ШАХОВСКАЯ Наталия Николаевна
ШАХОВСКАЯ Наталия Николаевна
Народная артистка СССР, лауреат международных конкурсов, профессор
Наталия Николаевна Шаховская – известная российская виолончелистка и педагог, из числа ведущих профессоров Московской консерватории, играющая видную роль в развитии отечественной музыкальной культуры. Сестра ее дедушки окончила Петербургскую консерваторию по классу знаменитого педагога А.Н.Есиповой. Супруг – Артемьев Борис Сергеевич, известный контрабасист, работавший во многих симфонических и оперных оркестрах Москвы. Дочь – Галочкина Ольга Борисовна, концертирующая виолончелистка, педагог Московской консерватории.
Н.Н.Шаховская родилась 27 сентября 1935 года в Москве. Родители, ее были врачами и погибли в годы Великой Отечественной войны. С 5 лет Наталия была на попечении бабушки. Во время войны вместе с детсадом ее эвакуировали под Красноярск, четыре года она прожила в селе Большая Мурта, и впечатления от величественной природы вблизи Енисея остались у нее на всю жизнь. Когда вернулись в Москву, девочка начала заниматься по фортепиано в Центральной музыкальной школе при консерватории у И.В.Васильевой. В 11 лет ее показали Е.Ф.Гнесиной, и та заговорила о виолончели. Сестры Гнесины – Елена Фабиановна и Елизавета Фабиановна (Гнесина-Витачек) вообще проявили о ней большую заботу. И хотя учиться играть в 12 лет считалось уже поздно, Шаховская поступила в Московскую среднюю специальную музыкальную школу-десятилетку имени Гнесиных, где занималась у Д.Б.Любкина и А.К.Федорченко. Окончив ее в 1954 году, она была принята в Московскую консерваторию, в класс известного педагога С.М.Козолупова. О режиме своих занятий она вспоминала так: вставала в 6 часов утра и ехала в консерваторию. С 7 до 9 часов играла на виолончели, затем шла на лекции. После лекций в консерватории выстраивалась длинная очередь около диспетчерской, и, получив класс, можно было заниматься до 11 вечера. Все здание гудело от звуков с утра до ночи. Много времени уделялось камерному музицированию. Уроки камерного ансамбля и квартета проходили под руководством М.В.Мильмана и Е.М.Гузикова. Часто играла она и в составах ансамблей из других классов. Оркестром дирижировал М.Н.Тэриан («Беседы о педагогике и исполнительстве», Вып.3. М.,1996). Студенткой консерватории Шаховская посещала также занятия М.В.Юдиной в РАМ (Музыкально-педагогический институт) имени Гнесиных по камерному ансамблю. Юдина предложила Шаховской выступать с нею в концертах, где, в частности, впервые в России они исполнили виолончельную сонату С. Барбера.
Успехи молодой виолончелистки были так велики, что в 1957 году она завоевала подряд три (!) первые премии: на Фестивале молодежи Москвы, на Всесоюзном фестивале молодежи и, наконец, на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Блестяще окончив Московскую консерваторию в 1959 году, она совершенствовала свое мастерство в аспирантуре при той же консерватории в классе знаменитого М.Л.Ростроповича (1959–1962). В 1961 году она была удостоена первой премии на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве, в том же году – второй премии на Международном конкурсе виолончелистов имени А.Дворжака в Праге, а в 1962 году – первой премии на Международном конкурсе имени П.И.Чайковского в Москве.
«Наталия Шаховская – артистка большого таланта. Ее искусство глубоко содержательно, виолончель в ее руках звучит многокрасочно и объемно; она умеет крупную форму писать большими мазками» – так охарактеризовал ее Ростропович в 1962 году («Беседы о педагогике и исполнительстве», Вып.3. М., 1996. С.55). «Игра Н.Шаховской – отозвался о ней Д.Шафран, – проникнута широким дыханием, отличается огромной волевой собранностью и настоящим артистизмом. Она властно заставляет слушать себя, захватывает внимание публики с первой же ноты. Одной из ярких кульминаций конкурса была ее интерпретация Симфонии-концерта Прокофьева» (Д.Шафран. «Слушая виолончелистов» //…Имени Чайковского. Сб. статей. М., 1966. С.109).
Огромную роль в воспитании артистки сыграли ее учителя. Она получила прекрасную профессиональную базу в классе Козолупова. Занятия же с великим артистом Ростроповичем открыли молодой виолончелистке окно в широчайший мир музыки. Работа была захватывающей и очень интенсивной. Иногда занятия заканчивались за полночь, а следующий урок назначался в 9 часов утра с новым сочинением. «Само общение с ним заставляло мыслить более масштабно, крупно, глубоко» (Н.Шаховская. «И все же веры в лучшее мне терять не хотелось бы…». Интервью вели О.Бугрова и В.Гридин // «Муз. Академия». 1992. №3. С.146).
Для исполнительской деятельности Шаховской примечательна прежде всего огромная забота о музыкальной культуре СССР. Не довольствуясь только Москвой и Ленинградом (Петербургом), она покоряла своим мастерством Ереван, Тбилиси, Фрунзе (Бишкек), Кишинев, Ташкент и другие столицы союзных республик, объехала с гастролями бесчисленное количество городов СССР. Самые теплые отзывы в прессе последовали на ее концерты в Одессе, Батуми, Николаеве, Куйбышеве (Самаре), Рязани, Перми, Барнауле. «Игра на виолончели
Н. Шаховской очень эмоциональна, в ней нет места равнодушию, пассивности или холодному созерцательному отношению к произведению. В исполнительской манере концертантки ясно ощущается волевое начало, горячий художественный темперамент и тяготение к глубоко драматическим страницам инструментальной музыки» («Днепровская правда». 05.02.1963). И когда возникла новая, молодая Россия, она продолжала гастроли, несмотря на труднейшие условия. «У меня болит душа за нашу музыкальную жизнь, – говорит Наталия Николаевна, – и поэтому я приму участие в любой акции, которая, на мой взгляд, несет в себе благо» (Н.Шаховская. «Высказаться и услышать свой голос». Интервью вел С.Беринский. «Муз. Академия». 1992. №2. С.93).
Зарубежные гастроли Н. Шаховской начались вскоре после победы на конкурсе в Праге. Восторженный прием был оказан ей в Норвегии: «Снова и снова вызывала на сцену возбужденная публика Наталию Шаховскую после блестящего исполнения ею концерта для виолончели с оркестром Арама Хачатуряна. Какая непринужденность, какая свобода и вместе с тем какой темперамент! У Шаховской замечательная школа, высокая музыкальная культура. Чудится, что виолончелистка что-то рассказывает нам, и в этом рассказе есть нечто столь захватывающее, что его хочется слушать без конца» («Хочется слушать без конца». // «Советская культура». 08.10.1964).
Н. Шаховская приняла участие в крупнейших международных фестивалях: Эдинбургский, «Пражская весна», Афинский, Белградский, Берлинское биеннале, Виолончельный фестиваль в Кромберге. «Восхитительной исполнительницей Вариаций на тему «Рококо» была солистка Наталия Шаховская… Виртуозно звучала финальная каденция… Ее звук приводил в восторг своей красотой» («Глазго Геральд». Эдинбург. 23.08.1966). Виолончелистка неоднократно объехала всю Европу, выступала в Японии, Южной Корее, Канаде, Исландии и других странах, получив всемирное признание. В 1964 году она входила в состав трио вместе с Е.Малининым (фортепиано) и Э.Грачом (скрипка). Выступала со многими выдающимися дирижерами: К.Зандерлингом, Д.Китаенко, К.Кондрашиным, К.Мазуром, Н.Рахлиным, Г.Рождественским, М.Ростроповичем, В.Спиваковым, А.Хачатуряном, М.Шостаковичем. В камерных программах ее постоянным партнером была пианистка, народная артистка Дагестанской АССР Аза Аминтаева, а после ее кончины (1996) – Г.Н.Брыкина.
Исполнительский стиль Н.Н.Шаховской отличается сочетанием искренности с глубиной, лишен повышенной аффектации и самодовлеющей виртуозности. «Необычайная простота и искренность отличают исполнительскую манеру Шаховской, обладающей безукоризненной интонацией, виртуозностью. Концертантка прекрасно владеет всеми видами виолончельной техники. Ее штрихи очень выразительны, но главное – это звук. Ее виолончель поет» («Коммуна». Воронеж. 05.11.1964). Особую заслугу Шаховской составляет знакомство публики с произведениями, до того не звучавшими в тех городах, – Бриттена, Вьенера, Б.Чайковского, Стравинского, Книппера, Беринского, Сидельникова, Эшпая, Денисова и других.
Свои сочинения ей посвятили: С.Цинцадзе – 24 прелюдии для виолончели и фортепиано, Л.Книппер – Концерт-поэма для виолончели с камерным оркестром, С.Губайдулина – «Detto-II» («Сказанное») для виолончели и ансамбля инструментов, Н.Сидельников – Симфония-соната для виолончели и фортепиано, С.Беринский – Концерт для виолончели с оркестром. Шаховская была первой их исполнительницей.
Велико значение педагогической деятельности Н.Н.Шаховской. После окончания консерватории она получила приглашение вести класс виолончели в Московском музыкальном училище имени М.И. Ипполитова-Иванова (1959–1964). В год окончания аспирантуры (1962) началась ее знаменательная деятельность в Московской консерватории, продолжающаяся до сих пор (с 1980 г. профессор). Здесь она возглавила кафедру и долго оставалась в должности и.о. в надежде на возвращение отгороженного от СССР Ростроповича в качестве заведующего: в 1974–1995 годах – кафедра виолончели и контрабаса, с 2001 года – кафедра виолончели. Параллельно вела интенсивную работу в других учебных заведениях: в 1963–94 годах – в Музыкальном училище при Московской консерватории, в 1996–2001 годах – заведующей кафедрой струнных инструментов в Государственном музыкально-педагогическом институте имени М.И.Ипполитова-Иванова, в 1998–2004 годах – профессор РАМ имени Гнесиных, также заведующая кафедрой виолончели Высшей школы музыки королевы Софии в Испании. Постоянно приглашаема на мастер-классы и в России, и во многих странах мира: Германии, Франции, Англии, Японии, Китае, Корее, Польше, Испании, Греции.
Огромная школа учеников Н.Н.Шаховской насчитывает известных концертирующих виолончелистов, свыше 50 человек – лауреаты первых премий международных конкурсов: К.Родин, А.Загоринский, С.Судзиловский, Д.Шаповалов, А.Демин, А.Найденов, М.Тарасова, Б.Андрианов, С.Антонов, С.Багратуни, В.Бальшин, О.Ведерников, Е.Горюнов, Т.Заварская, И.Зубковский, О.Коченкова, Д.Озолиня, А.Павловский, В.Пономарев, И.Савинова, П.Суссь, Н.Хома, Д.Цирин, Д.Чеглаков. Среди ее иностранных учеников – С.Аттертон (Франция), Т.Мерк (Норвегия), У.Шайфер (Германия), Г.Торлеф (Швеция), Д.Вейс (Чехия), Э.Валенсуэло (Чили), Д.Урба (Латвия) и другие.
Любовь Н.Н.Шаховской к преподаванию, оттачивание замыслов произведений при работе с ними, высокий личный энтузиазм ко всему, что касается развития музыкальной культуры, сделали для нее возможным сочетание педагогики с концертными выступлениями. Постоянная нехватка времени часто вызывала необходимость в ночной подготовке к концертам. Шаховская высоко оценивает советскую, теперь российскую систему музыкального образования – с последовательным воспитанием от музыкальной школы к училищу, вузу и аспирантуре. «Наша школа всегда отличалась высоким профессионализмом, и во многом благодаря тому, что с маленькими талантливыми детьми работали выдающиеся педагоги…» («Беседы о педагогике и исполнительстве». Вып.3. С.56). Среди собственных принципов Шаховской – внимание к индивидуальности и творческой инициативе ученика: «Для меня главное – видеть перед собой неравнодушного творческого человека, который чувствует во мне друга, партнера. Стараюсь для каждого подобрать такой репертуар, который может его заинтересовать. Не люблю пассивных учеников, люблю, когда они активно ищут свои пути и, часто бывает, приходят к ярким и оригинальным решениям» («Беседы о педагогике и исполнительстве». Вып.3. С. 57).
Мысли Шаховской-педагога устремлены в будущее в отношении и техники, и эстетики. Как ни хороша определенная техника, но очень опасна ее стандартизация – ведь время идет только вперед, и ученик должен быть снабжен способностью к саморазвитию. Глобальный характер культуры – международные конкурсы, активный культурный обмен между странами (чему способствует и сама Наталия Николаевна) – способен стирать границы между национальными художественными школами. И все же «важно сберечь свое, неповторимое. Нельзя утратить “русский смычок”, широту исполнительского дыхания, искренность и красоту инструментального пения, масштабность мыслей и чувств» («Музыкальное исполнительство и педагогика. История и современность». М., 1991. С.89).
Высокий профессиональный и человеческий авторитет Н.Н.Шаховской позволяет ей осуществлять большую общественную деятельность. В советское время она избиралась депутатом райсовета. Она является членом Комиссии по Государственным премиям при Президенте РФ, Международного союза музыкальных деятелей, Ассоциации музыкальных деятелей России, Ассоциации музыкантов-педагогов Японии, Ассоциации лауреатов Международного конкурса имени П.И.Чайковского, Художественного совета Московской филармонии, председателем Экспертного совета фонда «Новые имена». Большой резонанс имеет ее работа в жюри конкурсов: конкурса виолончелистов в рамках Международного конкурса имени П.И.Чайковского (начиная с V – постоянно), конкурса «Пражская весна», Международных конкурсов виолончелистов имени М. Ростроповича в Париже, АRD в Германии, конкурса в Претории (ЮАР), имени Лютославского в Варшаве, имени Поппера в Венгрии, имени Давыдова в Латвии. С 1966 года она постоянный член жюри Всесоюзного конкурса виолончелистов, председатель жюри конкурсов: юношеского имени П.И.Чайковского в Японии и Китае, «Классическое наследие» в Москве, конкурсов в Тольятти, Волгограде.
Ее девиз – «Надо любить музыку больше, чем самого себя» («Музыкальное исполнительство и педагогика». С.88). Ее мнение о таланте: «Талант дает тебе право неистово трудиться в храме искусства» («Беседы о педагогике и исполнительстве». Вып.3. С.59).
Н.Н.Шаховская – народная артистка СССР (1991), лауреат Фестиваля молодежи Москвы (первая премия, 1957), Художественного конкурса на Всесоюзном фестивале советской молодежи (первая премия, 1957), Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (первая премия, 1957), Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (первая премия, 1961), Международного конкурса виолончелистов имени А.Дворжака в Праге (вторая премия, 1961), Международного конкурса имени П.И.Чайковского в Москве (первая премия, 1962). Награждена орденом «Знак Почета», медалью «За пропаганду творчества Эжена Изаи» (Бельгия).
Творчеству Н.Н.Шаховской посвящены книги: Т.Гайдамович «Диалоги с Н.Н.Шаховской»
(Из «Записных книжек педагога») // «Муз. исполнительство и педагогика. История и современность». М., 1991; Н.Шаховская. «Высказаться и услышать свой голос». Интервью вел С.Беринский // «Муз. Академия». 1992. №2; Н.Н.Шаховская // «Беседы о педагогике и исполнительстве». Вып.3. Беседы вела Е.Л.Сафонова. М., 1996.