ЦЕРЕТЕЛИ Зураб Константинович
Герой Социалистического Труда, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и РФ, народный художник СССР и Грузии, народный художник Российской Федерации, президент Российской академии художеств
Автор более 6000 произведений живописи, графики, скульптуры, монументально-декоративного искусства — Зураб Церетели стоит особняком в отечественном и мировом искусстве, не примыкая ни к одному художественному направлению. Его работы — разные по стилю, но неизменно несущие черты индивидуального почерка, — это своеобразная декларация этических и философских взглядов художника, развернутая до масштабов наднациональной, общемировой культуры.
(Иллюстрированная биография из книги «Кто есть кто в современной России»)
Родился 4 января 1934 года в Тбилиси (Грузия). Отец — Церетели Константин Иванович (1903–2002), горный инженер, до войны работал главным техническим инспектором в Народном комиссариате труда Грузии, потом — главным горным инспектором республик Закавказья. В Великую Отечественную войну сражался на передовой, был ранен, уволен в запас в звании полковника. После войны участвовал в восстановлении разрушенных объектов народного хозяйства, преподавал в Тбилисском политехническом институте. Мать — Нижарадзе Тамара Семёновна (1910–1991), представительница знатного княжеского рода, как это и принято на Кавказе, всю свою жизнь посвятила воспитанию детей. Супруга — Инесса Александровна. Дочь — Елена. Внуки: Василий, Зураб, Виктория.
Зураб Церетели рос в живой обстановке художественного творчества. Огромное влияние на пытливого и восприимчивого ребенка, а потом и юношу оказал брат матери — известный художник-живописец Георгий Нижарадзе. В его доме, где мальчик проводил значительную часть своего времени, постоянно бывали различные деятели культуры, и прежде всего многие видные грузинские художники, такие как Давид Какабадзе, Серго Кобуладзе, Уча Джапаридзе, Аполлон Кутателадзе, Чико Казбеги, Дурсун Имнашвили. Общение с этими интересными людьми не могло пройти бесследно для Зураба Церетели.
Начало войны совпало для Церетели с поступлением в школу. На уроках он много рисовал. В этих детских работах зародилось чувство причастности к истории, к жизни борющейся страны. На летние месяцы будущий художник часто уезжал в Западную Грузию, в село Губи, где жила его бабушка. Многообразие красок, какого нельзя было увидеть в Тбилиси: белый камень, охристая, сожженная солнцем трава, ее пряный запах, — все эти впечатления живо и неповторимо живут в нем и сегодня, образуя фундамент его творчества.
В 1952 году Зураб Церетели поступил в Тбилисскую академию художеств. Ему не пришлось долго выбирать профессию: призвание давно проявило себя, и другой путь даже не мыслился. В годы учебы в академии он работает по 12–16 часов и один, и вместе со своими товарищами по курсу, будущими художниками Тенгизом Мирзашвили, Гиви Кешелава, Котэ Челидзе, Нели Кенделаки и другими. Учителями его в академии были Уча Малакиевич Джапаридзе (1906–1988), Иосиф Адольфович Шарлемань (1880–1957), Аполлон Караманович Кутателадзе (1900–1972).
Наряду с тем ценным, что Зураб Церетели получил от своих учителей, особенно глубокий след оставили в его душе странствования по Грузии, которым он посвящал все свободное время.
В 1958 году Церетели окончил Тбилисскую академию художеств. Его дипломная работа «Песнь о Тбилиси», получившая на одном из просмотров горячее одобрение Мартироса Сарьяна, тем не менее не была допущена до защиты из-за неких «элементов условности», которые усмотрели в ней сторонники и охранители старой живописной школы, нетерпимо относившиеся к любым проявлениям в живописи лаконизма и строгости выразительных форм. Уступая административному нажиму, З. Церетели переменил тему и за две недели написал новую картину — «Портрет спортсмена», за которую и получил диплом художника, удостоившись высокой похвалы академика Георгия Николаевича Чубинашвили, бывшего председателем Государственной экзаменационной комиссии.
Местом первой работы Церетели после окончания академии стал Институт истории и этнографии Академии наук Грузии, в котором до него работали многие его учителя и старшие товарищи. Скромная должность архитектора-художника раскрыла перед молодым живописцем широкие возможности продолжить изучение народного искусства и материальной культуры различных районов республики. В круг его обязанностей входило участие в разнообразных археологических и этнографических экспедициях, скрупулезная фиксация всех собранных материалов и подготовка иллюстративной части научных исследований к публикации. В эти годы Церетели работал в институте под руководством историка и этнографа Георгия Читая.
Уже в те годы Зураб Церетели активно участвовал в разнообразных выставках. Одной из первых была Закавказская выставка (1959), на которой его произведения экспонировались вместе с работами активно входивших в те годы в советское искусство Т. Салахова и Т. Нариманбекова, ставших потом широко известными в стране. Значительный успех Церетели имел на выставке «На страже мира», состоявшейся в Москве в 1966 году.
Зураб Церетели вступил на путь художника-монументалиста в 1960-е годы. Это было время переоценки ценностей, оживления во всех областях творческой деятельности, когда все больше внимания стало обращаться на реальные, а не на парадные, идеализированные стороны жизни. Именно в это знаменательное время активно вошел в советское искусство Зураб Церетели, открывший новое направление в монументальном искусстве прежде всего своими мозаичными работами.
В начале 1960-х годов архитектор Шота Каландаришвили поручил ему расписать детский кинотеатр в Тбилиси. Эскизу этой работы (роспись не была выполнена в натуре) было суждено стать своего рода рекомендацией, позволившей Церетели выйти в сферу большого монументального искусства. Молодым художником заинтересовался приехавший в Тбилиси А.А. Мндоянц, работавший вместе с М.В. Посохиным над созданием крупного курортного комплекса в Пицунде. В результате Зураб Церетели был приглашен в качестве главного художника этого огромного и уникального объекта.
Успех монументальных и особенно мозаичных работ Церетели в Пицунде во многом предопределил дальнейшую направленность его творческой деятельности. В конце 1960-х годов он получает самое почетное для той эпохи предложение — участвовать в создании мемориального комплекса, посвященного столетию со дня рождения Ленина, включавшего и высотную гостиницу. Пицундские мозаики не только не исчерпали, но лишь открыли для Церетели эту тему, и в Ульяновске предоставилась возможность для ее развития. Затем последовал целый цикл крупных мозаичных работ художника в Тбилиси и в других районах Грузии.
В 1970-х годах Церетели обращается к теме Великой Отечественной войны, участвуя в создании парка Победы в Тбилиси. Его мозаика «Знамена» помещена на высокой облицованной камнем подпорной стенке в том месте, где каскад останавливает свой бег, вливаясь в широкое открытое зеркало бассейна.
Разработка совершенно новых для советского искусства и для грузинского, в частности, объемно-пластических мозаик шла в творчестве Зураба Церетели постепенно. Полностью развил и практически освоил концепцию объемной мозаики Церетели в детском комплексе в Адлере, выполненном в 1970–1973 годах. Он сумел создать здесь комплекс монументальных произведений, несущий не только собственно художественные, но и архитектурные функции, — например, функцию упорядочения и организации пространства.
Можно сказать, что в работе над монументальным комплексом в Адлере окончательно сложился индивидуальный почерк художника. Произведения Церетели заняли свое собственное место в движении монументалистов, завоевавших в 1970-х годах заметное положение в советском искусстве. Одновременно пришло и широкое международное признание. На долгие годы мозаика становится любимой техникой монументального искусства художника.
После создания крупной пространственной монументальной композиции в Адлере художник почувствовал в себе силы для творчества на градостроительном уровне, для создания произведений, способных организовывать большие пространства и тем самым становиться важными доминантами в масштабе города. Для достижения своей цели он применил новую технику работы по металлу. Нарисованный на листовой меди рельеф выколачивался, а затем все его фигуры вырезались и выдвигались вперед, привариваясь к листовой медной основе с помощью вертикальных стенок. Рельеф становился крупномасштабным и хорошо воспринимался с большого расстояния.
Монумент в Абаши явился как бы «пробой пера» в этой новой для художника сфере творческой деятельности. За ним последовала крупная рельефная композиция «Колхида» в селе Хоби. Дальнейшее развитие этой линии творчества шло по пути создания больших многоплановых монументов. Композиция «Человек и солнце» установлена неподалеку от тбилисского аэропорта. Два следующих монумента в Тбилиси, созданных мастером, посвящены одному и тому же событию — двухсотлетию подписания Георгиевского трактата и очень характерны с точки зрения проявления в них интернационального мировоззрения этого чрезвычайно национального по своему творческому почерку художника. В Тбилиси же установлен монумент, посвященный двухсотлетию присоединения Грузии к России, — «Узы дружбы». Огромный металлический позолоченный узел связывает два кольца, соединивших судьбы грузинского и русского народов. Внутри подвешен металлический свиток с текстом Георгиевского трактата (памятник взорван в 1991 году по распоряжению З. Гамсахурдиа).
В конце 1970-х годов, когда в Москве велась подготовка к Олимпиаде–80, Зураб Церетели был привлечен к участию в создании крупнейшего гостиничного комплекса «Измайлово», который должен был принять значительную часть иностранных гостей. Работал он и над гостиничным комплексом в Ялте (проект А.Т. Полянского). Особенно мастера привлекают те работы, которые по самой своей природе располагают к динамике масс и объемов, к созданию декоративных композиций, к украшению городского пространства как к цели и смыслу его жизнерадостного художественного самовыражения.
Зураб Церетели хорошо известен за границей, и его признание постоянно растет и становится все шире. В жизни ему по-настоящему повезло: он был знаком с Марком Шагалом, Пабло Пикассо, Давидом Сикейросом, встречался с Робертом Раушенбергом, Кэндзо Тангэ и многими другими известными художниками и архитекторами XX века. Крупные политики и выдающиеся деятели культуры, приезжавшие из различных стран мира, посещали его мастерские и продолжают бывать в них.
Однако признания за рубежом художник достиг не благодаря этому, но вследствие все более активной работы, создания монументальных произведений в США и Японии, Англии и Франции, Бразилии и Испании. Первые его произведения за границей делались для представительств нашей страны, затем постепенно Зураб Церетели входит непосредственно в художественную жизнь Запада, занимая в ней всё более укрепляющиеся позиции.
Первый большой заказ, который должен был быть осуществлен за рубежом, поручили Церетели в то время, когда он завершил свою работу в Адлере. Это было художественное оформление интерьеров здания Советского посольства в Бразилии (архитекторы М. Посохин, Д. Бурдин, В. Климов). Затем работа Церетели по оформлению советских посольств продолжалась. В конце 1970-х годов он работал над оформлением интерьеров в здании постоянного представительства СССР при ООН в Нью-Йорке. Витраж работы Церетели украсил советское представительство в Японии. Для посольского зала приемов в Токио художник сделал гравированное на нержавеющей стали огромное панно (30х5 м) «Москва — столица, моя Москва».
Близкие московские и русские темы были использованы художником и в Осаке, где им были созданы чеканная панорама Московского Кремля и для интерьера Советского консульства — резьба по дереву: «Русская зима», «Русская весна». В то же время, когда художник находился в Японии, он сделал горельеф из металла «Мужчина и женщина», который был подарен труппе Токио-балета и стал ее эмблемой.
Одной из самых примечательных работ Церетели за рубежом стал монумент в Брокпорте (США) — дар специальным детским Олимпийским играм. Скульптура, названная автором «Счастье детям всего мира», вызвала широкий отклик в общественном мнении в Соединенных Штатах. Вторая работа художника в Брокпорте — «Свет и знание — миру», выполненная также из меди, решена как стилизованное «древо познания». Несколько месяцев Церетели преподавал на факультете искусств Брокпортского университета. Ему было присвоено звание почетного профессора. Тогда же в США прошла большая персональная выставка художника. В последующие годы Церетели также немало работал за границей — оформлял экспозиции ряда советских выставок. Ему принадлежит идея создания отдела этнографии Грузии в знаменитом Музее человека в Париже.
Собранная художником большая этнографическая коллекция составила основу экспозиции, которая теперь пользуется большим вниманием у посетителей.
В годы перестройки Зураб Церетели был избран народным депутатом СССР. Академия художеств России включила его в число своих действительных членов. Он избирается вице-президентом академии, академиком-секретарем созданного им в академии отделения дизайна, одновременно оставаясь руководителем Союза дизайнеров Республики Грузия. Избирается действительным членом, академиком-секретарем отделения искусства и затем вице-президентом Международной академии информатизации при ООН.
Московская мастерская Церетели стала одной из достопримечательностей города, которую посещают самые высокие гости страны. В ней провел вечер Президент США Джордж Буш-старший, бывали министры иностранных дел и министры культуры многих европейских стран, государственные секретари США Джордж Шульц и Джеймс Бейкер, Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Перес де Куэльяр, знаменитые актеры, певцы и художники от Адриано Челентано до Роберта Раушенберга. Со второй половины 1980-х годов наступает более спокойный и зрелый этап в творчестве Зураба Церетели. Приоритетной для художника стала живопись. Но он не отказался от своей деятельности в сфере монументального искусства и по-прежнему увлекается идеями новых по своему содержанию памятников, крупных сооружений, а также более камерных, почти станковых произведений.
К числу последних относится композиция «Человек проходит сквозь стену», установленная на фасаде одного из банковских зданий в самом центре Лондона. Ту же тему продолжает еще одна работа Церетели конца 1980-х годов — памятник, поставленный им перед зданием Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке.
В середине 1990-х годов, когда стал проходить шок от разрушения Советского Союза и Москва начала быстро меняться, деятельность художника в столице России приобрела еще больший темп и размах. Он участвует в крупнейших проектах, которые создают новый облик города. Решение о создании главного монумента, призванного стать Пантеоном Великой Отечественной войны, было принято давно — вскоре после Победы. Тогда же был проведен конкурс, в котором участвовали лучшие архитекторы и художники страны той эпохи. Место для Главного монумента и музея было выбрано давно, еще в 1950-х годах, когда создавался Кутузовский проспект, задуманный как торжественная магистраль, ведущая к центру города с запада. Общая схема ансамбля была задумана архитекторами во главе с А.Т. Полянским, но очень многое в разработке художественного замысла было сделано Зурабом Церетели.
Главный монумент Победы, созданный художником, имеет высоту 141,8 метра. Это символическое значение: цифра обозначает 1418 дней войны, отмеченных на гигантском трехгранном обелиске, — бронзовом штыке. Грани монумента покрыты барельефами, посвященными долгой борьбе. На острие монумента — крылатая богиня победы Ника. У подножия обелиска поднимается скульптура «Святой Георгий, убивающий дракона». На концах огромного полукруга музея поднимаются конные фигуры трубящих Слав. Они также выдержаны в классицистической манере, и им также придана легкость, парение, ликующее звучание, передающее торжество Победы.
Во внутреннем убранстве музея З. Церетели исполнил оформление центральной лестницы, светящиеся стеклянные витражи и барельефы на дверях в зал Славы. В самом зале — белые барельефы с изображениями городов, прославившихся в борьбе с фашизмом: Москвы, Смоленска, Тулы, Одессы, Севастополя, Ленинграда, Сталинграда, Новороссийска, Мурманска, Бреста, Керчи. Каждый из городов-героев легко узнаваем, барельефы передают его самые характерные черты, море и холмы, знаменитые архитектурные памятники, военные монументы. В глубине купола художник поместил гигантский, тяжелый, монументально-торжественный венок из золоченой бронзы, а в центре его — изображение ордена Победы, завершающее образ Музея Великой Отечественной войны.
В композицию ансамбля кроме Главного монумента и музея входит еще одно сооружение, которое не встречалось в практике создания мемориалов советской эпохи, — храм, возведенный во имя святого Георгия Победоносца. Проект церкви был исполнен А.Т. Полянским при участии группы архитекторов из его мастерской во главе с В. Будаевым. Художественное оформление церкви создано Церетели. Храм был освящен Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
Одной из самых значительных монументальных работ З. Церетели в Москве стал памятник «300 лет Российского флота», или «Пётр Великий», созданный в 1997 году. Монумент Петру I представляет собой уникальный в инженерно-техническом решении объект. В городской монументальной пластике редко устанавливаются такие крупномасштабные памятники — высота 98 метров. При их сооружении требуется и правильный выбор материала, и оптимально прочная, выверенная конструкция, соответствующая замыслу произведения, выдерживающая все ветровые нагрузки среды, тяжесть облицовки.
Помимо творчества Зураб Церетели активно занимается общественной деятельностью. Начиная с середины 1990-х годов, тогда вице-президент, а с 1997 года — президент Российской академии художеств, З.К. Церетели провел в существенные реформы, обновив, расширив и усовершенствовав ее деятельность. Современная реформированная академия под руководством З.К. Церетели осуществила большие художественные программы общегосударственного масштаба. Среди них: создание архитектурно-скульптурного ансамбля на Поклонной горе в Москве; воссоздание большим количеством художников и скульпторов, в том числе молодых, храма Христа Спасителя в Москве; серия значительных отечественных и международных художественных выставок, обогативших искусство новыми достижениями; многочисленные памятники и монументы деятелям истории и культуры, установленные во многих городах России; архитектурные сооружения, удостоенные Государственных премий, и многое другое.
Другим масштабным проектом, который был осуществлен под художественным руководством Зураба Церетели, стал торгово-рекреационный комплекс «Охотный ряд» и Манежная площадь. Перед ним как автором дизайн-проекта стояла серьезная проблема согласования современного проекта с историческим окружением площади: в отличие от аналогичных иностранных этот комплекс несет большую историко-информативную нагрузку.
В 1995 году было принято окончательное решение о воссоздании в Москве храма Христа Спасителя. Зураб Церетели с большим энтузиазмом принял участие в конкурсе по воссозданию Храма, выиграл ряд тендеров на авторское производство работ, а также был назначен главным художником–руководителем работ по воссозданию интерьерного и экстерьерного художественного убранства Храма. Помимо общего руководства воссозданием, Церетели как автор провел сложные технико-конструкторские изыскания и воссоздал величественные кресты и уникальные декорированные врата Храма, выполнил сложную филигранную работу по воссозданию центральных люстр, с группой художников под его руководством воссоздал наиболее ответственные центральные многофигурные композиции росписи Храма, сложные по технологии и методике исполнения. По мнению представителей Русской Православной Церкви, художники под руководством Зураба Церетели блестяще выполнили все стоявшие перед ними задачи, и внешний вид воссозданных элементов художественного убранства храма соответствует утраченным.
В 1999 году открылся созданный Церетели первый в России музей современного искусства — Московский музей современного искусства (ММСИ), за 20 лет к нему добавились еще несколько: Галерея искусств Зураба Церетели, вошедшая в музейный комплекс Российской академии художеств, филиалы ММСИ в Ермолаевском переулке, на Тверском бульваре, Музей-мастерская на Большой Грузинской улице и Музей-мастерская в Переделкино.
Наряду со значительными работами в Москве и России в последние годы Зураб Церетели создает все больше монументальных произведений за границей. Более 20 лет Посол доброй воли ЮНЕСКО З. Церетели осуществляет собственную программу инициатив, которая предусматривает решение не только чисто художественных задач, но и проблем, связанных с возможностями преобразования мироустройства средствами искусства во имя оздоровления современного сообщества, утверждая взаимоуважение, взаимопонимание и толерантность в отношениях между народами, представителями различных культур, разных религиозных конфессий.
Веря в великую силу языка искусства, понятного без перевода всем народам, З.К. Церетели на благотворительной основе создал и установил в различных странах мира более 80 памятников. Все эти произведения — отклик художника на явления действительности и выражение собственных взглядов и идей. Монументы увековечивают память героев и жертв катастроф, выдающихся людей и памятные события, посвящаются борьбе с геноцидом и терроризмом и призывают воспитывать новые поколения на основе мирного процесса и диалога культур, стремясь к непрерывной связи прошлых и будущих поколений и установлению взаимопонимания между народами средствами искусства. В 2006 году на берегу Гудзона напротив того места, где стояли башни Всемирного торгового центра, художником установлен монумент «Слеза скорби» в память о жертвах террористических актов 11 сентября. В 2007 году в Женеве состоялось открытие памятника Сержио Виейре де Мелло, Верховному комиссару ООН по правам человека, который трагически погиб при исполнении служебных обязанностей. В 2015 году в Ялте открыт памятник Сталину, Рузвельту и Черчиллю (по мотивам Ялтинской конференции союзных держав). На родине художника в столице Грузии Тбилиси среди многих произведений Церетели выделяется величественный монументальный ансамбль, подобный Акрополю, раскрывающий всю историю Грузии с IV по XVIII век, представляющий ее правителей и героев, культуру, историю отношений с другими народами.
В ряду знаковых работ мастера памятники Н. Гоголю в Риме, Ю. Гагарину в Монтевидео, Святителю Николаю Мирликийскому в Бари (Италия) и Святому апостолу Павлу в Верии (Греция), монумент Оноре де Бальзаку в городе Агда (Франция) и Шарлю де Голлю в Москве. В Израиле, в саду скульптур президентского дворца в Иерусалиме, открыт памятник жертвам Холокоста, в Токио — памятник премьер-министру Японии Итиро Хатояме, а во Франции — памятники отцам-основателям Евросоюза (К. Аденауэр, Р. Шуман, А. де Гаспери, Ж. Монне), Марине Цветаевой и «Мушкетерам».
Среди последних творческих акций Церетели подаренный в 2015 году городу Парижу и народу Франции памятник Святому Иоанну Павлу II. Французы очень высоко оценили этот дар, приняли его в самом сердце Парижа, и памятник был торжественно открыт у стен национальной французской святыни Нотр-Дам де Пари.
В 2016 году Церетели завершил осуществление грандиозного трансатлантического проекта из двух памятников «Как Европа нашла Америку», разработанного им в 1990 году и победившего в международном конкурсе, объявленном к 500-летию всемирно-исторических открытий гениального мореплавателя Христофора Колумба. Проект-дуэт задуман Церетели как символ исторического единения народов Старого и Нового Света. 45-метровый памятник «Рождение Нового Человека» — первый памятник проекта, передан безвозмездно Испании в 1995 году. Возведенный в Аресибо (Пуэрто-Рико, США) 126-метровый монумент «Рождение Нового Света» с музеями, научно-историческими экспозициями, лекториями и медиа-залами — тоже дар автора. Он станет центральной частью нового международного культурно-рекреационного комплекса и заключает в себе не только идею извечного стремления человечества к новым открытиям, но и является мостом, связывающим континенты и культуры, и будет служить символом мира и взаимопонимания, взаимоуважения и паритета.
Самое значительное в творчестве Зураба Церетели — это то, что он неповторимо самобытен, что его креативная деятельность практически не имеет аналогов и органично вливается в мировой художественный процесс XX – начала XXI веков. Несмотря на небывалый драматизм современного момента истории, Зураб Церетели всегда остро чувствует пульс времени и стремится внести свой вклад в построение на Земле надежной, спокойной, счастливой, гармоничной и, конечно, красивой жизни. Его монументальные работы установлены во многих странах мира: США, Великобритании, Франции, Италии, Испании, Японии, Шри-Ланке, Мальте, Бразилии, Уругвае, Украине, Грузии, России, Греции, Израиле, Монголии, Португалии, Сирии, Швейцарии…Международное признание его творчества говорит, что «феномен Церетели» выходит за рамки отечественного искусства, и в нем много созвучного современным процессам, захватывающим страны и народы.
З.К. Церетели — профессор Тбилисской академии художеств, действительный член Академии художеств СССР (с 1988 года), действительный член Грузинской академии наук, почетный профессор Московского государственного университета, член ряда европейских академий.
Лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, Государственной премии Российской Федерации. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» I, II, III и IV степени, орденом Ленина, двумя орденами Дружбы народов. Кавалер ордена Почётного легиона, офицер Ордена искусств и литературы (Франция) и других иностранных орденов. Первый российский и грузинский художник, награжденный золотой «Медалью почёта» Национального общества искусств США.