ЗАПАШНЫЙ Мстислав Михайлович (1938-2016)
Народный артист СССР, лауреат Государственной премии РФ, генеральный директор Российской государственной цирковой компании
Родился 16 мая 1938 года в Ленинграде. Отец – Запашный Михаил Сергеевич (1900 г. рожд.). Мать – Запашная Лидия Карловна (1905 г. рожд.). Супруга – Запашная Ирина Николаевна (1953 г. рожд.). Дочь – Элен (1965 г. рожд.). Сын – Мстислав (1967 г. рожд.). Внуки: Валерия, Ярослав, Лада, Настя, Мстислав, Мирославна.
Мстислав Запашный «родился в опилках» – так обычно говорят о потомственных цирковых артистах, тех, чьи первые впечатления связаны с запахом конюшни, светом прожекторов, бравурной музыкой, аплодисментами, изнурительными многочасовыми репетициями. Запашный – настоящее дитя арены. Свою цирковую родословную он возводит к 1882 году. Такую дату называет цирковая энциклопедия, повествуя о клоуне и музыкальном эксцентрике Карле Томсоне, выступавшем под псевдонимом Мильтон. Именно этот человек стал родоначальником знаменитой династии.
Мать Мстислава Запашного – Лидия Карловна, дочь клоуна Мильтона, будучи 15-летней девочкой, лихо скакала на лошади, крутила сальто, жонглировала, играла на фортепиано. А отец, Михаил Сергеевич, был на манеже новичком. До выхода на арену он работал портовым грузчиком в Ейске и славился огромной силой. Судьба подготовила ему сказочные перемены. Однажды, это было после Гражданской войны, его заметил легендарный Иван Поддубный и пригласил попробовать себя в качестве борца. В те времена, когда чемпионаты французской борьбы проводились в цирке, украинская фамилия Запашный не годилась для афиши, и на арену Михаил вышел под именем Орленок.
Однако Михаила не устраивала простая демонстрация физической силы, и молодой борец стал овладевать другими цирковыми жанрами. Вместе с другом Георгием Мельченко он создал номер силовых акробатов в традиционном в ту пору стиле гладиаторов. В афишах они именовались «Братья Мильтонс». Партнеры выступали еще и с веселым номером «Акробаты-неудачники», и с опасным – «Акробаты-снайперы». Михаил был «нижним» – своего рода живым пьедесталом: удерживал партнера в стойке «голова к голове» или стоял вниз головой, держа Георгия на ногах. А тот, целясь с помощью зеркальца, стрелял по мишени из «мелкашки». Стрелял и «нижний», в то время как «верхний» выполнял на его голове стойку на одной руке. А со всех сторон манеж окружала публика, и от точности выстрела, от хладнокровия и слаженности действий акробатов зависели не просто успех номера, но и безопасность зрителей.
Вот в такой семье посчастливилось родиться Мстиславу Запашному. Пятеро братьев и сестра унаследовали и феноменальную работоспособность, и несомненный талант родителей. Но сам Михаил Сергеевич решительно не хотел, чтобы его дети посвятили себя манежу. Он стремился дать каждому из них хорошее образование и достойную профессию. Чтобы постоянно не возить семью с собой, он приобрел маленький домик и поселил семью в Ленинграде. Именно здесь Мстислава застала война. Отец и старший брат Сергей ушли на фронт. Мать находилась на гастролях и вернуться в осажденный город не смогла. Вальтер, Игорь, Мстислав и Аня остались с бабушкой Анной Макаровной в блокадном Ленинграде. Потом была «Дорога жизни» и эвакуация. После блокадного Ленинграда семья оказалась в Поволжье, там встретились с матерью... Лидия Карловна с партнером выступала в номере «Меткие стрелки». Жили в большой нужде. Ночами, после представлений, мать разгружала баржи и вагоны. Об отцовском запрете близко подходить к цирку пришлось забыть.
В саратовском бомбоубежище Вальтер и маленький Слава начали репетировать собственный цирковой номер. Впервые они вышли на арену в одной программе с маиерью. Вальтеру тогда шел 17-й год, Мстиславу – 7-й. В 1946 году братьев официально зачислили в артисты, но в 1947 году, когда семья гастролировала на Дальнем Востоке, номер младших Запашных решено было расформировать. Вальтер возмутился и убедил мать поехать в Москву. Братьям разрешили выступить в Московском цирке, куда пришла грозная комиссия из главка. «Юные акробаты!» – объявил инспектор манежа. И мальчишки выбежали на арену. Вальтер не сомневался, что зрители поддержат номер, ведь у него на руках Слава выполнял сальто, пируэты – сложнейшую трюковую комбинацию из семи элементов. Казалось: старший брат жонглирует младшим. И публика не подвела – устроила настоящую овацию. Их вызывали раз 10–12, и каждый раз Славу на манеж выносил сам Карандаш. Это была настоящая победа: мальчикам не только разрешили выступать, им установили зарплату по высшей категории. Мстислав Запашный до сих пор с удовольствием вспоминает свой первый триумф.
В 1949 году Вальтера призвали в армию, а 11-летний Мстислав последовал за братом, получив статус сына полка. Началась работа в ансамбле песни и пляски Одесского военного округа. Здесь Запашные научились танцевать и полюбили искусство балета. И по сей день Мстислав Запашный, признанный мастер манежа и цирковой режиссер, создатель крупных произведений циркового искусства, большое внимание уделяет пластической стороне постановок, создавая образ спектакля и цирковыми, и хореографическими средствами.
В последующие годы, когда в номере с Вальтером Славу заменил младший брат Игорь, Мстислав пробовал себя в различных жанрах: акробатике, воздушной гимнастике, клоунаде, дрессировке лошадей и крупных экзотических животных и хищников.
В 1954 году все четверо братьев Запашных создали номер «Акробаты-вольтижеры». Это была виртуозная работа. Младшие – Мстислав и Игорь – высоко подлетали на руках у старших братьев, безукоризненно выполняли уникальные трюки, которые никто не повторил до сих пор. Рекордам Запашных горячо рукоплескали зрители, а на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве братья получили четыре золотые медали.
Тем временем Мстислава одолевали новые замыслы. В 20 лет он уже знал наверняка: все, что он сделает в цирке, будет настоящим открытием. Менялись жанры, приходили и уходили партнеры, но одно оставалось неизменным – все начинания Мстислава Запашного отличались масштабностью размаха, грандиозностью. Так и произошло: почти все созданные им номера пользовались популярностью у зрителей и вошли в золотой фонд отечественного и мирового циркового искусства.
В 1964 году Мстислав Запашный, подняв акробатов-вольтижеров на спины лошадей, подготовил номер «Акробаты-вольтижеры на лошадях», что стало, по сути, открытием нового жанра в мировой практике цирка. Во время гастролей во Франции и Японии номер был удостоен высших мировых призов.
В 1977 году им был создан единственный в мире спектакль, в котором извечные враги – слоны и тигры – оказались соединенными в одной клетке. Дрессировка крупных хищников сама по себе сложна и опасна, но она многократно усложняется при вводе слонов в клетку с тиграми. Аттракцион «Слоны и тигры» стал не просто ярким и захватывающим зрелищем, а художественным произведением с точно и строго выстроенной композицией, остросовременной идеей – идеей дружбы, заботы человека об окружающем его мире. Спектакль стал одним из наиболее крупных достижений российского и мирового циркового искусства. Аттракцион «Слоны и тигры» удостоен Государственной премии РФ в области литературы и искусства.
В 1991 году М.М. Запашный создал героико-исторический цирковой спектакль-пантомиму «Спартак», который по художественному воплощению, составу действующих лиц, количеству животных и новых технических средств не имеет аналога в истории цирка.
Мстислав Запашный является также режиссером, постановщиком и исполнителем главных ролей в воздушно-феерическом аттракционе «К звездам» (1970); в аттракционах: «Союз–Аполлон» (1974), «Шар смелости», «Воздушный полет», «Канатоходцы»; в тематических цирковых спектаклях: «На арене – москвичи» (Саратовский цирк, 1965), «Русская зима» (Московский цирк на проспекте Вернадского, 1967–1968), «В космический век» (Ленинградский цирк, 1970), «Весне навстречу» (Московский цирк на Цветном бульваре, 1971), «Мы – артисты цирковые» (к 100-летию Пензенского цирка, 1976), «Ярмарка чудес» (к 100-летию Нижегородского цирка, 1983), «С чего начинается Родина» (к 70-летию Октябрьской революции, Минский государственный цирк, 1987), «Наш русский цирк» (Сочи, 1997); в пантомимах: «Песнь докеров», «Маленький Пьер», «Отважные», а также в детских спектаклях: «Приключение Иванушки», «Ну, погоди», «Доктор Айболит», «Новые приключения Синдбада», «Новогодний карнавал», «Новогодний бал в цирке», «Капитан, капитан, улыбнитесь», «Приключения Мишутки».
С 1992 по 2003 год М.М. Запашный являлся художественным руководителем и директором Сочинского государственного цирка. К 25-летию Сочинского цирка в 1996 году Запашный поставил две крупномасштабные программы: «Я люблю тебя, Россия» и цирковое супершоу «Звезды мирового цирка», которые на протяжении двух сезонов шли с колоссальным успехом в Сочи и крупнейших городах России. Эти два произведения циркового искусства стали основой для создания гала-представления – прощального артистического тура по Европе и Юго-Восточной Азии (Италия, Тайвань, Гонг Конг, Сингапур, Австралия). Прощальные гастроли прошли в Краснодаре, Ростове, Воронеже, Саратове, Казани, в столице России – Москве, северной столице – Санкт-Петербурге, и Сочи.
Накопив немалый опыт в руководстве шоу-бизнесом, зная изнутри цирковое и эстрадное искусство, желая сохранить и преумножить лучшие традиции отечественного цирка,
М.М. Запашный успешно осуществил ряд новых крупных программ. Это разработка проекта создания в Сочи театра морских животных, мобильная трансформация двухтысячного зрительного зала и превращение его в мюзик-холл или театр-варьете, постоянное функционирование в ночное время дансинга, казино и ресторанов в здании цирка.
В 1994–1996 годах М.М. Запашный был вице-президентом «Росгосцирка», с 1991 года является вице-президентом Всемирной ассоциации цирковых профессиональных школ и постоянным членом Комиссии при Президенте Российской Федерации по Государственным премиям в области литературы и искусства.
С 2003 года М.М. Запашный – генеральный директор Государственного унитарного предприятия (ГУП) «Российская государственная цирковая компания» («Росгосцирк»).
Продолжается активная творческая деятельность М.М. Запашного. Силами артистов российского цирка совместно с А.Калмыковым он подготовил уникальный цирковой спектакль «Лунное шоу» для выступлений в КНР. Гастроли прошли с ошеломительным успехом.
М.М. Запашным совместно с Ириной Запашной создан новый уникальный, грандиозный цирковой спектакль «Планета обезьян» и тигриное шоу «В развалинах старого замка».
М.М. Запашный возглавлял жюри и организацию Первого Всемирного конкурса циркового искусства в 1996 году в Москве на Красной площади. В 2005 году под председательством М.М. Запашного на Поклонной горе в Москве был проведен Второй Всемирный фестиваль циркового искусства, который стал заметным событием в культурной жизни столицы. Годом ранее (2004) в Саратове состоялся международный фестиваль-конкурс «Принцесса цирка».
М.М. Запашный – президент Национальной премии «Циркъ»; постоянный член жюри на всемирных конкурсах в Монте-Карло, Париже, а также в Китае, Польше, Венгрии, Италии и других странах. Он – народный артист СССР, народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ, лауреат и шестикратный обладатель золотых наград международных конкурсов артистов цирка. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Петра Великого I степени, «Возрождение России». Имя М.М. Запашного внесено в Книгу меценатов России. Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II он награжден орденом «За служение искусству». Губернатором Кемеровской области А. Тулеевым награжден медалью «За служение Кузбассу». Награжден также почетным знаком губернатора Саратовской области «За милосердие и благотворительность» и почетным знаком Общественного совета «Признательность Санкт-Петербурга», который ему вручила губернатор Санкт-Петербурга В.Матвиенко. За многолетний добросовестный труд, большой вклад в развитие циркового искусства, активную общественность деятельность отмечен Почетной грамотой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Живет и работает в Москве.