ЛЕБЕДЕВ Виктор Владимирович (1909–2001)
Действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственных премий
Родился 2 сентября 1909 года в Москве. Отец – Лебедев Владимир Федорович (1875–1967), врач-хирург. Мать – Лебедева Варвара Павловна (1870–1942). Супруга – Лебедева Татьяна Васильевна (1915–1988).
Детские и школьные годы Виктора Лебедева прошли в городе Иваново-Вознесенске. В семье Лебедевых сложилось так, что все дети занимались в кружке рисунка и живописи.
Окончив школу в 1928 году, Виктор едет в Ленинград, чтобы поступить на факультет живописи Академии художеств. В течение двух лет Лебедев учится рисованию и живописи в студии Ассоциации художников революции. Жизнь в городе среди замечательных архитектурных ансамблей, посещение выставок, изучение проектов и прослушивание публичных лекций по архитектуре пробудили в нем интерес к этому виду искусства.
Занятия на архитектурном факультете Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств, куда он поступил в 1930 году, удовлетворяют его заветные желания. Лебедев занимается у выдающихся мастеров архитектуры и изобразительного искусства профессоров Л.В. Руднева, И.А. Фомина, художника К.И. Рудакова, проходит практику в мастерской Е.А. Левинсона и И.И. Фомина. С тех пор и на всю жизнь ему сопутствовало увлечение двумя видами творчества: архитектурой и живописью.
В студенческие годы Лебедев сдружился с П.П. Штеллером, с которым затем долгие годы его связывали тесные творческие узы. После окончания Академии они работали в творческой мастерской их наставника академика архитектуры Л.В. Руднева. Под его руководством В. Лебедев принял участие в реализации крупных проектов. Среди них – новое здание Наркомата обороны СССР на Фрунзенской набережной в Москве. У Руднева молодой архитектор перенял и любовь к природе, к человеку, стремление тесно связать архитектуру с природной средой, с характером рельефа и окружающего ландшафта – природного и искусственного – и другими особенностями местности.
В эти же годы Лебедев участвует в ряде архитектурных конкурсов. В их числе памятник героям - участникам войны с белофиннами, Музей Красной Армии, памятник-маяк В.И. Ленину и др. В группе молодых архитекторов он впервые участвует в большой выставке творческих работ в Доме Ленинградского отделения Союза архитекторов, материалы обсуждения которой были опубликованы в журнале «Архитектура Ленинграда» (№3, 1940).
В первые дни Великой Отечественной войны В.В. Лебедев с другими сотрудниками мастерской был привлечен к работе по укреплению системы противовоздушной обороны здания Государственного Эрмитажа и подготовке эвакуации художественных ценностей музея. По окончании этой срочной работы он был мобилизован на строительство оборонительных рубежей на юго-западных и северных подступах к Ленинграду. В декабре 1941 года по заданию Отдела государственной охраны памятников Ленинграда участвовал в работе по обмеру здания бывшего Инженерного замка. В конце блокадной зимы, 28 января 1942 года, от истощения скончалась мать Виктора Лебедева, а он вместе с сотрудниками проектной мастерской 28 февраля был эвакуирован через Ладожское озеро на Большую землю.
Впечатления о пережитом в дни блокады Ленинграда стали позднее темой многих произведений Лебедева-живописца (серия живописных произведений «Блокада Ленинграда», которые находятся ныне на хранении в Музее архитектуры имени А.В. Щусева в Москве), послужили поводом для написания нескольких стихотворений и сборника рассказов «Вереница испытаний» (один из рассказов вошел в ленинградский сборник воспоминаний «Подвиг века», 1969).
С лета 1942 по 1945 год Лебедев работает под руководством Руднева в мастерской Института массовых сооружений Академии архитектуры СССР в Москве. С этого времени его творческая жизнь тесно связана со столицей. До 1950-х годов он работает над проектами восстановления разрушенных во время войны городов и сел. В 1945 году участвовал в архитектурном оформлении организованной в Центральном парке культуры и отдыха выставки немецкого трофейного вооружения.
В 1948 году по проекту, выполненному Лебедевым совместно со Штеллером, в Москве, на Петровке, было построено здание Министерства пищевой промышленности СССР.
По проектам В. Лебедева и П. Штеллера в начале 1950-х годов были построены: жилой дом в Новоспасском переулке, павильоны Центральных черноземных областей и Центрсоюза на ВДНХ СССР. Лебедевым была решена архитектурная часть памятника А.М. Горькому на родине писателя в Нижнем Новгороде (скульптор В.И. Мухина).
Сотрудничество со скульпторами-монументалистами характерно для В.В. Лебедева; он принимает участие в конкурсах на темы, связанные с Великой Отечественной войной, работая вместе с В. Мухиной (памятник-маяк героическим защитникам Севастополя, 1943), Н. Томским (Арка в честь Победы над фашистской Германией, 1945-1946). В конкурсе проектов памятника В.И. Ленину на Ленинских горах в Москве он работает с М. Бабуриным, а позднее - с Н. Томским, А. Кибальниковым, Л. Головницким. В конце 1970-х годов, решая комплексную задачу монументальной пропаганды в Перовском районе Москвы, архитектор сотрудничает с художниками-монументалистами О. Филатчевым, В. Замковым, скульптором Г. Выбан.
Первые послевоенные годы, полные творческих исканий и активной работы на стройках, принесли и первое серьезное признание. В 1951 году коллектив архитекторов в составе И. Ловейко, В. Лебедева и П. Штеллера был удостоен Государственной премии СССР за здание гостиницы «Советская» в Москве.
Работая в мастерских «Моспроекта - 1», В. Лебедев постоянно участвует в проектировании крупных градостроительных комплексов. Им выполнен проект планировки и застройки Смоленской площади и района Ростовской и Смоленской набережных (1956), станции метрополитена «Проспект мира» (радиальная, 1957), строительства крупного комплекса на юго-западной стороне развилки у метро «Сокол», где В. Лебедев впервые применил архитектурный прием застройки крупного отрезка магистрали, подхваченный затем другими архитекторами.
Важным рубежом в творчестве В. Лебедева становится 1959 год, когда его назначают руководителем мастерской «Моспроекта-1», в которой были сосредоточены градостроительные и проектные работы по Калининскому и Перовскому районам, а в конце 1970-х годов он становится главным архитектором Северо-восточной планировочной зоны Москвы, в которую входят сразу несколько административных районов. Но наряду с возросшими обязанностями по руководству проектным коллективом В. Лебедев продолжает самостоятельное проектирование, участвует в строительстве отдельных сооружений.
Под его творческим руководством проектировались такие новые жилые районы, как Вешняки-Владычино, Ивановское, Ново-Косино, жилой комплекс между площадью Ильича и площадью Прямикова, а также общественно-торговые, культурные и административные здания. Среди них: здание Московского академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской улице (удостоен Государственной премии РСФСР, 1969), здание Перовского РК КПСС и райсовета (1974), Дом пионеров и школьников в районе Перово, кинотеатр «Саяны» в районе Ивановское (1981).
В. Лебедев участвует во многих крупных как внутренних, так и международных конкурсах, среди которых - мемориальная зона Ульяновска, монумент защитникам Плайя-Хирона (Куба), планировка и застройка нового района Варшавы – Гоцлава (премия министра строительства Польши), комплекс Центра искусств в Париже и др. По проекту В. Лебедева (совместно с Ю. Коноваловым) в 1976 году построено здание Российского посольства в городе Рангуне (Бирма).
Параллельно с практической творческой деятельностью В.В. Лебедев многие годы преподавал в Московском архитектурном институте. Являясь профессором по кафедре градостроительства, он воспитал коллектив молодых специалистов-архитекторов, многие из которых впоследствии стали известными мастерами и его соавторами. Среди них – Ю. Коновалов, Ю. Кубацкий, А. Ларин, А. Никонов, А. Цивьян, И. Чалов, Ю. Гомон, Е. Асс, Э. Яворский и др.
В.В. Лебедев известен не только как архитектор-художник, но и как живописец и график. Ряд его живописных работ находится в музейных коллекциях Москвы и России. Он – участник многих выставок. Его персональные выставки прошли в Москве и других городах, в том числе в Музее архитектуры имени Щусева (1986), а также в выставочных залах ЦДСА. В 1999 году в канун 90-летия архитектора и художника большая отчетная выставка его архитектурных, живописных и графических работ состоялась в Центральном доме архитектора и Музее имени Щусева.
В.В. Лебедев – лауреат Сталинской премии третьей степени Государственной премии РСФСР. Награжден орденами Ленина и «Знак Почета», многими медалями, в том числе «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Он – действительный член Российской академии художеств (1979), почетный член Российской академии архитектуры и строительных наук, почетный член Международной академии архитектуры. За большой вклад в развитие градостроительства имеет благодарность Президента РФ и мэра Москвы. Удостоен званий «Заслуженный строитель России», «Почетный строитель Москвы». Являясь членом Союза архитекторов с 1938 года, на протяжении ряда лет был членом правления Союза архитекторов СССР и членом правления Московского союза архитекторов. В 1999 году В.В.Лебедеву была присуждена премия «Золотое сечение» за выдающийся вклад в архитектуру и строительство.
Виктор Владимирович написал три книги: «Вереница испытаний» (1995), «Заметки о пространственной и эстетической сущности архитектуры», «Год жизни архитектора» (1998). За эти книги на фестивале «Зодчество-99» автор удостоен диплома I степени Союза архитекторов России. За работу по увековечению героической защиты Ленинграда Советом ветеранов Волховского фронта В.В. Лебедев был награжден почетными знаками «В память битвы за Ленинград» и «50 лет операции Нева-2».
Виктор Владимирович был большим любителем классической симфонической и фортепианной музыки. Его любимым композитором был Моцарт. В молодости любил танцевать фокстрот, кататься на лыжах. Готовился к изданию сборник его стихотворений.
Скончался а 2001 году.