РЫБНИКОВ Алексей Львович
РЫБНИКОВ Алексей Львович
Народный артист России, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии РФ, лауреат Национальной кинематографической премии «Ника», Национальной премии в области кинематографии «Золотой орел», лауреат международных и всероссийских кинофестивалей
Родился 17 июля 1945 года в Москве. Супруга – Татьяна, окончила МГУ имени М.В. Ломоносова. Дочь – Анна, кинорежиссер. Сын – Дмитрий, композитор, музыкант.
На долю предков Алексея Рыбникова выпало немало тяжелых испытаний. Его матери было пять лет, когда ее вывели на расстрел. Ее дед был генералом царской армии по медицинской линии, все ближайшие родственники-мужчины также были царскими офицерами. Одни погибли в Первую мировую войну, другие при защите Зимнего дворца... «Бабушка, которая меня воспитывала, – рассказывает Алексей Рыбников, – была тоже замужем за белым офицером. Она говорила мне, как везли его, раненого, на телеге, как расстрелял его повстречавшийся им отряд красноармейцев. Бабушке прострелили руки, когда она пыталась закрыть собой мужа...»
Уникальная музыкальная одаренность Алексея проявилась с «младых когтей»: в 8 лет он уже написал несколько фортепьянных пьес и музыку к фильму «Багдадский вор». В 11 стал автором балета «Кот в сапогах».
«Семья испытывала крайнюю нужду, – вспоминает о своем детстве композитор. –
Я привык, что у нас считали каждую копейку, каждый кусок хлеба. Мама была талантливым художником-дизайнером. Дома она делала очень красивые платки и шляпы и продавала их, чтобы прокормить семью...»
Огромную роль в формировании мировоззрения будущего композитора сыграл его учитель Арам Ильич Хачатурян, с которым его познакомил отец – скрипач, работавший в оркестре Александра Цфасмана. Алексей показал свои сочинения А.И. Хачатуряну, и это во многом определило его судьбу. Влияние великого композитора, представлявшего своей личностью и творчеством мощный культурный пласт, сопровождает Алексея Рыбникова всю жизнь.
С 1956 по 1962 год Алексей учился в Центральной музыкальной школе для одаренных детей при Московской консерватории. В 1962 году поступил в Московскую консерваторию имени
П.И. Чайковского по классу композиции
А.И. Хачатуряна, которую окончил с отличием в 1967 году, а в 1969 году окончил аспирантуру по классу этого же выдающегося музыканта.
Уже в консерватории судьба поставила молодого композитора перед выбором: либо принять существовавшие тогда нормы в искусстве, либо искать свой путь в творчестве. Рыбников выбрал второе. «Если ты хочешь писать настоящие вещи, нельзя лгать самому себе» – вот его кредо. В 18 лет у Алексея Рыбникова уже была своя семья. Чтобы обеспечить ее, учебу в консерватории и творческую работу приходилось сочетать с частными уроками музыки, трудиться концертмейстером в театральном институте и даже аккомпаниатором в детском саду. С 1969 по 1975 год Алексей Рыбников преподавал в Московской консерватории на кафедре композиции.
Официальным дебютом композитора стало исполнение фортепьянной сонаты «Хороводы», написанной на 1-м курсе консерватории. Это произведение привлекло внимание музыкальной общественности. В нем, по словам критиков, молодой автор с самых первых шагов заявил об умении самостоятельно мыслить, по-своему преломлять характерные фольклорные мотивы.
Дипломной работой молодого композитора стал концерт-баллада для скрипки с оркестром (1967) – лирико-драматическое произведение, замысел которого навеян стихотворением болгарского поэта о том, как толпа растаптывает цветок, нарисованный художником. В другой крупной работе Алексея Рыбникова – Первой симфонии (1969), написанной им по окончании аспирантуры, – сочетались традиции современного отечественного и зарубежного симфонизма.
Р.Г. Косачева в книге «Композиторы Москвы» (1976) писала, что этому «произведению свойствен активный динамический характер, четкое, поэтапное раскрытие драматургии...». «Виртуозный блеск и концертный размах, внешняя яркость, броскость, многоцветье красок, переливчатая звонкая красота, почерпнутая из фольклорных образов» получили развитие и в последующих сочинениях композитора – таких, как «Русская увертюра», концертное каприччио «Скоморох», Концерт для баяна и оркестра, Концерт для фортепиано solo, и в других произведениях, написанных по окончании консерватории в 1967–1972 годах.
От поисков в области строгого драматургического осмысления произведения в целом Алексей Рыбников вскоре обратился к поискам различных структурно-смысловых соотношений внутри отдельных частей и даже оркестровых групп. Так возник Концерт для струнного квартета и оркестра, написанный композитором по заказу немецкого дирижера Олафа Коха – художественного руководителя Филармонического оркестра города Халле (ГДР). Здесь в 1971 году состоялась премьера произведения. Дирижеру необходимо было виртуозное оркестровое сочинение, блестяще выявляющее и возможности солистов. Так у молодого композитора возникла идея «концертного соревнования» квартета и оркестра. Это яркое произведение, по мнению критиков, «остро конфликтно по своему развитию и в то же время необычайно колористично по оркестровке».
Сразу после окончания консерватории, помимо инструментального творчества, Алексей Рыбников начал обращаться к жанру романса, написав на слова Л. Ашкенази романсы «Молитва» и «Телефон».
Творческая жизнь композитора уже долгие годы неотделима от кино и драматического театра.
С 1965 года он пишет музыку для кино-, теле- и анимационных фильмов. За это время им была создана музыка более чем для 100 фильмов, в том числе для картин «Три дня Виктора Чернышева» (1967), «День и вся жизнь» (1969), «Остров сокровищ» (1971), «Без трех минут ровно» (1972), «Бедная Лиза», «Большое космическое путешествие», «Паучок Ананси и волшебная палочка», «Петр Мартынович и годы большой жизни» (1974), «Потрясающий Берендеев», «Приключения Буратино» (2 серии, 1975), «Дети из бездны» (США), «Диалог» (4 серии), «Дневной поезд» (1976), «Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки» (2 серии), «Обратная связь», «Исчезновение», «Усатый нянь» (1977), «Журавлиные перья», «Иванцов, Петров, Сидоров...», «Шла собака по роялю», «Новые приключения капитана Врунгеля» (1978), «Тот самый Мюнхгаузен» (2 серии), «Примите телеграмму в долг», «Осенняя история» (1979), «Вам и не снилось...», «Мнимый больной», «Дороги Анны Фирлинг» (4 серии), «Ералаш», «Желаю успеха», «Ночное происшествие», «Полет с космонавтом», «Через тернии к звездам» (1980), «Путь к медалям», «Руки вверх!» (1981), «Василий Буслаев», «Мать Мария», «Сказки... Сказки... Сказки Старого Арбата» (1982), «Индекс», «Карантин», «Лелька», «Магистраль», «Серафим Полубес и другие жители Земли», «Оглянись!..» (1983), «Мумми-тролль», «Мушкетеры из 4 «Б», «Мы» (5 серий), «Прохиндиада, или Бег на месте», «Нам не дано предугадать...», «Шанс», «Вера. Надежда. Любовь» (1984), «Вот моя деревня...» (1985), «Всадник над городом», «Где родятся Жигули», «Гонка века», «Русь изначальная» (2 серии, 1986), «Черный принц Аджуба», «Утоли моя печали» (1989), «Фантик», «Царь Иван Грозный» (1991, 2 серии), «Только не уходи...», «Воспитание жестокости у женщин и собак» (1992), «Праздник непослушания», «Приговор», «Кодекс бесчестия», «Ядерный век» (США, 11 серий), «Великая княгиня Елисавета», «Я виноват» (1993), «Я виноват – 2»,
«С новым счастьем – 2» (8 серий) и другие.
Его яркая, живая музыка проникнута непосредственностью, искренностью чувств, помогает авторам фильма глубже раскрыть творческий замысел. Записи музыки к фильму «Большое космическое путешествие» (1973) проданы общим тиражом более сотни тысяч пластинок. После выхода на экраны «Приключений Буратино» (1975) тираж пластинок с музыкой к фильму превысил миллион экземпляров.
Алексей Рыбников написал музыку к спектаклям «Коварство и любовь» (Драматический театр имени К. Станиславского), «Прозрачный мальчик» (Театр на Малой Бронной), «Сказка о четырех близнецах» (Центральный детский театр).
Наибольшую признательность и славу композитору принесли произведения для музыкального театра. В 1976 году состоялась премьера рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» в Московском театре имени Ленинского комсомола. Это была первая рок-опера, увидевшая свет в Советском Союзе, своеобразная революция в театре. Чиновники Министерства культуры, считая автора «авангардистом», предлагающим «чуждый» жанр для отечественного театра, 11 раз отказывались принять спектакль.
И все же спектакль и музыку ждал подлинный триумф. Выпущенный в 1977 году двойной альбом «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» занял 1-е место в хит-параде лучших грамзаписей. В 1979 году Алексей Рыбников был признан Всесоюзным хит-парадом самым популярным композитором года и награжден премией за лучшую музыку к кинофильму на Московском международном кинофестивале.
В 1989 году общий тираж проданных дисков с музыкой А. Рыбникова превысил 10 миллионов экземпляров. Фирма «Мелодия» наградила композитора «золотым диском».
«Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» положила начало официальному признанию композитора. Последовало множество заманчивых предложений. Однако Рыбников выбрал свободу творчества, начав работу над новой современной оперой «Юнона и Авось» (по поэме А. Вознесенского), построенной на сочетании английского арт-рока с русской православной молитвой. Ее премьера состоялась в 1981 году в Московском театре имени Ленинского комсомола.
В 1982 году выпуск альбома «Юнона и Авось» был запрещен Министерством культуры СССР. Рыбников обратился в суд, и дело было выиграно. В 1983 году альбом был выпущен и занял 1-е место в хит-параде. Вскоре состоялись гастроли театра «Ленком» в Париже. Пьер Карден представил это произведение в своем театре на Елисейских Полях, затем в Германии, Голландии и других странах. В 1990 году музыкальный спектакль «Юнона и Авось» в течение двух месяцев шел в Сити-центре Нью-Йорка. Телефильм «Юнона и Авось» 4-го канала телевидения Великобритании был показан телекомпаниями более 50 стран мира. Двойной альбом с записью этой рок-оперы издан многомиллионным тиражом. За 20 лет спектакль выдержал более 700 представлений и идет до сих пор с неизменным аншлагом.
В 1988 году Алексей Рыбников основал Производственно-творческое объединение «Современная опера» при Союзе композиторов СССР. Этот театр, разместившийся в маленьком, отремонтированном им за свой счет подвале на Арбате, стал для композитора творческой мастерской. У москвичей появился новый театр с залом на
40 мест, с лабораторией светоэффектов, с уникальной компьютерной световой системой.
В 1992 году на сцене театра состоялась премьера музыкальной мистерии А. Рыбникова «Литургия оглашенных», которая затем в течение двух сезонов была сыграна здесь 70 раз.
«В “Литургии оглашенных” весь смысл – в словах, – считает композитор. – Это подведение итога развития человеческого интеллекта, выраженного в поэтической форме». Композитор сам составлял либретто из текстов, созданных за последние три тысячи лет: от шумерской клинописи до Маяковского.
В 1993 году Алексей Рыбников стал обладателем приза кинозрителей за лучшую музыку года к кинофильму «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».
В конце 1994 – начале 1995 года с большим успехом прошли гастроли театра «Современная опера» в США. Спектакль «Литургия оглашенных» получил восторженные отклики публики. Вице-президент «Юниверсал Пикчерз» Н. Райс отметил, что «эта блестящая музыкальная драма – без сомнения, художественное достижение высочайшего уровня, уникальное в своем мастерском соединении музыки, либретто и театральных эффектов».
В 1996 году спектакль представлен в «Зрелищно-звуковом пространстве Алексея Рыбникова» – специально созданном по проекту автора театре на 500 мест. По телевидению многих стран мира был показан, снятый британской телекомпанией «Сентрал телевижн» документальный сериал «Алло, вы нас слышите?» (известный в российском прокате как «Мы» Юриса Подниекса). Фильм удостоен многих международных наград, в том числе приза «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах.
В 1999 году постановлением Правительства Москвы при Комитете по культуре Москвы создан Театр Алексея Рыбникова.
Помимо работы в театре А. Рыбников продолжает активно создавать инструментальные сочинения. В 1998 году в рамках программы ЮНЕСКО «Музыка, сближающая народы» он создает балет «Вечные танцы любви». В конце 1999 года запись балета осуществил в лондонской студии Большой симфонический оркестр имени Чайковского под руководством В. Федосеева.
В 2000 году в Государственном доме радиовещания и звукозаписи состоялся премьерный показ сцен из новой музыкальной драмы А. Рыбникова «Маэстро Массимо» («Оперный дом»). В основе сюжета спектакля – судьба талантливого русского композитора XVIII века Максима Березовского. Партитура оперы сложилась как синтез различных стилистических пластов: от чистой стилизации музыки XVIII века в духе Моцарта до современных звучаний. В ней много прекрасных мелодий, наделенных столь характерным для Рыбникова романтическим мироощущением.
В 2001 году по приглашению международной корпорации «Лексмарк» и Музыкального фонда Норвегии Алексей Рыбников восстановил утраченную партитуру балета «Сны Бальдра» норвежского композитора Г. Твайта по мотивам скандинавского эпоса. Премьера состоялась в мае 2002 года на фестивале в Бергене (Норвегия).
В том же году прошла премьера телевизионного фильма о судьбе еврейских детей во время Второй мировой войны – «Дети из бездны» режиссера Павла Чухрая (продюсер Стивен Спилберг), музыку для которого написал Алексей Рыбников.
В 2002 году на экраны вышел полнометражный художественный фильм режиссера Н. Лебедева «Звезда» по одноименной повести Э. Казакевича с музыкой А. Рыбникова. Эта работа принесла композитору звание лауреата Государственной премии РФ в области литературы и искусства 2002 года, а также награды национальных кинематографических фестивалей: Национальную кинематографическую премию «Ника», Национальную премию в области кинематографии «Золотой орел», премию «Золотой овен».
Весной 2003 года состоялась премьера новой редакции оперы-мистерии «Литургия оглашенных», осуществленной Московской государственной творческой мастерской под руководством Алексея Рыбникова на площадке Концертного зала «Академический», отмеченная критиками и публикой.
Последние несколько лет связаны для композитора с целым рядом серьезных и оригинальных кинопроектов. Таких как, например, мелодрама «Жизнь одна» В. Москаленко, за романс к которой А. Рыбников получил приз фестиваля «Кинотавр» (2003). Или картина Аделя Аль-Хадада «Апокриф. Музыка для Петра и Павла» (2004), заслужившая внимание жюри не одного кинематографического фестиваля. Задача А. Рыбникова в этой работе заключалась в том, чтобы на основе внутреннего родства соединить музыку двух великих композиторов прошлого – Моцарта и Чайковского, создав таким образом новую партитуру. Этот же год связан с возвратом композитора к анимации. А. Рыбников принял участие в создании мультипликационного рисованного фильма «Ключи от времени» С. Серегина по сказке А. Франса «Пчелка», сочинив музыку, отличающуюся интересной стилистикой и ярким мелодизмом.
Кроме вышеупомянутых фильмов композитор написал музыку к таким картинам, как совместный российско-американский фильм режиссера Н. Лебедева «Эффект ириса» («Изгнанник», 2004) по оригинальному сценарию Ю. Каменецкого, Е. Шедрина и М. Стишова «Коричневая Москва»; «Парижская любовь Кости Гуманкова», поставленная режиссером К. Одеговым по одноименной повести Юрия Полякова; кинокомедия Т. Кеосаяна «Заяц над бездной» (2005); телесериалам «Леди Бомж» (2001),
«С новым счастьем – 2», «Леди Мэр», «Северный сфинкс» (2003), «Спас под березами» (2003), «Самара-городок» (2004); лирическому музыкальному телефильму И. Соловова «Слова и музыка» (2004). Особое место в числе последних киноработ занимает музыка к 8-серийному телефильму П. Лунгина «Дело о мертвых душах» – фантасмагории на основе произведений Н. Гоголя.
В мае 2005 года, в год 60-летия Великой Победы, состоялась мировая премьера Пятой симфонии А. Рыбникова «Воскрешение мертвых» для солистов, хора, органа и Большого симфонического оркестра, на тексты молитв и откровений древних пророков. В оригинальном сочинении музыка переплетена с текстами из книг Ветхозаветных пророков на четырех языках: греческом, иврите, латыни и русском.
В декабре 2005 года, на творческом концерте, прошедшем в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, слушатели (и впоследствии телезрители) познакомилась с Четвертой симфонией композитора «Vivo al mondо» (Драматические сцены в стиле Позднего классицизма для солистов, органа, хора и оркестра на стихи и тексты Микеланджело и Библии), сочиненной А. Рыбниковым за несколько лет до официальной премьеры.
В марте 2006 года Театр Алексея Рыбникова представил зрителям музыкальный спектакль «Бу-ра-ти-но!» в постановке режиссера Терезы Дуровой.
Алексею Рыбникову удается сочетать активную творческую и общественную жизнь, принимать участие в самых разнообразных проектах. В 2006 году он возглавил I Национальный фестиваль «Музыкальное сердце театра», став его президентом.
Алексей Львович Рыбников удостоен званий народного артиста России (2000) и заслуженного деятеля искусств РСФСР (1989).
В 1992 году награжден орденом Орла I степени за деятельность общенародного значения. Его деятельность отмечена Русской Православной Церковью – осенью 2005 года он был удостоен ордена Святого благоверного князя Даниила Московского.
А.Л. Рыбников – член Союза композиторов (с 1969 г.) и Союза кинематографистов СССР
(с 1979 г.), член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству и Комитета по премиям Правительства Москвы.
Помимо основного увлечения в жизни – музыки у Алексея Рыбникова есть еще одна страсть – путешествия.
Живет и работает в Москве.