ГОЛОВКО Виль Васильевич (1932–2015)
Народный артист СССР, заслуженный деятель искусств РФ, главный режиссер Генеральной дирекции федерального унитарного предприятия «Российская государственная цирковая компания»
Родился 24 ноября 1932 года в городе Бар Винницкой области (Украина). Отец – Головко Василий Афанасьевич (1908 г. рожд.), военнослужащий, участник Великой Отечественной войны. Мать – Творжинская Мария Ивановна (1912 г. рожд.), специалист сельского хозяйства. Супруга – Гаджикурбанова Алмаз (1948 г. рожд.), артистка цирка. Сын – Головко Вилен Вильевич (1958 г. рожд.), артист цирка, режиссер, заслуженный артист РФ. Приемный сын – Милаев Александр Александрович, артист цирка. Дочь – Головко Светлана Вильевна, художник. У В.В. Головко два внука и две внучки, одна правнучка.
Городок Бар, где родился Виль Васильевич, – место историческое. Там в 1768 году была создана так называемая Барская конфедерация, вооруженный союз польской шляхты против короля Станислава Понятовского и России. Ее подавление в 1772 году привело к первому разделу Речи Посполитой.
Отец Виля Васильевича был комиссаром полка. Как и любому кадровому военному ему приходилось довольно часто менять место службы. Мать, окончившая сельскохозяйственный институт, была вынуждена из-за частых переездов оставить работу и посвятить себя воспитанию двух сыновей. Родители Виля были людьми творческого склада, активными участниками местной самодеятельности, особенно любили танцы. Позднее, изучая свою генеалогию, Виль Васильевич выяснит, что его дед по материнской линии был тоже не чужд искусству: сам скрипач, он содержал небольшой оркестр, с которым выступал на свадьбах и по другим торжественным случаям в жизни жителей городка и близлежащих окрестностей. Так что обнаружившаяся позже у Виля Головко склонность к творчеству возникла не на пустом месте. Василий Афанасьевич во время войны пропал без вести, а Мария Ивановна с детьми оказалась в эвакуации в Казахстане. Жили там трудно, ютились в землянке.
После войны Головко вернулись домой. Мать устроила Виля в Киевское суворовское военное училище, после окончания которого он продолжил обучение в артиллерийском подготовительном училище. Будущим артиллеристам преподавали танцы, причем балетмейстеры ведущих театров города, – освоение молодыми командирами подобных «политесов» входило в программу их подготовки, – и Виль танцевал. Его очень тянуло к большому искусству, однако в 1952 году, по выпуску из училища, лейтенанту Головко пришлось стать командиром взвода на одной из военных баз на севере страны. Он серьезно занялся спортом, многоборьем, выполнил норматив первого разряда по спортивной гимнастике и всеми правдами и неправдами добивался увольнения из армии. Наверное, так бы и тянул армейскую лямку, не случись крупномасштабного сокращения Вооруженных сил. Так он уволился из армии.
В 1955 году приехал поступать на режиссёрский факультет ВГИКа (ныне Федеральное государственное образовательное учреждение «Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова»), на курс С.И. Юткевича. Конкурс был огромным, а набирали лишь 12 человек. Выдержал два тура, третий не прошел по не зависящим от него причинам: половина абитуриентов были дети высокопоставленных родителей. Они шли вне конкурса. Юткевич посоветовал не терять год и поступить в цирковое училище, пояснив, что кинематограф – это тот же монтаж аттракционов, как и в цирке, та же игра, что и в театре. Так Виль оказался на цирковой арене. Думал на год, а вышло на всю жизнь. Он стал студентом Государственного училища циркового и эстрадного искусства (с 1987 года – Государственное училище циркового и эстрадного искусства имени М.Н. Румянцева, Карандаша). Занимался на одном курсе с Л.Г. Енгибаровым, будущим знаменитым представителем советской клоунады: сошлись с ним характерами. Чтобы заработать дополнительные средства к небольшой студенческой стипендии, ездили, проявляя изрядную предприимчивость, с цирковыми номерами по области. Показывали сценку «Живой и мертвый»: Вилен, «мертвый», бросал, крутил, ловил Енгибарова, «живого». Ставили пантомимы, репризы, новогодние представления в Доме учителя, в Домах культуры КГБ, МВД, Главтелеграфа. В день давали порой по 12–13 представлений.
В 1959 году – окончание училища. Виль Головко выпускался в связке с партнером как воздушный гимнаст, работающий в жанре «штейн-трапе». Но партнера призвали в армию, так что пришлось осваивать сольные номера, что по тем временам было делом архисложным, поскольку каждый солист являлся уже сложившимся, творчески уникальным специалистом. Работал в Союзгосцирке, позднее – в коллективе знаменитого иллюзиониста Э.Т. Кио. Человек по-настоящему творческий, Кио всегда требовал от артистов новых идей, а умение их находить – качество немаловажное для режиссера. И Виль что-то постоянно придумывал. Несколько авторских иллюзионистских трюков тех лет он сохранил в своей памяти на всю жизнь.
В 1966 году Виль Головко поступил на режиссерский факультет Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского (ныне – Российская академия театрального искусства). В отличие от сокурсников у него уже был практический опыт режиссуры. Он уже ставил пантомимы, пробовал себя в театре. В 1968 году Виль Головко создает совместно с директором Тульского цирка Д.И. Калмыковым блистательный коллектив «Русские самоцветы». Программа была задумана как дипломная работа студента ГИТИСа. Она стала демонстрацией многогранности культуры страны и лишена всякого «сувенирного» оттенка, русской «сарафанности» или «лапотности», в то время обычной для спектаклей такого рода. В программе участвовали прекрасные артисты А.А. Бондарев, Ю.М. Ермолаев, В.В. Довейко, ансамбль «Берёзка». Этот по-настоящему театрализованный спектакль имел огромный успех, он шел с успехом 17 лет. А в 1970 году Виль выезжает в Болгарию для постановки спектакля, посвящённого 75-летию болгарского цирка. Для него как режиссера та поездка стала замечательной школой, поскольку там пришлось рассчитывать исключительно на собственные творческие силы и возможности, он не чувствовал за своей спиной недремлющего ока ветеранов-традиционалистов цирка, порой душивших инициативу молодёжи. Это было первое серьезное самостоятельно поставленное представление, ставшее вехой в его творческой биографии. За него он был удостоен первой награды – медали Союза артистов Болгарии. Его стали приглашать на другие постановки. В ГИТИСе Виль учился на курсе режиссуры у М.С. Местечкина, однако считает себя учеником знаменитого циркового режиссёра А.Г. Арнольда, придумавшего и создавшего цирк на льду. У Арнольда не было воспитанников, он никого ничему не учил, надо было всего лишь находиться рядом. Виль наблюдал за ним на репетициях, в быту, в игре. Игроком тот был азартным, а азарт, как считает В.В. Головко, именно то качество, которое необходимо для режиссера, поскольку режиссура – это та же игра. Арнольд, как и Э.Т. Кио, был сторонником тематической, театрализованной режиссуры, которая в то время делала первые шаги. Арнольд ставил первый спектакль, «Музыкальная шкатулка», для будущего знаменитого эстрадного певца, актера театра и кино Л.О. Утёсова, а ученик режиссера, Виль Васильевич, поставит в 1974 году для Утёсова его последний спектакль под названием «Когда проходит молодость».
В 1972 году, окончив ГИТИС по специальности «режиссер-постановщик», В.В. Головко оставил актерское дело: быть и артистом, и режиссером не получалось. В 1975 году он создал и поставил в партнерстве с известным казахским поэтом О.О. Сулейменовым на базе Алма-атинского государственного цирка по приглашению его директора К.Б. Саудабаева тематическую программу «Земля чудес». Полтора года он жил в Казахстане и все это время искал по аулам талантливых казахов. Сценарий писать не стал, а взял сборник стихов партнера «Там есть всё». И действительно, там оказалось всё. Программа отличалась новаторством, высоким профессионализмом, ярким национальным колоритом и необычностью режиссуры. Видимо, по этой причине местное руководство отнеслось к ней первоначально с большой осторожностью: на премьере не было ни одного официального представителя казахского руководства. Она была принята только после восторженного отзыва увидевшего ее Л.И. Брежнева. А затем на протяжении пяти лет программа признавалась лучшим цирковым представлением в СССР. Все ее участники стали лауреатами Всесоюзного конкурса артистов цирка. А ученики В.В. Головко – К.А. Булибеков и О.Т. Исамбеков впоследствии возглавили государственные цирки Казахстана (соответственно в Алматы и в Астане).
Известность режиссера как успешного постановщика крупных театрализованных представлений росла. По просьбе Московского городского комитета КПСС он благодаря своему таланту реанимирует для посетителей привлекательность Зелёного театра в ЦПКиО имени Горького, создав программу «Песни московских улиц», в которой участвовали А.Б. Пугачёва, Г.В. Хазанов, Е.В. Петросян. В течение семи лет Виль Головко ставил новогодние спектакли, собиравшие десятки тысяч зрителей, на главной спортивной арене страны – в Лужниках. В 1980 году он был постановщиком спортивных празднеств на стадионе в Лужниках в рамках XX Олимпийских игр, а в 1984 году – Игр доброй воли. В.В. Головко был главным режиссером программы закрытия московской Олимпиады с участием более тысячи артистов.
Всесоюзное признание получила его совместная с А.Б. Пугачёвой режиссёрская работа по созданию театрализованной программы «Пришла и говорю», премьера которой состоялась в 1984 году в спорткомплексе «Олимпийский». В ней участвовали музыканты, танцоры, циркачи, использовалось много спецэффектов. С этой программой певица с триумфом выступала по всей стране. В том же году В.В. Головко поставил в спорткомплексе «Олимпийский» гала-представление «С любовью к женщине». В его основу легли мотивы из поэзии Р.Г. Гамзатова. В представлении участвовали певцы-солисты, лучшие музыкальные ансамбли, в том числе российская рок-группа «Машина времени» А.В. Макаревича, и цирковые артисты в рамках номера воздушной акробатики, названного, как и известная песня Я.А. Френкеля на стихи поэта Р. Гамзатова – «Журавли» (режиссёр П.Н. Майстренко).
«Журавли» – это большая композиция, воздушный полет-аттракцион, или, как ее назвал Гамзатов, «лирический воздушный балет». Исполнители номера во главе со старшим сыном Виля Головко – Виленом были мастерами спорта по спортивной гимнастике, получили немало престижных наград. А Вилен Головко стал в 1995 году лауреатом международного конкурса в Монте-Карло, обладателем Гран-при «Золотой клоун» – одной из самых значимых для артистов цирка наград. В номере, который существовал уже более двадцати лет, работал также младший сын Александр. В нем были представлены трюки мирового класса: четверное и тройное сальто-мортале с трапеции в руки ловитора, оригинальная конструкция подвесного аппарата позволяла артистам достигнуть «зависания в воздухе». В 1985 году на основе этих двух программ, поставленных в спорткомплексе «Олимпийский», был смонтирован телефильм «Пришла и говорю».
В 1985 году ЦК ВЛКСМ подключил В.В. Головко к подготовке культурной программы Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве «Москва встречает гостей». Большой творческий вклад В.В. Головко внёс в реализацию таких крупных международных проектов, как Международный фестиваль индийского искусства в Дели (1988 г.), в постановочную группу которого входили Ю.Н. Григорович (главный балетмейстер по классическому танцу), И.А. Моисеев (главный режиссер по народному танцу) Б. Санин (главный режиссёр по современному танцу). Была также осуществлена пантомима «Стоять насмерть!», поставленная прямо на стенах Брестской крепости, многочисленные новогодние спектакли в Кремлёвском Дворце съездов и в спорткомплексе «Олимпийский», постановки «Карнавал идёт по свету», «Зимняя фантазия», «Звёзды мирового цирка». В.В. Головко всегда работал с хореографом, художником и сценаристом. Много спектаклей сделал в содружестве с замечательными балетмейстерами Р. Рибаковасом, Л. Чумаченко, Н. Маковской, сценаристом А. Внуковым, художником Р. Казачеком.
В 1989 году, с появлением в стране первых ростков экономического свободомыслия, В.В. Головко уходит из Союзгосцирка и создает свою студию «Синтез» при Москонцерте. Он подписал контракт в США и, создав новую программу, в которой представил лучшие номера из различных жанров эстрадного и циркового искусства, работал там в течение двух лет. А затем вернулся в государственный цирк. «Предательство», как охарактеризовал тот свой шаг сам Виль Васильевич, простили в 1991 году, когда ему предложили поставить большой спектакль – эстрадно-цирковое шоу «Круиз» в Южной Корее. Он организовывал цирковые торжества и ставил программы также в Турции, США, Японии.
Талант, упорный труд и энтузиазм, верность избранному делу, безупречный художественный вкус позволили В.В. Головко достичь признанных в стране и за рубежом больших профессиональных высот, вписать немало ярких страниц в историю отечественного циркового искусства. Классик цирковой и эстрадной режиссуры, патриарх массовых представлений и празднеств В.В. Головко продолжал напряженно и успешно трудиться. Успевал решать вопросы не только в «главном штабе» российского цирка, но и помогал коллегам в ближайшем зарубежье. Создал условия для выявления новых талантов и их становления как профессионалов. При его участии стал традиционным смотр юных талантов «Международный молодежный фестиваль» в Сочи. Он придал профессионализм и классическую величественность теперь уже традиционным конкурсам «Принцесса российского цирка» в Саратове, Всероссийскому фестивалю «Под сводами старого шатра» в Новокузнецке, фестивалю цирковых коллективов в Челябинске. Он был бессменным членом жюри Всемирного фестиваля циркового искусства. Вел курс на отделении режиссуры цирка в ГИТИСе. Свои заслуги Виль Васильевич разделял с супругой Алмаз – прекрасной артисткой, обладающей хорошим вкусом. Ей он посвящал все свои работы. Мэтр шутливо называл ее «алмазным фондом Головко».
В.В. Головко был близок к осуществлению своей давней мечты. Он хотел совершить кругосветный цирковой фестиваль, рассчитанный на шесть лет. В его представлении, на корабль садятся артисты, загружаются животные, декорации, световое оборудование, костюмы. На маршруте – 50 стран, в каждой из которых труппа в течение недели отрабатывает тематическую программу на крупных сценических площадках, таких, как Дворцы спорта. Эта идея нашла поддержку в Казахстане, с которым у него были давние творческие связи. Потому и программа должна быть построена в основном на казахских мотивах. Уже было подготовлено технико-экономическое и творческое обоснование проекта. Казахские партнёры дали добро. Но... 26 декабря 2015 года режиссер, артист цирка Виль Васильевич Головко скончался.
В.В. Головко был главным режиссером департамента организации гастролей Генеральной дирекции федерального казенного предприятия «Российская государственная цирковая компания». Он – лауреат всесоюзных конкурсов циркового искусства (1967, 1972). В 1980 году ему было присвоено звание народного артиста РСФСР, а в 1989 году – народного артиста СССР. За большой вклад в развитие циркового искусства и многолетнюю творческую деятельность он награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Почёта, в 2007 году Президент РФ В.В. Путин объявил ему благодарность.