РУКАВИШНИКОВ Александр Иулианович
Народный художник России, действительный член Российской академии художеств, профессор
Родился 2 октября 1950 года в Москве, в семье скульпторов И.М. Рукавишникова (1922–2000) и А.Н. Филипповой (1923–1988). Супруга – Рукавишникова Ольга Михайловна (1953 г. рожд.). Сын – Рукавишников Филипп Александрович (1974 г. рожд.). Дочь – Рукавишникова Наталья Александровна (1993 г. рожд.).
Александр Иулианович Рукавишников – третий в династии потомственных скульпторов. Его дед, Митрофан Сергеевич Рукавишников, был автором не только скульптурных памятников, но и графических работ, и эскизов театральных костюмов, и интереснейших монументальных проектов, многие из которых не могли быть воплощены, так как жить ему выпало в весьма нелегкую эпоху (Митрофан Сергеевич умер в 1946 г.). Иулиан Митрофанович продолжил дело отца. Ученик А.Т. Матвеева и Н.В. Томского, народный художник СССР (1988), он является автором памятников А.П. Чехову в Таганроге (1960) и «Освободителям города Ростова-на-Дону от фашистских оккупантов» (совместно с А.Н. Филипповой, 1984), обелиска на месте гибели космонавта Ю.А. Гагарина и летчика-испытателя В.С. Серегина (1975), серии скульптурных произведений на тему «Природа» (Эволюция и превращения, 1973–1990) и других.
В 1974 году Александр Рукавишников окончил Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова (мастерская Л.Е. Кербеля). За дипломную работу «Северный рыбак» получил диплом с отличием. В том же году стал членом Союза художников СССР. В 1976 году его произведения «Микеланджело» и «Бригада» были отмечены премией Ленинского комсомола. В 1978 году художником была сделана монументально-декоративная композиция «Фонтан» для гостиницы «Орленок» в Москве.
Разносторонне одаренный мастер,
А.И. Рукавишников работает над монументальными и станковыми композициями, скульптурными портретами, успешно занимается живописью, графикой, медальерным искусством, инсталляцией. Он работает в широком стилистическом спектре – от использования приемов натурализма и новой классики в портретах легко и органично переходит к гротесковым стилизациям, выступает зачастую как неоархаик, вдохновляется стилистикой древнерусской иконописи и дальневосточной пластики. Художник апеллирует к различным историческим образцам мирового искусства. Он иллюстрирует стремительность потока времени, импрегнированного замкнутой цикличностью движения извечного «маятника» романтизм – классицизм.
Широкую известность А.И. Рукавишникову принесла работа над памятником Владимиру Высоцкому, который был установлен в 1984 году на могиле поэта на Ваганьковском кладбище. Скульптор изобразил поэта в стремительном движении, словно разрывающим узы политической цензуры. Рукавишников нашел удивительно точное решение: лейтмотив памятника – гражданская исповедь Высоцкого, знаменитая песня «Кони». За спиной поэта головы коней – вечная метафора необратимости бега времени.
За эту работу, а также за скульптуру «Бригада» и другие композиции в 1982 году художник награжден серебряной медалью Академии художеств СССР (ныне Российская академия художеств). Работы «Материнство», «Владимир Высоцкий», «Портрет К. Астахова» приобретены Государственной Третьяковской галереей.
Программная работа, созданная Александром Рукавишниковым в соавторстве с отцом скульптором И.М. Рукавишниковым, называется «Капельные часы» (1988). Вода – символ жизни и вечного движения в природе – предстает и как мера времени. В двух стеклянных емкостях часов помещены две небольшие фигурки. Человек-канон Леонардо да Винчи (у Леонардо он встроен в конструкцию геометрических фигур – круг, квадрат) помещен в центр осей и силовых линий мироздания. Это «центростремительный» человек. Другая фигурка – человек геометрический, знаковый, проектный. Он ассоциируется одновременно и с архаическими рисунками, и с условными персонажами кубофутуристической живописи, и с героями современной компьютерной анимации. Это «центробежный» человек, он не стержень мироустройства, а лишь малая повторяющаяся периферийная частица. При повороте часов фигурки меняются местами, «отмечая» смену культурно-исторического периода (архаика – классика, классика – авангард).
В ХХ веке стала очевидной относительность противопоставления «прошлое – современное». И авангард 1910–1920-х годов, и массовая культура второй половины ХХ столетия выдвинули своих классиков – кумиров, вошедших в общемировое культурное пространство. В то же время образы искусства прошлых эпох были вовлечены в текущий художественный процесс. Эти временные сдвиги ощущает и по-своему интерпретирует Александр Рукавишников.
Художника вдохновила личность Джона Леннона, в образе которого соединились экстравагантность кумира поп-культуры и величие таланта. В портрете Леннона (1982)
А.М. Рукавишников совмещает психологизм с фотографической точностью передачи деталей и фактур. Перед зрителем словно двойник безвременно ушедшего музыканта. Он вступает в вечность. Удачно используя приемы гиперреализма, художник самой пластикой выражает мысль о неоценимом вкладе в культуру Леннона – дадаиста и духовного лидера культуры ХХ века.
В 1984 году на выставке «Весенний салон» в Гран-Пале (Париж) за скульптуру «Джон Леннон» Александр Рукавишников был награжден серебряной медалью Французской академии искусств.
В творчестве А.И. Рукавишникова опосредованно проявилось его увлечение спортом, восточной философией и восточными боевыми искусствами. Еще студентом он начал работу над циклом, посвященным спорту (скульптурные композиции «Боксер», «Борцы» и др.). В 1972–1977 годах он занимался в Центральной школе карате под руководством А. Штурмина – основоположника русской школы карате, стал обладателем «черного пояса» по школе сэнэ (знак совершенства). С 1990 года А.И. Рукавишников является президентом Федерации карате города Москвы.
В его композициях спортсмены даны в характерных боевых позах, остро схвачены профессиональные движения («Тейк-вон-до», 1976; «Сумо», 1979 и др.). Во всем блеске боевой позы предстает инструктор по карате Виталий Пак (1977): широко расставив босые ноги, он балансирует на необычном постаменте в форме древнекитайского знака «инь–ян», символизирующего единство противоположных начал Бытия. В 1977 году скульптурная композиция «Инструктор карате
В. Пак» была приобретена Государственной Третьяковской галереей.
Как передать в скульптуре момент отчаянной спортивной борьбы, когда в мгновенном движении концентрируются все психологические и физические ресурсы организма? Художник отлично решил эту задачу. В композиции «Тамара Быкова – экс-чемпионка мира по прыжкам в высоту» (1983) он использует прием крупного кадра. Изображает не всю фигуру, а лишь лицо, парящее над планкой, – мгновение победы, высвеченное в потоке времени.
Скульптурный портрет занимает особое место в творчестве А.И. Рукавишникова. Создавая портреты деятелей истории, литературы, искусства, спорта, скульптор постигает характер той или иной личности, проникает в скрытый мир ее мыслей, намерений. В портретах скульптора сочетаются жизненная достоверность и психологическая емкость. Яркий пример тому – монумент В.Н. Татищеву, открытый в 1998 году в Тольятти.
Памятник решен как миниатюрная крепость Петровской эпохи – стены каменной кладки с выступающими вперед многоугольными башнями.
В центре – величественная каменная статуя на гигантском постаменте. Державность и патетика, запечатленные в статуе, широкий жест всадника, живописная графика силуэта, так же как парафраз форта в постаменте, придают композиции характер исторического документа в противовес внеисторическому художественному решению монумента.
Исторический персонаж – своеобразный проводник культуры другой эпохи в современную художественную практику. Работая над статуей
Ф.М. Достоевского, Рукавишников не мог пройти мимо передвижников, искусство которых формирует фон эпохи. Почти болезненный аскетизм, внутренняя неуверенность, замкнутость и тревога – эти черты были присущи Достоевскому, однако Рукавишникову в созданной им статуе удалось преодолеть известные эстетические принципы критического реализма, чуждые ему как автору. Памятник установлен в 1997 году перед зданием Центральной государственной библиотеки в Москве.
Как человек широких интересов, Александр Рукавишников черпает художественные идеи в различных пластах мировой культуры. В серии портретов легендарных героев и выдающихся личностей русской истории «Корни России» (1981–1984): «Сергий Радонежский», «Дмитрий Донской», «Пересвет», «Феофан Грек» – художник обращается к традиции древнерусской деревянной пластики и иконописи. Мягкий, округлый силуэт фигур, охристо-зеленоватая тонировка, просветленные, иконописные лики. Едва ли не первостепенное значение имеет жест: у Феофана Грека руки сложены благоговейно-молитвенно, у Сергия Радонежского – благословляющий жест, у Дмитрия Донского – руки на мече в клятвенном прикосновении.
С конца 1980-х годов Рукавишникова захватывает стихия языческой культуры. Он погружается в чудесный, загадочный мир, «воссоздает» Кострому – мифологический персонаж, связанный с обрядами «отмыкания» весны, с культом плодородия и пробуждения растительного мира. Кострома представлена как деревянный языческий идол, оживающий, подобно Осирису, и прорастающий чудесными цветами.
В серии «Языческие богини» (1990-е годы) художник творит собственный мифологический пантеон. В большинстве языческих композиций он использует прием контрастного чередования разных материалов (белый мрамор, темная бронза, алюминий), фактур и объемных форм, которые надстраиваются друг над другом, как ярусы Вавилонской башни.
Династию скульпторов Рукавишниковых продолжает сын Александра Иулиановича – Филипп Александрович. В 1999 году Александр и Филипп Рукавишниковы закончили работу над портретным памятником Владимиру Набокову, который был установлен в городе Монтре (Швейцария). Статуя создана скульпторами на собственные средства и, по существу, является даром городу, в котором жил Набоков.
Среди основных работ А.И. Рукавишникова также монументально-декоративная композиция «Фонтан» для гостиницы «Орленок» в Москве (1978); монументальная композиция «Шаман» в Данилов-граде, Черногория (1983); памятники П.Н. Нестерову в Нижнем Новгороде (1983–1985, совместно с
И.М. Рукавишниковым), В.И. Ленину в предместье Копенгагена (1984), М.О. Микешину в Смоленске (1985); монументальная композиция, посвященная XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве (1985); композиция «Победитель звездных войн» в парке скульптуры Джона Вильсона в Лейк-Сайде (1986); памятник павшим интернационалистам в Мадриде (1988); серии живописных произведений «Богини», «Воины», «Языческая Вселенная» (1989); скульптурная композиция «Н.В. Гоголь» (1989); серия рисунков «Птицы», «Любовь» (1990–1991); серии графических листов «Языческая Вселенная», скульптурные композиции «Богиня (I)», «Богиня (II)», «Позвоночник» (1992); «Над прахом павших – мир живым» – символический крест на 72-м километре Минского шоссе под Москвой (1995); «Нулевой километр» – мемориальный знак начала российских дорог на Красной площади в Москве (1996); модель памятника П.А. Столыпину (1996), модель памятника Петру I (для Лондона, 1997), памятник В.Н. Татищеву в городе Тольятти (1998), памятники Николаю Старостину (1996), Льву Яшину (1996–1997) и Эдуарду Стрельцову (1998) в Лужниках в Москве, двукратному олимпийскому чемпиону по борьбе И. Ярыгину (1998), памятник Льву Яшину на стадионе «Динамо» (1999), памятник В. Набокову в г. Монтре (Швейцария, 1999), памятник Юрию Никулину на Цветном бульваре (2000); мемориальный знак, посвященный Артему Боровику на здании холдинга «Совершенно секретно» (2000); памятный знак в Лужниках, посвященный победителям «Олимпиады-80» и Х.А. Самаранчу (2001); статуэтка-приз для Московского международного кинофестиваля от журнала «VOGUE» (2002); памятники
М. Булгакову, М. Шолохову, И. Нетто (Москва),
С. Рахманинову (Тамбов), Ф. Достоевскому (Дрезден, 2002–2005); скульптурное изображение Иосифа Кобзона в Донецке на площади Юности (2004); памятник Кириллу и Мефодию в городе Дмитрове Московской области (2004), мемориальная доска Мироновой и Менакеру в Москве (2004); фонтаны «Ожидание» и «Лилии» в городе Дмитрове Московской области (2004); памятник Александру II – царю-освободителю в Москве (2005); памятник апостолу Павлу в Дамаске (Сирия, 2005); статуэтка-приз Российского союза боевых искусств (2005); статуэтка-приз Благотворительного фонда «Заветная мечта» (2006); фонтан «Вдохновение» около Государственной Третьяковской галереи (совместно с
Ф.А. Рукавишниковым, 2006); памятник Борису и Глебу около Свято-Данилова монастыря в городе Дмитрове Московской области; памятник Александру Гомельскому (2006).
В 1996–1997 годах А.И. Рукавишников совместно с И.М. Рукавишниковым принимал участие в восстановлении горельефов храма Христа Спасителя.
Работы А.И. Рукавишникова «Бригада» (1976), «Портрет В. Высоцкого» (1982), композиции на тему спорта «Карате» (1981) и «Кью-до» (1982) были отмечены в 1982 году серебряной медалью Академии художеств СССР (ныне Российская академия художеств).
В 1996 году за выставку работ трех поколений скульпторов Рукавишниковых, прошедшую в мае–июне 1993 года в залах Российской академии художеств, Александр Иулианович и Иулиан Митрофанович Рукавишниковы награждены золотыми медалями Российской академии художеств.
А.И. Рукавишников – постоянный участник всероссийских и международных художественных выставок. В 1988 году он представлял СССР на Всемирном арт-симпозиуме в Сеуле (Южная Корея). В Национальном парке Сеула установлена его монументальная композиция «Мама». Персональные выставки Рукавишникова прошли в Центральном доме художника и в залах Российской академии художеств в Москве, в Музее современного искусства Нассау (США), в Галерее Дилеманна (Бельгия) и в других музеях и выставочных залах мира.
Работы А.И. Рукавишникова хранятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, музея Людвига, Siemens, Hermes, John Wilson, многочисленных частных и корпоративных коллекциях.
А.И. Рукавишников ведет активную педагогическую деятельность. С 1994 года он руководит персональной скульптурной мастерской, а с 1993 года возглавляет кафедру скульптуры Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова, профессор.
А.И. Рукавишников – народный художник России (1995), заслуженный художник РСФСР (1984) и Киргизской ССР (1984), с 1988 года – член-корреспондент, с 1997 года – действительный член Российской академии художеств. Член Союза художников СССР с 1974 года; в 1986–1988 годах – секретарь правления Союза художников СССР.
С 1997 года Александр Иулианович является членом Президентской комиссии по культуре. Награжден орденами Дружбы, Почета, «Знак Почета».
Живет и работает в Москве.