НУГЗАРОВ Тамерлан Темирсолтанович (1942-2020)
Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РФ, руководитель конно-балетного театра «Горская легенда» Российской государственной цирковой компании
Родился 1 июня 1942 года в городе Орджоникидзе (ныне – Владикавказ). Отчим – Нугзаров Казбек Борисович ( 1905–1979.), цирковой наездник-джигит. Мать – Дзугутова Зинаида Харитоновна (1925 г. рожд.). Супруга – Авдеева Светлана Константиновна, гимнастка, акробатка, эквилибристка, наездница, заслуженная артистка РСФСР, заслуженная артистка Чечено-Ингушской АССР. Сын – Нугзаров Тамерлан Тамерланович (1979 г. рожд.), цирковой наездник, заслуженный артист России. Внук – Даниил (1994 г. рожд.).
Тамерлан Темирсолтанович родился в смешанном осетино-ингушском браке: его отец – ингуш, мать – осетинка. В 1943 году отца, Т. Хабриева, депортировали, с сыном он встретится только спустя 29 лет, так никогда и не ощутив с ним своего родства. До 1952 года Тамерлана воспитывала бабушка Фужа Дзугутова. Он относился к ней как к родной матери, даже называл мамой. Любил деда, Александра Бытаева, царского офицера, человека строгих правил, постоянно требовавшего от внука дисциплинированности, научившего его многим полезным в быту вещам. Как и везде на Кавказе тех лет, дом деда, прожившего 101 год, не обходился без лошадей. Тамерлан, можно сказать, вырос на конюшне, помнит себя в седле с младенческих лет. Ухаживал за лошадьми, ходил в ночное.
В 1952 году, после смерти бабушки, Тамерлан самостоятельно пришел в местный детский дом, там и остался на долгие шесть лет, до окончания десятилетки. Как и в любом детском коллективе, в детдоме были и свои задиры, и стремление мальчишек утверждать свой авторитет с помощью кулаков. Удивительным было то, что Тамерлана обошли стороной вредные привычки: курение, употребление спиртных напитков, – чем обычно страдала большая часть ребятишек из таких заведений. Детдом, по его собственному признанию, стал для него самой лучшей жизненной школой.
В 1958 году мать Тамерлана вышла замуж за К.Б. Нугзарова, циркового наездника, работавшего в системе Союзгосцирка (с 1991 г. Государственное унитарное предприятие «Российская государственная цирковая компания» «Росгосцирк»). Многие годы, начиная с 1922 года, Казбек Борисович выступал в знаменитом конном номере Али-Бека Кантемирова, а затем создал свой номер. Тамерлан гармонично вошелл в новую семью, чему в немалой степени способствовал отчим. В течение года он работал у него конюхом, сопровождал лошадей во время гастролей, а затем стал участником его циркового номера. Отсчет своей карьеры артиста
Т.Т. Нугзаров ведет с 1958 года, когда он принял участие в номере отчима «Джигиты». Важным этапом в творчестве Тамерлана Нугзарова стало его участие в 1962–1965 годах в цирковой пантомиме «Бахчисарайская легенда» у знаменитого дрессировщика Б.П. Манжелли (псевдоним, настоящая фамилия Шевченко). У него Тамерлан постигал азы дрессуры. Работая с ним, он понял, что в цирке можно не просто демонстрировать трюки джигитовки, но и создавать театрализованные цирковые спектакли с участием лошадей, наездников, танцовщиц.
К.Б. Нугзаров стал для пасынка настоящим отцом, так его он и называл. Тамерлан Темирсолтанович вспоминает о нем с большой благодарностью как о человеке, давшем ему путевку в жизнь, обучившем прекрасной профессии. Работа в цирке пришлась молодому человеку по душе. Гастроли по городам и весям необъятной страны, встречи с известными представителями профессии циркового наездника, а самое главное – работа с любимыми животными, возможность творить вместе с ними. Во время гастролей по Сибири он впервые увидит выдающихся цирковых артистов
А.Т. Кантемирова, М.Н. Туганова. Их мастерство так поразит начинающего артиста, что заставит его задать себе вопрос, а сможет ли он стать таким же профессионалом. Как покажет время, сомнения эти были напрасными.
Отчим работал на арене всего с двумя лошадьми, к тому же изрядно постаревшими, так что через несколько лет Тамерлан, ощутивший в себе огромный творческий потенциал, стремление к творческому размаху, стал испытывать неудовлетворенность. Изменить ситуацию помог случай. В 1963 году народный артист РСФСР М.Н. Туганов набирал группу цирковых наездников для выступления в Париже. Он включил в нее наиболее способных и талантливых молодых артистов, среди них был и Тамерлан. Работа в том коллективе, в который входили широко известные в стране и за рубежом артисты советского цирка братья В.М. и М.М. Запашные, В.Т. Соболевский, Ю.М. Ермолаев, стала для него прекрасной школой.
Непреодолимо захотелось попробовать свои силы в самостоятельной работе. Вернулся на родину с целью создать свой конный ансамбль. Но в поддержке ему отказали, сказав, что в Орджоникидзе лихих джигитов хватает и без него. Это Тамерлана не остановило. Вскоре он уже входил в кабинет министра культуры Чечено-Ингушетии. Министр тоже отказал, сославшись на бедность автономной республики. Но судьба оказалась к Тамерлану милостивой: с министром он разговаривал в присутствии выдающегося советского танцовщика народного артиста СССР М.А. Эсамбаева. Танцор принял живое участие в судьбе молодого артиста: буквально на следующий день Тамерлана доставили на белой «Волге» к секретарю обкома Чечено-Ингушетии по идеологии Х.Х. Бокову, решившему судьбу инициативного артиста одним росчерком пера.
В 1971 году М.А. Эсамбаев помогает Тамерлану Нугзарову создать конный номер «Горская легенда». По его рекомендации руководство Союзгосцирка приобрело для номера десять лошадей, были сделаны новые костюмы. Написал сценарий и осуществил постановку спектакля сам Т.Т. Нугзаров, оказал помощь – балетмейстер-постановщик В. Элимбаев. Спектакль «Горская легенда» был совершенно новым явлением в цирковом искусстве. Если прежде цирковая программа с участием лошадей состояла из отдельных номеров, то теперь она получала сюжетную линию, проходившую через всё представление, превращаясь в настоящий конно-балетный спектакль. В основе его сюжета – кавказская легенда, рассказанная Тамерлану Нугзарову М.А. Эсамбаевым, ставшим его настоящим другом. Когда на Кавказе начинаются распри или война и вдруг появляется женщина, бросающая снятый с головы платок между враждующими сторонами, междоусобица должна быть прекращена, поскольку, сняв платок и показав волосы, женщина тем самым выставляет себя на позор. В этой программе Т.Т. Нугзаров выступает как миротворец, заставляет зрителя размышлять, потому взрывное по характеру искусство артистов его труппы обретает философский смысл. Оно взывает к миру и добру.
«Горская легенда» – это почти час бешеного темпа и спецэффектов. Среди трюков спектакля – бланш под животом лошади в момент, когда та совершает прыжок в кольцо с закрепленными в нем кинжалами. Одновременно два джигита исполняют стойку по бокам одной лошади, а третий артист пролезает под её животом, совершая полный оборот вокруг лошадиного тела. Уникальным является трюк, исполняемый самим Т.Т. Нугзаровым: не держась руками, с саблей в зубах он лежит поперёк седла на лошади, несущейся на бешеной скорости по манежу. В мире подобные трюки выполняют только артисты труппы Т.Т. Нугзарова. Великий Махмуд Эсамбаев так отзывался о «Горской легенде» в постановке Т.Т. Нугзарова: «Его “Горская легенда” – это сплав восторга и риска, блаженства и отчаяния, технического совершенства и актерского мастерства. Блестящая джигитовка, бешеный темп, удивительная легкость и изящество всех трюков. Здесь каждый штрих работает на образ, на яркую индивидуальность актёров – и хореография, и музыка, и костюмы».
В 1971 году с этого номера начиналось представление по случаю открытия московского цирка на проспекте Вернадского. А затем со спектаклем «Горская легенда» Т.Т. Нугзаров побывает в 25 странах мира. Он выступал с ним на самых престижных концертных площадках мира, таких как Радио-Сити Мюзик-холл, Мэдисон Сквер-Гарден (США), театр «Каре» в Амстердаме (Нидерланды), в самых огромных Дворцах спорта. В Детройте (США) каждое представление собирало в течение семи дней по 25 тысяч, а в Винер Штадт-халле (Австрия) и Дойчланд-халле (Германия) – по 15 тысяч зрителей. И везде его сопровождал оглушительный успех. Он трижды выступал с этим номером в Японии, дважды в Южной Америке, а также в Италии, Германии, Швейцарии, Испании, Югославии, Австрии. Пять раз его приглашали в США и Канаду, где восхищенные зрители аплодировали талантливым артистам стоя. С 1984 года в номере вместе с Тамерланом работали его супруга С.К. Авдеева, старший сын Юрий (скончался от сердечного приступа в 2002 году во время гастролей в Берлине), а с 1989 года – также младший сын Тамерлан.
Десять красивых отчаянных джигитов и юная красавица-горянка – все они: ингуш и осетин, чеченец и русский, узбек и армянин, татарин и грузин, – испытывают радость побед и наслаждаются отточенностью своего мастерства. В разное время в аттракционе принимали участие также Б. Аннаев, Б. Дзгоев, Р. Кантемиров, Л. Канагина, И. Касаев, Б. Лазаров, К. Плиев, Э. Плиев, И. Чижов, создавшие впоследствии свои собственные номера. За цирковой конный аттракцион «Горская легенда» Тамерлан Нугзаров был отмечен в 1995 году Государственной премией РФ в области искусства и литературы.
В 1997 году Т.Т. Нугзаров и его супруга С.К. Авдеева создают новый цирковой коллектив «Моя Россия». В первое отделение спектакля вошел номер «Половецкие пляски» (на музыку А.П. Бородина), представляющий собой возрожденный старинный номер «Почта». В нём участвуют Тамерлан Нугзаров-младший, 3 наездника-акробата, 15 танцовщиц и танцовщиков и 10 дрессированных лошадей. В первом отделении исполняется также номер «Цыганский танец», участник которого Тамерлан Нугзаров демонстрирует высшую школу верховой езды с танцовщицами под прекрасную и зажигательную народную музыку. Открывает первое отделение пролог-парад на 15 лошадях. Наездники и наездницы демонстрируют фигурную верховую езду, четко перестраиваясь по всему манежу.
Второе отделение спектакля коллектива «Моя Россия» полностью занимает конно-балетный спектакль «Горская легенда о любви». Его авторы и режиссеры-постановщики
Т.Т. Нугзаров и С.К. Авдеева, балетмейстер – В. Кокорев, художники – А. Шаров и Г. Любезнова, композитор – М. Экимян. В нем использованы мотивы первой версии номера «Горская легенда», но сюжет обогащён новыми поворотами. Поскольку придумать что-то новое в таком традиционном жанре, как дрессура лошадей, было проблематично, пришлось переосмысливать оформление. Нугзаровы обратились к использованию современных спецэффектов из мира эстрадных шоу. Тамерлан Нугзаров придумал мост с лифтом, который, поднимаясь над обычным манежем, позволяет придавать всему действию на манеже двумерность и масштабность. К реализации проекта пришлось привлекать даже конструкторов и инженеров.
Зритель видит, как по мосту быстрым галопом скачут лошади, как танцуют танцовщицы, происходят сражения. А кульминацией спектакля является летящий платок, брошенный женщиной (С.К. Авдеева), сидящей на лошади на самом краю моста на высоте восьми метров над манежем. В спектакль включен трюк, который пока еще никто не исполнял. Наездник, стоя ногами на спинах двух лошадей, скачущих быстрым галопом, летит к верхней площадке, расположенной на десятиметровой высоте, навстречу своей любимой девушке и преподносит ей платок – символ женской чести и гордости. Этот трюк исполняет Тамерлан Нугзаров-младший, главный герой всего спектакля. Роли в спектакле также исполняют
О.Ю. Ватолина, Р.С. Газзаев, Г.И. Назирова, О.А. Стромова, В.С. Гугкаев, З.Г.Тогоев. Сам Т.Т. Нугзаров исполняет в новом аттракционе уже роль не влюбленного юноши, как в первой версии «Горской легенды», а умудрённого годами князя, а его супруга – фею.
Невзирая на свой возраст, Тамерлан Темирсолтанович, руководитель единственного в мире конного театра, полон энергии и творческих планов. Как всегда с 8.00 до 14.00 он на репетиции со своими 25 элитными скакунами. Выходит на манеж в качестве дрессировщика хищников. В 2007 году Т.Т. Нугзаров и С.К. Авдеева приступили к подготовке нового конного спектакля под названием «Сказка». Она – о чудовищах, злом колдуне и прекрасной царевне. На этот раз впервые в истории цирка лошади выйдут на манеж в костюмах, изображая чудовищ. Появится даже мифологический конь Летун. Любовь, поэтическая фантазия и кони – так характеризует Тамерлан Темирсолтанович драматургию новой постановки. В ней участвуют и его супруга С.К. Авдеева и сын Тамерлан. Тамик, как зовут его родители, – по линии Светланы Константиновны представитель уже пятого поколения цирковой династии. Отец посадил сына в седло, когда тому было шесть месяцев. В два года он уже скакал галопом, а в одиннадцать получил приз на детском цирковом конкурсе в Вероне.
Т.Т. Нугзаров – народный артист РСФСР (с 1985 г.), лауреат Государственной премии РФ (1996), обладатель высших наград самых престижных международных конкурсов циркового искусства. «Золотого клоуна» (1984) в Монте-Карло ему вручал принц Монако, циркового «Оскара» (1990) в Лос-Анджелесе (США) – звезда Голливуда Кирк Дуглас, «Платиновую звезду» (1992) в Вероне (Италия) он получал из рук Джины Лоллобриджиды.