КОСТЮКОВСКИЙ Яков Аронович (1921-2011)
Секретарь Союза писателей Москвы, сопредседатель Ассоциации независимых писателей «Апрель»
Родился 23 августа 1921 года в городе Золотоноша Черкасской области (Украина). Отец – Костюковский Арон Яковлевич (1890–1966), служащий, участник Первой мировой войны. Мать – Костюковская Софья Гилевна (1890–1960). Супруга – Сухарь Эсфирь Григорьевна (1920–1999). Дочь – Костюковская Инна Яковлевна, работала библиографом.
Вскоре после рождения Якова семья Костюковских переехала из Золотоноши в Харьков. Детство и отрочество Якова Ароновича прошли там. Его отец, по национальности еврей, был участником Первой мировой войны и заслужил за храбрость самую почетную воинскую награду в царской России, Георгиевский крест. Для евреев такая награда была большой редкостью. Она давала ее обладателю ряд льгот, в частности право поступать в институт за рамками «процентной нормы», то есть сдавать экзамены на общих основаниях. Но Арон Яковлевич отдал и награду, и положенную льготу (это позволялось) двоюродному брату, который, отучившись, стал впоследствии хорошим врачом. Мать была очень мудрой женщиной, она, по сути, дала Якову, росшему в атмосфере восторженного отношения к И.В. Сталину, первые политические уроки: просто и доходчиво развенчивала заслуги вождя.
Костюковские не были традиционной патриархальной еврейской семьей. Окружение Якова не отличалось религиозностью, он так никогда и не освоит идиш, а учиться пойдет в обычную украинскую школу, а не в ешиву. В доме читали книги, выписывали литературные журналы «Красная новь», «Новый мир». По заголовкам из газеты «Известия», которую выписывал отец, мальчик учился читать. Нередко гости родителей говорили о литературе: затрагивать политику, а это было время «голодомора» на Украине, считалось просто опасным для жизни. Поэтому обстановка в доме располагала к тому, что мальчик с самого раннего детства пытался что-то написать, благоговел перед листом чистой бумаги на письменном столе. Он ходил в школьный литературный кружок, в стенгазете вел уголок юмора: писал эпиграммы, сатирические стихи, рассказывал о своих наблюдениях. Помимо этого посещал литературную студию при городском Дворце пионеров имени П.П. Постышева. Дворец был одним из первых в СССР, а студией руководил писатель Н.П. Трублаини. В 1939 году Яков, окончив с золотой медалью школу, едет в Москву поступать в знаменитый в то время Институт истории, философии и литературы (ИФЛИ), который Сталин считал рассадником вольнодумства. В институте он познакомится со своей будущей женой. Его принимают, но уже на 1-м курсе мобилизуют и отправляют вместе с сокурсниками в западные районы СССР, где он становится участником военной кампании, связанной с присоединением к Советскому Союзу Западной Украины и Западной Белоруссии. Успел там поработать в дивизионной газете, вывез оттуда много впечатлений: самые сильные из них – архитектура Львова, Самбора, другой уклад жизни, «другие» евреи - хасиды. В мае 1940 года, после раздела Польши, Яков вернулся к учебе, но доучиться не смог: началась Великая Отечественная война.
Его пригласили в газету «Московский комсомолец». Он одним из первых написал о народном ополчении, поставив под сомнение необходимость бросать под пушки необученных людей. Начальству это не понравилось, его отчислили из «Московского комсомольца, и в сентябре 1941 года, перед началом сражения за Москву, он поступает в военный отдел «Комсомольской правды». Выезжал на передовую, попадал под бомбежки, был контужен. Он становится фронтовым корреспондентом. Участвует в битве за Москву, его награждают медалью «За оборону Москвы». Параллельно Яков Костюковский работал ответственным секретарем военно-молодежного журнала «Смена». После стычки с секретарем ЦК ВЛКСМ по идеологии О.П. Мишаковой, обвинившей Якова в том, что тот якобы выписывает повышенные гонорары евреям, и получившей на это жесткий, но справедливый и остроумный ответ, его отправили в армию ответственным секретарем в дивизионную газету «За Отечество!».
В те дни 20-летний Яков пишет свой первый фельетон на фронтовую тему, а в ноябре 1941 года по чьему-то совету решает показать его знаменитому сатирику Евгению Петровичу Петрову, в то время главному редактору «Огонька». Фельетон появился в декабрьском номере журнала, в дни контрнаступления Красной армии под Москвой. Так выдающийся писатель-сатирик невольно дал путевку в жизнь новому дарованию. Позднее были встречи и с другими корифеями литературно-сатирического жанра: М.М. Зощенко, когда после смерти И.В. Сталина Яков начал формировать альманах «Смех – дело серьезное» и предложил знаменитому писателю поместить в нем что-нибудь свое; с Ю.К. Олешей. С Олешей водил даже компанию, правда, сложилась она на почве интереса к футболу (оба были страстными болельщиками).
После войны старшина Яков Костюковский, демобилизовавшись, возвращается в редакцию «Московского комсомольца». Заведовал там отделом культуры, затем стал ответственным секретарем. Ввел в газете раздел сатиры и юмора «Удивительно, но факт», в котором сотрудничали ставшие впоследствии известными карикатуристы и писатели-сатирики. С 1945 года публиковал в журналах «Крокодил», «Перец», других журналах и газетах сатирические рассказы и фельетоны. С 1947 года, оставаясь в газете, Яков Аронович занимался практически только литературной работой. Тем более что в 1949 году, в разгар государственного антисемитизма, с газетой ему пришлось расстаться. В 1952 году он был принят в Союз писателей СССР.
Начиная с 1948 года Яков Аронович работал в соавторстве с В.Е. Бахновым. К тому времени это были уже сложившиеся, профессиональные писатели-сатирики. Они писали для эстрады интермедии, стихотворные фельетоны, сатирические стихи, куплеты, отличавшиеся высоким литературным уровнем, остротой, свежестью содержания, имевшие нередко неожиданный остроумный поворот темы. Авторы сотрудничали с виднейшими артистами эстрады. В течение 15 лет готовили целевые программы, злободневные, остро ставившие актуальные вопросы, – для дуэта конферансье Ю.Т. Тимошенко и Е.И. Березина (известны под псевдонимами Тарапунька и Штепсель). Их перу принадлежат интермедии «Напишите письмо», «Привет из Крыма», «Профсоюзный деятель», написанные для парного конферанса Л.Б. Мирова и Е.П. Дарского (а позднее М.В. Новицкого). Они – авторы одного из самых известных в 1950-е годы номеров артиста советской эстрады А.С. Белова: стихотворных пародий на самовлюбленного поэта-халтурщика Евгения Ального. Для артистов А.И. Шурова и Н.Н. Рыкунина пишут первый сольный спектакль «На маскараде» (1953), музыкальные фельетоны – для Л.Г. Атманаки, стихотворные фельетоны для Г.Т. Орлова, интермедии и куплеты – для П.В. Рудакова и В.А. Нечаева. Были авторами многоактных пьес «Случайные встречи» (1955), «Сплошные неприятности» (1956), поставленных в ряде театров. Вместе пишут книги «Можете жаловаться» (1951), «Занимайте ваши места» (1954), «Книга без басен» (1960). Дуэт Костюковского и Бахнова просуществовал до 1963 года. Их последняя совместная работа – сценарий к кинофильму режиссера В.Д. Дормана «Штрафной удар» (1963). В этой ленте дебютировал как киноактер В.С. Высоцкий, который просил Я.А. Костюковского помочь, чтобы его взяли на роль.
С 1963 года Яков Аронович объединяет свои творческие усилия с поэтом и сатириком М.Р. Слободским. Он пишет в соавторстве с ним эстрадные обозрения, пьесы для театра, сценарии для мультфильмов. И.А. Пырьев, кинорежиссер, народный артист СССР, любивший их эстрадные интермедии, приглашает авторов в свою сценарную мастерскую. Они сразу же предложили ему несколько небольших сценариев под общим названием «Веселые истории» (1963). Пырьев рекомендует авторов кинорежиссеру Л.И. Гайдаю. К началу 1964 года у них уже был готов для него сценарий кинокомедии «Несерьезные истории», принятый Вторым творческим объединением «Мосфильма». Этот творческий триумвират подарил кинематографу три лучшие кинокомедии советского времени: «Операция “Ы”» и другие приключения Шурика» (1965), «Кавказская пленница» (1967), «Бриллиантовая рука» (1969). С комедией «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» в кино ворвался новый герой – непутевый, но находчивый интеллигент, дающий отпор грубой силе. Фразы из комедий Костюковского разошлись по всей стране, причем среди них нет ни одной, существовавшей ранее, ни одного чужого оборота: «Поскользнулся, упал, потерял сознание, очнулся – гипс»; «Чтоб ты жил на одну зарплату!», «Буду бить аккуратно, но сильно!», «Студентка, комсомолка, спортсменка, наконец, просто красавица», «Жить хорошо. А хорошо жить - еще лучше!», «Короче, Склифосовский!», «Надо, Федя, надо!», «Бабуля, закурить есть?!».
Я.А. Костюковский также автор книги сатирических стихов «Мужской разговор» (1965). Он выпустил сборник комедийных киносценариев «Жить хорошо. А хорошо жить – еще лучше» (1998), принял участие в подготовке сценариев фильмов: «Ехали мы, ехали» (1962, автор сценария, текст песен), «Неисправимый лгун» (1973, автор сценария), «Новые большие неприятности» (1973), «С бору по сосенке» (1974), «Ни пуха ни пера» (1975, автор сценария) по охотничьим рассказам П.М. Губенко (псевдоним Остап Вишня), «Соло для слона с оркестром» (1975, автор сценария), «Комедия давно минувших дней» (1981, автор сценария), «Хорошо сидим» (1986, автор сценария). Его пьесы ставились в театрах России, Украины и других государств.
Одним их своих учителей Яков Аронович считает сатирика Э.Я. Германа (псевдоним Эмиль Кроткий). С ним его сблизила совместная работа в журнале «Крокодил», вместе они выпускали устный альманах «Смех – дело серьезное», с которым выступали в Москве, Ленинграде и других городах. Какого-то специального обучения не было, просто беседы с Кротким были для Якова уроками мудрости и юмора. На творчество Я.А. Костюковского повлиял также обладавший чрезвычайно острым умом поэт и драматург Н.Р. Эрдман, автор знаменитой пьесы «Самоубийца».
Литературный жанр, избранный Я.А. Костюковским в самом начале своего творческого пути, определил его активную жизненную позицию. В 1989 году он явился одним из создателей и сопредседателей Ассоциации независимых писателей «Апрель», отпочковавшейся от Союза писателей СССР, входит в секретариат Союза писателей Москвы. В октябре 1993 года, в момент кульминации противостояния исполнительной и законодательной властей России, Яков Аронович был одним из 40 литераторов, подписавших знаменитое обращение «Писатели требуют от правительства решительных действий», в котором призывали дать отпор оппозиции.
Я.А. Костюковский – кавалер ордена Почёта (2001), лауреат премии «Венец», учрежденной Союзом писателей Москвы и Банком Москвы (2005), за заслуги в литературе, общественную работу по воспитанию молодежи и пропаганду художественной литературы. В 2007 году был отмечен орденом «Миротворец» I степени Всемирного благотворительного альянса «Миротворец».
В минуты отдыха нередко смотрит спортивные телепрограммы.