САФРОНОВ Никас Степанович
Заслуженный художник Российской Федерации, народный художник Республики Дагестан, действительный член Королевской академии культуры, образования и искусства при ООН, академик Международной академии творчества, профессор, почетный гражданин городов Ульяновска и Баку
Родился 8 апреля 1956 года в городе Ульяновске. Отец – Сафронов Степан Григорьевич (1910 г. рожд.). Мать – Сафронова Анна Фёдоровна (1920 г. рожд.), уроженка города Паневежис, отсюда литовское имя сына – Никас. Супруга – Вендрамин Франческа (1967 г. рожд.). Сын – Сафронов Стефано (1992 г. рожд.), вместе с матерью живет в Лондоне.
Включительно по 8-й класс Никас Сафронов учился в ульяновской средней школе. Затем уехал в Одессу поступать в мореходное училище. Хотя море всегда привлекало Никаса, он понял, что это не его стезя, и, проучившись в мореходке год, отправился в Ростов-на-Дону, где с 1973 по 1975 год учился в Художественном училище имени Грекова по классу живописи. Во время учебы ему приходилось работать в Ростовском ТЮЗе художником-бутафором, подрабатывать сторожем, дворником, разгружать вагоны. Училище Сафронов не окончил. Его призвали в армию, в ракетные войска. Служил в Эстонии, в городе Валга, но и там он продолжал рисовать на боевом дежурстве, за что имел нарекания, и, когда это обнаруживалось офицерами, картины уничтожались в прямом смысле – сжигались на костре.
После службы Никас уехал в Литву, сначала в родной город матери, где некоторое время работал в театре под руководством Д. Баниониса художником, потом – в Вильнюс, где поступил в художественный институт и с 1978 по 1982 год учился по классу дизайна.
В дальнейшем Никас Сафронов окончил Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова по классу живописи.
Первая персональная выставка Никаса Сафронова прошла в 1978 году в Паневежисе. В том же году совсем неожиданно для студента 1-го курса Вильнюсского художественного института одна из его картин вошла в число двух отобранных на Международную художественную выставку в Париж, в Центр Помпиду. В 1980 году прошла персональная выставка художника в Вильнюсе.
В 1983 году Никас Сафронов переехал в Москву, пытался пробиться на выставки, но выставляться ему не давали. В 1985 году Никас Сафронов принял участие в Международной художественной эротической выставке в столице Японии, в 1986 году – в Международной художественной эротической выставке в Милане (Италия), 1987 году – во Франции, в 1988 году – Канаде. За рубежом он познакомился с одним из самых известных итальянских коллекционеров Черази. Тем временем, в период горбачевской перестройки работы Никаса Сафронова стали появляться и на российских выставках. Сам М.С. Горбачё в соглашается позировать художнику. В конце 1980-х годов Сафронов стал много работать за рубежом. В 1990 году его работы вошли в изданный во Франции альбом «Эротические фантазии» десяти ведущих художников мира, работающих в стиле «ню».
С 1992 по 1994 год – арт-директор, а с 2000 года – главный художник русского издания журнала «Пентхауз», а также журналов «Аура-Зет», «Дипломат» и «Мир звезд». В 1995 году с большим успехом прошла его выставка в Стамбуле, а в 1996 году – персональные выставки в Академии художеств (Москва), в Музее М. Шагала в Витебске (Белоруссия) и в Бергамо (Италия). В дни празднования юбилея Президента Азербайджана Г. Алиева в мае 1998 года выставка работ Н. Сафронова прошла в Баку, в национальном музее. Затем последовала новая череда выставок: в июне того же года – в государственном музее в Одессе, в июле – в Саратове, в Государственном музее имени Радищева, в августе – в Центральном доме художника в Москве. В сентябре 1998 года он принимает участие в международной выставке «Мода – моя профессия», в октябре – в международной выставке «Евро-98» в Барселоне. В 1999 году Никас Сафронов участвует в международной выставке в Цюрихе (Швейцария). В марте–апреле 1999 года его выставки прошли в Нью-Йорке и снова в Академии искусств в Москве. В 1999 году состоялись большая персональная выставка в Екатеринбурге, осенью 1999 года – в Москве, в клубе «Монолит», в конце того же года – в мэрии Москвы, в начале 2000 года – в Кадетском корпусе в Москве, в марте 2000 года – в Государственном Кремлевском дворце и в Доме дружбы, в июне 2000 года – в Государственной думе РФ. Далее следуют: выставка в городе Выборге в рамках кинофестиваля «Окно в Европу»; выставка в городе Геленджике в рамках фестиваля «Созвездие искусств», проводимого Союзом кинематографистов; в сентябре 2000 года – выставка в городе Сочи в рамках фестиваля «Кинотавр», в 2001 году – выставка в городе Рига, в Русском музее.
В 2002 году в Москве, в Российском фонде культуры, проходит выставка «Портреты современников». В 2003 году – выставка в Лондоне (Посольство РФ в Великобритании);
в 2004 году – в Антверпене (Бельгия),
в Выставочном центре современного искусства, и в том же году – в Государственном художественном музее города Краснодара; в 2005 году – выставка в галерее «Русский портрет» в Санкт-Петербурге; в июле 2006 года – персональная выставка в рамках международного фестиваля искусств «Славянский базар» в Витебске. В ноябре 2006 года в Музее современного искусства в Харькове прошла выставка, которую за 3 недели посетили 150 тысяч человек.
По предложению правительства Москвы проводится акция по размещению репродукций картин Н. Сафронова на рекламных щитах с целью украшения города. Художнику выделен особняк в Москве для галереи его картин.
Диапазон творчества Н. Сафронова исключительно широк: и иконопись, и кубизм, и символизм, и психологические портреты. Картины, построенные на метафоре, символах, тонких ассоциациях, перекличке исторических эпох, уводят зрителя в «космическое пространство» чувств и душевных переживаний. В наиболее интересных и значительных работах Никаса всегда присутствует и некое внутреннее движение, потому что картины отражают конфликт или доверительное общение тела, разума и души художника. Картины оказываются не только динамичными, но и многомерными, потому бросающаяся в глаза «кинематографичность» образного строя даже может дать некоторое представление о сферичном и полископическом видении его души.
В ранних картинах Никаса присутствует много обнаженной натуры. Он стал первым русским художником, начавшим открыто исследовать грань между искусством и порнографией. Изучая картины старых мастеров Италии, Голландии и России и используя изученную технику в своих работах, художник как бы иллюстрирует нынешний день, то, что происходило с русской культурой на протяжении последних 70 лет, и между тем как бы предвосхищает покаяние и очищение, в его работах безудержная страсть соседствует со смирением, печаль – с непостижимой радостью здешнего и потустороннего бытия.
Никита Михалков сказал о нем: «Когда зритель, насытившись необычными образами картин Никаса Сафронова, и изощренными формами и буйными красками, останавливается у таких полотен, как, например, “Ностальгия” или “Прощай, Россия”, для него становится очевидным: помимо таланта и мастерства художник обладает нежной душой, переполняемой самыми разноречивыми чувствами». «...Он обладает огромной фантазией и неземной творческой энергией. Мне думается, что его душа поражена бытием ХХ века, соединив поиск Бога и кощунство, веру и безволие, романтизм и жесткий взгляд на моду...» – так расценивает творчество Никаса Сафронова Илья Глазунов. С одной стороны, его полотна напоминают о традициях Иеронима Босха, Питера Брейгеля, Сальвадора Дали. С другой – представляют совершенно особый и несколько извращенный аспект современного русского духа: поглощенность собственным безразличием к политике, мания сексуальной революции, несколько запоздавшей в России, утрата каких бы то ни было иллюзий относительно любых форм власти.
Никас Сафронов имеет устойчивый авторитет одного из самых выдающихся мировых художников-профессионалов. Его талант не оспаривается ни в среде специалистов, ни любителями живописи. К сожалению, с его произведениями многие знакомы в основном по журнальным репродукциям. Большинство картин художника находится в частных собраниях в России и за рубежом, а также украшает музеи Западной Европы и Америки. Западными коллекционерами куплено более 1000 его картин. Среди нынешних их владельцев – Софи Лорен, Пьер Карден, Жерар Депардье, Дайана Росс, Монтсеррат Кабалье, Михаил Горбачев, Никита Михалков и другие выдающиеся люди современности.
На одном из светских приемов в Италии Никас Сафронов повстречал Софи Лорен, которая позировала ему для нескольких картин. В ее коллекции – одной из богатейших в мире – пять работ художника. Он писал портреты многих всемирно знаменитых личностей: Президента РФ В. Путина, М. Горбачева, Президента Турции С. Демиреля, Президента Азербайджана Г. Алиева, Президента Туркмении С. Ниязова, Президента Эквадора Г. Нуабе, Президента Бразилии Л. да Силвы, короля Испании Х. Карлоса, английской королевы Елизаветы, мэра Москвы Ю. Лужкова,
Н. Михалкова, М. Магомаева, Т. Синявской, П. Бюль-Бюль оглы, А. Пугачевой, М. Ростроповича, Софи Лорен, Хулио Иглесиаса, Дайаны Росс, Монтсеррат Кабалье, Джека Николсона, Стинга, Элтона Джона, Мика Джаггера, Стивена Сигала, Ричарда Гира, Пьера Ришара, Жана-Поля Бельмондо, Анни Жирардо, Майка Тайсона, Клинта Иствуда, Дэвида Боуи, Роберта де Ниро, Криса де Бурга, Элизабет Тейлор, Стивена Спилберга, Тины Тернер, Мадонны и многих других.
Плодотворная деятельность Никаса Сафронова отмечена золотой медалью Американской академии наук и искусств. В 1995 году Российское дворянское общество пожаловало ему титул графа, а в 1997 году – титул князя. Он является почетным гражданином городов Ульяновска и Баку. В октябре 1996 года именем Никаса Сафронова названа открытая учеными из США звезда в созвездии Андромеды. Оргкомитет премии журналистов «Светские итоги года» объявил художника лауреатом премии в номинации «Самый светский художник» 1998 года. В 2000 году как лучший художник он был удостоен диплома лауреата Российского фестиваля искусств «Южные ночи–2000» в Геленджике. В 2001 году Никас получил благодарность и золотые часы от Президента Российской Федерации В.В. Путина «За большой вклад в становление российской экономики, творческий подход и самоотдачу при исполнении заданий Правительства Российской Федерации, за успехи во благо Отечества». Награжден орденом Святого Контантина Великого, орденом Святого Станислава и орденом Святой Анны II степени. В 2002 году Русский биографический институт за поддержку национальных интересов художественными средствами удостаивает Никаса Сафронова звания «Человек года».
В 2003 году Н.С. Сафронов стал лауреатом премии имени Михаила Ломоносова в области науки, образования, культуры и искусства, а Российская академия естественных наук присуждает Н.С. Сафронову почетное звание и знак «Рыцарь науки и искусств». В 2004 году Никас вошел в «Летопись славных имен и деяний во имя России», награжден Орденом Русской православной церкви Преподобного Серафима Саровского, Золотым орденом «Служение искусству», орденом «Во имя России», золотым наградным оружием, золотой медалью «Национальное достояние». Международный биографический центр города Кэмбриджа назвал Никаса «Лучшим международным художником 2004 года» и присудил ему почетное звание «Живая легенда». Американский биографический институт присвоил Никасу Сафронову титул «Человек года–2004» с последующим включением его имени в энциклопедию «Ведущие интеллектуалы мира», в раздел «Гениальная элита». В 2005 году его имя появляется в Мировой книге Знаний, за выдающийся вклад в современное искусство Никас награждается «Алмазом да Винчи».
Н.С. Сафронов – профессор Ульяновского университета (филиала МГУ), где ведет мастер-класс и читает лекции. Он также – действительный член Короле вской академии культуры, образования и искусства при ООН, академик Международной академии творчества и почетный доктор Азербайджанского государственного университета культуры и искусств.
Творчеству Никаса Сафронова посвящены тысячи сюжетов и документальных фильмов, показанных по телевидению, выпущен целый ряд альбомов художника. В 2000 году в Германии вышли в свет два альбома: один – сюрреалистических работ (признан лучшим художественным альбомом в Германии), в другой вошли портреты выдающихся деятелей современности. В 2001 году там же, в Германии, вышел в свет Альбом избранных произведений Никаса Сафронова. В 2006 году издательство «Аврора» (Санкт-Петербург) выпустило альбом художника «Между светом и тьмой». Другой альбом готовится к изданию в крупнейшем всемирно известном издательстве «Taschen».
В Москве создается Благотворительный фонд имени Никаса Сафронова.
Особая гордость Н. Сафронова – его сын Стефано, который блестяще сдал экзамены в одной из самых престижных лондонских школ, что дало ему право на получение специальной стипендии в течение всего последующего обучения.
Любимые писатели – Мопассан, Флобер, Шекспир, Леонид Андреев, ранний Лев Толстой, Пушкин (рассказы, повести), Гоголь, Даниил Хармс, Михаил Зощенко, Ильф и Петров, Ф. Достоевский, И. Гончаров, О’Генри, Оскар Уайльд. В свободное время любит читать сказки народов мира, поэзию XIX века. В кино отдает предпочтение фильмам с мистическими сюжетами, детективам, французским и итальянским комедиям, а также фильмам режиссеров Н. Михалкова, М. Скорцезе, Микеланджело Антониони, сюрреалистическим фильмам Бюнюэля и Питера Грюнвея, картинам Федерико Феллини и Романа Полански, фильм которого «Бал вампиров» – один из самых любимых фильмов художника. Любимые художники – Микеланджело, Гварди, Коро, Гюстав Доре, Ван Эйк, все Брейгели, Дюрер, Эль Греко, Х. Миро и самый любимый – английский художник Уильям Тернер.