САЛАХОВ Таир Теймур оглы. (1928-2021)
Народный художник СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР, РФ и Азербайджанской ССР, вице-президент Российской академии художеств
Родился 29 ноября 1928 года в Баку (Азербайджан). Отец – Теймур (1898 г. рожд.). Мать – Сона (1901 г. рожд.). Дети: Лара (1949 г. рожд.), Алагез (1953 г. рожд.), Айдан (1964 г. рожд.).
В 1957 году Таир Салахов окончил Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова (мастерская П.Д. Покаржевского) по специальности художник-живописец. Уже ранние работы Т.Т. Салахова обратили на себя внимание художественной общественности и успешно экспонировались на больших выставках, приобретались московскими музеями, награждались первыми премиями Международных фестивалей молодежи и студентов в Москве и Вене. Становление художника совпало с атмосферой общественного подъема конца 1950-х – начала 1960-х годов. Он явился одним из основателей «сурового стиля» – новаторского движения в искусстве той поры.
Таир Салахов – всемирно известный художник, чутко улавливающий ритмы жизни, умеющий слушать и слышать время. Автор портретов, пейзажей, натюрмортов, больших многофигурных полотен, мастер четкого построения композиции, Салахов виртуозно владеет линией и цветом, обладает лаконичной и глубоко индивидуальной манерой исполнения. Сила и обобщенность образов придают его картинам монументальный характер, созвучный фресковой живописи.
Произведения Т.Т. Салахова имеют удивительную особенность: они не только не теряют своей актуальности, но часто обгоняют время, и чем дальше удаляешься от даты их создания, тем еще более значительными становятся полотна мастера. Творческий диапазон его чрезвычайно широк. Он работает в области живописи, графики, сценографии. Суждения художника о человеческой личности, об окружающем мире переданы в искусстве, обращенном прежде всего к современности. Произведениям художника присуще чувство эпохи. По ним безошибочно можно судить о нравственных проблемах, волнующих человека сегодня.
Таир Салахов – ведущий портретист мирового уровня. Человека он показывает крупным планом, как главную ценность мироздания. С большой любовью художник изображает семью и друзей. Такие работы, как «Айдан» (1967), «Алагез – легенда Востока» (2002), портреты матери, целая серия изображений жены – Варвары Александровны Салаховой, «Портрет Дана» (1983), «Портрет Евгения Дунаевского» (1997), излучают доброту и тепло. Более 40 лет Салахов создает галерею образов деятелей культуры, в которых соединились волевая собранность, энергия созидания и творчества. Широко известны блистательные портреты композиторов Дмитрия Шостаковича, Кара Караева, балерин Ирины Струевой и Ольги Рукавишниковой, художника Роберта Раушенберга, актеров Максимилиана Шелла и Ирины Мирошниченко, писателя Германа Гессе. Портрет Мстислава Ростроповича (2000) открывает новый этап в искусстве Т.Т. Салахова. Острый драматизм трактовки образа сочетается с гротеском, экспрессивная пластика создает высочайший эмоциональный накал. Мастер передал богатый и сложный внутренний мир музыканта, чье творчество, являясь национальным достоянием, вышло за рамки культуры одной страны и принадлежит всему человечеству.
Значительное место в его искусстве занимает цикл произведений о людях, самоотверженный и тяжелый труд которых кормит страну, приносит в дома свет и тепло. Работы, созданные на целинных землях, в Красноярском крае, Центральной России, Азербайджане, исполнены благодарности простым труженикам, веры в их мужество и духовные силы. Картины Салахова не приукрашивают и не искажают действительность, честно отражая противоречия и надежды эпохи («Вспаханное поле», 1954, «Целина», 1954, «С вахты», 1957, «Ремонтники», 1960, «Женщины Апшерона», 1967, «Новое море», 1970 и др.).
В Москве и Подмосковье Салаховым написано много натюрмортов, пейзажей, интерьеров. Энергичная пластика цветовых пятен, соединяясь с классическим равновесием композиции, наполняет холсты ощущением торжественного созерцания. В них, как правило, нет изображения человека, но всегда чувствуется его незримое присутствие и доброе, бережное отношение к окружающему миру («Гладиолусы», 1958, «Окно. Утро Москвы», 1959, «Натюрморт с венским стулом», 1976, «Зимнее окно», 1984, «Полевые цветы», 1984, «Яркое утро. Подмосковье», 1986, «Зимняя веранда», 1993, «Стул с розами», 1995, «Жасмин», 1995, «Натюрморт с грушами», 1997, «Мартовская мимоза», 2002, «Мартовский букет», 2002).
Совершая поездки по странам мира, свои впечатления он воплощает в разноплановые произведения, от путевых набросков и репортажных зарисовок до больших полотен и акварелей обобщающего характера. На холстах, выполненных в США, Германии, Франции, Италии, Мексике, Японии и других странах запечатлена радость художника от соприкосновения с культурой разных народов. Обладая безошибочной интуицией, он постигает типические и индивидуальные особенности характера людей и среды, в которой они живут, что проявилось в картинах «Мексиканская коррида» (1969), «Испания. Кордова» (1975–1976), «Нью-Йорк» (1993), «Рим. Кафе “Греко”» (2002), серии пейзажей Италии (1999–2000) и др.
Т.Т. Салахов признан и как талантливый театральный художник. Его постановки отличаются яркой образностью, высокой культурой сценографии, умением точно воссоздать дух эпохи. Большое общественное признание получили декорации к спектаклям «Антоний и Клеопатра», «Гамлет», «Айдын», «Кер Оглы», «Бабек», «Кабинетная история», «За зеленой дверью» и многим другим.
Палитра художника может быть светлой или яркой по цвету, сдержанно аскетичной или почти монохромной, но всегда несет в себе величавое благородство колорита. В произведениях Салахова глубина чувств и логика мудрого мастера пребывают в полной гармонии. Каждая работа выполнена с высокой степенью ответственности и требовательности к себе. Его творчество соединило отечественную школу живописи с достижениями европейского и мирового искусства.
Произведения Т.Т. Салахова представлены в крупнейших музеях России и других стран, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Московский музей современного искусства, Государственный музей Востока (Москва), Государственный Русский музей, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств (Санкт-Петербург), Азербайджанский государственный музей искусств имени Р. Мустафаева (Баку), хранятся во многих государственных и частных собраниях мира. С 1950-х годов он постоянно участвует в крупных союзных, республиканских, академических, тематических выставках.
Персональные выставки Т.Т. Салахова проходили в Азербайджанском государственном музее искусств имени Р. Мустафаева (Баку, 1978), в Центральном доме художника (Москва, 1978), в Галерее Геккосо (Токио, 1979), во Дворце Вирейна (Барселона), Мадридском музее современного искусства (1979), в Пражском музее, Братиславском музее (1980), в музее Трентона (штат Нью-Джерси, США), Музее Брендиуайн (штат Пенсильвания, США), Конкоран-галерее (Вашингтон, 1988), в Музее Диего Риверы (Мехико, 1991), в Галерее Рамко (Стамбул, 1992), в Музее русского искусства (Тайбей, 1994), в Национальном музее (Пекин, 1995), в Азербайджанском государственном музее искусств имени Р. Мустафаева (расширенная экспозиция, посвященная 70-летию со дня рождения Т.Т. Салахова, Баку, 1998–1999), «Айдан-галерее» (Москва, 2000), в Администрации Президента Российской Федерации (Москва, Кремль, 2002).
Художник принимал участие в многочисленных международных выставках: произведений молодых художников, посвященной VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов (Москва, 1957), произведений художников, посвященной Всемирному фестивалю (Вена, 1958), произведений изобразительного искусства социалистических стран (Москва, 1959), Биеннале (Венеция, 1963), Биеннале произведений молодых художников (Париж, 1963), «Реалист» (Хельсинки, 1978), Триеннале реалистической ангажированной живописи (София, 1979), Триеннале реалистической ангажированной живописи (София, 1982), Биеннале рисунка (Риека, Югославия, 1982), Музее Людвига (Кельн, 1984), изобразительного искусства (Сеул, Южная Корея, 1992), выставка-ярмарка (Стамбул, Турция, 1994), а также выставка рисунка, организованная Академией искусств Франции (Монпелье, 1997), Биеннале (Пекин, 2003).
Много сил отдал художник педагогической деятельности. С 1963 по 1974 год преподавал в Азербайджанском государственном институте имени М. Алиева (сначала – доцент, с 1973 г. – профессор). В 1974–1992 годах – руководитель мастерской станковой живописи в Московском государственном академическом институте имени В.И. Сурикова, заведовал кафедрой живописи и композиции (1984–1992). Подготовил целые поколения живописцев, работающих в России, странах СНГ, а также во многих государствах планеты. Щедро делясь секретами мастерства, он бережно развивал индивидуальность каждого студента. Его ученики не копируют учителя, ищут свои пути в искусстве, до сих пор обращаются к Т.Т. Салахову за советами, дорожат его мнением, видят в нем пример высокого благородного служения искусству. Среди закончивших мастерскую Т.Т. Салахова есть и преданные натуре реалисты, и художники, работающие в беспредметном искусстве и в области новейших технологий, и монументалисты, создающие внутреннее убранство храмов и общественных зданий. Ученики Салахова стали известными мастерами, лауреатами отечественных и международных конкурсов, руководителями творческих объединений и учреждений культуры; преподавателями ведущих художественных вузов страны, заслуженными и народными художниками России, удостоены правительственных и церковных наград. Пятеро из них являются членами Российской академии художеств.
Невозможно переоценить огромный вклад Т.Т. Салахова в историю отечественных творческих объединений. Художники всегда оказывали ему уважение и доверие. В 1968 году его избрали секретарем, а с 1973 по 1992 годы, в течение четырех созывов, двадцать лет, Салахов являлся первым секретарем Правления Союза художников СССР. За время своей деятельности в Союзе художников он наладил, развил, укрепил и поднял на небывалый уровень работу по международным культурным связям. Большой художник, признанный лидер, Салахов привлекал к совместной работе выдающихся художников мира, крупных коллекционеров, зарубежные художественные организации. Благодаря его подвижнической деятельности знатоки и любители искусства смогли познакомиться с важнейшими явлениями современного художественного процесса. В Москве и Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) воплотились серьезные проекты, среди них персональные выставки произведений ведущих художников мира: Роберта Раушенберга, Фрэнсиса Бекона, Джеймса Розенквиста, Жана Тэнгли, Джорджо Моранди, Яниса Кунеллиса, Гюнтера Юккера, Руфино Томайо и многих других. Салахов задумал и нашел пути к осуществлению выставок «Двенадцати европейских художников», «Сорок художников Нью-Йорка», «Французская академия искусств», выставка произведений из собрания Ленца Шенберга и т.д. На каждую иностранную выставку в нашей стране была проведена ответная выставка произведений русских и советских художников, знакомившая зарубежных зрителей со славными художественными традициями прошлого и достижениями современного изобразительного искусства. Проходившие в Москве и других городах выставки произведений Михаила Шемякина, Юрия Купера (Купермана), Олега Кудряшова, вынужденных покинуть СССР и поселиться за рубежом, по сути вернули искусство известных художников родной земле.
Без малого сорок лет жизнь Т.Т. Салахова прочными узами связана с Академией художеств. С 1966 года он – член-корреспондент, с 1975 –действительный член, с 1979 – член Президиума Академии художеств СССР, переименованной в Российскую академию художеств в 1992 году, в 1979–2001 годах – академик-секретарь Отделения живописи. В 1997 году избран вице-президентом по иностранным вопросам. Т.Т. Салахов принимает активное участие во всех крупных делах Академии. Более 20 лет он руководил Отделением живописи, самым многочисленным в Академии, которое объединяет художников различных творческих направлений. Им проведены юбилеи великих живописцев: К.П. Брюллова, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.В. Верещагина, А.И. Куинджи, В.Д. Поленова, В.М. Васнецова, А.М. Васнецова, М.В. Нестерова, П.Д. Корина, П.П. Кончаловского, А.А. Пластова, А.А. Дейнеки, С.В. Герасимова и др. Многочисленные выставки, конференции, творческие вечера и вечера памяти художников и искусствоведов, строительство и росписи храмов, установка памятников и мемориальных досок в Росси и за рубежом – все входит в сферу его пристального внимания и энергичного участия. В последние годы существенно активизировалась международная деятельность Академии, в значительной мере этому послужил большой авторитет Салахова в России и во многих странах мира.
Т.Т. Салахов принял непосредственное участие в воссоздании храма Христа Спасителя, работая в художественном совете Российской академии художеств, который курировал этот процесс. Совет рассматривал представленные на конкурс произведения, оценивал их художественное качество, следил за выполнением работ, участвовал в обсуждении разработки и применения новых технологий. Салахов оказывал консультативную и практическую помощь, в том числе в решении монументальных задач, в расчете перспективных построений как многофигурных композиций, так и отдельных изображений святых. Важные росписи в храме исполнили ученики Т.Т. Салахова: В.П. Псарев, С.Н. Присекин, В.И. Нестеренко, С.П. Оссовский, Н.В. Кочетова и др.
Т.Т. Салахов – видный общественный деятель. Он избирался депутатом Верховного Совета Азербайджанской ССР (1963–1967), два созыва – депутатом Верховного Совета СССР (1966–1974), два созыва – депутатом Верховного Совета РСФСР (1980–1988). С 1996 по 2000 год – заместитель председателя Палаты по науке, образованию, здравоохранению и культуре, председатель комиссии по связи с творческими союзами в Политическом консультативном совете при Президенте Российской Федерации.
Салахов Таир Теймур оглы внес огромный вклад в культуру нашей страны и всего мира, оказал большое позитивное влияние на развитие гуманистических традиций российского и мирового изобразительного искусства. За выдающиеся достижения в искусстве он удостоен двух Государственных премий Азербайджанской ССР (1965, 1970), Государственной премии СССР (1968), Государственной премии РФ (2013), Премии Гейдара Алиева (2015). В 1989 году ему присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Он награжден орденами: «За заслуги перед Отечеством» II (2003) и III (1998) степени, Дружбы (2016), Октябрьской революции (1976), Трудового Красного Знамени (1971), Дружбы народов (1981), Истиглал (Азербайджанская республика, 1998), Гейдара Алиева (Азербайджан, 2008), Почета и Славы 3-й степени (Азарбайджан, 2010), Кирилла и Мефодия I степени (Болгария, 1979) и другими, а также многими медалями. Среди них: золотая медаль имени М.Б. Грекова (1977), серебряная медаль Академии художеств СССР (1962), золотая медаль Российской академии художеств (1998). Является также лауреатом первой премии Международной выставки Триеннале реалистической живописи в Софии (Болгария, 1979) и т.д.
Т.Т. Салахов удостоен почетных званий: «Народный художник Азербайджанской ССР» (1963), «Народный художник СССР» (1973), «Народный художник РФ» (1996). Он избран почетным членом-корреспондентом Союза художников Австрии (1983), членом-корреспондентом Французской академии искусств (1987), вице-президентом и Почетным президентом Международной ассоциации пластических искусств (АЙАП) при ЮНЕСКО (1983), с 1993 года – действительный член и член Президиума Академии изящных искусств Азербайджана, с 1998 года – действительный член Академии художеств Кыргызской республики. Вице-президент международной федерации и Творческого союза художников России (1992). Академик Академии творчества (Россия), Международной Академии Экоэнергии (Азербайджан), член-корреспондент Королевской академии Изящных искусств Сан-Фернандо (Испания, 1998), почетный член Союза художников Германии (Рейнланд Пфельц). С конца 80-х – начала 90-х годов XX века – почетный гражданин и член Фонда культуры и образования штата Монтана (США), почетный гражданин городов Трентон, Санта-Фэ, Биллингз (США).
На протяжении всей жизни Т.Т. Салахов всемерно поддерживает талантливых людей, гордится успехами коллег и сопереживает их бедам. О том, как рискованно помогал попавшим в немилость и трудные жизненные обстоятельства людям, Т.Т. Салахов почти не вспоминает, но в творческой среде об этом доподлинно известно. В личности Т.Т. Салахова соединились высокие качества: благородство, смелость, мужество, человечность, мудрость, истинный аристократизм, врожденное чувство справедливости