РОЗАНОВ Евгений Григорьевич (1925–2006)
Народный архитектор СССР, лауреат Государственных премий СССР и Узбекской ССР
Родился 8 ноября 1925 года в Москве. Отец – Розанов Григорий Александрович. Мать – Розанова Анастасия Николаевна. Супруга – Ильенкова Аида Васильевна (1926 г. рожд.). Сын – Розанов Никита Евгеньевич (1952 г. рожд.).
В 1945 году Евгений Розанов поступил в Московский архитектурный институт. В понимании архитектуры и роли архитектора наибольшее влияние на него оказали его учителя Владимир Федорович Кринский, один из основателей ВХУТЕМАСа, а также замечательные последователи И. Жолтовского, кумиры архитектурной молодежи того времени Григорий Алексеевич Захаров и Зинаида Сергеевна Чернышева.
В 1951 году Евгений Розанов окончил институт и был приглашен на работу в архитектурную мастерскую Г.А. Захарова. В том же году он завоевал 1-ю премию на Всесоюзном конкурсе на памятник крупнейшему архитектору страны А.В. Щусеву на Новодевичьем кладбище в Москве. Памятник был установлен в 1956 году.
С 1956 по 1964 год Е. Розанов работал главным архитектором проекта в ряде проектных организаций Москвы, а с 1964 по 1985 год – главным архитектором проекта, руководителем архитектурной мастерской, директором ЦНИИ имени Б.С. Мезенцева.
Е.Г. Розанов – мастер крупной формы. Это очевидно в его монументальных композициях для центральных городских площадей. Дело не в физической величине объекта. «Всегда был убежден, что она (архитектура) – то искусство, которое создает масштабные художественные образы, атмосферу, окружение жизни, приподнимающее человека, его значимость, его личность. Я всегда стремился достичь результата в этом направлении», – говорил Евгений Григорьевич.
Многообразны поиски в период творческой эволюции архитектора: проекты и осуществленные постройки, градостроительные комплексы, монументы и авторская скульптура, великолепная живопись, графика – всего наработанного Е.Г. Розановым и не перечтешь.
За почти полувековую творческую деятельность по авторским проектам Е.Г. Розанова построено около 40 крупных общественных зданий и комплексов. Среди них: универсальный спортивный зал «Динамо» на 5000 мест на улице Лавочкина (1980), три 30-этажных здания комплекса научно-исследовательской базы объединения «Наука» на проспекте Вернадского в Москве; правительственные административные здания на главной площади Ташкента, в том числе филиал Центрального музея В.И. Ленина (1970), Дворец Дружбы народов на 4000 мест (1981), гостиница на 1300 мест (1983); Драматический театр на 800 мест в Орле (1976), Театр музыкальной комедии на 1000 мест в Хабаровске (1977), Драматический театр на 1000 мест в Курске (1983); концертные залы на 1000 мест в Костроме (1966) и на 2000 мест в Ростове-на-Дону (1969); административные здания и их комплексы для Воронежа (1960), Тулы (1970) и Владивостока (1972); санаторий в Ессентуках (1967), санаторный комплекс «Южный» в Крыму (1980), спальный корпус санатория «Пушкино» (1976), пансионат под Владивостоком (1974); памятник войскам ПВО Москвы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. (1993, скульптор Л. Кербель), памятник «300-летию военно-морского флота России» (1993, скульптор Л. Кербель), памятник А.С. Пушкину и Н.Н. Гончаровой в Москве (скульптор А. Бурзинов), монумент «Народам Африки, борющимся за освобождение» в столице Анголы городе Луанда и многие другие проекты.
С 1997 года Е.Г. Розанов активно участвовал в воссоздании храма Христа Спасителя в Москве, был председателем совета Российской академии художеств по выполнению художественных работ по объектам живописной росписи внутреннего убранства и по скульптурным композициям из бронзы на фасадах храма.
Особая страница в творческой биографии мастера – его работа на административных, государственных постах высокого уровня. С 1985 года Е.Г. Розанов руководил архитектурным процессом страны в целом, вначале как первый заместитель председателя, а с 1988 года как председатель Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР.
В эти годы удалось поднять престиж профессии архитектора, «пробить» постановление о дальнейшем развитии архитектуры и градостроительства, вырваться из мертвящих объятий старого Госстроя и обрести собственный орган управления – Государственный комитет по архитектуре и градостроительству, который он возглавлял до 1993 года.
Е.Г. Розанов руководил созданным им отделением Международной академии архитектуры в Москве, активно искал оптимальные формы деятельности, взаимодействия с мировым профессиональным сообществом. Под его руководством завершена масштабная работа для городов России, связанных с художественными промыслами, консультативное участие в разработке новой очереди строительства МГУ. Была начата работа по международной научно-экологической программе «Валлис», направленной на сбережение и рациональное использование приокских лугов. Международный резонанс получила инициативная идея профессиональной хартии «Горизонты архитектуры XXI века». Развернута работа по международному кварталу-выставке в Крылатском на западе Москвы.
Архитектор Е.Г. Розанов – автор проектов реконструкции Боровицкой площади в Москве (конкурс 1997, 1-я премия) и здания Банковского делового центра на Овчинниковской набережной Москвы. В последние годы жизни работал над 2-й очередью реконструкции Украинского бульвара.
Е.Г. Розанов – народный архитектор СССР, лауреат двух Государственных премий СССР, лауреат двух Государственных премий Узбекской ССР. Награжден семью орденами, в том числе «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1997). Отмечен Благодарностью Президента Российской Федерации (2000). Евгений Григорьевич являлся академиком-секретарем отделения архитектуры, членом президиума и вице-президентом Российской академии художеств, действительным членом Российской академии архитектуры и строительных наук, президентом отделения Международной академии архитектуры в Москве, иностранным членом Парижской академии архитектуры.
Выступал в печати нечасто, но всегда весомо и ярко. В соавторстве с В.И. Ревякиным опубликовал книгу «Архитектура музеев В.И. Ленина» (1986). Произведения Е.Г. Розанова (архитектура, графика, скульптура) демонстрировались на персональных выставках в Музее архитектуры (1980) и Российской академии художеств (1995), а также в Киеве (1996) и в Лиме (Перу, 1984).
Скончался в 2006 году.