ПЛАТОНОВ Юрий Павлович (1929-2016)
Народный архитектор СССР, заслуженный архитектор РСФСР, главный архитектор РАН, творческий и научный руководитель проектного института ГИПРОНИИ РАН, лауреат Государственных премий СССР и России, премии Совета Министров СССР, премии Москвы в области литературы и искусства, Российской национальной премии в области архитектуры «Хрустальный Дедал», профессор
Родился 4 сентября 1929 года в Москве, на Арбате, в семье творческой интеллигенции. Отец – Платонов Павел Харламович, архитектор, художник, график, дизайнер. Мать – Цурюпа Эсфирь Яковлевна, журналист, известная детская писательница. Супруга – Платонова Екатерина Степановна (1942 г. рожд.).
Важную роль в становлении личности будущего архитектора играли не только родители, но и старшие члены семьи – дедушки и бабушки, представлявшие линии духовенства, дворянские и купеческие российские и греческие фамилии. Особая роль в воспитании Юрия принадлежит отчиму – Всеволоду Александровичу Цурюпе, известному журналисту, человеку высокой культуры.
Творческие традиции семьи были продолжены дочерью Марией Платоновой (1956–1983), талантливым архитектором и художником, и внуками Егором и Варварой – архитекторами, выпускниками Московского архитектурного института. В формировании этих традиций значительную роль сыграла первая жена Римма Ивановна Платонова, историк и искусствовед.
В 1947 году Юрий поступил в Московский архитектурный институт, где учился у профессоров М.В. Ламцова, М.В. Лисициана, М.М. Курилко. В 1953 году Ю. Платонов под руководством профессора А.Н. Душкина и его ассистентов И.С. Телятникова и Л.И. Баталова выполняет «на отлично» дипломный проект на тему «Русский драматический театр на площади Пушкина». В 1973 году в МАРХИ у профессоров И.С. Николаева и Н.Н. Улласа Ю. Платонов защитил диссертацию.
По рекомендациям своих учителей и по их приглашению в 1953 году Ю. Платонов поступает в архитектурную мастерскую прославленного проектного института Академпроект (с 1956 года – ГИПРОНИИ АН СССР, ныне – ГИПРОНИИ РАН), созданного академиком А.В. Щусевым, творческое руководство в котором в то время осуществлял академик И.В. Жолтовский. В Академпроекте происходит важнейшая для профессионального становления Ю. Платонова встреча с выдающимся архитектором А. Буровым.
Уже в начале 1960-х годов Ю.П. Платонов прочно завоевывает творческие позиции в коллективе Института. Президент Академии наук, выдающийся ученый, поэт и художник, А.Н. Несмеянов возлагает на Ю.П. Платонова роль творческого и научного руководителя, которую он осуществляет до сегодняшних дней вначале как главный архитектор института, затем – директор ГИПРОНИИ РАН, и, наконец – Главный архитектор Российской академии наук.
В течение 1960–90-х годов он успешно реализует ряд проектов крупнейших общественных и научных комплексов: Музей палеонтологии РАН, новое здание Российской академии наук, научный центр Института биоорганической химии РАН в Москве, города – научные центры в Новосибирске и Подмосковье. Эти и другие проекты получили национальное и мировое признание и отмечены Государственными премиями, многочисленными публикациями в профессиональных изданиях во многих странах.
Проекты Ю.П. Платонова и его коллектива были представлены на выставках и конгрессах архитектуры в Москве, Париже, Софии, Барселоне, Лондоне, Венеции, Лиме, Нью-Йорке, Чикаго, Монреале, Берлине, Буэнос-Айресе и др. В том числе такие известные конкурсные проекты, лауреаты и дипломанты конкурсов, как новое здание РАН, здание Музея революции в Москве, Центр Помпиду в Париже, Центры Тэт-Дефанс и Ля Вилетт в Париже, Туристический центр в Танжере, университетский и научный комплекс в Софии, Генеральный план развития центра Москвы, Деловой центр в Сочи, проект Евровокзала, проект Центрального Дома художника в Москве и др.
Убедительные успехи в творчестве и целый ряд побед в крупных национальных и международных конкурсах закрепляют высокий авторитет Ю.П. Платонова в профессиональных кругах, привлекая особое внимание к таким крупным работам последних лет, как создание градостроительных комплексов на площади Гагарина, на Крымской площади, формирование ансамбля Площади Европы в Москве. Значительный профессиональный интерес вызывают и более локальные проекты – Российского культурно-делового центра в Чикаго, нового здания Российской академии архитектуры и строительных наук, жилые дома в Подмосковье.
В Проекте реконструкции площади Гагарина и в творчестве академика Платонова особое место занимал проект, который известен как «Дом-Окно в III тысячелетие», – проект, соответствующий периоду смены эпох. Идея «Дома-Окна» возникла еще в начале 1980-х годов в процессе работы над проектом реконструкции площади Гагарина, однако вследствие отсутствия условий для ее воплощения была использована в конкурсе Тэт-Дефанс в Париже, где получила одобрение признанных европейских архитекторов.
Уникальное здание-диафрагма, проект которого в настоящее время в достаточной степени проработан, предназначено для возведения Центра науки, информатики, новых технологий в сложнейшей градостроительной ситуации, на пересечении важнейших городских магистралей, в составе Проекта комплексной реконструкции площади Гагарина и прилегающих территорий «Ансамбль площади Гагарина».
Здание, парящее над землей, состоит из двух связанных в единое целое параллельно поставленных мембран (160х160 метров), в которых образован гигантский, диаметром 100 метров, круглый проем, символизирующий связь с Вселенной. Между мембранами фасадов диски 40 этажей подняты на 20 метров над стилобатом. Каркас этого уникального сооружения связывает в единую целостную композицию кубические и цилиндрические элементы, каждый из которых вмещает 6–7 этажей. Каркас несет на зеркальных плоскостях своих фасадов информационные табло, цветные экраны, стеклянные кольца лифтов, которые своим «вечным движением» объединяют все элементы здания.
Двадцать скоростных лифтов связывают уровни здания и 45–50 метров пролетают в фантастическом пространстве кольца. Автор так рассказывал об этом проекте: «...динамические элементы, включенные в архитектуру, позволяют пережить вечные картины уникальной красоты перспектив Москвы и Подмосковья, понять замысел и философию проекта, поверить в свое могущество, каждому ощутить себя частью Великого Целого. Это здание, как мираж в фантастической вязи своих конструкций, и днем и ночью по пути движения закрепляет градостроительную ось восток – запад в общей системе города. Масштаб здания соответствует многокилометровому лучу крупнейшей московской магистрали, начинающейся в центре, от Кремля, и уводящей в юго-западные пределы. Этот Дом – единственный в своем роде знак, образ и облик которого навсегда сольется с образом Москвы и станет новой величественной чертой ее портрета».
Известный теоретик и историк архитектуры С. Хан-Магометов считает, что «Дом-Окно» Платонова по уровню творческой дерзости и качеству художественного открытия явно превосходит Центр Помпиду в Париже.
В составе проекта реконструкции Крымской площади разработан проект Московского многофункционального музейно-выставочного комплекса на базе памятника архитектуры федерального значения – Провиантских складов архитектора Стасова, построены здания Делового центра на Зубовском бульваре.
Нельзя не упомянуть об эскизном проекте «фантастического» эскалатора на Воробьевых горах в непосредственной близости от реконструированного метромоста через Москву-реку: этот эскалаторный подъем как бы висит над землей на высоте 6 метров и заключен при этом в прозрачный футляр треугольного сечения.
В последние годы жизни академик Платонов разрабатывает новое, очень интересное направление – создание Проекта пешеходного туристического маршрута «Площадь Гагарина – Москва-Сити», который свяжет воедино архитектурные и исторические памятники VI–XX веков. В историческом центре Москвы он предлагает создать пешеходную зону нового типа, которая протянется от площади Гагарина и Нескучного сада до ММДЦ «Москва-Сити». На маршруте будут созданы все условия для организации свободного и безопасного круглогодичного движения пешеходов, а также инфраструктура, отвечающая последнему слову туристического бизнеса. Основные узлы пешеходной зоны: площадь Гагарина – новое здание Российской академии наук (РАН) – Нескучный сад – Ленинский проспект – Комсомольский проспект – метро «Фрунзенская» – усадьба Трубецких – сквер Девичьего поля – Плющиха – площадь Европы и площадь Киевского вокзала – Украинский бульвар – гостиница «Украина» – выставочный комплекс Экспоцентр – Москва-Сити.
Маршрут в завершенном виде – новый системный, совершенно оригинальный, градостроительный объект, и одновременно крупный объект туристического бизнеса в Москве, который создаст новые рабочие места уже в процессе реализации, поднимет на качественно иной уровень архитектурную среду большого московского района.
Точками роста этого крупнейшего градостроительного проекта стали проекты передвижки на новые створы крупных железнодорожных мостов, Андреевского и Краснолужского, с превращением их в пешеходные, осуществленные по идее Ю.П. Платонова и поддержанные московским правительством. Эти мосты, будучи памятниками архитектуры и техники, не удовлетворяли требованиям современных скоростей реконструируемого третьего транспортного кольца Москвы, в зону действия которого они попадали. Первым был перенесен и преобразован в пешеходный Андреевский мост: он перекрыт стеклянной галереей, построены пешеходные эстакады над набережной магистралью и парковым массивом. Мост и прилегающие к нему пешеходные эстакады стали основной пешеходной эспланадой длиной 1,5 километра между двумя крупными московскими магистралями, ранее разделенными Москвой-рекой. Эта работа получила большую известность и поддержку общественности и жителей Москвы.
Мост Богдана Хмельницкого установлен в непосредственной близости от сложной в архитектурном и транспортном отношении площади Киевского вокзала. Сооружение моста привело по предложению академика Платонова к комплексной реконструкции Киевской площади с новой организацией транспортных и пешеходных потоков, в результате чего возникла площадь Европы с устройством великолепного фонтана со скульптурной группой «Похищение Европы» в соавторстве с выдающимся бельгийским скульптором Оливье Стребелем. В составе ансамбля Площади Европы разработаны и реализованы проекты крупного торгово-общественного центра, подземного рекреационного центра, гостинично-делового комплекса.
В творческом багаже академика архитектуры Ю. Платонова было много художественно-монументальных работ. Крупнейшие и наиболее известные – мемориальный комплекс «Букринский плацдарм» совместно с архитектором С. Захаровым и известным украинским скульптором В. Знобой, программа художественного оформления Музея палеонтологии совместно с художниками А. Белашовым, В. Дувидовым, М. Митуричем, а также скульптурно-аллегорические композиции и эскизы фресок и картин-гобеленов для комплекса нового здания РАН совместно с архитектором С. Захаровым, скульптором Г. Франгуляном, художниками А. Васнецовым и В. Бегеджановым.
Творческое кредо архитектора Юрия Платонова – активная режиссерская роль в подходе к решению архитектурно-художественных задач, романтизация образных трактовок, гуманистические идеалы профессионального мастерства.
Ю.П. Платонов до 2016 года – член Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, Международной академии архитектуры, Международной академии творчества, Американского института архитектуры, Коллегии испанских архитекторов, Французской академии архитектуры, почетный член профессиональных сообществ ряда зарубежных стран. Президент Отделения Международной академии архитектуры в Москве. Главный архитектор Российской академии наук, творческий и научный руководитель проектного института ГИПРОНИИ РАН, творческий руководитель «ТПО-5 – Бюро Платонов». Член Архитектурного совета Москвы, советник мэра Москвы.
Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», Золотой и Серебряной медалями Академии художеств СССР, Большой медалью Российской академии архитектуры и строительных наук, почетной медалью Кембриджского биографического общества «Человек Миллениума» за вклад в искусство и литературу.
Скончался 6 декабря 2016 года.