КУРИЛКО-РЮМИН Михаил Михайлович (1923-2012)
Народный художник России, действительный член Российской академии художеств, Академии художеств Киргизии
Родился 8 февраля 1923 года в Петрограде. Отец – Курилко Михаил Иванович (1880–1969), знаменитый художник, сценограф, профессор Санкт-Петербургской академии художеств, был главным художником Большого театра, руководителем театральной мастерской в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова. Мать – Рюмина Вера Николаевна (1889 г. рожд.). Супруга – Курилко-Рюмина Маргарита Пантелеймоновна (1934 г. рожд.). Сын – Курилко-Рюмин Михаил Михайлович (1954 г. рожд.). Дочь – Курилко-Рюмина Мария Михайловна (1960 г. рожд.).
Увлечение Михаила театром целиком было предопределено родителями. Отец, известный мастер театра и гравюры, и мать, страстный театрал, уже с детства невольно определили будущие пристрастия сына. Попав впервые за кулисы спектакля «Майская ночь» в оформлении отца и постановке К. Станиславского, Михаил был ошеломлен всем увиденным. Оказалось, что есть особый мир, резко отличающийся от всего знакомого доселе: ярко-розовые красивые ноги русалок, их преувеличенно загримированные лица, подчеркнуто условные одежды парубков, множившиеся в зеркалах. Этот мир тянул, как магнит.
Настало 22 июня 1941 года. На фронт Михаил попал буквально со школьной скамьи. 3 июля он записался добровольцем и после двухнедельной учебы в лагере под Тамбовом в составе 64-й стрелковой дивизии попал на Западный фронт. В Смоленских лесах состоялось его боевое крещение. Дивизия в тяжелых сражениях одна из первых получила звание гвардейской.
После пополнения и присвоения нового звания – 7-й гвардейской – дивизия была вновь отправлена на передовую. А 5 октября в бою под Курском Михаил Курилко-Рюмин получил тяжелое ранение в правую руку и ногу. Потом были долгие месяцы лечения в госпиталях Воронежа и Фрунзе, медкомиссия, увольнение из армии.
Михаил остался в столице Киргизии, где до конца войны проработал художником Киргизского театра оперы и балета. Там в далекой эвакуации было много интереснейших мастеров театра, музыки, балета. Работая в театре, он получил первую школу у первоклассных художников В. Селиванова (МХАТ), Т. Дьяковой (Большой театр), Т. Серебряковой (дочь знаменитой художницы), И. Элияссон (МХАТ). Они-то и дали фронтовику первые уроки мастерства. Здесь же, в театре, он осуществил свои первые самостоятельные спектакли – оперу «Чио-Чио-Сан» и комедию «Ревизор».
В 1945 году Михаил Курилко-Рюмин уехал в Москву учиться на театрального художника во Всесоюзный институт кинематографии, где его учителями были Ф. Белогородский, Ю. Пименов, Г. Щегаль, Б. Дубровский-Эшке.
Первой самостоятельной работой М. Курилко-Рюмина в Москве стал спектакль «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1952) в постановке знаменитого режиссера Кнебель. Успех этого и других спектаклей, которые оформлял молодой художник, повлиял на решение Ермоловского театра пригласить его заново оформить знаменитый спектакль «Пушкин». Встречи с А. Лобановым, В. Якутом – незабываемым Пушкиным, молодым В. Андреевым придали дополнительный импульс творчеству художника.
Его стали приглашать многие известные режиссеры, и работать ему пришлось во многих городах СССР, России и зарубежных стран. Почти за полвека работы в театре М. Курилко-Рюмин оформил более 140 спектаклей в театрах Алма-Аты, Астрахани, Будапешта, Днепропетровска, Донецка, Каунаса, Москвы, Праги, Саратова, Свердловска, Уфы, Фрунзе. Среди них и серьезные драматические произведения, и оперные представления, и легкомысленные музыкальные комедии: «Пушкин» А. Глобы (режиссер А. Лобанов, В. Комиссаржевский, 1954, театр имени Ермоловой), «В поисках радости» В. Розова (режиссер А. Эфрос, 1957, ЦДТ), «Иван Рыбаков» В. Гусева (Б. Равенских, 1957, Малый театр), «Безымянная звезда» М. Себастьяна (режиссер М. Кнебель, 1957, МХАТ), «Живой труп» Л. Толстого (режиссер Г. Конский, 1961, Будапешт), «Суббота, воскресенье, понедельник» Э. де Филиппо (1964), «Над пропастью во ржи» Селинджера (режиссер А. Шатрин, 1965), «Дядя Ваня» А.П. Чехова (режиссер А. Шатрин, 1966, Минск), «Табачный капитан» А. Щербачева (режиссер В. Курочкин, 1969, Свердловск), «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана (режиссер В. Аджемян, 1970), «Дядя Ваня» А.П. Чехова (режиссер А. Мамбетов, 1982, г. Алма-Ата), «Овод» Спадавеккиа (режиссер В. Чайка, 1986, Днепропетровск), «Пиковая дама» П.И. Чайковского (режиссер В. Чайка, 1990), «Дилижанс из Руана» и «Свадьба с генералом» Б. Птичкина (режиссер В. Курочкин, Свердловск), «Сотворившая чудо» У. Гиббсона (режиссер Ю. Ошеров, 1990, Саратов), «Лавка древностей» Ч. Диккенса (режиссер Ю. Киселев, 1990, Саратов), «Риголетто» Дж. Верди (режиссер Б. Рубашкин, 1993, Омск), «Отелло» У. Шекспира (режиссер В. Демин, 1996, Владикавказ), многие другие. Среди его киноработ знаменит фильм «Шумный день», снятый в 1960 году режиссером А. Эфросом по пьесе В. Розова.
Помимо работы в театре М.М. Курилко-Рюмин долгие годы вел преподавательскую деятельность. С 1951 по 1962 год он работал старшим преподавателем во ВГИКе, а с 1962 года сначала доцентом, а затем профессором, руководителем театральной мастерской и заведующим кафедрой живописи в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова.
С 1954 года М.М. Курилко-Рюмин – член Московской организации Союза художников СССР, постоянно участвует в художественных выставках в стране и за рубежом, ведет общественную деятельность. В 1982–1988 годах он являлся секретарем правления Союза художников СССР. В 1988 году его избирают членом-корреспондентом Академии художеств СССР, академиком-секретарем президиума Академии. Действительный член Российской академии художеств (1995), главным ученым секретарем президиума Академии.
М.М. Курилко-Рюмин – народный художник России (1993), заслуженный художник РСФСР (1970), заслуженный художник Северной Осетии (1996), академик Академии гуманитарных наук (1995), Академии художеств Киргизии (1997) и Международной академии авторизированного образования (1999). Он награжден орденами Отечественной войны I степени, «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, многими медалями. За участие в воссоздании Храма Христа Спасителя награжден орденом Сергия Радонежского.
Является автором многочисленных публикаций в журналах, сборниках, газетах. В течение ряда лет был членом редколлегии журнала «Балет» и членом редсовета журнала «Академия». М.М. Курилко-Рюмин являлся председателем попечительского совета Фонда имени А. Райкина, членом правления Центрального Дома работников искусств.
Среди его пристрастий – собирание предметов русского быта XVII–XVIII веков.
Скончался 16 марта 2012 года.