ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
Лауреат Государственной премии РФ, народный художник Кабардино-Балкарии, народный художник Адыгеи, действительный член Нью-Йоркской академии наук, академик искусств Европы, почетный доктор Университета Сан-Франциско
Родился в 1943 году в Москве, в семье актрисы и военного. Его отец, рано потерявший близких, был усыновлен офицером Белой гвардии Шемякиным. Приемный отец скоро сгинул на полях Гражданской войны, а юный Михаил Шемякин стал красноармейским сыном полка, в 13 лет (!!!) получил один из первых орденов Красного Знамени, всю жизнь звался Шемякиным и всегда гордился, что принадлежит к славному роду Кардановых. (Первые следы Кардановых в России обнаружены еще в XVI веке, когда их послы пришли к Ивану Грозному да так и остались на служение, о чем упоминает Карамзин.) Клан Кардановых насчитывает около 65 тысяч человек, среди которых первый президент Кабардино-Балкарии Валерий Коков, всемирно известный дирижер маэстро Юрий Темирканов и другие знаменитости. У рода есть свой гимн, флаг и герб. Фактически это целая общественная организация.
Михаил Шемякин узнал свою родословную в подробностях, будучи во вполне зрелом возрасте и лишь несколько лет назад побывал на исторической родине. Приняли его там с истинно восточным гостеприимством, называли по-своему – Мухаммедом, подарили саблю, папаху и скакуна по имени Каро. Точно так же, вспомнил Шемякин, звали коня, на котором воевал в Великую Отечественную его отец-кавалерист. По сей день в родственниках Михаила Шемякина числится солидная часть населения Кабардино-Балкарии и огромное количество кабардинцев, рассеянных по свету.
Мать Михаила Шемякина, Юлия Предтеченская, тоже гордилась древностью своего дворянского рода. В довоенные годы Юлия играла в кино и театре, и однажды ей досталась роль юной кабардинки. Съемки проходили в том самом ауле Кызбурун, откуда, как выяснилось много позже, был родом будущий отец Михаила Шемякина... Подобных мистических совпадений будет много в жизни знаменитого художника.
Вот одно из них. Детство Михаила Шемякина прошло в Германии, в городе Кенигсберге, где служил его отец. Мальчиком он зачитывался Вашингтоном Ирвингом. Тогда, вспоминает Михаил Михайлович, ему приснился сон: очень необычный пейзаж, силуэт каких-то гор... Сон этот он зарисовал, и уже взрослым, когда покупал землю в Америке, обнаружил, что находится в месте, которое совпадает с его рисунком. Потом выяснилось, что поселок Гудзон, или Хадсон, создан голландскими поселенцами и Ирвинг писал о Рип Ван Винкле именно там. Однако, несмотря на все совпадения и предопределения, он, что называется, self-made man – человек, который сделал себя сам.
По возвращении на родину в 1956 году Михаил Шемякин поступает в Ленинградскую среднюю художественную школу имени И.Е. Репина при Академии художеств. С городом на Неве у художника связано многое: учеба, первые творческие успехи, первая выставка в помещении редакции ленинградского журнала «Звезда», сделавшая его имя известным (1962). «Петербург воспитал меня как художника и человека. Помог создать свой мир – мир карнавалов, мир моих натюрмортов, который зарождался во мне в те далекие шестидесятые годы», – говорит он. Здесь же ему пришлось испытать и тяжелые потрясения. Первое и не последнее – отчисление из художественной школы ввиду того, что его художественное мировоззрение не соответствовало нормам социалистического реализма. В 1959–1961 годах Шемякин трудился чернорабочим, но не порывал с творчеством. Однако искусство авангардистов 1960-х годов было загнано в подполье, многие художники, в том числе и Михаил Шемякин, подверглись гонениям. Для него же наступило новое испытание – принудительное лечение в одной из экспериментальных психиатрических лечебниц.
Позднее Михаил Шемякин устроился в Государственный Эрмитаж, где 5 лет проработал такелажником. В 1967 году он создал группу «Санкт-Петербург» и в соавторстве с философом Владимиром Ивановым написал теорию метафизического синтезизма, посвященную созданию новой иконы на основе изучения религиозного искусства всех времен и народов. Эти исследования нашли впоследствии реальное воплощение в коллекции миллионов образов систематизированных по техническим, историческим и философским категориям. Художник удостоен званий академика Нью-Йоркской академии наук, почетного доктора (Doctor Hоnoris Causa) университета в Сан-Франциско (США), Сидар-Крест колледжа (США), Европейской академии искусств (Франция), Российского государственного гуманитарного университета (Москва), университета Кабардино-Балкарии (Нальчик). Продолжается эта работа и в созданном М. Шемякиным много лет спустя Институте философии и психологии творчества. В 2002–2003 годах Шемякин показывал материалы своих исследований в 12 программах по каналу «Культура». С 2000 года художник организует выставки по темам института в «воображаемом музее» в городе Хадсон, штат Нью-Йорк. Эти выставки показываются также в Фонде художника Михаила Шемякина в Санкт-Петербурге и в Национальном музее Кабардино-Балкарской республики (Нальчик). Готовятся к открытию филиалы института в Самаре, Будапеште, Лоше (Франция).
В 1971 году череда гонений и испытаний закончилась для Михаила Шемякина лишением гражданства и высылкой из страны. 10 лет он жил и работал в Париже. Здесь приобрел известность. В 1974 году впервые показан его акварельный цикл «Петербургский карнавал», принесший ему мировую славу. В парижский период Шемякин сделал огромное количество записей «опального» Высоцкого, переоборудовав свою мастерскую в студию. С тех пор в коллекции художника находится большая часть песен барда. Его альбомы переиздаются до сих пор. При встрече Шемякин подарил несколько компакт-дисков Президенту России Владимиру Путину.
В 1981 году Михаил Шемякин переехал в Нью-Йорк, в 1989 году принял американское гражданство. Он поселился в небольшом городке Клаверак, в окрестностях Нью-Йорка. Все эти годы его работы выставлялись в Европе, США, Бразилии, Японии, Гонконге.
Возвращение искусства Шемякина в Россию началось в 1989 году, когда в Москве и Ленинграде прошли его первые с момента высылки из страны официальные персональные выставки. В 1995 году большая персональная выставка, более 600 работ М. Шемякина, проходила в Третьяковской галерее, и в Эрмитаже, и в Манеже в Санкт-Петербурге.
Санкт-Петербург М. Шемякин одарил тремя памятниками. На набережной Робеспьера напротив «Крестов» стоят его двуликие «Сфинксы» как дань памяти всем репрессированным в годы большевизма. На кладбище Сампсониевского монастыря воздвигнут памятник Архитекторам-Первостроителям Петербурга. И наконец, памятник любимому императору Шемякина Петру I, который находится на территории Петропавловской крепости. Эти памятники органично вплелись в архитектурно-художественную ткань города на Неве.
Работы Шемякина находятся в постоянной коллекции многочисленных музеев, в том числе «Метрополитен» (Нью-Йорк), Государственная Третьяковская галерея (Москва), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Музей современного искусства (Париж), Яд Вашем и Музей современного искусства (Тель-Авив).
Памятники и скульптурные композиции М. Шемякина установлены в Нью-Йорке («Кибела: Богиня Плодородия»), Париже («Карнавал Санкт-Петербурга»), Венеции (памятник Джакомо Казанове и монумент «В память 200-летия со дня смерти Казановы»). Он автор надгробия артисту Савелию Крамарову в Сан-Франциско и памятника Маневичу на Петербургском кладбище. В мае 1999 года в центре университетского корпуса в городе Хемстед (штат Нью-Йорк, США) открыт памятник профессору университета Хофстру Юкеру «Диалог Платона с Сократом», а в 2001 году – памятник Петру I в Лондоне в честь 300-летия Великого посольства. В 2003 году установлен памятник Петру I с супругой Екатериной – «Царская прогулка» – на территории Константиновского дворца в Стрельне.
В 2001 году в столице мэром Москвы Ю.М. Лужковым открыт памятник М.М. Шемякина «Дети – жертвы пороков взрослых». Этот проект задумывался и осуществлялся как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущих поколений.
Михаил Шемякин работает в широком диапазоне техники. Темы его работ также отличаются большим диапазоном – от театральных работ до метафизических исследований.
Он создал серии «Карнавал Санкт-Петербурга», «Натюрморт», «Метафизическая голова», «Ангелы смерти» и в последнее время работает над скульптурным проектом «Коконы» и 50-фигурной скульптурной композицией «Короли и палачи».
Установленный в 1998 году в Венеции памятник Джакомо Казанове на набережной за площадью Сан-Марко стал неотъемлемой частью традиционного Венецианского карнавала. По свидетельству участника труппы «Лицедеи» Анвара Либабова, однажды у памятника собрались люди в карнавальных костюмах, с национальной музыкой, танцами, песнями. «Как выяснилось, это были крестьяне из Тироля. Им очень близок оказался этот памятник. В нем есть эстетство, но он понятен всем – от интеллектуала до простолюдина...»
Мистерия – стихия Шемякина.
На карнавале в Венеции М.М. Шемякин совместно с Вячеславом Полуниным и «Лицедеями» реализовал проект «Метафизические шествия». Огромный череп в виде арбы на огромных колесах медленно ехал по мостовой к памятнику Казанове. Его везли персонажи в плащах, масках, костюмах работы Шемякина, сопровождаемые процессией участников карнавала. Это было впечатляющее зрелище. Культура карнавала, цвета, краски, сочетание таинственной игры, смеха и абсолютной серьезности – это шемякинское. Кто видел «Карнавалы Санкт-Петербурга», с этим согласится. Вот мнение Анвара Либабова (и, наверное, не его одного): «У Шемякина такое богатство идей, что на их основе можно сделать целый метафизический театр. Если воспользоваться его формами, костюмами, масками, можно сделать театр интерьерный, уличный, какой угодно. Столько находок для театральной среды, целый мир – бери да играй!»
Впрочем, театральный опыт у Михаила Шемякина небольшой. Была, правда, теперь уже полумифическая, немедленно запрещенная постановка «Носа» Д. Шостаковича в консерватории (всего один спектакль). В его творческом досье представлена работа над либретто «Преступления и наказания». Если бы в свое время нашелся композитор, возможно, выдающийся мастер балета Владимир Васильев поставил бы спектакль в Большом театре, но «если бы» не произошло. Сюда же следует отнести работу над прокофьевской «Любовью к трем апельсинам». Но она тоже приостановилась. Однако причиной этому послужил... новый проект – «Щелкунчик». История эта в своем роде занимательная и тоже из ряда странных совпадений.
Однажды Шемякин увидел по телевизору американский вариант «Щелкунчика». Постановка показалась ему очень устаревшей по зрительному ряду, и художник заснул с мыслью: «Как хорошо, что я не профессиональный театральный художник, а то, сделав такое, я бы повесился». Через два часа раздался звонок: Валерий Гергиев, из Лондона. Он сказал Шемякину: «Ты только не отказывайся сразу, мы обязательно будем делать Прокофьева, но сначала давай поставим “Щелкунчика”...» Премьера «Щелкунчика» в Мариинском театре состоялась в ночь на 14 января 2001 года – старый Новый год, самое сказочное время, когда творится всякое волшебство. Шемякин стал автором костюмов, масок, декораций и даже работал над либретто.
Как многие постановщики, поработав над «Щелкунчиком», Шемякин почувствовал необходимость разъяснить, кто такой Щелкунчик, откуда он произошел. В свое время Федор Лопухов заказал музыку к такому балету Шостаковичу, но проект не состоялся. Шемякин обратился к другу юности Сергею Слонимскому, который написал музыку по либретто Шемякина к балету «Волшебный орех». Премьера нового балета прошла в 2005 году в Мариинском театре, также в костюмах, масках, декорациях и постановке Шемякина, с хореографией Донвены Пандурски.
В 2005 году на сценах Государственного театра оперы и балета в Софии (Болгария); и в Мариинском театре (Санкт-Петербург) прошли премьеры трёх одноактных балетов: «Метафизика» (С. Прокофьев), «Кроткая» (С. Рахманинов), «Весна священная» (И. Стравинский): декорации и костюмы Михаила Шемякина, хореография Донвены Пандурски.
В феврале 2007 года М.М. Шемякиным было организовано «Посольство Петра Великого» на площади Сан-Марко в рамках программы Венецианского карнавала совместно с Антоном Адасинским, Вячеславом Полуниным, Александром Мирочником и сотрудниками Мариинского театра.
В 2008 году он реализовал представление «Посольство Петра Великого» в петербургском Манеже, совместно с Анваром Либабовым, Александром Мирочником и сотрудниками Мариинского театра.
Среди последних его работ отмечены : « Дети - жертвы пороков взрослых в Москве, (2001), открытие памятника «Царская прогулка» в парке Константиновского дворца в Стрельне (2003), установка надгробия первому мэру Санкт-Петербурга Анатолию Собчаку в Санкт-Петербурге (2003), памятники Владимиру Высоцкому в Самаре (2008), «Жертвам террора», Владикавказ (2010), монумент «Памяти забытой войны, изме-нившей ход истории», «Технополис GS» (2014), скульптурная композиция «Человек-часы», Щелково, (2014).
В 1993 году М.М. Шемякину присуждена Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства. Он отмечен французским орденом «Рыцарь искусств и литературы» (1994), также почетной медалью «Достойному» Российской академии художеств (1998). В 2005 году художник удостоился звания народного художника Кабардино-Балкарии. Он – народный художник Адыгеи.
Михаил Шемякин – настоящий трудоголик: работает днем и ночью, часто над несколькими вещами одновременно. Работа поглощает его полностью, если бы можно было не спать вообще, Шемякин наверняка отказался бы и от сна.
Живет и работает в городе Клаверак (штат Нью-Йорк, США).