КАЗАКОВА Римма Федоровна (1932-2008)
Поэт, Заслуженный деятель культуры Узбекистана и Каракалпакии, первый секретарь правления Союза писателей Москвы
Родилась 27 января 1932 года в Севастополе, в семье военного. Отец – Казаков Федор Лазаревич (1899–1967). Мать – Казакова София Александровна (1905–1987). Сын – Радов Георгий Георгиевич (1962 г. рожд.), прозаик.
Раннее детство Риммы Казаковой прошло в Белоруссии, затем семья переехала в Ленинград. В 1954 году она окончила исторический факультет Ленинградского государственного университета. Получив распределение на Дальний Восток, она работала лектором-консультантом Хабаровского окружного Дома офицеров Советской армии (1954–1955), затем редактором Дальневосточной студии кинохроники (1955–1961). Здесь в 1958 году вышел первый сборник ее стихотворений «Встретимся на Востоке».
Первое глубокое знание и понимание жизни были обретены Казаковой в годы, проведенные в Хабаровском крае, где суровая атмосфера таежной жизни, характер ее работы потребовали частых поездок и разнообразных контактов с разными людьми. Подтверждение этому читатель найдет уже в первых ее поэтических опытах: «Тайга строга. В тайге не плачут – / Вдали от самых дорогих. / А если плачут, слезы прячут, / Спокойно помня о других…» или: «Я иду и не гнусь – / Надо мной мое прежнее небо! / Я пою и смеюсь, / Где другие беспомощно немы. / Я иду и не гнусь – / Подо мной мои прежние травы, / Ничего не боюсь. /Мне на это подарено право… / А случится беда, / Я шагну, назову свое имя… / Я – своя у своих. / Меня каждое дерево примет» (стихотворение «Тайга»).
В 1959 году Римма Казакова была принята в Союз писателей СССР. В 1964 году она окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького.
Уже более 30 лет Римма Федоровна живет в Москве. Правда, «это именно то место, – подчеркивает она, – где труднее всего меня застать. Дух дороги стал чем-то очень существенным в моей жизни… Но именно дороги… хоть что-то, может быть, и отняли, очень многое дали мне, определив и биографию, и судьбу» («Путь к себе // Казакова Р. Избранные произведения: В 2 т. М., 1985. Т. 1. С. 3–5). Этот факт жизни нашел широкое отражение в творчестве поэтессы. По следам ее «дорог» созданы многие стихотворения: «Мне опять на Восток», «Херсонес», «Прибалтика», «Из кубинского дневника», «Среднеазиатские страницы», «Вологда», «А в Лондоне туман…», «Карловы Вары», «Токио», «Дом», «Митинг в тропиках», «Под чужими небесами» и др. Римма Казакова привлекает внимание читателей к картинам, реалиям, обычаям, внутреннему миру людей разных уголков родной страны и мира. Они интересны своей конкретикой, размышлениями, настроениями автора, навеянными новыми местами и обстоятельствами. Это не просто путевые заметки, а скорее новый взгляд на жизнь в необычных, «свежих» обстоятельствах.
Наиболее широкую известность Казаковой принес цикл стихотворений, основные мотивы которого дружба, верность, любовь, материнство – словом, раздумья на «вечные темы». Некоторые из этих стихотворений стали популярными песнями у людей разных поколений. В каждом из изданных сборников Казаковой присутствуют лирические стихи о спасительной силе и власти добра, чуткости, о любви женщины и мужчины, матери – к сыну, любви к природе, труду, работе, Родине. Лучшие стихи этого цикла: «Люби меня застенчиво», «Я – остров…», «Снежная баба», «Стихи о новорожденном сыне», «…Глуха душа его, глуха…», «Три ночных плача», «Быть женщиной – что это значит?..», «Ты где-то вечером опять…», «Как просто быть счастливой в этом мире!..», «Помпея», «Звенигород», «Ненаглядный мой», «У природы – время года…». Эти стихи напоминают о сложности и противоречивости чувства любви (это – благо, счастье, радость и в то же время – печаль, источник горечи, драматизма, сфера противостояния личностей, неизбежных обид, страданий и борьбы), о глубине и незащищенности («Творю добро, а все не легче…», «Все ухожу оттуда, где не больно, / И все туда, где больно, прихожу…»).
Лирическая героиня Риммы Казаковой очень близка ее современницам. Это – личность, в высшей степени разносторонняя, живая, отзывчивая, внимательная ко всему, способная разделить чужое горе, умеющая слушать и слышать – и в то же время уверенная в себе и предназначенной ей миссии. В рамках данного цикла можно выделить стихи, посвященные друзьям и коллегам – В. Тендрякову, С. Орлову, Ю. Друниной, Н. Старшинову.
Лирика Риммы Казаковой отличается богатством лексики, оригинальностью сравнений, эпитетов, метафор, смысловой насыщенностью и философской ориентацией; тяготеет к традиционным формам силлабо-тонического стиха, нередко к напевности; ей чужда разорванность, внешняя деформированность, прерывистость.
Определенное место в творчестве Риммы Казаковой занимают стихи, являющие собой маленькие бытовые зарисовки: «Мать», «Ночлег», «Детство», «Сын», «Рынок у океана», «Мишка», «Маша».
Начиная с 1958 года сборники стихов Риммы Казаковой выходили в свет более 20 раз. В их числе: «Там, где ты» (1960), «В тайге не плачут» (1965), «Пятницы» (1965), «Елки зеленые» (1969), «Снежная баба» (1972), «Помню» (1974), «Набело» (1977), «Русло» (1979), «Сойди с холма» (1984), «Избранные произведения» в 2 т. (1985), «Сюжет надежды» (1991), «Наугад» (1995), «Безответная любовь» (2000), «Стихи и песни» (2000), «На баррикадах любви» (2002), «Наперекор» (2003).
С середины 1990-х годов в лирике Риммы Казаковой все острее звучит социальная нота. Так, стихи книги «Наугад», собранные под рубриками «Самоанализ» и «Игры…», построены на рассуждениях автора о современной жизни, о состоянии духа и настроении общества в целом и каждой души в отдельности в последние десятилетия. «…Я наконец-то поняла – / как отрубила, / что многое, чем я жила, / напрасно было. // …Во всем какой-то сбой, пробой, / печаль разлада. / И государство, и любовь… / Подумать надо!»; «…Законы выживания – / законы вышибания / всего, что нам так нужно, а – не ваше! // Товары отрываются, / карманы открываются, / есть благо, / ну а путь к нему не важен…»; «Мысли грустные итожа, / говорю себе с тоской: / может быть, в метро мне тоже / встать с протянутой рукой?.. / Нет, любезные коллеги, / новый колорит Москвы! / И прохвосты, и калеки… / Разве я – не то, что вы?..» («В московском метро»).
В последние годы Римма Казакова все чаще выступает как публицист, в стихах постоянно откликается на значительные общественно-политические события. В 1996 году вышла ее книга публицистики «Возлюби».
Многообразна общественная деятельность Риммы Федоровны. В 1976–1981 годах она была секретарем правления Союза писателей СССР, отвечала за пропаганду художественной литературы. В тот период организовала Пушкинские праздники поэзии в стране, Дни литературы разных народов, вела работу с молодыми авторами, в частности организовывала совещания молодых писателей. По инициативе и при непосредственном участии Риммы Казаковой возродились и стали традиционными поэтические вечера в Политехническом музее. Ныне Р.Ф. Казакова является первым секретарем правления Союза писателей Москвы.
Римме Казаковой принадлежат переводы поэтических произведений с языков стран ближнего и дальнего зарубежья: И. Когониа, Б. Шинкубы, И. Тарбы, К. Ломиа, Н. Тарбы (с абхазского), З. Тхагазитова (с кабардинского), Э. Межелайтиса, А. Малдониса (с литовского), Г. Сафиевой (с таджикского), Б. Вагаб-заде (с азербайджанского), Х. Грабнера, Р. Кирша, Е. Штритматтера (с немецкого), Зульфии, Г. Гуляма, Х. Гуляма, Г. Нуруллаевой, О. Ходжиевой (с узбекского), И. Юсупова (с каракалпакского).
На стихи Риммы Федоровны написано много популярных песен («Ненаглядный мой», «Мадонна», «Музыка венчальная», «Ты меня любишь», «Ариадна», «Игра», «Нет пути назад», «Поздняя женщина» и др. на музыку А. Пахмутовой, И. Крутого, А. Савченко, В. Шаинского, В. Матецкого).
Р.Ф. Казакова удостоена звания заслуженного деятеля культуры Узбекистана и Каракалпакии. Она награждена орденами Трудового Красного Знамени и Дружбы народов, орденом Кирилла и Мефодия I степени.