БОНДАРЕВ Юрий Васильевич (1924-2020)
Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, лауреат Государственной премии РФ имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, лауреат Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, почетный гражданин города-героя Волгограда
Юрий Бондарев — выдающийся писатель-фронтовик, ярчайший представитель «лейтенантской прозы» — тех юношей, которые спасли Родину в пекле войны, а затем описали свою жизнь в знаковых произведениях, обогативших отечественную и мировую литературу.
(Иллюстрированная биография из книги «Кто есть кто в современной России»)
Родился 15 марта 1924 года в городе Орске Оренбургской области. Отец — Бондарев Василий Васильевич (1896–1988). Мать — Бондарева Клавдия Иосифовна (1900–1978). Супруга — Бондарева Валентина Никитична (1927 г. рожд.). Дочери: Бондарева Елена Юрьевна (1952 г. рожд.), специалист по английскому языку; Бондарева Екатерина Юрьевна (1960 г. рожд.), художник. Внук — Бондарев Андрей, дипломат.
Предками Юрия Бондарева по отцовской линии были уральские крестьяне, дед по матери — железнодорожный рабочий из Полтавы. Отец будущего писателя воевал на фронтах Первой мировой войны. Детство Юры проходило в постоянных разъездах. С сыном на руках семья колесила по Оренбуржью, Южному Уралу, Средней Азии. В 1931 году они перебрались из Ташкента в Москву, в Замоскворечье, которого Бондарев впоследствии неоднократно коснется на страницах своих произведений.
Юрий учился в 516-й средней школе на Лужниковской (ныне — улица Бахрушина). В ряду его интересов большое место занимали книги. Этому во многом способствовала мать, часто читавшая сыну по вечерам и постепенно привившая Юре любовь к русской классике.
Огромное впечатление произвели на Юрия в школьные годы «Степь» А.П. Чехова и «Затишье» И.С. Тургенева. Возможно, чеховским поэтичным настроением, его чувством добра и красоты навеян и первый рассказ Бондарева, написанный в школе. Назывался этот рассказ по-школьному традиционно — «Как я провел лето». Тем летом Юрий жил с дядей, братом матери, Фёдором Иосифовичем Гришаенко и своим двоюродным братом Сашей в маленькой башкирской деревушке Чишмы на реке Белой. Дядя учил их многому: рыбачить, охотиться, ходить в лесу, грести на веслах, ориентироваться на местности, разводить костер в любую погоду, готовить пищу в походных условиях.
Нельзя не вспомнить Марию Сергеевну Кузовкину, учительницу русского языка и литературы. Первый рассказ Юры Бондарева читали в классе. Потом Мария Сергеевна отвела мальчика в сторону и сказала: «Юра, тебе надо писать. Заведи записную книжку, дневник, записывай свои наблюдения, поразившие тебя факты и чувства, вызванные ими». В школе Юра Бондарев издавал рукописный литературный журнал. Рано заявившие о себе «побуждения к писательству» и к литературной деятельности оборвала война. Детство в одночасье кончилось. Мальчики стали солдатами и командирами, приняли на себя всю тяжесть ответственности «за исход боя», за человеческие жизни, им доверенные. Теперь их школой — высшей школой — была война.
Летом 1941 года комсомолец Бондарев вместе с тысячами молодых москвичей участвовал в сооружении оборонительных укреплений на Смоленском направлении. Их, старшеклассников, успели вернуть в Москву за несколько дней до боев, последним эшелоном. Потом была эвакуация в Казахстан, куда Юрий добирался один, догоняя уехавших родителей. В легких парусиновых туфлях, в белых расклешенных брюках с надраенной морской бляхой на ремне вышел он на колхозную работу в невыносимо душную степь. Каково давалось ему, столичному школьнику, скирдовать, накладывать сено на арбу, с беспощадной по отношению к самому себе правдой поведано писателем в рассказе «Быки». Вместе с летом 1941 года закончились и его сельхозработы. Бондарев стал забойщиком и откатчиком на одной из шахт «Мартукуголь» в Актюбинской области. Как известно, шахта того времени — прежде всего ручной труд, кайло и лопата.
В августе 1942 года юношу призвали в армию и направили во 2-е Бердичевское пехотное училище, эвакуированное в город Актюбинск. Через два с небольшим месяца обучения — война диктовала свои законы — в октябре 1942 года их, сержантов, бросили в военно-формировочные лагеря под Тамбов. Далее — в составе 2-й гвардейской армии генерала Малиновского — на Сталинградский фронт. Стремительным маршем армия двинулась к рубежу реки Мышковы. Стояла задача: не пустить танки и моторизованную пехоту Манштейна к Сталинграду, не дать прорвать кольцо вокруг полчищ Паулюса… Здесь сержант Бондарев примет здесь свой первый и страшный бой в качестве командира расчета 82-миллиметрового миномета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии.
Впоследствии Юрий Васильевич писал:
«...Я помню, как тогда мы гнали немцев, как в канун нового 43-го года штурмом освобождали Котельниково. Запомнились пакгаузы у вокзала, знакомый наводчик, с ужасом сообщивший мне, что у его противотанкового орудия разбило прицел. А потом очередной налет «юнкерсов». У этих пакгаузов меня ранило, и не одного...»
Раненый Юрий пролежал несколько часов на 30-градусном морозе в ожидании санитаров. Обмороженного, его отвезли в медсанбат, оттуда в полевой госпиталь для тяжелораненых в Старую Рачейку, станцию в Куйбышевской области.
Из госпиталя Бондарев выписался в начале апреля 1943 года. Потом были Куйбышев, батальон выздоравливающих, маршевая рота, 1-й Украинский фронт. Сержант Бондарев — командир орудия, теперь уже 76-миллиметрового противотанкового, в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии. Он сам выбрал эту пушку, хотя прекрасно видел на Мышкове, какова она — дуэль с фашистскими танками… Курск, Сумы, форсирование Днепра, освобождение Киева, Житомира… Под Житомиром, когда попали в неожиданное окружение, он был снова ранен и поступил в конце ноября 1943 года в госпиталь поселка Загальцы Киевской области.
Из госпиталя старший сержант Бондарев вышел в январе 1944-го. Далее — Западная Украина, Карпаты, Жешув, Санок, Польша, Чехословакия. Юрий Бондарев воевал в рядах 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии. В конце октября 1944 года его направили в Чкаловское училище зенитной артиллерии. Здесь он встретил День Победы.
Домой младший лейтенант Бондарев вернулся в декабре 1945-го, под самый Новый год. Первый тост — за погибших родных, близких и знакомых.
К мирной жизни Ю. Бондарев возвращался со сложным жизненным и душевным опытом. После войны в душе у Бондарева стало пробуждаться желание записать свои раздумья и воспоминания, передать то, что он знал о жизни и людях.
«Видимо, каждый неравнодушен к своему поколению и хочет напомнить о нем с ревнивой любовью», — писал Юрий Бондарев много лет спустя в статье «Моим читателям» (1975), и вот отсюда-то и ведет начало его путь к литературному творчеству.
Все решил случай: старый товарищ, полистав тетрадку с его набросками-рассказами о войне, сказал: «Да ты ж писатель! Бросай все и беги в Литературный!». Так в 1946 году он стал студентом Литературного института при Союзе писателей имени А.М. Горького, творческого семинара самого К.Г. Паустовского. Юрий стал получателем повышенных стипендий — сначала Шишковской, а затем и Сталинской.
Первый из опубликованных рассказов «В пути» — появился в молодежном журнале «Смена» в 1949 году, когда Бондарев учился на 3-м курсе. За ним последовали другие рассказы. Их печатали в журналах «Огонёк», «Октябрь», «Советский воин», «Крестьянка», «Молодая гвардия». Уже в первых своих произведениях Юрий Бондарев утверждает, что «величайшая ценность данного мира» — человек. В его прозе проявился пристальный интерес к нравственной проблематике, к драматическим моментам внутренней жизни человека, воплотились его раздумья о сущности мужества и долга.
В 1951 году Юрий Бондарев с отличием окончил институт и без книги, по одним только журнальным публикациям. Был принят в Союз писателей СССР.
Триумф молодого литератора продолжался, следовали новые публикации, а в 1953 году вышел первый сборник его рассказов «На большой реке» (рассказы «На большой реке», «Поздним вечером», «Побег», «Радуга», «Однажды ночью», «Незабываемое», «Наступление» и другие).
Его рассказы были «на стержне» тогдашней литературы, равно как и герои этих рассказов: молодые специалисты, инженеры-строители, рыбаки, врачи, инженеры-технологи, конструкторы, капитаны речных судов, горные инженеры, партийные работники. Но выбор героев диктовал еще и авторский интерес к людям этих профессий: он помнил речных капитанов на Белой, уральских геологов, выходивших иногда к их рыбацкому костру и рассказывавших о поиске, помнил бригаду рыбаков в Чишме, а в шахте провел не один месяц. Добавим, что на Белую, на Урал он не раз ездил и после войны.
Бондареву прочили судьбу мастера короткого рассказа. Упорно и самозабвенно он работал над новыми рассказами и беспощадно правил «старые», уже опубликованные. Рассказы «Простите нас!», «Игра», «Клара», «Скворцов» разительно отличались от вышедших в сборнике «На большой реке». Первая же повесть Юрия Бондарева «Юность командиров» началась как бы случайно, попутно с рассказами, как проба пера в новом жанре.
Пока «Юность командиров» проходила свой путь в издательстве, автор переживал состояние творческого взрыва. Он писал — и было ощущение, что это главная, или, во всяком случае, первая настоящая книга, которая придет через год к читателю под заглавием «Батальоны просят огня» (1957), а следом за ней другая — «Последние залпы» (1959). По выражению критика В.И. Коробова, «в результате родился новый Бондарев, художник большой, подлинный, неповторимый».
Юрий Бондарев, как и его фронтовые сверстники — писатели Е. Носов, В. Богомолов, Ю. Гончаров, В. Быков, А. Платонов, В. Кондратьев, К. Воробьёв, в конце 1950-х — начале 1960-х годов восстали против жесткого диктата нормативно-декларативной, украшательской литературы о войне, предложив свое новаторское осмысление ее. Это была пронзительно правдивая, светоносная, хотя и горькая, так называемая «лейтенантская проза», проза «предельных ситуаций, испытывающих нравственные устои человека» на войне, обнажавшая суть конфликта между «совестью в ее высоком социальном значении» и узко понимаемым служебным долгом, изображавшая войну такой, какой она была.
По словам Константина Симонова, «Батальоны просят огня» многому научили даже самых маститых писателей». «Все мы вышли из бондаревских «Батальонов...», — сказал известный писатель Василь Быков о писателях-фронтовиках. Немецкий славист В. Казак повесть «Батальоны просят огня» воспринял как «первый вклад Бондарева в новую литературу о войне, основанную на «окопной правде» и направленную против псевдогероики, фальсификаций и официоза».
«Последние залпы» утвердили высоту и психологическую сложность, человечность в «военной» прозе, утвердили Бондарева как новатора и первооткрывателя. Эта повесть о мужестве, стойкости и доблести советских воинов, стоящих насмерть на окраине польского городка Касно, густо насыщена размышлениями — не голословными, не умозрительными, а вытекающими из конкретных поступков конкретных людей, о Добре и Зле на войне.
«Батальоны просят огня» и «Последние залпы» выдвинули Юрия Бондарева в первый ряд советских писателей, утвердили его как художника и мастера слова, многому его научили. Он становится одним из самых печатающихся авторов.
В 1962 году сенсацию произвел опубликованный в «Новом мире» роман «Тишина», продолживший общеевропейскую тему «потерянного поколения» — трудного вхождения в мирную жизнь молодых людей, попавших на фронт со школьной скамьи. Вскоре «Тишину» тиражировала «Роман-газета», затем — многие отдельные издания, с огромным успехом прошел по экранам 2-серийный кинофильм, роман был переведен на десятки языков. Но еще раньше, буквально следом за первой публикацией, — лавина читательских писем, поток обсуждений, отзывов, рецензий, статей. Самых горячих и самых разноречивых.
Далее Бондарев пишет повесть «Родственники», литературная судьба которой поначалу складывалась не лучшим образом. Повесть была закончена в 1965 году, а свет увидела только в 1969 году на страницах журнала «Октябрь». Но в том же году в журнале «Знамя» публикуется «Горячий снег», и все внимание критики отдается этому роману. И только с выходом первого собрания сочинений Бондарева (1974) «Родственники» включаются в серьезное критическое рассмотрение.
Вспоминая о том, что послужило толчком к написанию романа «Горячий снег», Ю.В. Бондарев говорил: «Много лет назад в Австрии проходила международная дискуссия писателей. После многочисленных вопросов о советской литературе ко мне подошли два немца средних лет. Из разговора выяснилось: оба они бывшие танкисты из армейской группы «Гот», оба воевали на том же участке фронта на реке Мышкове, где в декабре 1942-го был и я. Тогда танковые дивизии Манштейна пытались прорваться, пробить коридор к окруженной нашими фронтами более чем трехсоттысячной группировке Паулюса в районе Сталинграда. Два немца эти были настроены сейчас дружелюбно… Вот эта неожиданная встреча недавних врагов и послужила внезапным, что ли, возбуждающим импульсом — я вспомнил многое, что за протяженностью лет уже забывалось: зиму 1942-го, холод, степь, ледяные траншеи, танковые атаки, бомбежки, запах гари и горелой брони…»
В середине 1960-х годов началась большая и кропотливая работа над сценарием ныне всемирно известной киноэпопеи «Освобождение». Изучались глобальные и частные материалы Второй мировой войны, не только стратегические операции и полководческое искусство, но и характеры, психологические черты и черточки военачальников. Самым главным стали многочисленные личные встречи и доверительные беседы Бондарева с виднейшими полководцами Великой Отечественной войны, и среди них — с Жуковым и Коневым. «До сих пор себя казню, — говорил Ю.В. Бондарев, — что так мало расспросил Георгия Константиновича о 41-м годе, о котором по-настоящему еще почти ничего не написано...».
Помимо фильма «Освобождение» (1968), который лишь за два года посмотрели 350 миллионов зрителей в СССР и десятки миллионов за рубежом, по произведениям Ю. Бондарева сняты кинокартины «Последние залпы» (1960, режиссер Л. Сааков), «49 дней» (1962, режиссер Г. Габай), «Тишина» (две экранизации: 1963, режиссер В. Басов; 1992, режиссер О. Воронцов), «Горячий снег» (1972, режиссер Г. Егиазаров), «Берег» (1984, режиссеры А. Алов и В. Наумов), «Батальоны просят огня» (1985, режиссеры В. Чеботарёв, А. Боголюбов), «Выбор» (1987, режиссер В. Наумов).
Как одному из авторов сценария фильмов «Освобождение» («Огненная дуга», «Прорыв», «Направление главного удара», «Битва за Берлин», «Последний штурм») в 1972 году Ю.В. Бондареву была присуждена Ленинская премия.
С начала 1970-х годов в творчестве Бондарева острота психологических коллизий сопрягается главным образом со сферой частной жизни, подчеркивая ответственность каждого за свою судьбу — будь то отношения между мужчиной и женщиной, «завоевателем» и побежденным, выбор между жизнью предателя и смертью героя, между муками истинного творчества и благополучием рутины. Герой его романов — человек сильный, творческий и преуспевающий — явно автобиографичен (писатель Никитин, художник Васильев, кинорежиссер Крымов, ученый Дроздов).
Роман «Берег» (1975), в частности, стал еще одним завоеванием писателя в обнаружении новых граней в трагедии жизни, тесного слияния вопросов злободневных с «вечными», общечеловеческими. Роман документален и автобиографичен, как ни одна прежняя книга Бондарева, хотя никогда прежде у него не было и столько «выдумки», столько работы воображения, как в «Береге». Не говоря уже о сюжете, о всей линии Никитин — Эмма, но даже войну Бондарев на этот раз написал не «свою», не был он участником штурма Берлина, в Германию 1945-го не входил.
На встрече со студентами Московского университета писатель так говорил о замысле романа: «Я имею в виду не одну идею, а комплекс идей. Я хотел высказать то, что меня буквально преследовало последние годы, сказать о главном — о человеческом счастье. Счастье — это одержимость, это ожидание, это последовательное приближение к цели, это исполнение своего долга перед людьми и т.д. Мне хотелось сказать о счастье, которое является для меня синонимом человечности».
Талант разносторонний, яркий, Юрий Бондарев виртуозно работает в малой форме. Со второй половины 1970-х годов в периодике начали появляться его сюжеты, объединенные названием «Мгновения». Автор дал определение жанра своих «Мгновений»: «…книга начинается гораздо раньше, чем написана первая строка. Много лет назад я задумал написать не повесть, не роман, не хронику, а книгу — мозаику человеческой жизни…».
Благородство и глубина изложения, стремление к правде, требовательность к себе и людям — вот лишь несколько черт, которые характеризуют его эссе. Поиск красоты, ее смысла — вечная тревога и забота художника-творца. Бондарев-романтик, Бондарев-идеалист, Бондарев-философ открывается перед читателем в таких миниатюрах, как «Звезда детства», «Женственность», «Лунный свет», «Венеция», «Счастлив ли я?».
В «Мгновениях» Бондарев «допускает» читателя к сокровенным глубинам своего внутреннего мира. Беспощадная душевная распахнутость многих страниц «Мгновений» («Отец», «Быки», «Свет в окне») помогает воспринять драму мужественного поединка художника с жизнью. Цикл «Мгновения» автор на протяжении многих лет постоянно пополнял все новыми вещами. Бондарев-публицист похож на своего героя Никитина («Берег») даже особенностями мышления: однажды родившаяся мысль живет в нем, уточняясь, перепроверяясь, углубляясь, пока не выплавится в афоризм, — характерная черта стиля публицистики писателя, занимающей важное место в его творчестве и собранной в книги: «Взгляд в биографию» (1971), «Поиск истины» (1976), «Хранители ценностей» (1978), «Человек несет в себе мир» (1980), «Диалоги о формулах и красоте» (1990), «Публицистика» и другие.
Судьба романа «Выбор» (1980) сложилась не совсем так, как можно было предположить. Вызвавший большой читательский интерес, он получил самые разноречивые оценки в прессе. Если предыдущие книги Бондарева было принято считать книгами «о войне», то «Берег», «Выбор» и «Игру» некоторые критики называли трилогией о советской художественной интеллигенции, ее специфических проблемах и мироощущении. Из всех чувств, которые Бондарев считает основополагающими для человека, трепетно изливается в «Выборе» чувство любви к Родине.
В 1985 году Юрий Бондарев выпускает в свет роман «Игра». Вдумчивый читатель улавливает в нем оттенок авторской иронии, правда, пока еще скрытой, но безусловно отражающей тот накал внутренней боли писателя, которая нарастала в нем. Рост разочарования писателя в современной интеллигенции, которая все явственнее проявляла себя неспособной не только выполнять возлагаемые на нее просветительские задачи, но главное — направлять вектор развития человечества.
В 1990-е Бондарев был «вхож во власть» — заместитель Председателя Совета национальностей Верховного Совета СССР, член ЦК Компартии РСФСР, в драматической обстановке он возглавил Союз писателей России. Писатель отмечал: «Я не был отдаленным наблюдателем событий сентября–октября 1993 года, был среди защитников Дома Советов, говорил с ними, слушая их, запоминал их лица… Ощущал стволы снайперов, нацеленные в людей, тех, что были рядом со мной».
«Я просто обязан был высказаться в литературе. Особенно мучительно было то, что, в отличие от Великой Отечественной, «черный октябрь» столкнул с обеих сторон вроде бы своих — соотечественников, сограждан. И боль-печаль на душе не проходит…», — говорил Юрий Васильевич.
И об этом — роман «Бермудский треугольник» (1999), первое произведение в творчестве писателя, где в центре событий уже не фронтовики, не представители поколения победителей, а дети и внуки солдат Победы. Юрий Бондарев — первый из современных прозаиков, который описал трагический 1993 год.
Россия, ее судьба и нынешний облик есть тот главный герой романа Юрия Бондарева, который подсказал ему название новой книги — «Без милосердия» (2004), где речь идет снова (и это правило Бондарева) о высокой и чистой любви, о людях, представителях все той же интеллигенции, требовательность к которой не лишает писателя неистребимой любви к ней.
Произведения Юрия Бондарева переведены более чем на 70 языков мира. С 1958 по 1980 год за рубежом опубликовано 130 его произведений. В Советском Союзе и России вышли в свет четыре собрания сочинений писателя.
В 2004 году выставка, развернутая в стенах бывшей «Ленинки» к 80-летию писателя, не вместила всех имеющихся в фондах библиотеки книг Бондарева.
Наряду с писательством в течение многих лет Ю.В. Бондарев вел активную общественную деятельность. С 1959 по 1963 год он являлся членом редколлегии, редактором отдела литературы и критики «Литературной газеты». В ноябре 1971 года был избран первым заместителем председателя правления Союза писателей РСФСР, а с 1990 по 1994 год являлся председателем Союза писателей России. С 1991 по 1999 год работал сопредседателем Международного сообщества писательских союзов. В 1974–1979 годах возглавлял Добровольное общество любителей книги.
В 1963 году Ю.В. Бондарев вошел в Союз кинематографистов СССР. В 1961–1966 годах являлся главным редактором Объединения писателей и киноработников на студии «Мосфильм». Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР IX–Х созывов, был заместителем Председателя Совета национальностей Верховного Совета СССР (1984–1989), членом ЦК Компартии РСФСР (1990–1991).
Ю.В. Бондарев — действительный член Академии российской словесности, Академии наук и искусства, Русской, Международной славянской, Петровской академий, почетный член Пушкинской и Крымской академий, почетный член Санкт-Петербургской общественной организации Академии русской словесности и изящных искусств имени Г.Р. Державина, председатель комиссии по присуждению международной премии М.А. Шолохова, член редколлегии журнала «Мир образования — образование в мире». Он избран почетным профессором Московского государственного открытого педагогического университета имени М.А. Шолохова, где создан музей Ю.В. Бондарева.
Ю.В. Бондарев — Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии (за сценарий киноэпопеи «Освобождение»), двух Государственных премий СССР (за романы «Берег» и «Выбор»), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (за сценарий фильма «Горячий снег»).
В 2014 году, в год своего 90-летия, Ю.В. Бондарев удостоен Государственной премии РФ имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова в области литературы и искусства за серию книг, раскрывающих величие народного подвига в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, героизм и мужество защитников Отечества.
Награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I степени, «Знак Почёта», двумя медалями «За отвагу», медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», орденом «Большая Звезда Дружбы народов» (Германия), орденом Почёта (Приднестровье), золотой медалью А.А. Фадеева, золотой медалью имени А.П. Довженко, многими наградами иностранных государств. Ю.В. Бондарев — почетный гражданин города-героя Волгограда.
Он — лауреат приза Всемирного кинофестиваля, премий имени Льва Толстого, В.К. Тредиаковского, В. Даля, М.А. Шолохова, Александра Невского, Всероссийской премии «Сталинград», премии «Древо жизни», премии «Ясная Поляна», Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2015).
Общественным фондом содействия развитию и поддержке культуры и искусства учреждена общественная медаль имени Ю.В. Бондарева «За честь земли Русской», которая вручается за патриотические деяния литераторам, художникам, ученым, артистам, другим выдающимся созидателям — лицам и организациям.
Творчеству писателя посвящены книги В. Михайлова «Юрий Бондарев» (1976), Е. Горбунова «Юрий Бондарев» (1989), В. Коробова «Юрий Бондарев» (1984), Ю. Идашкина «Юрий Бондарев» (1987), Н. Федя «Художественные открытия Бондарева» (1988) и другие.
Юрий Васильевич увлекается живописью. Дома он собрал внушительную коллекцию книг о живописи и альбомов с репродукциями мировых шедевров.