АНТОНОВА Ирина Александровна (1922-2020)
Президент Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, лауреат Государственной премии РФ, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», заслуженный деятель искусств России, действительный член Российской академии художеств, академик Российской академии образования, почетный доктор Российского государственного гуманитарного университета
Легендарный искусствовед Ирина Александровна Антонова прошла путь от рядовой сотрудницы до директора Пушкинского музея. Своей всемирной известностью и славой Пушкинский музей во многом обязан именно ей.
(Иллюстрированная биография из книги «Кто есть кто в современной России»)
Родилась 20 марта 1922 года в Москве. Отец — Антонов Александр Александрович. Мать — Антонова Ида Михайловна. Супруг — Ротенберг Евсей Иосифович (1920–2011), известный искусствовед, доктор наук, работал в Институте истории искусствознания заведующим сектором. Сын — Борис (1954 г. рожд.).
Ирина росла в семье, где все любили искусство, музыку, литературу, театр. Мать окончила Харьковскую консерваторию по классу фортепиано, но не смогла реализовать себя профессионально — помешала Гражданская война. Отец родом из Петербурга, был активным участником революции, членом партии с дореволюционным стажем, работал электриком на корабле. Жизнь его сложилась так, что он нашел себя в другом деле: стал специалистом по стеклу, а позже — директором Института экспериментального стекла. При этом очень любил театр и в молодые годы даже играл в спектакле «На дне» М. Горького в том самом театре, в труппе которого состоял впоследствии ставший знаменитым актер Скоробогатов. Очень любил посещать с дочерью театр, оперу, балет.
В 1929 году отца направили на работу в Германию. Ирина с родителями прожила там до 1933 года, освоила немецкий язык. Сразу после прихода к власти нацистов семья Антоновых вернулась в СССР.
В школе Ирина училась хорошо. Она хотела поступать на механико-математический факультет МГУ, но любовь к искусству оказалась сильнее, и И. Антонова стала студенткой ИФЛИ. Этот вуз просуществовал всего семь лет, однако немало выдающихся людей искусства вышли из его стен. С началом войны вуз закрыли, а факультеты присоединили к МГУ. Так, проучившись в ИФЛИ год, Ирина стала студенткой университета. Во время войны она прошла курсы медсестер, работала в госпитале. В 1945 году окончила университет и была приглашена на работу в Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Тогда при нем была аспирантура, в которой Ирина училась. Областью ее научных исследований было искусство Италии эпохи Возрождения.
В 1961 году она была старшим научным сотрудником, когда ей был предложен пост директора музея. В 1961–2013 годах И.А. Антонова — директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, одного из крупнейших и авторитетнейших музеев России и мира. С 10 июля 2013 года — президент ГМИИ имени А. С. Пушкина.
«Золотыми» годами музея И.А. Антонова считает вторую половину 1960-х годов. По новаторским замыслам работы музея можно сравнить с театром на Таганке тех лет. Так, в 1966 году, несмотря на возражения тогдашнего министра культуры Е. Фурцевой, в музее прошла выставка А.Г. Тышлера. Позже была проведена выставка работ А. Матисса. В стенах музея исполнялись музыкальные произведения, появление которых трудно было представить в те годы даже в консерватории: Стравинский, Шнитке, «Всенощная» Рахманинова.
В 1974 году под руководством И.А. Антоновой проведена коренная реорганизация экспозиции музея. Было впервые широко представлено искусство импрессионистов и мастеров начала ХХ века. С этого времени в музее организуются «смешанные» выставки. Например, выставка портретов, где соседствовали работы Ренуара и Серова, или же портреты одного и того же человека, выполненные русским и зарубежным художниками. Это позволяло посетителям сравнить, как отечественные мастера выглядят в контексте мировой художественной культуры. Эти выставки производили огромное впечатление на публику.
В 1981 году в музее состоялась большая выставка «Москва — Париж». Сначала она проходила в Центре Помпиду в Париже, потом — в ГМИИ. Это была одна из самых авангардных художественных выставок XX столетия. Показывались работы Малевича, Кандинского, Филонова... Ее посетили тысячи людей. В 1990-х годах была проведена уникальная выставка «Москва — Берлин. Тоталитарное искусство» — русское и немецкое, на которой было представлено даже то, что боялись показать немцы. Выставка явилась прорывом из изоляционизма...
В конце 1980-х годов по инициативе И.А. Антоновой была разработана государственная программа развития музея. В рамках программы в 1995 году в ГМИИ был открыт Музей личных коллекций.
С тех пор собрано уже более сорока коллекций.
В 1996 году Ирина Антонова явилась инициатором открытия Учебного художественного музея имени И.В. Цветаева, который развернут в здании Российского государственного гуманитарного университета. Этот отдел ГМИИ имени А.С. Пушкина создавался на материале музейных коллекций слепков скульптуры Древнего мира, Средневековья и Возрождения.
В 1998 году в основном здании музея был открыт новый зал — Зал истории музея, экспозиция которого знакомит с важнейшими вехами создания музейных коллекций. Экспозиция показывает, как учебный музей слепков постепенно превращался в настоящую сокровищницу мирового искусства.
В том же году И.А. Антоновой был создан еще один отдел музея — Мемориальная квартира Святослава Рихтера.
В 2005 году открыта Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.
В 2006 году в реконструированном особняке начала XIX века открыт Центр эстетического воспитания детей.
В 1998 году музей отметил 100-летие со дня основания. До сих пор датой открытия музея считался 1912 год. Однако днем рождения музея решено было сделать дату его закладки, которая состоялась в 1898 году.
Столетие закладки музея отмечалось в помещении Большого театра. Это стало событием культурной жизни современной России. В нем приняли участие Майя Плисецкая, Юрий Башмет, многие другие выдающиеся деятели культуры и искусства.
В 2005 году отдел личных коллекций музея переехал в отдельный реконструированный особняк.
В 2006 году коллекция музейной живописи была поделена на две части.
В здании музея по адресу Волхонка, 14 возникает Галерея искусства XIX–XX веков, а в основном здании музея остаются картины старых мастеров. Это позволило вывести из запасников в постоянную экспозицию множество прекрасных произведений искусства.
В том же 2006 году в Москве (Колымажный переулок, 6, стр.2) был отреставрирован и введен в эксплуатацию особняк начала XIX века, где открылся «Мусейон» — Музейный центр по эстетическому воспитанию детей и юношества.
Ирина Антонова является инициатором и организатором нового строительства, реставрации и реконструкции всего комплекса зданий и территорий, входящих в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
На протяжении пяти десятилетий Ирина Александровна выступает вдохновителем и организатором крупнейших международных выставок, в том числе «Москва — Париж», «Москва — Берлин», «Россия — Италия», «Модильяни», «Футуризм» и множества других.
С 1967 года по решению Ирины Антоновой в ГМИИ имени А.С. Пушкина ежегодно проводятся так называемые «Випперовские чтения» памяти научного руководителя музея профессора Б.Р. Виппера. Их особенность — комплексное рассмотрение проблем искусства и культуры на основе материалов самых значительных выставок музея.
Заметное достижение в работе музея — организация музыкального фестиваля «Декабрьские вечера», проводимого ежегодно с 1981 года.
Целая серия интересных программ была задумана еще совместно со Святославом Рихтером. Великий маэстро неоднократно принимал в них участие, так же как И. Архипова, Е. Нестеренко, Е. Кисин. Неизменными участниками «вечеров» были Г. Кремер, М. Плетнёв, О. Каган, В. Третьяков, Н. Гутман, Ю. Башмет, Э. Вирсаладзе. С 1998 года они носят название «Декабрьские вечера Святослава Рихтера».
С начала 1960-х годов Ирина АлександровнаАнтонова участвует в работе Международного совета музеев при ЮНЕСКО (более десятка лет — вице-президент, а с 1992 года — почетный член).
На протяжении многих лет она ведет преподавательскую работу (искусствоведческое отделение МГУ, Институт кинематографии, аудитория ГМИИ имени А.С. Пушкина, Институт восточных языков в Париже и т.д.). Всю свою творческую жизнь она успешно занимается популяризацией ГМИИ имени А.С. Пушкина: является автором каталожных и альбомных статей, сценариев научно-популярных фильмов, телевизионных передач (более 130).
Занимаясь активной общественной деятельностью, И.А. Антонова вносила значительный вклад в развитие культурных связей с зарубежными странами. В течение 6 лет она являлась президентом Международного комитета по воспитательной работе.
Будучи членом Международного совета музеев, в течение 12 лет избиралась вице-президентом ИКОМ. С 1992 года она — почетный член этой авторитетной международной организации. Постоянный член жюри независимой премии «Триумф».
И.А. Антонова — заслуженный деятель искусств России, академик Российской академии образования, действительный член Российской академии художеств, почетный доктор Российского государственного гуманитарного университета, член-корреспондент Академии Сан-Фернандо в Мадриде (Испания).
Она — лауреат Государственной премии Российской Федерации (1995), премии имени Дмитрия Шостаковича, премии «Триумф» в номинации «Гуманитарные науки», премии Владимира Высоцкого «Своя колея», Европейской премии в номинации «Современное искусство», премии «Либерти-2009» (США) за выдающийся вклад в развитие культурных связей между Россией и США, премии Людвига Нобеля.
Награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» I, II, III и IV степени, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Императорским орденом Святой великомученицы Анастасии, французскими наградами: орденом Почётного легиона и орденом Командора искусства и литературы, итальянским орденом «За заслуги перед Итальянской Республикой».
Ирина Антонова свободно владела немецким, французским и итальянским языками. Она очень любила театр, балет, музыку. Особенно Шопена, Вагнера, Шостаковича. Любимое занятие с детства — чтение книг (классических и современных).
С 1964 года управляла автомобилем. Как говорила Ирина Александровна, «не мой дом, а моя машина — моя крепость», подразумевая, что машина — это замкнутое пространство, в котором можно отдохнуть наедине с самой собой, подумать, помечтать во время дороги, что очень важно для человека, работа которого связана с постоянным общением с большим количеством людей.