АРТАМОНОВ Анатолий Дмитриевич
Губернатор Калужской области, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, почетный строитель России, почетный работник общего образования Российской Федерации, доктор экономических наук, кавалер ордена Почетного легиона (Франция)
На международных экономических форумах можно услышать: «Калуга — это русский Сингапур». Возглавив в 2000 году «депрессивный» регион, Анатолий Артамонов сумел сделать его лидером в России по темпам индустриального роста и роста бюджетных доходов.
(Иллюстрированная биография из книги «Кто есть кто в современной России»)
Анатолий Дмитриевич Артамонов родился 5 мая 1952 года в селе Красное Хвастовичского района Калужской области. Супруга — Зоя Иосифовна Артамонова, начальник управления социальной защиты города Калуги, почетный работник Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Дети — сын и дочь — уже взрослые и имеют своих детей.
«Я — калужанин в десятках поколений, — говорит Анатолий Дмитриевич. — Здесь жили все мои предки. Я однажды подсчитал, сколько у меня живет родственников в регионе. Не поверите — 800! Калужская область — это моя земля, мой дом, моя боль, моя душа». В большой крестьянской семье Артамоновых Анатолий был старшим ребенком из шести. С детства он знал сельский труд, работал вместе со взрослыми в поле, косил, стоговал сено, убирал лен.
После окончания школы Анатолий Артамонов продолжал учиться. Окончил Московский институт инженеров сельскохозяйственного производства имени В.П. Горячкина, Высшую партийную школу, множество курсов повышения квалификации. Из института по распределению попал в совхоз «Шаховский» Мосальского района. Так, в 23 года став главным инженером совхоза, он с семьей — женой и четырехмесячным сыном — приехал опять на село. Жил в общежитии, в одной комнате вместе с рабочими, командированными для помощи совхозу. Молодой инженер зарекомендовал себя прекрасно. Его энергичная деятельность скоро благотворно отразилась на состоянии хозяйства, и в 1978 году ему предложили возглавить совхоз «Груздовский». В 26 лет такая должность — знак огромного доверия и на тот момент случай почти беспрецедентный.
С 1985 года Анатолий Артамонов занимает должность начальника районного управления сельского хозяйства, в этом же году его избирают первым секретарем Мосальского райкома КПСС. А.Д. Артамонов: «Перед избранием меня пригласил на собеседование первый секретарь обкома. Я спрашиваю: «Как же я буду партийной работой заниматься, если ни разу в жизни с ней не сталкивался?» Он: «А тебе и не нужно заниматься партийной работой — там есть, кому заниматься. Твое дело — район вытянуть».
Уже тогда было заметно увлечение молодого секретаря райкома вопросами хозяйственно-экономической деятельности. Это объясняет такую контрастную смену деятельности — из руководителей в строители.
В 1991 году Анатолий Дмитриевич переезжает в Обнинск, где вскоре становится исполнительным директором Обнинского строительно-промышленного акционерного общества.
Принимает активное участие в создании совместного российско-венгерского предприятия «Рос-Сан-Тим», занимавшегося внедрением новейших строительных технологий. Затем возглавляет крупное предприятие по реализации программы «Свой дом». Супруга Зоя Иосифовна так вспоминает этот период: «Когда мы переехали в Обнинск, у него впервые появились выходные. Мы даже, наконец, могли взять отпуск летом. И вот картина. Лето, чудесный день, мы идем на речку купаться. Загораем, как все люди. Но я чувствую — муж нервничает, раздражается. Что такое? Оказалось, у него ощущение, что он бездельничает! Лето, страда, и день прекрасный — в поле самая работа. В совхозах, в райкоме он привык: сына 5-летнего в УАЗик — и по полям. А тут — загорать?..»
В 1996 году Анатолия Дмитриевича избрали на должность вице-губернатора Калужской области. Это был один из наиболее кризисных периодов для области: падал уровень производства в промышленности и сельском хозяйстве, снижались доходы населения, росла безработица. Правительство области поставило задачу стабилизировать экономику и решить социальные проблемы. За 4 года многое удалось сделать.
В 2000 году Анатолий Артамонов принял участие в выборах губернатора Калужской области. Предыдущий глава региона Валерий Сударенков отказался от переизбрания. Из пятерых претендентов реальные шансы на победу имели вице-губернатор и председатель Калужского банка Сбербанка РФ Алексей Демичев. На состоявшихся 12 ноября 2000 года выборах А.Д. Артамонов был избран губернатором Калужской области. За него отдали свои голоса 56,72% избирателей. Переизбрание Анатолия Артамонова в 2004 году прошло уже при поддержке абсолютного большинства избирателей.
В 2005 году в соответствии с новым порядком формирования исполнительных органов государственной власти Президент РФ В.В. Путин внес кандидатуру А.Д. Артамонова на рассмотрение Законодательного Собрания Калужской области для наделения его полномочиями губернатора. 26 июля 2005 года депутаты области на внеочередной сессии подавляющим большинством голосов приняли такое решение.
Наиболее заметным достижением А.Д. Артамонова за первые 10 лет его работы во главе Калужской области стало, несомненно, успешное привлечение инвестиций в экономику региона. «Рыба ищет, где глубже, — перефразировал однажды старую поговорку Анатолий Дмитриевич, — а капитал, где лучше. А капиталу лучше там, где ему не только удобно и выгодно, но где прежде всего безопасно».
Все началось со знаменитого учебника «Маркетинг места» Ф. Котлера. Молодая амбициозная команда губернатора сначала училась, как территории продвигают себя на рынок, формируют имидж и привлекают иностранные инвестиции. Калужская область, где проживает больше миллиона жителей (76% из них — горожане), входит в зону рискованного земледелия. Почвы здесь скудные, одним словом, нечерноземье. Ископаемых тоже нет. Зато преимуществом этого места является развитая система автомагистралей.
Через территорию области проходят важнейшие железнодорожные пути (Москва– Киев, Донбасс–Санкт-Петербург, Мичуринск–Смоленск) и две крупнейшие автомагистрали федерального значения (Москва–Брест, Москва–Киев). По плотности железных и автомобильных дорог общего пользования область прочно занимает 1-е место в первой десятке регионов России. На это и следовало делать ставку!
Анатолий Дмитриевич с соратниками ездил агитировать к себе в область инвесторов по всему миру. Сразу же стало понятно, что нужно привлечь узнаваемые компании, которые служили бы своеобразным знаком качества, тогда их пример будет говорить сам за себя.
Первой в Калугу пришла крупная финская компания «Enso», построившая в Балабаново небольшое предприятие по изготовлению гофрокартона. «Уже через три года после открытия, — рассказывает Анатолий Дмитриевич, — весь совет директоров предприятия прилетел к нам с единственной целью — сказать спасибо и рассказать, что предприятие в Балабаново заняло в их системе 1-е место по эффективности».
Но действительно прорывом в деле привлечения инвестиций стал договор с концерном «Volkswagen». За всемирно известным автомобильным гигантом пришли и другие. Так постепенно стала складываться деловая репутация руководства Калужской области, которой здесь очень дорожат и которую справедливо считают одним из наибольших своих достижений сам Анатолий Дмитриевич Артамонов и его команда. Какие же особенности калужского управления привлекли внимание инвесторов и расположили их к сотрудничеству?
Еще в 2000 году в области было создано Агентство регионального развития для сопровождения всех инвестиционных проектов и предоставления консалтинговых услуг. Затем появилась Корпорация регионального развития, взявшая на себя роль девелопера и заботу по обустройству для инвесторов площадок в индустриальных парках.
В создании самих индустриальных парков примером команде А.Д. Артамонова послужила китайская провинция Гуанчжоу — рай для любого инвестора. Региональное Правительство приняло решение подвести к новой промышленной зоне рядом с Обнинском все инженерные сети и выставить на торги. Так появился первый в области технопарк, в инфраструктуру которого было вложено 1,5 млрд руб. бюджетных денег, а также привлеченные средства. Это был огромный риск, но Анатолий Артамонов пошел на него и не прогадал.
Туда пришли такие серьезные фирмы, как сербская «Hemopharm» — единственное на территории России предприятие, получившее право экспортировать лекарства в Западную Европу и США, «Kraftway» — единственный сборщик компьютеров в России и многие другие. Затем появился индустриальный парк «Грабцево», где помимо завода «Volkswagen» разместились производители автокомпонентов и несколько других компаний. Там же стал реализовываться проект «А-парк» — производственные площади и офисные помещения класса «А».
После «Грабцево» был создан индустриальный парк «Калуга–Юг», где обосновался производитель грузовиков «Volvo Truck».
На юго-западе от Калуги разместился парк «Росва», там якорным инвестором стал автоконцерн «Peugeot Citroen Mitzubishi». На севере области создан парк «Ворсино», на площадках которого построили свои производства «Samsung», НЛМК, «Nestle», «L,Oreal».
В парке «Детчино» расположились производства строительных материалов, заводы по выпуску сельскохозяйственной техники, пищевой продукции, один из крупнейших в стране заводов по розливу вин.
Как видно из перечня компаний, подход к привлечению инвесторов у калужского правительства изначально был диверсифицированным. Это делалось для того, чтобы обезопасить региональную экономику от негативных процессов, связанных с возможными изменениями ситуации в экономике глобальной.
По темпам экономического роста к концу 2008 года область вышла в лидеры в РФ. Началось активное развитие малого и среднего бизнеса. И все-таки отрицательные последствия кризиса нельзя было не ощутить. Урезались программы с федеральным и областным софинансированием, такие как дорожное строительство, газификация села, расселение аварийного жилья. Но выручило то, что все предшествующие кризису годы в калужскую экономику усиленно привлекались инвестиции, открывались новые предприятия, создавались рабочие места впрок.
Больнее всего кризис ударил по машиностроению. Сокращение железной дорогой объема заказов серьезно отразилось на работе четырех крупных предприятий области, производящих локомотивы, вагоны, машины для строительства железных дорог и их обслуживания. Здесь работало около 10 тыс. человек. Пострадал и ОПК области, где было занято порядка 20 тыс. человек. Заказы на военную технику для нужд Российской армии тоже сокращались.
В сложной ситуации в кризисные годы оказалось и сельское хозяйство. Его инвестиционная привлекательность была значительно ниже, чем у промышленности. Кроме того, к середине 2000-х немалая часть их являлась «омертвелой» недвижимостью. Собственники, не склонные хозяйствовать на земле, отказывались ее продавать по приемлемой цене. Чтобы бороться с этим явлением, губернатор дал распоряжение главам районных администраций произвести ревизию земельных участков и направить в суды иски против тех землевладельцев, которые по три года и более не выращивали урожай на своих землях. Министерство сельского хозяйства области стало готовить проект закона о значительном повышении налога с необрабатываемых земель.
Ситуация стала понемногу выправляться. В 2008 году уже в каждом районе появились примеры внедрения новой техники и технологий в сельском хозяйстве. Улучшилась ситуация с переработкой сельскохозяйственной продукции.
В ноябре 2008 года состоялся пуск комбината детского питания в Медыни. В Бабынинском районе появилось племенное хозяйство по разведению крупного рогатого скота.
По темпам роста промышленного производства Калужская область в 2008 году заняла 2-е место в России. Создавая новые рабочие места, руководство области не забывало заботиться и о привлечении специалистов необходимой квалификации.
К 2009 году по показателю средней заработной платы Калужской области удалось занять 3-е место в Центральном федеральном округе после Москвы и Московской области. И хотя зарплата все равно оставалась значительно ниже, чем в столице, но сложились здесь и свои преимущества, такие, например, как успешная реализация жилищных программ.
За период 2004–2009 годов в эксплуатацию введено более 2 млн кв.м жилья. Учитывая повышение спроса на жилье, еще в 2007 году объем ввода жилья возрос на 72%. Рост жилищного строительства продолжился и в 2008 году.
В 2008 году утверждена федеральная пятилетняя программа «Развитие транспортной системы России». В рамках этой программы в области было намечено построить 105 км автодорог и новые мосты. И здесь бурное развитие производства открыло новые перспективы.
Так, с приходом в Калугу крупной пивоваренной компании SIB с ее потребностью вывозить с производства до 3 млн бутылок пива в сутки (!) пришло решение о строительстве нового автомобильного кольца вокруг города. В результате были построены второй мост через Оку и автодорога протяженностью 49 км по две полосы в каждую сторону.
Своеобразно была решена проблема благоустройства калужских городов и сел. Областная власть передала от 50 до 80% со сборов дорожного налога в распоряжение муниципальных бюджетов.
В конце 2008 года открылся новый учебный корпус Калужского государственного педагогического университета. К 2008 году область насчитывала порядка 30 вузов. Разрабатывались программы по привлечению и закреплению кадров (медицинских, педагогических, кадров на селе и т.д.). Решались задачи по обеспечению врачей достойным жильем. Выделялись направления для целевого обучения молодежи специальностям, востребованным в экономике и социальной сфере области. Финансировалось укрепление лечебной материально-технической базы.
В условиях экономического кризиса не ослабевало внимание руководства области к культурной политике. «Все, что делает власть, — считает Анатолий Дмитриевич, — должно быть прежде всего направлено на то, чтобы доставить людям радость, вызвать ощущение комфорта в их жизни. Удастся это — с любыми проблемами в экономике справимся!»
К чести главы области надо отметить, что серьезную оптимизацию структуры претерпела в кризисный период и сама администрация.
В 2007 году в областном госуправлении одновременно прошло серьезное сокращение штата. Было создано министерство конкурентной политики и тарифов, впервые в стране были централизованы закупки для муниципальных нужд. Торги стали проводиться на электронной площадке министерства. Все совещания губернатора и заседания Правительства начали транслироваться в Интернете в режиме онлайн.
В наименьшей степени экономический кризис затронул в Калуге предприятия автокластера. С января 2009 года заработал завод грузовиков компании «Volvo Trucks». К концу 2009 года открылся полный цикл производства на автозаводе «Volkswagen». В апреле 2010 года стартовало производство на предприятии альянса «Peugeot Citroen Mitzubishi». В мае 2013 года на площадке «Volvo» торжественно открылось производство экскаваторов компанией «Volvo Construction Equipment».
Один из секретов привлекательности Калужской области для инвесторов — это доброжелательно настроенный административный аппарат. «Как правило, ударив с инвестором по рукам, — рассказывает А.Д. Артамонов, — я задаю вопрос: когда он начнет строить? И получаю обычный ответ: в лучшем случае через полгода, пока пройдем все согласования… Тогда я предлагаю: начинайте строить сразу, а мы оформим все документы максимум за два месяца. Наша единая команда работает слаженно. Я понимаю, что беру на себя ответственность и в каком-то смысле превышаю свои полномочия, и прокуратура может мне на это попенять. Но федеральные органы власти видят: все, что мы делаем для облегчения проблем инвестора, идет на благо области, — и поэтому стараются нам не мешать, а помогать как можно скорее привести в соответствие с буквой и духом закона».
Огромное значение имеет восприятие инвесторами личности руководителя региона — доверие к нему. Так, однажды генеральный директор «Volkswagen» в Калуге господин Ленц сказал, что в вопросе строительства завода решающей оказалась одна из его бесед с Анатолием Артамоновым, когда он просто посмотрел калужскому губернатору в глаза. Посмотрел и решил, что завод будет здесь. Номер мобильного телефона Анатолия Дмитриевича знает каждый инвестор, звонить можно в любое время, губернатор сам снимет трубку. Об этом знает любой чиновник и в областной, и в каждой муниципальной администрации. Ни одна жалоба не останется без разбирательства. Анатолий Дмитриевич имеет также обыкновение сам бывать на промышленных предприятиях, в сельхозорганизациях, чтобы узнать настроения людей, понять, что на самом деле их волнует.
Политика Губернатора Артамонова — это постоянное обучение кадров. Свою команду Анатолий Дмитриевич в основном составляет из земляков: «Я считаю, что если человек местный, он гораздо больше будет склонен работать не за страх, а за совесть».
Регулярно вместе с главами районов, мэрами Калуги и Обнинска, министрами областного правительства он совершает поездки по России и за границу. Изучается опыт муниципального управления, подходы к благоустройству, к работе с инвесторами в промышленности, сельском хозяйстве. Навещает губернатор и районы области, знакомясь с положением дел на местах.
Вторую пятилетку своего губернаторства Анатолий Дмитриевич Артамонов отработал надежно и максимально эффективно. По всем важнейшим экономическим и социальным показателям область уверенно закрепилась в числе лидеров по стране. Поэтому, когда подошло время переизбрания, 10 июня 2010 года, по предложению Президента Российской Федерации, он был утвержден решением Законодательного собрания области на должность Губернатора Калужской области на очередной пятилетний срок.
Анатолия Дмитриевича в работе отличают дальновидность и государственная масштабность мышления. Это психология не временщика, а именно хозяина, заинтересованного не только в результатах на ближайшие 5 лет, но и в долгосрочной перспективе развития, благоустройства и процветания своей земли для будущих поколений.
Промышленность региона пережила кризис, но многие предприятия со славной историей нашли свою нишу в новых условиях. По-настоящему новой стала стратегия кластерного развития, благодаря которой регион занял 3-е место в России по производству автомобилей. Сегодня в калужском автомобильном кластере более 30 компаний. В перспективном фармкластере — больше 60 участников. Развиваются и другие, в том числе относительно новый для нашей страны — туристско-рекреационный кластер. В области организовано 12 индустриальных парков и особая экономическая зона «Калуга». Инвесторам предлагаются площади, построенные по технологии «Build-to-suit» или в «браунфилдах». Фактический объем инвестиций за последние 11 лет (с 2006 г.) по реализуемым в регионе проектам составил порядка 373,3 млрд руб. Создано более 25,4 тыс. рабочих мест. Расходы на социальную сферу выросли на 60%.
Естественно, в адрес Анатолия Дмитриевича Артамонова звучит и критика. Зачастую в вину ему ставят тот факт, что материальное благосостояние жителей области растет далеко не такими темпами, какими развивается промышленность региона. Но нельзя не отметить, что средняя заработная плата в регионе находится на достойном уровне, и Москва не «забирает» теперь все молодые кадры. В Калуге можно найти хорошую работу, да и жизнь здесь дешевле, чем в столице, а главное — реализуются жилищные программы.
Анатолий Дмитриевич полностью посвящает себя работе. «Я дома бываю по 6–7 часов в день всего. Живем вдвоем с женой, она работает начальником управления социальной защиты Калуги, тоже дома мало бывает. Приходим поздно вечером, немного погуляем и спать, а утром — оба по своим делам. Дети взрослые уже, внуки — это счастье…»
А.Д. Артамонов — доктор экономических наук, действительный член Петровской академии наук и искусств. В 2000 году А.Д. Артамонову вынесена благодарность от Фонда «Лучшие менеджеры новой эпохи» Российской общественной комиссии Клуба лучших менеджеров России «за личную поддержку и активное участие в общероссийском проекте «Новая эпоха. Лучшие менеджеры России».
В апреле 2002 года ему вручен диплом Русского биографического института «Лучший Губернатор». В том же году А.Д. Артамонов отмечен Знаком Петра Великого и дипломом «Лучший менеджер» (общественная награда, учрежденная Клубом лучших менеджеров России), дипломом лауреата премии общественной организации «Российская академия бизнеса и предпринимательства» в номинации «За формирование благоприятного инвестиционного климата в России». За достижения в развитии транспорта, инфраструктуры и социальной сферы, базы строительной отрасли в 2003 году ему присвоено почетное звание «Созидатель года-2002», присуждены Гран-при и почетный приз «Золотая триумфальная арка».
В 2003 году он награжден дипломом и знаком лауреата Форума «Общественное признание», медалью «Мир навеки» за большой личный вклад в дело примирения, взаимопонимание, сотрудничество и партнерство между народами России и Германии (2006).
В 2015 году он отмечен высшей наградой МГТУ имени Н.Э. Баумана — почетным знаком «За заслуги перед университетом». По итогам 2014 года получил награду от журнала «Бюджет» за 3-е место в рейтинге эффективности регионов.
За большой вклад в социально-экономическое развитие области и многолетний добросовестный труд награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, за достигнутые трудовые успехи и большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами — орденом Почёта, за внимание к участию в деле возрождения святынь и в связи с 200-летием Калужской епархии — орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени. Имеет многие другие российские государственные и общественные награды, а также иностранные. Это — орден «За заслуги в дипломатической службе» I степени (Республика Корея), Командорский крест ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия», орден Льва (Финляндия), государственную награду Королевства Дании — орден Даннеброг, государственную награду Королевства Испании — номерной крест ордена «За гражданские заслуги». Кавалер ордена Почётного легиона (Франция).