РОЗЕНБАУМ Александр Яковлевич
Народный артист России
Родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде. Отец – Яков Шмарьевич, уролог, провоевал всю Великую Отечественную: служил фельдшером в артиллерийском дивизионе, в 1944 году был ранен, из госпиталя вернулся на фронт, войну закончил в звании капитана. Мать – Софья Семеновна, акушер-гинеколог. Супруга – Елена, врач-рентгенолог. Дочь – Анна (1976 г. рожд.). Внуки: Дэвид (1999 г. рожд.), Александр (2005 г. рожд.).
Дед, брат, дядя певца – тоже врачи, что не могло не сказаться на выборе профессии молодым Александром, хотя, со слов взрослого А. Розенбаума, профессию он выбрал сам, без нажима со стороны родни.
Музыкой стал заниматься в пятилетнем возрасте. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано, играл на гитаре, участвовал в самодеятельности, затем окончил вечернее музыкальное училище по классу аранжировки. Играл для друзей, играл дома, играл во дворе. В общем, по выражению Александра Яковлевича, на «сцене с пяти лет». Музыкально с детства был достаточно прилично образован, чего нельзя было сказать о поэзии.
В детстве будущий поэт ее совсем не знал. Это было воспитано и двором, и мальчишескими отношениями. Потом открыл для себя Маяковского – «потрясающего лирика», сейчас хорошо знаком не только с отечественной, но и с мировой поэзией. Интеллигентного мальчика водили и на скрипку, и на фигурное катание, но дворовое бойцовское воспитание дало себя знать, и семиклассник Саша сбежал в бокс. Сбежал, правда, не ради того, чтобы отточить умение бить по физиономии. Просто в силу характера ему более по душе мужественные виды спорта. Надежды в боксе Саша подавал неплохие, но совместить по полной программе тренировки с учебой в Первом медицинском институте оказалось невозможным, и бокс пришлось оставить.
Музыкальное образование и гитара положили начало творчеству. Песни начал писать еще в школе. Первые штук сто – это туристские, вполне подражательные. Особенно «разыгрался» в институте. В Первом медицинском, по воспоминаниям Александра Яковлевича, жизнь была интересная. Ставили самодеятельные спектакли, готовили «капустники», ходили в походы. И везде с ним была гитара. Именно тогда появилась первая рецензия на его выступление в студенческой газете «Пульс». Много пел, много сочинял. И те песни, которые разошлись затем по стране в магнитофонных записях, были написаны к «одесским» рассказам И. Бабеля. Магнитофонные кассеты с записями этих песен были, наверное, в каждом доме. Правда, мало кто понимал тогда, где живет их автор: то ли у нас, то ли в Америке, а может быть, в Австралии?
Ранний Розенбаум, естественно, находился под впечатлением песен Б.Ш. Окуджавы. Когда же услышал Владимира Высоцкого, Булат Окуджава отошел на второй план.
В середине 1970-х годов он сочинил 8–10 песен, которые получились такими же, какими их мог бы написать и сам Высоцкий. До недавнего времени автор даже стеснялся этого подражания. Переубедил Александра композитор, бард А. Дольский: «Что же здесь страшного?! Это был период ученичества». Впрочем, написать так, чтобы было похоже на Высоцкого, – это тоже надо уметь.
И тем не менее пока песня была хобби – на первом месте оставалась медицина. В институте в его жизнь вошел флот: он стажировался на кораблях Тихоокеанского флота. Окончив в 1974 году Первый медицинский институт, Александр Розенбаум в течение года проходил службу на военных кораблях Балтийского флота, а затем работал анестезиологом-реаниматологом на специализированной «скорой помощи». Так все и шло: основная работа, а в паузах – песни. К тому времени он увлекся эстрадой, рок-музыкой.
В начале 1970-х годов талант музыканта все больше требовал профессионального к нему отношения. Необходимо было сделать выбор. Любимому делу следовало отдаваться целиком, без остатка. Не хотелось быть лучшим певцом среди врачей или лучшим врачом среди певцов. В 30 лет
А. Розенбаум бросился в омут с головой – ушел на эстраду. Тогда это было почти бессознательно, лишь позднее Александр Яковлевич понял, что внутренне этого хотел и знал наперед, что скажет людям. Путь к официальному признанию был нелегок. Семь лет работал без афиши. Просто: «Автор-исполнитель на эстраде».
Розенбаум – не только поэт и исполнитель авторских песен. Розенбаум – композитор. Мощное психологическое воздействие песен Александра Розенбаума достигается не только смыслом слов, но и музыкальным сопровождением. Розенбаум – профессиональный артист эстрады, и этим все сказано. Каждый из почитателей творчества Александра Яковлевича находит в его репертуаре свои песни, но есть среди них и те, которые, бесспорно, не оставляют равнодушными никого, стали народными: «Вальс-бостон», «Нарисуйте мне дом», «Казачья», «Есаул», «Утиная охота», «Вещая судьба», «Заходите к нам “на огонек”», «Налетела грусть», «Бабий Яр», «Черный тюльпан» и многие другие.
Особое место в его творчестве занимает военная тема. Это воспоминание о прошлом, о доле народной, о подвиге – и отрицание войны будущей. Неслучайно первая пластинка «Эпитафия» посвящается военной теме, по опросам заняла 1-е место в творчестве А. Розенбаума. Как продолжение военной темы – «Афганский цикл» – отношение музыканта к народной беде, которая не должна повториться.
В этих песнях не только сострадание к нашим ребятам, погибшим в Афганистане, но и размышление о том, почему они оказались там.
Как собственную боль переживает Розенбаум равнодушие государства, пославшего солдат на ту бессмысленную бойню и отвернувшееся затем от них, искалеченных телом и душой. «За что же ты, страна, наградила нас этой долей?»
Имя Александра Розенбаума занесено в «Золотую книгу Санкт-Петербурга» в разделах «Люди искусства» и «Защитники Отечества». Он – лауреат премии «Золотой пеликан» за вклад в благотворительность, почетный член Российского морского офицерского собрания и клуба подводников. Приказом министра обороны ему присвоено очередное воинское звание – полковник медицинской службы Военно-морских сил запаса.
Военную форму артист надевает по праздникам: 9 мая, 23 февраля – в День Российской армии, в последнее воскресенье июля – в День Военно-морского флота и обязательно – 15 февраля, в день вывода наших войск из Афганистана. Ту войну он по праву считает своей, в полной мере познанной: сам был на ней. Розенбаума не пускали в Афганистан долго, не пропускали через таможню его пленки, пластинки – официальные органы не давали разрешения. «Комсомольская правда» даже опубликовала статью за подписью «майор Залич» под названием «Песни – контрабандой». Там говорилось, что в Афганистане люди не Розенбаума, а «Темную ночь» поют. Помог с выездом Иосиф Кобзон – и в Афганистане Александр Розенбаум побывал трижды.
Без чьей-либо подсказки, а просто по велению души и сердца положил Александр Яковлевич начало традиции: в мае, в День Победы, он устраивает свои сольные праздничные концерты в зале «Октябрьский».
Огромное место в творчестве артиста занимает цикл «казачьих песен». Это стилизация под песни кубанских и донских казаков. Здесь и удаль, и озорство, и «эмигрантская» печаль, и зарисовки старинного казачьего быта...
Много песен Александр Розенбаум посвятил своему городу. Любит он и Санкт-Петербург, но с особой нежностью хранит память о Ленинграде, где прошли его детство и юность. В сборнике стихов «Белая птица удачи» этой теме посвящен целый цикл под рубрикой «Я попрошу Дворцовый мост в награду...».
Многими своими песнями Александр Яковлевич обнажает укоренившиеся пороки в отношениях между людьми: лицемерие, угодничество, страх перед истиной и величием ума. По его убеждению, песня может изменить многое, хотя и не все, она может стать оружием. Боясь остаться непонятым в своих песнях, Александр Розенбаум уделяет огромное внимание в своем творчестве смысловой нагрузке. «Песня должна давать эмоциональный посыл. Развлекательная – по-настоящему развлечь, проблемная – затронуть самые тонкие струны души и заставить задуматься».
Дискография Александра Розенбаума включает виниловые и CD альбомы и сборники: «Памяти А. Звездина-Северного» (1982), «Новые песни» (1983), «Эпитафия» (1986), «Мои дворы» (1986), «Нарисуйте мне дом» (1986), «Дорога длиною в жизнь» (1988), «Казачьи песни» (1988), «Анафема» (1988), «Нью-Йоркский концерт» (1987), «Гоп-стоп» (1993), «Горячая десятка» (1994), «А. Розенбаум и “Братья Жемчужные” 11 лет спустя» (1994), «Вещая судьба» (сборник, 1994), «Ностальгия» (1994), «Вялотекущая шизофрения» (1994), «Былое и диски» (в 3-х томах), «Розовый жемчуг» (1995), «На плантациях любви» (1996), «Концерт в день рождения» (1996), «Возвращение на Арго» (1997), «Июльская жара» (1997), «Лучшие песни 1982–1997» (сборник), «Транссибирская магистраль» (1999), «Одинокий волк» (сборник, 2001), «Настоящий солдат» (2001), «Старая гитара» (2001), «Я люблю возвращаться в свой город…» (2003), «Странная жизнь» (2003), «Я вижу свет» (2005) и другие.
Александр Яковлевич активно участвует в общественной деятельности: с 2003 года он – депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ от партии «Единая Россия».
В 2005 году А. Розенбаум снялся в художественном фильме режиссера Станислава Говорухина «Не хлебом единым».
К своей популярности А. Розенбаум относится спокойно, считая ее авансом, выданным людьми, и не испытывая неловкости, потому что свой пьедестал построил сам – своими песнями, своим трудом. Многие строки его стихов стали хрестоматийными, некоторые уже воплотились в жизнь как пророческие: «Мечтаю снять леса со Спаса на Крови...». Розенбауму выпало счастье узнать, как отозвалось его слово в сердцах современников. Его творческая биография может быть охарактеризована строкой Ф. Тютчева: «...И нам признание дается, как нам дается благодать». А что может быть выше для артиста, поэта и композитора, чем «благодать» народного признания.
Александр Розенбаум – народный артист России (2001).