ГНЕДОВСКИЙ Юрий Петрович
Народный архитектор России, лауреат Государственной премии СССР, премии Президента РФ, лауреат премии Правительства Москвы, с 1992 года – президент Союза архитекторов России (в настоящее время – почетный президент), академик, член президиума Российской академии архитектуры и строительных наук, академик Российской академии художеств, кандидат архитектуры, профессор
Родился 3 июля 1930 года в городе Свердловске (ныне Екатеринбург), в семье русских интеллигентов. Отец, П.Е. Гнедовский, и мать, В.К. Ванюкова, познакомились и поженились, работая по одной специальности – инженеры-проектировщики в области строительства промышленных и жилых зданий. Дед по линии матери – К.А. Ванюков – крупный агроном, в 1938 году арестован и выслан без права работы на любых государственных предприятиях. Дед по отцовской линии – православный священник, служил в Омске, на Дальнем Востоке, а в конце жизни – в Москве, в церкви Всех святых на Соколе.
Склонность к рисованию и композиции проявилась у Юрия в детстве. Мальчик с энтузиазмом занимался в знаменитом Дворце пионеров (бывшая усадьба купца Расторгуева на Вознесенской горке), который и ныне является одним из самых замечательных памятников архитектуры классицизма в Екатеринбурге. Эти занятия во многом определили будущее призвание мальчика. После войны Юрий вместе с семьей прожил 1,5 года в Черновцах на Западной Украине, где также продолжал заниматься рисунком.
В 1947 году семья переехала в Москву, Юрий окончил школу и поступил в Московский архитектурный институт (МАРХИ), где учился у педагогов И. Рожина и А. Великанова, а диплом выполнил под руководством А.Н. Душкина – автора станций метро «Дворец Советов» и «Маяковская», а также высотного дома МПС у Красных ворот.
Процесс обучения доставлял Юрию Гнедовскому большую радость, так в стенах института началась работа в научном студенческом обществе с экспедициями на Русский Север (Карелия), давшими огромный стимул для постижения гения народной архитектуры с ее шедеврами жилого и гражданского зодчества, – знаменитыми погостами Кижи, открытом «Муезере» с великолепной (тогда еще целой) живописью, деревянной скульптурой и необыкновенными иконостасами, соответствующими интерьерам северного зодчества.
В 1954 году по окончании института Ю. Гнедовского принимают в аспирантуру Академии архитектуры – в Институт общественных зданий. Академия в эти годы была научно-творческим учреждением и возглавлялась мастерами советской архитектуры. Молодые аспиранты получали дополнительные занятия по рисунку и живописи, пользовались уникальной библиотекой, не только работая по узкой теме диссертации, но и расширяя свой общий кругозор и накапливая творческий потенциал. В 1958–1959 годах под влиянием хрущевских перемен началась серия конкурсов на проектирование крупных и массовых кинотеатров, новых театров и культурных центров. В институте сложилась молодежная бригада, одержавшая ряд побед на конкурсах и работавшая над экспериментальными проектами крупных комплексов. Возглавлявший в те годы академию А.В. Власов поддерживал эти поиски и приглашал молодых специалистов на работу по реальным объектам.
В 1962 году Ю. Гнедовский защитил кандидатскую диссертацию и продолжил работу в НИИ общественных зданий в качестве старшего научного сотрудника, заведующего отделом.
Настоящая удача к молодому архитектору пришла с проектированием индивидуального проекта кинотеатра на 800 мест в первом жилом микрорайоне города-спутника Зеленограда. Планировкой и застройкой города руководил тогда И. Рожин, а затем И. Покровский. Кинотеатр получился ясным по функции и своеобразным по объемной композиции и стал первым общественным зданием нового города на формируемой Площади Юности. (Впоследствии проект повторен в городе Ступино и других местах, но без привлечения авторов Ю. Гнедовского, Ю. Дмитриева, Р. Мелкуняна).
С 1972 по 1982 год Ю.П. Гнедовский работал заместителем директора ЦНИИЭП комплексов и зданий культуры, спорта и управления имени Б.С. Мезенцева, где проводил научно-исследовательскую и проектную работу над новыми типами кинотеатров, театров, концертных залов и их комплексов, создавал экспериментальные проекты общественных центров для Горького (Нижнего Новгорода), Дзержинска, Москвы, включая реконструкцию театра на Малой Бронной, театральных комплексов в саду «Аквариум», «Эрмитаж».
В 1973–1976 годах в коллективе Московского научно-исследовательского и проектного института объектов культуры, спорта, отдыха и здравоохранения была разработана генеральная схема размещения и развития объектов культуры, а в 1980–1985 годах разработан проект и осуществлена реконструкция Театра на Таганке, превращенного в комплекс с залами на 800, 500 и 200 мест (совместно с А. Анисимовым и Б. Таранцевым).
В 1980 году в ЦНИИЭП имени Б.С. Мезенцева совместно с ЦНИИЭП жилища Ю.П. Гнедовским начата крупномасштабная работа по созданию экспериментального жилого комплекса «Мещерское озеро» в Нижнем Новгороде. Построенный в своей основной части к 1990 году, но не завершенный в связи с прекращением бюджетного финансирования, этот комплекс стал воплощением идей создания многофункциональной городской среды, где достигнуто не только высокое качество в жизни, но и связь архитектуры с природой, ландшафтом города и реки.
В новое время «перестройки» и реформ Ю.П. Гнедовский продолжает работу над типами многофункциональных комплексов.
В 1990–1991 годах им разработан и начал реализовываться в Москве на Новослободской улице Театрально-общественный центр имени В.Э. Мейерхольда, включавший театральные залы на 450, 150 и 100 мест (летний), выставочный зал, кафе, музей В.Э. Мейерхольда, магазины, офисы, гостиницу (совместно с В. Красильниковым и Г. Савченко).
В 1989 году были сделаны первые проектные предложения, а с 1995 года началась реализация крупнейшего в столице комплекса – Российский культурный центр на Краснохолмской набережной в Москве (архитекторы Ю. Гнедовский, В. Красильников, Д. Солопов, С. Гнедовский, М. Гаврилова).
Расположенный на «стрелке» между Москвой-рекой и водным каналом, почти напротив Новоспасского монастыря, новый комплекс включает Международный дом музыки с концертными залами на 1800 и 600 мест и универсальным залом на 500 мест, а также кинотеатр, выставочный зал, центр досуга, информационный центр, гостиницу на 300 мест, рестораны, кафе, магазины, конференц-залы, здания офисов площадью около 100 тысяч квадратных метров. В композиции комплекса использованы традиции русских кремлей и монастырей с их богатыми силуэтами и пластикой зданий.
С 2005 года по проекту Ю.П. Гнедовского строится высотный дом на Семеновской площади в Москве.
Среди основных проектов архитектора, помимо уже упомянутых, – реконструкция Драматического театра в Ростове Великом, комплекс административных зданий на территории пресненского машиностроительного завода общей площадью 130 тысяч квадратных метров в Москве, многофункциональный комплекс на Павелецкой площади и административно-коммерческий центр на Преображенской площади в Москве. Среди его конкурсных работ – оперный театр на площади Бастилии в Париже, театральный центр в московском саду «Аквариум», новый комплекс Кремлевского музея, Театрально-общественный центр на Таганке (1-я очередь), реконструкция Драматического театра в Рыбинске.
Ю.П. Гнедовским опубликованы капитальные труды в области проектирования общественных зданий, в том числе книги «Кинотеатры с широким экраном» (1959), «Кинотеатры: основы проектирования» (1968), «Городские многоцелевые залы» (1977), «Библиотека в Ашхабаде» (1979), «Архитектура общественных зданий» (1980), «Архитектура советского театра» (1986), «World Architecture. A Critical Mosaic 1900–2000», т. VII (Russia – USSR – CIS) (на английском языке, 2000). Он – автор около 100 статей в архитектурных изданиях, посвященных как той области, в которой он специализировался, так и общим вопросам архитектуры и градостроительства.
В 1982 году Ю.П. Гнедовский избран секретарем правления Союза архитекторов СССР, где занимался условиями творческой деятельности и международными отношениями. В 1992 году Юрий Петрович становится президентом Союза архитекторов России и первым президентом Международной ассоциации союзов архитекторов (стран СНГ). За годы, которые он возглавлял Союз архитекторов России, объединяющий 12 тысяч членов из всех регионов страны, Союз не только сохранил единство, но и стал организацией, участвующей в разработке законов и нормативных актов в области архитектуры и градостроительства совместно с Госстроем России и Минкультуры России. Ежегодно в сентябре Союз архитекторов проводит фестивали-конкурсы «Зодчество», которые стали самым значительным творческим событием в деятельности архитекторов России.
Ю.П. Гнедовский – президент Товарищества театральных архитекторов (с 1995 г.); член правления Союза московских архитекторов (с 1982 г.); один из инициаторов воссоздания, действительный член (с 1992 г.), член президиума (с 1997 г.) Российской академии архитектуры и строительных наук; действительный член Российской академии художеств (с 2001 г.); член общественного совета при мэре Москвы по формированию градостроительного и архитектурно-художественного облика города (с 1997 г.); член Архитектурного совета при главном архитекторе Москвы (с 1997 г.); председатель Координационного совета творческих союзов России (с 2004 г.), иностранный член Французской академии архитектуры, профессор Международной академии архитектуры (София), почетный член Королевского института архитекторов Ирландии, Американского института архитекторов. В 1992–2002 годах – член Коллегии Министерства строительства (Госстроя РФ), в 1996–2003 годах – член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ.
В 1993 году избран заместителем члена Совета Международного союза архитекторов (МСА) от России, созданного в 1948 году и объединяющего ныне более 1 миллиона архитекторов из более чем 100 стран всех континентов мира. С 1994 года – член Комиссии МСА по профессиональной практике, с 1996 года – член Совета МСА. В 1999–2000 годах – член Комитета по финансам МСА, в 2002–2005 годах – вице-президент МСА, регион II. С 1993 года – председатель Российской секции Архитектурного совета Международной организации сценографов, театральных архитекторов и техников (ОИСТАТ).
Ю.П. Гнедовский – народный архитектор России (2002), лауреат Государственной премии СССР (1991), лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства (2000), премии Правительства Москвы в области литературы и искусства (2005), Российской национальной премии в области архитектуры «Хрустальный Дедал» (2003) Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени и Почета, дипломом Всемирного архитектурного бьеннале в Софии, дипломом I степени смотра лучших архитектурных произведений (1992–1994) на фестивале «Зодчество-94», дипломом за лучшую книгу по архитектуре (в рамках фестиваля «Зодчество-2001»), медалью Союза польских архитекторов.
Живет и работает в Москве.