САМСОНОВ Марат Иванович (1925-2013)
Народный художник России, действительный член Российской академии художеств, художественный руководитель Студии имени М.Б. Грекова (1972–1990), (1997–2000)
Родился 22 марта 1925 года в городе Иркутске. Отец – Самсонов Иван Васильевич (1900–1944). Мать – Самсонова Елена Харитоновна (1908–1993). Супруга – Барышникова Людмила Николаевна (1928 г. рожд.). Сыновья: Самсонов Александр Маратович (1953 г. рожд.), заслуженный художник России, художник Студии имени Грекова; Греков Алексей Маратович (1960 г. рожд.), художник-модельер.
Отец Марата, Иван Васильевич, был кадровым командиром Красной армии. Его жизнь и служба были связаны с частыми сменами городов и гарнизонов. На этом пути встречалось немало трудностей и бытовых неурядиц, которые стойко переносили члены семьи, в том числе два сына – будущие художники Марат и Евгений. Любознательные юноши чутко воспринимали окружающий мир и частую смену обстановки. Новые впечатления, несомненно, шли им на пользу. Они много рисовали, родители поощряли увлечение детей.
Отец Марата воевал на фронтах Гражданской и советско-финляндской войн, во время событий на КВЖД. В Великую Отечественную войну командовал гвардейским полком. Погиб в бою под Ленинградом в 1944 году. По примеру отца Марат добровольно вступил в армейские ряды, окончил Калининское военное училище технических войск, стал лейтенантом. Воевал достойно. Участвовал в Параде Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года. Полковник в отставке, ветеран войны и труда, художественный руководитель Студии военных художников имени М.Б. Грекова (1972–1990, (1997–2000)..
Воинская служба особой строкой вписана и в биографии его сыновей:
Александр был десантником, Алексей – моряком Северного флота. А Марат Иванович до своей кончины и Александр служили армии и флоту, являлись военными художниками-грековцами. Брат Евгений – народный художник России, известный живописец. А сын Алексей стал популярным художником-модельером. Первым учителем способных к творчеству братьев Самсоновых – Марата и Евгения был художник Николай Уткин, который познакомил их с основами изобразительной грамоты. И Марат с еще большим увлечением стал рисовать. В 1946 году он показывает свои рисунки в Студии имени М.Б. Грекова. Они понравились членам художественного совета, и с этого времени Марат Иванович — член коллектива студии, которая стала для него лабораторией познания творческого мастерства, школой жизни, где в полную силу расцвел его редкий самобытный дар художника. Видя в нем большие потенциальные возможности, активно помогали ему в творческом росте старшие товарищи, особенно выдающийся художник-график Н.Н. Жуков, который в то время руководил студией. Николай Николаевич явился добрым наставником и другом Марата Самсонова.
И молодой живописец вскоре прославился своими монументальными историческими полотнами, диорамами, панорамами, прежде всего на военно-патриотическую тематику. Он также мастер жанровых и лирических картин. Создал множество гравюр, оригинальных рисунков, которые вошли в альбомы, книги, являются экспонатами музеев. Успешно проявлял свои способности и в скульптуре. Много работал в области литографии, гравюры на дереве и на линолеуме. Привлекал художника и жанр портрета.
Будучи человеком, тесно связанным с армией, и глубоко зная жизнь военных людей, Самсонов избирает для своего творчества в основном батальную живопись. События Великой Отечественной войны оставили глубокий след в его душе. К тому же он тщательно изучал историю войны, отдельные битвы и операции. Много раз совершал творческие поездки в части и соединения, которые участвовали в интересующих его боевых событиях.
В результате кропотливого труда появились первые картины: «Возвращение из разведки», «Подвиг Чекалина» (1953), «В минуту затишья» (1958), «На краю земли Севастополя» (1960), «Дороги войны» (1973), «Год сорок первый» (1983), «В боях за Отчизну» (1986), «Весна 45-го года» (1992) и другие. И чувствуется, что каждый раз автор старался вжиться в мир образов, искал идейно-художественный стержень того или иного произведения, стремился подчеркнуть превосходство героев-фронтовиков, ставших в конце концов победителями, перед коварными захватчиками, сеявшими смерть и разрушения на нашей земле. Здесь М. Самсонов выступил как художник, вышедший на качественно новый, социально-философский уровень изображения событий Великой Отечественной войны.
Среди военных произведений особо выделяется картина, названная коротко, с любовью – «Сестрица» (1953). Наряду с мужчинами храбро, мужественно против врага воевали девушки и женщины, и автор создал удачный образ русской девушки-медсестры, которая ведет с передовой раненого воина с перевязанной головой и несет также его оружие. В ее глазах – вера в победу. Вокруг – напряженный боевой пейзаж: горит подбитая пушка, валяются стреляные гильзы, вдали угадываются очертания противотанковых ежей. А пейзаж для этого художника – важный сопутствующий элемент, который призван усиливать драматизм происходящего. Этот стиль Марата Самсонова прослеживается во многих его произведениях. «Сестрица» экспонируется в Центральном музее Вооруженных сил.
В том же музее выставлено его эпическое полотно «В боях за Отчизну». Оно настолько значительно и выразительно, что, пожалуй, ни один посетитель музея не может пройти мимо, не вглядевшись в лица воинов, выражающих решимость преодолеть все тяготы войны и разгромить врага. И логическим продолжением этой темы явилась диорама «Соединение фронтов», созданная совместно с сыном Александром, художником-грековцем. Она достойно украшает один из залов Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Здесь уже другие мотивы – радость, ликование солдат и офицеров двух фронтов, долго шедших к победному маю. И логично завершает эту мысль знаменитая картина «Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года», написанная художником в 1984 году.
Ярко раскрылся талант художника в батальных полотнах, отражающих наше военное прошлое: «Переход через Сиваш» (1959), «Штурм крепости Очаков» (1971), «Штурм Перекопа в 1920 году», «Отступление Наполеона из Москвы» (1991), «На Куликовом поле» (1993), «Великий русский князь Игорь» (1996), «Дружина Игоря в походе» (1996). Идеи картин очень ответственны, поэтому М. Самсонов глубоко изучил необходимый исторический материал, посетил места событий, беседовал с живыми свидетелями легендарных штурмов, в частности с генералом К.Ф. Телегиным, который стал главным консультантом художника по третьей из указанных картин. Эпохальные произведения обошли многие выставки, музеи, воспроизведены в ряде книг, каталогов, альбомов, иллюстрированных журналов в нашей стране и за рубежом.
М. Самсонов остался реалистом в искусстве. Однако его мышление не исключило использования символа, метафоры, что несомненно обогатило изобразительный язык мастера. В картине «Возрождение (Сеятели)», символической по своему решению, звучит пафос народной борьбы и созидания.
Как былинные богатыри, но еще в запыленных гимнастерках и с оружием за спиной, они сеют, и на этом ратном поле снова заколосится пшеница.
Художник вдохновенно и увлеченно работал в области панорамно-диорамного искусства. Он один из тех, кто восстанавливал панораму «Бородинская битва», создавал первую советскую панораму «Сталинградская битва». В годы войны во Вьетнаме дважды побывал там. Под обстрелами и бомбежкой написал с натуры более 200 эмоционально ярких работ, вошедших в графическую серию «Героический Вьетнам сражается» (1980). Это удивительный по силе воздействия художественный репортаж о мужестве и стойкости народа, борющегося за свою независимость. После поездки в Афганистан автор привез десятки натурных листов, написанных в экстремальных ситуациях. Они послужили основой для создания живописных полотен, где художник ставит перед собой задачи нравственного характера, выполнения воинского долга.
В своих эпических картинах М. Самсонов стремился наиболее полно раскрыть характеры своих героев, показать духовное богатство нашего человека-патриота, глубоко проникнуть в его психологию. Поэтому закономерно и в отдельных портретных произведениях удачно сочетаются поза, выражение лица, взгляд, одежда... После исторического полета Юрия Гагарина в космос Марат Иванович встретился с ним и создал портрет летчика-майора без пышных регалий, но придал ему такое запоминающееся выражение, что каждый зритель вправе сказать: «Это наш близкий, родной человек!» Сугубо индивидуальны портреты генерала Сабурова, художника Жукова, писателя Проханова, великого полководца Суворова, композитора Александрова, искусствоведа Татьяны Скоробогатовой, наконец, собственный автопортрет.
Итогом поездок в Болгарию, Венгрию, Монголию, Италию, Францию, Испанию стали зарисовки, этюды, законченные картины. После командировки на Байкало-Амурскую магистраль М. Самсонов представил зрителю серию работ («Утро БАМа» (1974), «Сибирские дали» (1974) и др.), показывающих славных строителей, могучую технику, широкие просторы Сибири, милой его сердцу, – ведь он уроженец Иркутска. И снова в центре его картин – человек, преодолевающий многие трудности, созидающий новое, необходимое обществу.
Марат Иванович – художник-баталист, незаурядный график, скульптор и портретист. Самсоновские произведения – значительное явление в отечественном искусстве. Восприняв богатые традиции великих русских художников, он развивал и совершенствовал их, щедро передавая новым поколениям живописцев, в том числе и сыновьям.
Уже с начала XXI века художник принял участие во многих выставках: выставке «Автопортрет» (галерея «Новый Эрмитаж», Москва, 2001), выставке к юбилею битвы на Курской дуге (Москва, Тушино, 2004), выставке к 70-летию Студии имени Грекова (Москва, Малый манеж, 2005), выставке в Академии художеств к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне (2005), выставке в постоянном представительстве Саратовской области на Знаменке (Москва, 2005–2006), выставке художников Студии имени Грекова в Белгородской картинной галерее (2005–2006).
В апреле–мае 2005 года в Московском доме ветеранов войн и Вооруженных сил проходила персональная выставка художника.
М.И. Самсонов – народный художник России, действительный член Российской академии художеств (с 1998 г.), член Союза художников РСФСР (с 1975 г.), Более 20 лет – художественный руководитель Студии имени М.Б. Грекова . Награжден орденом Красной Звезды, двумя медалями «За боевые заслуги», множеством других наград. Его многогранное творчество отмечено золотой медалью имени М.Б. Грекова и серебряной медалью Российской академии художеств.
Скончался 7 января 2013 года.