ЩЕДРИН Родион Константинович
Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии и Государственных премий СССР, лауреат Государственной премии России, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени, почетный профессор Московской и Санкт-Петербургской консерваторий
Щедрин — один из самых крупных и известных композиторов второй половины ХХ — начала XXI века. Владея острым современным музыкальным языком, он смог создать произведения, доступные широким кругам слушателей. Намеренная антиавангардная установка на слушателя пронизывает творчество Щедрина на протяжении всей жизни: «большая музыка должна иметь большую аудиторию». При этом он шире, чем кто-либо из композиторов его поколения, развил в своем творчестве русскую тематику: его оперы и балеты написаны почти исключительно на сюжеты крупнейших русских писателей — Н. Гоголя, А. Чехова, Л. Толстого, В. Набокова, Н. Лескова. Он автор хоровой русской литургии «Запечатленный ангел», концертов для оркестра «Озорные частушки», «Звоны», «Хороводы», «Четыре русские песни».
(Иллюстрированная биография из книги «Кто есть кто в современной России»)
Родился 16 декабря 1932 года в Москве. Отец — Щедрин Константин Михайлович, музыкант-теоретик, педагог, музыкальный деятель. Мать — Щедрина Конкордия Ивановна. Супруга — Плисецкая Майя Михайловна (1925–2015), народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
На Родиона Щедрина как будущего музыканта и русского композитора решающее влияние оказала семья. Его дед был православным священником в городе Алексине Тульской губернии. Отец композитора, К.М. Щедрин, родился в селе Воротцы Тульской губернии, детство провел в Алексине. Был одарен редкостными способностями запоминания музыки с одного раза, абсолютным слухом.
Музыкой Р. Щедрин был окружен с самого детства: слышал игру отца на скрипке, инструментальное трио в составе отца и его братьев. В 1941 году был отдан в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории. Реально же заниматься по классу фортепиано начал частно у М.Л. Гехтман. Но началась Великая Отечественная война, и все школы в Москве были закрыты. Семья Щедриных была эвакуирована в Самару. В тот же город был переброшен и Д. Шостакович, завершивший там свою знаменитую Седьмую симфонию. Юному Родиону довелось услышать ее на генеральной репетиции под управлением С. Самосуда. Туда же был эвакуирован и Большой театр. Шостакович и К. Щедрин вели работу в Союзе композиторов, первый — как председатель, второй — как ответственный секретарь. Шостакович заботливо помогал семье Щедриных в трудных бытовых и иных обстоятельствах.
По возвращении в Москву в 1943 году Родиона Щедрина снова отдали в Центральную музыкальную школу. Но у мальчика уже сложились свои представления о жизни — интересовали не гаммы в музыкальной школе, а настоящие, серьезные дела. Он дважды убегал на фронт и во второй раз добрался из Москвы до Кронштадта. После этого родители определили сына в Нахимовское морское училище в Ленинграде.
Тем временем произошло событие, в конечном счете, приведшее к появлению композитора Родиона Щедрина. В конце 1944 — начале 1945 года в СССР открылось новое учебное заведение — Московское хоровое училище. Его создатель и первый директор, хормейстер А. Свешников пригласил туда отца Родиона Щедрина преподавать историю музыки и музыкально-теоретические предметы, а тот, в свою очередь, попросил зачислить на учебу и своего сына. У Родиона был абсолютный слух, достаточно приемлемый голос, и он был определен, наконец, по музыкальной специальности.
В хоровом училище для мальчика, уже кое-что повидавшего, открылась такая сфера, о которой он не подозревал. Позднее Щедрин вспоминал: «Пение в хоре захватило меня, затронуло какие-то глубинные внутренние струны». В хоровом классе была пропета вся история этого искусства: от мастеров «строгого стиля» XVI века — Жоскена де Пре, Палестрины, Орландо Лассо до русской духовной музыки — Чеснокова, Гречанинова, Кастальского, Рахманинова.
Сочинение музыки в училище специально не преподавалось, однако высокая музыкальная подготовка позволяла ученикам делать опыты и в музыкальной композиции. В 1947 году в хоровом училище был проведен конкурс композиторских работ. Жюри, возглавляемое А. Хачатуряном, присудило первую премию Родиону Щедрину, и это стало его первым заметным успехом в этой области.
Ученикам хорового училища предоставлялась возможность встречаться с крупнейшими музыкантами: Д. Шостаковичем, А. Хачатуряном, Г. Гинзбургом, С. Рихтером, И. Козловским, Э. Гилельсом, Я. Флиером. Его учителем по фортепиано был известный педагог Г. Динор, задававший ученикам произведения намеренно завышенной сложности. В результате при окончании училища у Родиона была программа, достойная концертирующего пианиста: фуги Баха, виртуозные пьесы Шопена и Листа, «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова.
В 1950 году Щедрин поступил в Московскую консерваторию одновременно на два факультета: фортепианный, в класс Я. Флиера, и теоретико-композиторский, в класс профессора Ю. Шапорина по сочинению.
Занятия с Флиером, где царил «пир музыки», так увлекали Щедрина, что он подумывал расстаться с композиторской специальностью, но педагог-пианист этого не посоветовал. Щедрин так доверял своему учителю, что первому демонстрировал ему свои новые опусы — и в студенческие, и в более зрелые годы. Профессиональным пианистом Щедрин остается всю жизнь, с успехом выступая на концертной эстраде с исполнением своих технически нелегких произведений.
В композиторском классе Шапорина притягательной была, прежде всего его человеческая личность — эрудита в русской литературе и поэзии, рассказчика и острослова, человека, общавшегося с А. Блоком, А.Н. Толстым, М. Горьким, К. Фединым, А. Бенуа, К. Петровым-Водкиным.
Интенсивно развивалась в Московской консерватории и такая фундаментальная область интересов Щедрина, как русский фольклор. Обязательный для студентов-композиторов предмет «Народное творчество» требовал участия в фольклорных экспедициях. Родион Щедрин отправился в поездку по Вологодской области, которая оказалась чрезвычайно богата частушками. Любовь к частушке Щедрин пронес через всю жизнь: свой Первый концерт для оркестра 1963 года он назвал «Озорные частушки», а в 1999 году представил его вариант — «Частушки», концерт для фортепиано соло.
Первый концерт для фортепиано, созданный Щедриным в студенческую пору в 1954 году, явился в свою очередь произведением, создавшим Щедрина. В нем высветилось все, что было личностью автора в молодые годы и что проросло потом в дальнейшем творчестве. В консерватории же он показался слишком «формалистичным». Но кто-то из профессоров порекомендовал Союзу композиторов включить концерт в программу очередного пленума. Автор с блеском его исполнил и вскоре узнал, что его, студента 4 курса, приняли в Союз композиторов (даже без заявления).
Окончил Московскую консерваторию Щедрин в 1955 году, с отличием по двум специальностям — композиции и фортепиано. Далее, до 1959 года, он прошел аспирантуру, по композиции у Ю. Шапорина.
1958 год в жизни Щедрина был очерчен как самый романтический и поистине судьбоносный: он женился на балерине Майе Михайловне Плисецкой, тогда уже приобретшей известность. Композитор бывал в доме Лили Брик, в прошлом музы Маяковского, и ее мужа, писателя и литературоведа В. Катаняна, к пьесе которого «Они знали Маяковского» он писал музыку. Однажды хозяева дома в виде курьеза дали ему прослушать запись на пленке, где Плисецкая пела (!) музыку балета Прокофьева «Золушка». Композитор был изумлен: труднейшие мелодии воспроизводились совершенно точно и в соответствующих тональностях. Родион и Майя впервые встретились лично, когда в том же доме принимали Ж. Филипа, и Щедрин играл много своей музыки, увлекшей собравшихся. Ему, редкому тогда обладателю собственного авто (приобретенного на гонорар к фильму «Высота»), выпала галантная обязанность развезти почетных гостей по домам. Плисецкая, прощаясь, попросила его записать нотами с пластинки тему из фильма «Огни рампы» для балетного номера. Окончательно их свел балет «Конек-Горбунок», который в 1958 году решил поставить Большой театр. Свадебным путешествием стала поездка на машине Родиона из Москвы в Сочи. Брак Плисецкой и Щедрина был зарегистрирован в Москве 2 октября 1958 года. Все балеты Щедрина связаны с танцем Плисецкой — и это целая балетная культура.
При окончании аспирантуры в 1959 году Щедрин имел в своем творческом активе балет «Конек-Горбунок» (1955), фортепианные сочинения, хоры, Первую симфонию (1958). И это — не только вехи его биографии. «Конек-Горбунок», в котором Плисецкая танцевала Царь-Девицу, стал постоянным спектаклем для детей и ставится поныне. В 1999 году для постановки в Большом театре автором была сделана новая версия балета, превратившая его в ослепительную русскую феерию. «Юмореска» для фортепиано, заражающая чисто щедринской «лукавинкой», спустя почти полвека стала излюбленным концертным «бисом». Благодаря таким пьесам в свое время стал даже складываться имидж Щедрина — как воплотителя в музыке кипучей жизненной энергии, юмора, шутки. В таком тонусе звучала и ставшая широко известной песня Щедрина из музыки к кинофильму «Высота» (1957) — «Веселый марш монтажников-высотников», прочно внедрившаяся в массовый слух. Эти представления о композиторе неожиданно разрушила Первая симфония, с ее прорывом в суровую военную трагедию, что вызвало большое неудовольствие критиков.
Наступили бурные 1960-е годы. Щедрин за данное десятилетие создал самое исполняемое свое сочинение — балет «Кармен-сюиту», впервые обратился к опере — «Не только любовь», начал серию произведений «Озорные частушки» и «Звоны», сочинил две крупные оратории «Поэтория» и «Ленин в сердце народном» и самое масштабное свое произведение для фортепиано соло 24 прелюдии и фуги, осуществил смелый стилистический синтез во Втором концерте для фортепиано. Параллельно он выступал как пианист, преподавал в Московской консерватории.
И так же, как раньше, свою юмористическую линию композитор перечеркнул сугубо трагической Второй симфонией в 1965 году, с отзвуками войны (гул самолетов, скрежет гусениц танков, стоны раненых), с эпиграфом из А. Твардовского «В тот день, когда окончилась война». При этом опять ввел новую симфоническую форму — 25 прелюдий.
В 1966 году Щедрин пошел на эксперимент, по смелости превзошедший все окружающее в советской музыке. Владея современной додекафонной техникой, он решил во Втором концерте для фортепиано (1966) соединить ее с диаметральной противоположностью — музыкой джазовой импровизации. Жизнь доказала правоту автора: Второй концерт стал классикой, изучаемой в истории музыки. Сама же примененная там техника полистилистики (и коллажа) стала затем веяньем времени для множества отечественных авторов. Прибегал к ней в дальнейшем и Щедрин.
В 1964–1969 годах Щедрин преподавал композицию в Московской консерватории. Среди его учеников — О. Галахов (со временем — председатель СК Москвы), Б. Гецелев, болгарин Г. Минчев.
В 1968 году он (как К. Симонов и А. Твардовский) отказался подписать письмо в поддержку вступления войск стран Варшавского договора в Чехословакию. Радиостанция «Голос Америки» начала регулярно вещать об этом, называя их имена. Щедрин вынужден был пойти на компромисс — в виде оратории «Ленин в сердце народном». Талантливая оратория к 100-летию В.И. Ленина настолько выправила официальное положение беспартийного автора, что за нее и оперу «Не только любовь» в 1972 году ему присудили Государственную премию СССР. За рубежом она имела большой успех в Париже, Лондоне, Берлине.
Творчество Щедрина 1970–1980-х годов было отмечено присущей ему постоянной художественной изобретательностью.
В 1973 году Щедрин избирается на важный руководящий пост — председателя Союза композиторов СССР, на который был благословлен Д. Шостаковичем, его основателем и первым председателем. В этом качестве он проработал до 1990 года, добровольно его покинув, после чего был оставлен в роли почетного председателя СК России. То, что во главе огромной российской композиторской организации столько лет стоял серьезный композитор новаторской направленности, сыграло чрезвычайно прогрессивную роль. Велика была и его личная помощь композиторам, музыковедам, дирижерам.
Композитор пишет десятки литературных работ, обнаруживая яркое чувство слова. Он создает либретто для своих сценических произведений: опер «Мертвые души» (потом — «Лолита», «Очарованный странник»), балетов «Чайка» (совместно с В. Левенталем), «Дама с собачкой». Публикует десятки статей — о Я. Флиере, Ю. Шапорине, О. Мессиане, Л. Бернстайне, А. Свешникове, К. Элиасберге, А. Бородине, А. Веберне, И. Стравинском, предисловие к роману В. Орлова «Альтист Данилов».
Продолжается его сотрудничество с М. Плисецкой: ей посвящаются балеты «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой».
Значительной вехой в музыкально-театральном творчестве Щедрина стала в 1976 году опера «Мёртвые души» по Н. Гоголю, на либретто самого композитора.
«Мёртвые души» в постановке Большого театра в Москве 7 июня 1977 года явились шедевром театральности. Режиссером был Б. Покровский, художником сцены — В. Левенталь, хормейстером — В. Минин. Дирижер Ю. Темирканов провел 42 репетиции, после чего перенес оперу в Кировский (Мариинский) театр в Ленинграде.
1981 год отмечен у Щедрина созданием мастерски отточенных хоровых и фортепианных сочинений: «Строфы «Евгения Онегина» — шесть хоров на стихи А. Пушкина из его романа в стихах, «Казнь Пугачёва» — поэма для хора a capрella на слова из «Истории Пугачёва» А. Пушкина, «Тетрадь для юношества», 15 пьес для фортепиано. К хоровым опусам примыкает также «Концертино» 1982 года.
Замыслы Щедрина 1983–1984 годов выделились особой масштабностью и серьезностью, что было сопряжено также и с посвящениями святому для него имени — И.С. Баху к 300-летию со дня рождения. В 1983 году в его честь он возвел музыкальный памятник в виде сверхдлительного произведения — на 2 часа 12 мин. — «Музыкальное приношение» для органа, трех флейт, трех фаготов и трех тромбонов. Автор сделал и компактную версию «Приношения» — на полтора часа, с записью произведения в Рижском Домском соборе в 1987 году.
Другим сочинением Щедрина к 300-летию Баха стала «Эхо-соната» для скрипки соло в 1984 году. Соната стала репертуарной у скрипачей разных стран: У. Хёльшер, М. Венгеров, Д. Ситковецкий, С. Стадлер и других.
В 1984 году Щедрин написал «Автопортрет» для симфонического оркестра. Психологически он диаметрально противоположен сложившемуся имиджу Щедрина как носителя будоражащей энергии, мастера юмора и шутки. Это — самое мрачно-трагическое сочинение автора.
Созданный в 1985 году балет «Дама с собачкой» по одноименному рассказу А. Чехова был вдохновлен 60-летним юбилеем М. Плисецкой. Либретто было написано Р. Щедриным и В. Левенталем, М. Плисецкая являлась и балетмейстером-постановщиком, и исполнительницей главной роли — Анны Сергеевны, для партии которой костюмы создал знаменитый парижский кутюрье П. Карден. У Щедрина это — самое поэтически-лирическое балетное произведение.
Наступившая в 1985 году горбачёвская перестройка, круто изменившая жизнь всей советской интеллигенции, в частности, открыла невиданные возможности контактов с зарубежными странами. В 1988 году состоялось нового типа мероприятие — советско-американский фестиваль «Делаем музыку вместе». В постановке «Мёртвых душ» Щедрина участвовали чернокожие певцы. Мировой резонанс фестиваля, и художественный, и политический, был громадный.
В 1989 году от Союза композиторов Щедрин был избран в Верховный Совет СССР. Кроме того, имея собственную политическую программу, он вошел в известную Межрегиональную группу народных депутатов за перестройку в СССР, участниками которой состояли академик А. Сахаров, будущий первый Президент России Б. Ельцин, будущий мэр Москвы Г. Попов, философ Ю. Афанасьев. Щедрин участвовал в реабилитации на родине высланных из страны М. Ростроповича и Г. Вишневской.
С наступлением еще одной знаменательной даты — 1000-летия принятия христианства на Руси — Щедрин написал сочинения, показавшие все глубинное значение этой темы для него, внука священника и самого крещенного в детстве: «Стихира на тысячелетие крещения Руси» (1987) и «Запечатленный ангел» (1988). Оркестровая «Стихира на тысячелетие крещения Руси» написана на основе древнего первоисточника, записанного крюками, — стихиры на праздник Владимирской иконы авторства царя Ивана Грозного, которую композитор изложил в своей интерпретации. Композитор послал произведение для первого исполнения в США Ростроповичу, которому его и посвятил. Тот расценил такой поступок как гражданский подвиг и смог осуществить премьеру в вашингтонском Кеннеди-центре (1988). На родине был выпущен первый российский компакт-диск с записью «Стихиры» Щедрина и стихиры Ивана Грозного.
Русская литургия «Запечатленный ангел», или хоровая музыка по Н. Лескову на канонические церковно-славянские тексты для смешанного хора a capella со свирелью (флейтой) в 9 частях, была впервые исполнена в Москве, двумя хорами — Московским камерным и Академическим русским хором под управлением В. Минина. Это сочинение было высоко отмечено: в 1992 году за него была присуждена Государственная премия РФ — одна из первых в новой России.
С конца 1980-х годов Щедрин стал получать все больше творческих предложений из-за границы, отвечая на них созданием сочинений на излюбленную русскую тематику, тем самым широко распространяя ее в разных частях света: в Японии был поставлен его мюзикл «Нина и 12 месяцев» (1988) и исполнены «Хороводы». К 100-летию Чикагского симфонического оркестра написана «Старинная музыка российских провинциальных цирков» (Третий концерт для оркестра, 1989), сочинены камерные пьесы для Финляндии и Парижа.
Начало 1990-х годов принесло существенные перемены в жизни Щедрина: композитор вынужден был выехать на жительство в Германию, в Мюнхен (1991–1992). За ним последовала и его супруга М. Плисецкая. Оба сохранили российское гражданство. При этом композитор сохранил и укрепил важнейшие свойства своего стиля — демократическую широту и русскую направленность тематики. Но выбор музыкальных жанров стал иным: не возникли новые балеты, для театра появилась одна опера — «Лолита», другие — для концертной сцены «Запечатленный ангел», хоровая опера «Боярыня Морозова». Зато необычайно расцвели концерты для солистов с оркестром — для фортепиано, скрипки, альта, виолончели, трубы, гобоя как результат контактов с крупнейшими музыкантами мира. Подавляющая часть произведений оказалась связанной с русской темой, и повысилось значение лирического начала. В связи с юбилейными датами Щедрина прошли крупные фестивали в его честь как на родине, так и во многих странах мира. Он стал признанным классиком отечественной и мировой музыки. Тревога и боль за тяготы России вызвали к жизни струнную музыку «Российские фотографии», посвященную оркестру «Виртуозы Москвы» под управлением В. Спивакова (1994). В центре периода 1990-х стоят три значительных концерта: для виолончели, скрипки и альта, посвященные выдающимся современным музыкантам. Концерт для виолончели «Sotto voce concerto» (посвящен М. Ростроповичу, 1994) по концепции принадлежит к произведениям с вечной темой — жизни и смерти. Концерт для скрипки и струнного оркестра «Сoncerto cantabile» (посвящен М. Венгерову, 1997). «Concerto dolce», концерт для альта в сопровождении струнного оркестра и арфы (1997) был подготовлен и игрой отца на этом инструменте, и написанным Щедриным предисловием к «Альтисту Данилову» В. Орлова, и, конечно, уникальным мастерством Ю. Башмета, которому сделано посвящение.
Камерные произведения середины 1990-х отмечены изобретениями Щедрина в характере музыкального звука: «Музыка издалека» для двух блокфлейт и Вторая фортепианная соната (1996), «Балалайка» для скрипки соло без смычка (1997), продолжающая идею «Русских наигрышей» для виолончели соло (1990).
В 1997 году, к 65-летию композитора, состоялись фестивали его музыки в Финляндии, Франции, Германии, а в России торжества прошли в течение 19 дней в четырех городах: Москва, Петербург, Нижний Новгород, Самара.
На грани тысячелетий (1999) от Германии Щедрину поступило почетное предложение: написать оркестровую Прелюдию к Девятой симфонии Бетховена, знаковому сочинению для всей немецкой культуры. Баварский оркестр Радио к своему юбилею заказал сочинение, каким стало Symphonie concertante (Третья симфония) «Лица русских сказок» (2000). В 1999 году Щедрин создал один из самых впечатляющих своих концертов — Пятый концерт для фортепиано с оркестром (посвященный финскому пианисту О. Мустонену).
Благодаря заказу Питтсбургского симфонического оркестра возникла «Лолита-серенада» из музыки оперы (2001).
В 2000 году в Германии был основан Международный фонд имени М. Плисецкой и Р. Щедрина.
70-летие композитора в 2002 году было отмечено представительным великолепным фестивалем в Москве и Петербурге, продемонстрировавшим жизненность его творчества за все годы и неиссякающий потенциал в создании новых произведений (в числе российских премьер — Parabola concertante, «Концертная притча» для виолончели, струнного оркестра и литавр, 2001). В Карнеги-холле прошла премьера симфонических этюдов для оркестра «Диалоги с Шостаковичем» (2002). В Линкольн-центре в Нью-Йорке состоялась мировая премьера оперы Щедрина для концертной сцены «Очарованный странник» по повести Н. Лескова (19 декабря 2002), дирижировал Л. Маазель. Для Германии Щедрин сочинил «Dies irae» по гравюрам А. Дюрера «Апокалипсис» для трех органов и трех труб (2010–2011). Активным исполнителем Щедрина в России и мире стал В. Гергиев. Так, в 2010 году он провел абонемент «Р. Щедрин в Мариинском театре» с постановками «Мёртвых душ», «Конька-Горбунка», «Очарованного странника», «Кармен-сюиты», «Анны Карениной» и группы инструментальных произведений.
В декабре 2012 года в Концертном зале имени П.И. Чайковского прошел фестиваль «Русская зима», посвященный 80-летнему юбилею Родиона Щедрина, где в исполнении Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнёва прозвучали: Стихира на тысячелетие крещения Руси, Второй фортепианный концерт, Концерт № 3 для оркестра «Старинная музыка российских провинциальных цирков» и самое популярное произведение Концерт № 1 для оркестра «Озорные частушки».
Музыка Щедрина заряжена той солнечной жизненной силой, которой во многом не додало людям искусство ХХ века. Поэтому так велик человеческий отклик во всем мире на его «музыкальное приношение». Всю жизнь идя своим путем, он занял устойчивую позицию в самом центре музыкальной культуры.
Творческие заслуги Р.К. Щедрина были отмечены многочисленными почетными званиями и премиями: Государственной премией СССР, Ленинской премией, Государственной премией РФ, премией им. Д.Д. Шостаковича, премией Crystal Award Всемирного экономического форума (Давос). Народный артист СССР Р.К. Щедрин — член-корреспондент Баварской академии изящных искусств, почетный член Общества Ф. Листа (США), почетный член Академии изящных искусств ГДР, почетный член Международного музыкального совета при ЮНЕСКО, член Берлинской академии искусств, номинант GRAMMY в номинации «Лучшее сочинение в современной академической музыке» за Concerto cantabile (1997), почетный профессор Московской консерватории, «Композитор года» Питтсбургского симфонического оркестра.
Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени, орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», орденом Святой Анны III степени. Р.К. Щедрин — почетный профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, почетный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, почетный профессор Центральной музыкальной консерватории Пекина. Обладатель немецкой музыкальной премии Echo Klassik, 2008, за грамзапись оперы «Боярыня Морозова», золотой медали Министерства культуры Армении, премии «Овация», Российской национальной театральной премии «Золотая маска» за музыку оперы «Очарованный странник», премии города Москвы, почетной премии РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства».