СОЛОПОВ Дмитрий Сергеевич (1929-2007)
Народный архитектор России, действительный член Российской академии архитектуры и строительных наук, действительный член Московского отделения Международной академии архитектуры, лауреат Государственных премий, профессор
Родился 24 июля 1929 года в Москве. Отец - Солопов Сергей Георгиевич (1901–1974), заведующий кафедрой, профессор Калининского политехнического института. Мать – Солопова Галина Леонидовна (1907–2000), архитектор. Супруга - Аленникова Светлана Семёновна (1937 г.рожд.). Дети: Солопов Георгий Дмитриевич (1954 г.рожд.), архитектор Солопова Мария Дмитриевна (1955 г.рожд.), художник, Солопова Наталия Дмитриевна (1968 г.рожд.), архитектор.
В 1953 году окончил Московский архитектурный институт по специальности «Архитектура» (МАРХИ).
После окончания МАРХИ работал в институте «Моспроект» (1953–1958), старшим архитектором (1958–1960), после реорганизации института назначен руководителем группы архитекторов по проектированию жилищно-гражданского и коммунального строительства (1961–1964), главным архитектором проекта (1964–1969). В течение 15 лет работал в Управлении «Моспроект-2» вначале в мастерской Н.Я. Колли, затем в мастерской Ю.Н. Шевердяева. С 1979 года работал в должности руководителя мастерской.
В 1960-х годах (совместно с Ю.Н. Шевердяевым) Д.С. Солопов выполнил и принял участие в строительстве первого в стране крупного широкоформатного кинотеатра «Россия» в Москве на площади Пушкина, создание которого оказало существенное влияние на развитие строительства кинотеатров в стране.
В этот период Д.С. Солопов продолжает проектировать и строить кинотеатры в Москве: кинотеатр «Волга» (Дегунино), проект специализированного детского кинотеатра на Арбате, универсальный кино-концертный зал на 2100 мест на Ленинском проспекте, кинотеатр «Первомайский», модификации которого многократно повторялись в Москве («Варшава», «Балтика», «Минск», «Киргизия», «Таджикистан», «Витязь» и др.).
Основным достоинством этих работ явилась оптимальная объемно-планировочная структура, вытекающая из функциональной и технологической специфики здания крупного широкоформатного кинотеатра, органичная взаимосвязь с рациональным конструктивным решением, новая концепция построения архитектурно-акустической структуры зрительного зала (совместно с А.А. Качеровичем), позволившая получить качественно новое его художественное выражение благодаря применению естественного камня и кирпича, рельефу и кладке стен, что в конечном итоге обеспечило необходимый акустический режим.
Проектом Дома актера Всероссийского театрального общества (1959) открылась новая важная страница проектных и исследовательских работ Д.С. Солопова по проектированию театральных зданий универсального назначения с применением трансформации зон зрительного зала и сценической площадки. С учетом этих идей в дальнейшем им были разработаны проекты клуба объединения «Заря» (1991), Российского культурного центра у Краснохолмского моста (1990–1999), театра «Ромэн» и театра песни А. Пугачевой на Сухаревской площади (1991). В 1989 году было осуществлено строительство театра миниатюр «Сатирикон» имени А. Райкина (на базе кинотеатра «Таджикистан»).
С 1969 года Д.С. Солопов работал руководителем мастерской в институте «Моспроект-3», являясь одновременно главным архитектором Ленинского и Одинцовского районов лесопаркового защитного пояса Москвы. Архитектора привлекал широкий диапазон работ – от генеральных планов городов (Видное, Солнцево) и сельскохозяйственных поселков городского типа («Московский», «Заречье» и др.), от жилых и общественных зданий города до объектов сельского строительства. Наибольший интерес представляли здания поселкового Совета (Барвиха) и дирекции совхоза «Заречье» (1970–987), Дворца культуры в совхозе «Московский», в основу которого положена ясная планировочная структура с четким модульным построением при применении стандартных крупноразмерных стеновых блоков.
Тема сельского строительства была продолжена при создании проекта комплексной застройки двух совхозов в Рязанской области (1985) – Пионерский и Первомайский. Из типовых сборных железобетонных блоков была запроектирована серия (7 типов) жилых домов коттеджного типа и вся номенклатура зданий, формирующая современную жилую инфраструктуру: поселковый совет, клуб, торговый центр, детский сад, поликлиника, банно-прачечный комбинат и др.
В 1972 году на архитектора Д.С. Солопова была возложена ответственность за проектирование и строительство Новокировского проспекта (ныне проспект Сахарова) и прилегающих территорий Сокольнического района от Каланчевки до Лубянской площади, между Мясницкой и Лубянской площадями.
Мастерской Д.С. Солопова в 1970-е годы выполняются значительные сооружения в центральной части города при формировании Новокировского проспекта: здание Министерства радиотехнической промышленности и здание Министерства авиационной промышленности (на пересечении с Садово-Спасской). Крупный градостроительный масштаб, правильно найденное ритмическое построение и пропорциональный строй здания помогли найти такую структуру нового корпуса, которая органически соединилась с существующими довоенными зданиями, композиционно завершив их.
Яркой, интересной работой архитектора Д.С. Солопова явился проект научно-экспозиционной оранжереи «Климатрон» Главного ботанического сада в Москве (1975). Оригинальная структурная система, положенная в основу композиционного решения, позволила получить новые выразительные пространственные формы сложного архитектурного комплекса.
В последующих работах Д.С. Солопова ощущался синтез архитектурных и прогрессивных конструктивных идей – пространственной монолитной и сборно-монолитной железобетонной оболочковой композиции киноконцертного зала на Ленинском проспекте (1979), павильоне «Охрана природы» на ВДНХ (1981). Олимпийском универсальном зале «Дружба» в Лужниках (1979).
Первым опытом применения деревянных клееных конструкции в Московской практике явился Олимпийский тренировочный бассейн «Чайка». Дальнейшее осмысление этого материала, его конструкционных и художественных качеств получило свое воплощение в общественном центре оздоровительного комплекса в Липках .
С середины 1970-х годов архитектор Д.С. Солопов активно внедрился в процесс проектных работ по реконструкции и застройке района Сретенских улиц, его мастерской выполнен большой объем проектной документации - от проектов застройки до рабочих чертежей (всего 30), разработана концепция возвращения жилых функций, предложена современная социальная инфраструктура микрорайона, предполагающая совмещение функций жилого района и территории столичного центра.
При непосредственном участии и творческом руководстве Д.С. Солопова запроектированы и осуществлены такие сооружения и комплексы, как гостиница «Москва» (2-я очередь), санаторий «Сосновый бор» в Кисловодске, Дом приемов на Ленинских горах (реконструкция), комплекс института МИРЭА на проспекте Вернадского, здание ВАК на улице Грибоедова, реконструкция и восстановление ансамбля «Царицыно» и Государственного исторического музея, «Русский ресторан» в Совинцентре, проект гостинично-делового центра на Новом Арбате, Российский центр культуры и досуга у Краснохолмского моста, общественно-культурный и рекреационный Комплекс «Поклонная гора», административное здание фирмы «ЛУКОЙЛ» и другие объекты. В 1995 году было сдано в эксплуатацию здание Уникомбанка (Даев пер., 20).
В последние годы Д.С. Солопов успешно работал над проектами застройки важнейших в градостроительном отношении территорий Москвы - Крымской площади, Сухаревской и Тургеневской площадей, Красных ворот, Каланчевки и зоны трех вокзалов. Он разработал концептуальные предложения по застройке зоны железнодорожных и транспортных линий, магистралей в черте города: Киевской (между Калужской и Серпуховской площадями), Митьково (Сокольники), которые поддержаны правительством Москвы.
В составе авторского коллектива Д.С. Солопов вел большую работу по воссозданию комплекса храма Христа Спасителя, возглавляя творческую группу по проектированию залов Церковных соборов.
В 2001 году он уходит из «Моспроекта-2 в компанию ООО «Товарищество театральных архитекторов», организованную им в 1993 году с архитекторами Ю.П. Гнездовским и В.Д. Котельниковым для проектирования и строительства Российского культурного центра на «стрелке» у Краснохолмского моста и получивший позже название «Красные холмы». При участии драматурга М. Шатрова Солопов вместе с парт- нерами придумывает концепцию (1989) и добиваются строительства комплекса. Ансамбль включил в себя: офисные здания, здания Московского международного дома Музыки, Swissotel «Красные холмы».
Всего за годы творческой деятельности общее количество проектов и построек, разработанных архитектором Д.С. Солоповым - около 180 произведений, 70 из которых реализованы.
Значительной вехой в его творчестве явилось проектирование и строительство здания «Уникомбанка» в Москве (Даев пер., 20). Авторы понимали образ банка как «Дом сокровищ» и выразили эту идею в форме ограненного алмаза, пронизывающего все здания – от внешнего облика до интерьера.
Высказывание вице-президента Академии архитектуры и строительных наук академика Андрея Иконникова: «Как историк архитектуры хочу высказать одно общее соображение: здание банка стало для России и особенно для Москвы 1990-х тем, чем было палаццо для Италии конца XV века, вокзал для викторианской Англии или доходный дом для Франции времен Второй империи. И один из таких банков - "Уникомбанк" в Даевом переулке. Прозрачная геометрия входной части служит переходом от восприятия извне, в котором складывается метафора ларца, надежно защищенной сокровищницы, к новым пространственным эффектам и новым методам метафорам интерьера. В интерьере громадные зеркальные поверхности создают иллюзию бесконечного умножения тесно сжатого пространства, расширения, уводящего в некую призрачную реальность зазеркалья. Строгая рациональная геометрия прямых стержней и гладких поверхностей соединяет реальное и иллюзорное и образует зыбкий полупризрачный и многозначный образ. Дизайн осветительных устройств и самой организацией света доведен до высшего уровня. При всей ясности геометрических построений и чистой лаконичности очертаний элементов, целое оставляет впечатление некоего респектабельного богатства, не снисходящего до откровенного украшения. Здание "Уникомбанка" ярко и органично вписалось в контекст культуры зодчества рубежей XX и XXI веков».
Сооружение получило высокую оценку архитектурной общественности: Большая Золотая медаль Российской академии архитектуры и строительных наук, Серебряная медаль Российской академии художеств, объект вошел в первую десятку призеров в Московском рейтинге «Лучшее в архитектуре» (1987–1997).
Последним проектом Солопова становится проект Театрально-делового центра «Вишневый сад» на Сухаревской площади, законченный в 2014 году сыном и дочерью (Солоповым Г.Д. и Солоповой Н.Д.). Здание получило в 2016 году премию города Москвы в области литературы и искусства в номинации «Архитектура и дизайн».
Д.С. Солоповым выпущено около 70 молодых архитекторов. По его инициативе проводится эксперимент по разработке крупных градостроительных узлов творческими группами из 4-6 студентов, получающих первый опыт коллективной работы.
Многие годы Д.С. Солопов избирался членом правления МОСА, был председателем различных комиссий, на X пленуме Союза архитекторов СССР, избирался секретарем правления и возглавил движение по созданию общесоюзной сети «Архпроект», став председателем правления его Всесоюзного объединения. Преподавал в МАРХи с 1976 по 2006 год.
Д.С. Солопов – действительный член Московского отделения Международной академии архитектуры, академик Российской академии архитектуры и строительных наук, лауреат Государственной премии России (1997, за здание «Уникомбанка» в Даевом переулке), лауреат двух премий Совета Министров СССР (1969, за кинотеатр «Первомайский»; 1990, за оздоровительный комплекс «Липки»), премии Союза архитекторов России «Хрустальный Дедал» за «Дом музыки» (2003). Он - народный архитектор Российской Федерации (2004), почетный строитель России и Москвы.
Скончался 7 августа 2007 года.