский чемпион, обладатель Кубка Европы, семикратный чемпион мира, многократный чемпион СССР
Родился 29 сентября 1948 года в Москве. Отец – Кровопусков Алексей Павлович (1917–1981). Мать – Кровопускова Мария Федоровна (1923–1996). Супруга – Кровопускова-Кирьякова Марина Михайловна, заслуженный мастер спорта, чемпионка СССР по волейболу, призер чемпионата Европы (ЦСКА). Сын – Кровопусков Алексей Викторович, хоккеист, вице-чемпион мира по хоккею среди молодежи, мастер спорта международного класса.
Отец будущего чемпиона, Алексей Павлович, – участник Великой Отечественной войны, служил танкистом, в мирное время работал шофером. Мать, Мария Федоровна, более 25 лет работала в ремонтно-механическом цехе ткацкой фабрики «Красная Роза» имени Розы Люксембург. Виктор вырос в детских учреждениях этого предприятия, много раз выезжал в пионерский лагерь комбината, там впервые проявил незаурядные спортивные способности. Когда мальчик смотрел по телевизору показательные бои саблистов, всегда удивлялся тому, как ловко у них все получается, а самих спортсменов в своем воображении ассоциировал с мушкетерами – дух рыцарства всегда витал над боевой дорожкой.
Семья Кровопусковых жила в 5 минутах ходьбы от стадиона «Лужники», и когда Виктор прочел объявление о приеме в школу фехтования – сразу записался, начав заниматься в возрасте 13 лет. Молодой тренер Лев Корешков уже на первых тренировках отметил талантливого парнишку – Витя оказался быстрым, шустрым, «реактивным», к тому же природным левшой – редкое качество в данном виде спорта. Кровопусков всегда требовал от тренера обоснований – зачем нужно осваивать прием, почему его выполнять так, а не иначе. Корешков учился педагогическим методам у лучших тренеров страны – по утрам ездил в ЦСКА, где работали Виталий Аркадьев, Лев Кузнецов, Давид Тышлер – знаменитые сабельные маэстро. Наблюдал часами, записывал уроки, допытывался сам, чтобы вечером дать точные ответы на постоянные расспросы ученика. Они взрослели вместе – начинающий спортсмен и тренер, который приучал мальчика наносить в бою 10 победных ударов вместо нужных 5, чтобы ничто не мешало ему выиграть. После 3 месяцев владения саблей на первенстве Москвы среди юниоров Виктор Кровопусков завоевал 3-е место, а к 19 годам выполнил норматив мастера спорта СССР.
В сборной страны по фехтованию в то время лидировали Марк Ракита, Виктор Сидяк, Владимир Назлымов, Умяр Мавлиханов, Эдуард Винокуров – мастера с мировыми именами. Однажды Кровопускова взяли к ним спарринг-партнером как левшу – так он познакомился с заслуженным мастером спорта СССР, заслуженным тренером СССР Давидом Тышлером. Тогда на сборе они встречались мало, но знаменитый тренер время от времени давал юноше задания. Сабля для Тышлера – это прежде всего игра ума, доказательство теоремы в долю секунды. Чтобы ускорить путь к удаче, он унифицировал особенности спортсменов, близких по типу, создал своеобразные модели и с их помощью готовил учеников, развивал их способности к самоанализу, учил действовать, читать, размышлять, копить знания, расширять интеллект. В то время первым учеником Тышлера оставался Марк Ракита, который завоевывал золотые медали Олимпиад и мировых первенств, поэтому на первых порах Виктору приходилось довольствоваться ролью тренировочного партнера чемпиона – сначала в учебных боях Ракита побеждал его довольно-таки легко, но потом заслуженному мастеру становилось все тяжелее.
О Викторе Кровопускове порой говорили: «Фехтовальщик сильный, но сильнейшим ему не быть». Уже тогда отличительной особенностью Виктора была неожиданность нанесенного удара. Это обстоятельство не раз помогало ему до нужных времен сохранить свежесть восприятия и спортивный азарт.
Попав в ЦСКА, Кровопусков в течение полугода победил всех юниоров Москвы, успешно выступил на всесоюзном турнире, завоевал путевку на молодежное первенство мира 1968 года. Дебют оказался более чем удачным – Виктор стал чемпионом мира. В то время он учился в Институте инженеров железнодорожного транспорта, впоследствии перешел в Институт физической культуры, который окончил в 1982 году по специальности «тренер фехтования», пробовал себя в научной работе.
Первую высоту спортсмен взял блестяще, но в сборную команду страны долго не мог попасть – с 1968 года вращался на ее орбите как кандидат. Однако Виктор всегда был уверен, что нельзя спешить и отчаиваться, даже если поначалу что-то не получается, – очень важно проявить упорство на пути к своей цели. Для спортивной карьеры В. Кровопускова характерна завидная стабильность – он дебютировал в чемпионатах страны в сезоне 1970 года и с тех пор становился неизменным участником всех финалов. В 1972 году, в канун игр XX Олимпиады, Виктор прошел в финалы практически всех турниров, имел победы над всеми сильнейшими зарубежными саблистами, выдержал экзамен на прочность и в 1973 году его впервые включили в состав национальной сборной СССР.
На первом же своем чемпионате мира он попал в финальную шестерку. На первенстве мира в 1974 году завоевал командное «золото» и личное «серебро», а в 1975 году вновь стал чемпионом мира в командном зачете. Кровопусков шел к спортивной зрелости, и этот путь не был легким. Он попадал в финалы мировых чемпионатов, становился призером международных турниров, побеждал виртуозных венгров, темпераментных итальянцев, стремительных поляков, но своим товарищам в решающий момент зачастую проигрывал, и только перед самой Олимпиадой стал опережать на всех отечественных турнирах Назлымова и Сидяка.
Его тренером в то время стал заслуженный мастер спорта СССР Марк Ракита. Давид Тышлер решил углубленно заняться научной работой и возглавил кафедру в Институте физкультуры, а Марк продолжил его дело, решив сделать Кровопускова сильнейшим саблистом мира. Ракита – человек, досконально знающий свое дело, продемонстрировал наглядное свидетельство связи поколений. Он оценил преданность фехтованию молодого спортсмена, его стремление не останавливаться на достигнутом, умение спокойно выслушивать замечания. Марк Семенович Ракита создал специально для Виктора комбинации из 2–3 приемов, которые многие маститые мастера до сих пор не могут освоить. Сделать так, чтобы их не смогли расшифровать, прочитать соперники, помогала спортсмену импровизация во время поединка или домашняя заготовка. Кровопусков развил удивительный талант, который позволял оценить и осмыслить ситуацию, не отчаиваться при поражении и осознавать, что главное – это сама борьба. Этим самовнушением спортсмен добился того, что угроза проигрыша его не сковывала, а, напротив, подхлестывала, мобилизовывала, – ведь бойцовские качества оцениваются по тому, как спортсмен ведет себя в критических, экстремальных ситуациях. Виктор стал классическим примером того, как может выступать спортсмен, обладающий природной одаренностью, колоссальным трудолюбием, блестящим мастерством и передовой фехтовальной методикой. Кровопусков приобрел исключительную мощность, быстроту передвижения по дорожке, широкий технический арсенал, тактическую смелость, способность вести бой с предельной эмоциональной отдачей, с математической точностью рассчитать момент атаки. Его фехтование настолько технически непогрешимо, что даже профессионалы, видя Виктора впервые, не сразу замечали, что он – левша.
Перед Олимпиадой в Монреале Виктор Кровопусков уже носил титул двукратного чемпиона мира в командных соревнованиях. Случилось так, что в первом бою на Олимпиаде малоизвестный кубинский саблист сразил Виктора молниеносными атаками и повел в счете 4:1. Но Кровопусков повторил про себя то, чему учили его Тышлер и Ракита: «Не торопись, оцени ситуацию, потом рискуй». И спортсмен действительно продемонстрировал великолепное передвижение по дорожке, с математической точностью рассчитывал момент для атаки. Эти достоинства Виктора Кровопускова проявились особенно отчетливо, когда против него на дорожку один за другим входили зарубежные соперники. Даже молодой румынский саблист Поп, который в этом турнире фехтовал в отличном стиле, оказался безоружен в поединке с будущим чемпионом. Виктор стал полным хозяином ситуации, блистательно проводил комбинации «защита – ответ», преспокойно шел в обоюдные атаки. Он победил и больше ни разу не позволил себе расслабиться, дойдя до финала без единого поражения. Весь турнир Виктор Кровопусков провел на одном дыхании и показал, что становление его как мастера самого высокого класса полностью состоялось. Сколько ни сопротивлялся техничный представитель быстро прогрессирующей школы румынского фехтования, сколько ни вздымали руки, ни хватались за голову, ни разражались возмущенными колоратурами итальянцы, исход оказался один – победа советского саблиста, завоевавшего 2 золотые медали. Финальный матч сборной СССР против сборной Италии закончился полной победой советских саблистов со счетом 9:4. История этого древнего вида спорта знает не так уж много примеров, когда в соревнованиях такого высокого ранга, как Олимпийские игры, сразу 3 спортсмена из одной страны поднимались на пьедестал почета. Виктор Кровопусков стоял на нем вместе с Владимиром Назлымовым и Виктором Сидяком, в командных соревнованиях став лидером среди более знаменитых спортсменов. Это событие стало настоящим триумфом советской школы фехтования.
Но в 1977 году из-за полученной на одном из международных турниров травмы – полного разрыва ахиллова сухожилия Кровопусков был вынужден пропустить чемпионат мира, и в Аргентине сборная выступала без него. Самым большим огорчением для Виктора стало известие о том, что травма необратима. Многие думали, что ему придется распрощаться с фехтованием. Однако после операции, сделанной доктором В.Ф. Башкировым в 1-м врачебно-физкультурном диспансере, Виктор начал восстанавливать былую форму путем долгих часов тренировок до полного изнеможения – бег по пересеченной местности, в горах, в легкоатлетическом круге. В. Кровопусковым двигало огромное желание во что бы то ни стало вновь войти в сборную команду страны. Поверить в свои силы спортсмену помогли тренер, врач, друзья.
Перед очередным турниром на Кубок СССР Д. Тышлер сказал: «Я не советовал Марку выставлять Витю... Пожалуй, еще рановато. Хотя, если, предположим, Витя попадет в финал... Значит, он вернулся». Кровопусков попал в финал. В 1978 году он добился двух выдающихся побед: выступая на чемпионате мира в Гамбурге, завоевал золотую медаль, затем завершил сезон золотой и серебряными наградами первенства в Мельбурне, где его признали лучшим саблистом года, выиграл Кубок Европы и блестящим победителем вернулся в большой спорт.
Летом 1980 года на Олимпиаде в Москве Кровопусков сделал свой второй олимпийский дубль. Чтобы завоевать золотую олимпийскую медаль, ему пришлось победить в перебое за 1-е место своего друга соперника Михаила Бурцева. В 32 года Виктор стал четырехкратным олимпийским чемпионом, неоднократным чемпионом мира и Советского Союза. Когда спортсмен второй раз подряд завоевал золотую олимпийскую медаль в фехтовании на саблях, Марк Ракита впервые в жизни не смог сдержать чувств. На дорожку вызвали двух его учеников – Виктора Кровопускова и Михаила Бурцева, и в этом поединке решилась судьба золотой и серебряной наград Олимпиады в личном зачете. Самые близкие друзья оказались прекрасны в бою, плели тонкую вязь комбинаций, расставляли сети ловушек, разгадывали их и снова ставили друг перед другом тактические задачи. Сабля Виктора оказалась удачливее – ему помог больший опыт, привычка мыслить и высочайшее мастерство.
История современного олимпийского сабельного фехтования знала до этого момента лишь два случая, когда один спортсмен две Олимпиады подряд выигрывал личные соревнования, – ими стали венгерские фехтовальщики Е. Фукс (1908 и 1912) и Р. Карпати (1956 и 1960). В 1980 году в историю мирового спорта вписано имя советского фехтовальщика, сделавшего олимпийский дубль.
Виктор Кровопусков входит в число сильнейших советских фехтовальщиков, являясь наследником традиций всемирно признанной московской сабельной школы. Он – четырехкратный олимпийский чемпион (1976 – в командном и личном зачетах, 1980 – в командном и личном зачетах), семикратный чемпион мира (1974, 1975, 1979, 1983, 1985 – в командном зачете, 1978, 1982 – в индивидуальных соревнованиях), обладатель Кубка Европы, шестикратный чемпион СССР в личном зачете и 14-кратный чемпион СССР в командных соревнованиях. Он – один из немногих спортсменов и единственный фехтовальщик, награжденный орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Международная федерация фехтования трижды признавала его лучшим саблистом мира.
С 1986 по1991 год он – тренер ЦСКА, с 1991 по1993 год работал тренером в Турции, с 1994 года – тренером в Московской спортивной школе фехтования в Чертаново.
Про Виктора Кровопускова друзья, специалисты говорят, что он удивительный человек. Мягкий, спокойный, но в решающих поединках проявляет исключительную жажду победы. Тонкий, обаятельный, склонный к повышенной эмоциональности, он мало реагирует на поражения, не падает духом – неудачи не могут выбить у него саблю из рук. Кровопусков любит спорт, его притягивают сам путь к победе, преодоление турнирных подводных рифов. Ему нравится общаться с товарищами, соперниками, непрерывно что-то познавать, обучаться, ведь фехтование – это тот вид спорта, где борьба бывает необычайно интересной. Фехтовальщики используют сотни приемов, ситуации в поединке меняются мгновенно, поэтому спортсмену приходится просчитывать их на несколько ходов вперед – как в шахматах. Виктор считает себя шахматистом в фехтовании, а уровень его класса и мастерства определяется серией побед. Бои на саблях – это шквалы атак, и побеждает тот, кто умеет раньше определить, когда начинать нападение. «Танец с саблями» Виктора Кровопускова неповторим – у каждого фехтовального боя рождается своя мелодия – во время поединка яростно звенит сталь, которую заглушает чечетка шагов, скачков, прыжков, выпадов – борьба завораживает, а легендарный саблист действительно похож на королевского мушкетера.
Живет и работает в Москве.