СПИВАКОВ Владимир Теодорович
Народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижер Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», президент Московского международного дома музыки, лауреат Государственных премий СССР и РФ, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», посол доброй воли ЮНЕСКО, почетный гражданин города Тольятти и города Кольмара (Франция)
Всемирно известный музыкант и дирижер, Владимир Спиваков реализовал свой многогранный талант и во многих сферах общественной жизни. Его путь от солирующего скрипача до дирижера симфонического оркестра можно назвать блестящей карьерой. Но сам он говорит: «Я просто занимался тем, к чему был, видимо, призван, и до сих пор этому служу, вот и всё».
(Иллюстрированная биография из книги «Кто есть кто в современной России»)
Родился 12 сентября 1944 года в местечке Черниковск Башкирской АССР, потом вошедшем в состав города Уфы. Отец — Теодор Владимирович Спиваков, по специальности инженер-технолог, ушел добровольцем на фронт и был тяжело ранен. Мать — Екатерина Осиповна Вайнтрауб, пианистка, окончила Ленинградскую консерваторию и всю жизнь концертировала. Супруга — Спивакова Сати (урожд. Саакянц Сатеник), драматическая актриса, выпускница ГИТИСа, автор и ведущая программ на телевидении. Сын от брака с Викторией Постниковой — Рождественский Александр. Дочери: Екатерина, Татьяна, Анна.
После окончания войны семья Спиваковых переехала в Ленинград. С шести лет Володя начал учиться игре на скрипке у Б.Э. Крюгера. Поступил сначала в районную музыкальную школу, затем, в 1955 году, — в Среднюю специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории. Крепкую подготовку ему дали Л.М. Сигал и В.И. Шер.
Вольнослушателем Спиваков посещал также школу живописи при Ленинградской академии художеств.
В целях самозащиты начал заниматься боксом, получив впоследствии 2-й разряд.
В 1957 году 13-летний скрипач впервые принял участие в конкурсе на ленинградском фестивале «Белые ночи», где получил первую премию. Затем выступил на Всероссийском конкурсе юных исполнителей. Его способности были замечены. Не окончив школу при Ленинградской консерватории, в 1961 году Спиваков зачисляется как скрипач в Центральную среднюю специальную музыкальную школу при Московской консерватории, в класс Ю.И. Янкелевича (до 1963 г.). Продолжает заниматься живописью под руководством А.В. Буторова.
В 1963 году Владимир Спиваков поступает в Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского по скрипке в класс Ю.И. Янкелевича, своего прежнего педагога. Как вольнослушатель Спиваков посещает класс Давида Ойстраха.
В 1965 году студент 3-го курса В. Спиваков занимает 3-е место на Международном конкурсе скрипачей и пианистов имени М. Лонг и Ж. Тибо в Париже.
В 1967-м — на труднейшем зарубежном конкурсе скрипачей имени Н. Паганини в Генуе — он получает вторую премию.
Окончив Московскую консерваторию в 1968 году, два года проходит ассистентуру-стажировку при Московской консерватории, неизменно у того же Янкелевича. В 1969-м едет на следующий Международный конкурс — в Монреаль (Канада) и возвращается с победоносным результатом — первой премией.
К этому времени он уже несколько лет женат на пианистке, также с большим будущим, — Виктории Постниковой, лауреатке нескольких международных конкурсов. В 1970 году Спиваков становится лауреатом труднейшего в мире музыкального конкурса — имени П.И. Чайковского в Москве (вторая премия и серебряная медаль). Получает премию и его жена. За три месяца до конкурса у них рождается сын Александр, в дальнейшем определившийся по специальности отца — скрипке. Постникова выходит замуж вторично, за дирижера Г. Рождественского, который усыновляет Александра и дает ему свою фамилию.
По окончании ассистентуры-стажировки Спиваков получает направление в Московскую филармонию. 1975-й стал годом блестящего дебюта Спивакова в США. Его выход с камерной программой в зале Линкольн-центра в Нью-Йорке произвел такой фурор, что даже после первого отделения зал встал. В 1978-м скрипач был удостоен почетного звания — заслуженный артист РСФСР.
Став признанным скрипачом-солистом, в 1970 годы Владимир Спиваков начал участвовать в различных камерных составах: струнном квартете, трио, дуэтах. Работой на большую перспективу стало его участие как солиста в выступлениях с Государственным камерным оркестром, основанным Р. Баршаем: он освоил здесь десятки произведений Моцарта, Вивальди, Корелли, Альбинони, Боккерини. Еще одной сферой деятельности стало для Спивакова преподавание. Известный хоровой дирижер В. Минин, будучи ректором РАМ (тогда Музыкально-педагогического института) имени Гнесиных, пригласил его на работу в этот вуз. С октября 1972 до мая 1990 года Владимир Теодорович преподавал там, получив ученое звание профессора. Некоторые из его учеников стали победителями международных конкурсов, например, К. Мак-Дермотт (США) получил диплом на конкурсе имени П.И. Чайковского, Б. Гарлицкий (Москва) — премию на конкурсе имени Н. Паганини, несколько вторых премий на международных конкурсах, где не присуждались первые.
Владимир Спиваков всерьез задумывается о специальности дирижера. Как многие скрипачи, он не мог не видеть недостаточность скрипичного репертуара. Внутреннюю необходимость такого поворота сравнивал с тем, как актер В. Шукшин стал писателем. В качестве педагога он выбирает И. Гусмана и занимается у него около пяти лет в Нижнем Новгороде (Горьком) и Москве. В дальнейшем при случае берет отдельные консультации у известнейших зарубежных дирижеров — Л. Маазеля, Л. Бернстайна. Огромную профессиональную школу Владимир Теодорович прошел выступая как солист под руководством К. Аббадо, С. Одзавы, Р. Шайи, Б. Хайтинка.
В 1979 году Спиваков снова совершает триумфальные гастроли по США. В камерных программах его сопровождает пианист Б. Бехтерев. В Кливленде Л. Маазель дарит солисту фото с надписью: «Неописуемый гений скрипки». Поворотным пунктом в музыкальной жизни 35-летнего артиста становится его дирижерско-симфонический дебют в США со всемирно известным Чикагским симфоническим оркестром на летнем фестивале в Равинии (1979). Перед тем он давал концерты в Испании, Англии. Американская пресса писала: «Молодой советский мастер В. Спиваков является представителем русской скрипичной школы. Для его игры характерны замечательный звук, ничем не скованная виртуозность, величественность, элегантность, достоинство» («Нью-Йорк Таймс»).
1979 год вошел в творческую судьбу Спивакова как особо знаменательный еще и потому, что именно тогда происходило формирование его собственного коллектива, руководство которым принесло ему самую широкую мировую славу в течение десятков лет, — камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Начинающий дирижер замыслил свой оркестр как состав баснословных виртуозов и отбирал только лауреатов конкурсов, учеников Янкелевича, Ойстраха, Ростроповича. Не менее важным считал и наличие хороших человеческих качеств. Кроме того, оркестр составлялся только мужским, не привязанным к дому и детям. Концертмейстерами стали участники Квартета имени Бородина, Ю. Башмет.
Датой дебюта «Виртуозов Москвы» считается выступление в Нижнем Новгороде (Горьком) 20 июня 1979 года. 15 июня 1982 года оркестр приобрел официальный статус: Государственный камерный оркестр Министерства культуры СССР «Виртуозы Москвы».
Творческой установкой руководителя оркестра стало желание объединить глубину и благородство камерной музыки с доступностью. В сценическом поведении были отработаны элементы театрализации. Спецификой репертуара стали остроумно-развлекательные «бисы», заставляющие публику весело оживляться (будь то Полька И. Штрауса или Прелюдия Д. Шостаковича). Все это принесло классическому оркестру популярность, сравнимую с успехом звезд эстрады. Профессионально новый коллектив стремительно рос и приобретал признание, приняв на себя важнейшую культурную задачу приобщения к классической музыке сотен тысяч людей, доселе с ней не соприкасавшихся. Около 120 выступлений в год в разных странах мира! И больше всего — в своей стране.
Актом самопожертвования и грандиозного мужества стал выезд В. Спивакова и его оркестра в Киев через несколько дней после взрыва атомного реактора в Чернобыле. «Виртуозы Москвы» оказались единственным составом, приехавшим на «Киевскую весну» 1986 года. К 10-летию трагедии Спиваков организовал международную благотворительную акцию «Эхо Чернобыля» (в Киеве и Днепропетровске): присоединив к своему оркестру хор Академии Санта-Чечилия из Рима и солистов из Германии, Польши, США, он исполнил Реквием Моцарта и «Прощальную симфонию» Гайдна. После катастрофического землетрясения 1988 года в Спитаке для поездки в Ленинакан (спустя три месяца) Спиваков составил композицию Реквиема из стихов А. Ахматовой в исполнении А. Демидовой и музыки Д. Шостаковича — Камерной симфонии (переложение Квартета № 8). В 1989 году за музыкальные программы 1986–1988 годов Владимиру Спивакову присуждается Государственная премия СССР. В 1990-м — почетное звание «Народный артист СССР». В 1992 году отмечается 1000-й концерт «Виртуозов Москвы».
С упомянутой Камерной симфонией Д. Шостаковича Владимир Спиваков производил глубокое впечатление и за границей. Так, в 1988 году в Хиросиме после ее звучания две с половиной тысячи человек поднялись и стояли несколько минут в полном молчании.
К концу 1980-х годов, когда в стране возникли серьезные экономические проблемы, острота житейских проблем поставила под угрозу само существование «Виртуозов Москвы». В этих условиях музыканты обратились к Спивакову с просьбой найти способ сохранить оркестр где-нибудь за границей. Дирижер обратился к королевской семье Испании и получил согласие на переезд оркестра вместе с семьями. Осенью 1990 года 150 человек прибыли на север Испании, в район Хихона и Овьедо. Финансировал артистов Фонд принца Астурийского Филиппа, сына испанского короля. «Виртуозы Москвы» пробыли здесь до весны 1997 года.
Высоко ценя мастерство российских музыкантов, деятели Испании старались их как можно крепче при себе удержать. Поступило предложение от Барселоны, с высочайшей оплатой, но при одном условии: вместо «Виртуозов Москвы» оркестр стал бы «Виртуозами Барселоны». Спиваков наотрез отказался. Благодаря спиваковцам, в Астурии возник иной культурный климат: появилось два новых симфонических оркестра, несколько камерных, открылись музыкальные школы, был отстроен крупный современный концертный зал. Но все это стало угрозой существования московского коллектива, в оркестре шло брожение.
Спиваков не намеревался закрепляться в Испании. По истечении первого срока контракта он нашел квартиру для себя в Париже. К этому времени у него уже была вторая семья, родились дети, начавшие жить в столице Франции. В 1984 году он женился на армянской актрисе Сатеник Саакянц, ставшей Сати Спиваковой. В 20-летнем возрасте Сати стала известной благодаря главной роли в фильме-опере «Ануш». В дальнейшем вела собственные программы на Центральном телевидении в Москве, выпустила биографическую книгу о Спивакове «Не всё» (М.: Вагриус, 2003). У них трое детей — Екатерина, Татьяна и Анна (последняя родилась в Париже). После кончины сестры Спивакова Елизаветы Владимир Теодорович взял к себе ее дочь.
В период организационных трудностей с его оркестром Спиваков совершил несколько масштабных организаторских акций. В 1989 году он стал артистическим директором музыкального фестиваля в городе Кольмаре (Франция) и скоро сделал этот фестиваль одним из виднейших в Европе. В 1994-м создал Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова в Москве, приобретший с течением времени общероссийское и мировое значение.
Глава «Виртуозов Москвы» ясно осознал, что полноценная жизнь его оркестра будет только в Москве. В 1997 году он получил разрешение на патронат коллектива со стороны мэрии Москвы со статусом — Государственный камерный оркестр. Больше половины состава «Виртуозов» вернулись в Москву, началась докомплектация «Виртуозов» на российской основе. В 1999 году Спиваков принял предложение М. Плетнёва стать главным дирижером Российского национального оркестра (РНО). Премьера Спивакова с РНО прошла в Большом зале Московской консерватории на открытии сезона в 1999 году.
Спивакову принадлежит инициатива создания Московского дома музыки, строительство которого было начато при поддержке мэра Юрия Лужкова в сентябре 2000 года. В 2003 году Владимир Теодорович стал президентом этого современного концертного комплекса столицы, воздвигнутого на Красных Холмах.
Крупная немецкая фирма звукозаписи «Capriccio» выпустила в течение 2001–2004 годов восемь компакт-дисков, представляющих Спивакова во всех его ролях: солиста с фортепиано, солиста с оркестром, дирижера оркестра. «Süddeutsche Zeitung» назвала «диском года» запись сонат Ц. Франка, М. Равеля и Р. Штрауса в исполнении В. Спивакова с С. Безродным (2001). Большая часть дисков содержит музыку ХХ века.
Неожиданно руководство РНО для Спивакова прекратилось: с ним не продлили контракт, и он вынужден был в 2002 году досрочно покинуть пост главного дирижера. Тем важнее оказалась поддержка Спивакову, оказанная лично Президентом России В. Путиным: глава государства считал необходимым, чтобы дирижер остался жить и работать в России.
Авторитет Спивакова в мире способствовал постоянным приглашениям его в жюри престижных международных конкурсов разных стран. В 2002 году Владимир Теодорович возглавлял жюри скрипачей на ХII Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве, где поставил цель — вернуть этому состязанию его мировой авторитет. Ввел несколько существенных новаций, в частности запрет на голосование членов жюри за своих учеников.
Оставшемуся без большого оркестра Спивакову была предоставлена исключительная творческая возможность собрать свой симфонический оркестр и его возглавить. Новому коллективу было дано название — Национальный филармонический оркестр России (НФОР) с государственным финансированием.
В 2003 году Спиваков лично провел отборочный конкурс, и 27 сентября 2003 года НФОР дал свой первый концерт.
Этапным периодом для Спивакова как музыканта стала осень 2004 года, наступление его 60-летия. Концерты со всей ясностью показали, что появился «новый Спиваков» — исполнитель сложнейших симфоний и даже авангардных опусов. На Московском фестивале к 70-летию Шнитке он дирижировал его Концертом для фортепиано, сонорным «Pianissimo», играл соло скрипки в посвященных ему «Пяти фрагментах по картинам Иеронима Босха». И все больше влекла Спивакова духовно-религиозная музыка, а также — хоровой состав. То и другое он нашел в союзе с хором Академии хорового искусства при обращении к «Всенощному бдению» Рахманинова.
В 2010 году к Спивакову перешло руководство Молодежным симфоническим оркестром СНГ, что воодушевило его провести гастроли в Астане, Ашхабаде, Баку, Ереване, Киеве, Москве, а также Париже и Нью-Йорке. С 2011 года скрипач-дирижер и деятель стал членом Совета при Президенте РФ по культуре и искусству. А в 2012 году из рук президента В.В. Путина Спиваков получил высшую награду страны — Государственную премию России.
Значительным духовно-культурным деянием стал организованный Владимиром Спиваковым и митрополитом Иларионом (Алфеевым) Московский Рождественский фестиваль духовной музыки в ММДМ. Начиная с января 2011 года фестивали идут ежегодно и содержат выступления светских и духовных хоров из России, Закавказья и других регионов.
В 2014 году наступило 20-летие Международного благотворительного фонда В. Спивакова. К этому времени получили помощь более 20000 детей. Владимир Теодорович Спиваков говорит: «Жизнь каждого человека, мне кажется, в каком-то смысле — это жертва. Я вообще думал, что существует какая-то большая высшая истина. Раньше она существовала, а потом упала на нашу грешную землю и разбилась на мелкие кусочки. И вот каждый человек несет свой крест и идет в поисках своего маленького кусочка истины. Это — жертвенность.
Счастливым человеком я себя считаю. Потому что у меня есть музыка. Это мир, в который я могу уйти в любой момент от любых жизненных невзгод».
Владимир Теодорович Спиваков — народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР (1989) и РФ (2012), премии Ленинского комсомола, премии Правительства РФ за создание Международного благотворительного фонда, премии Всеевропейской Мюнхенской академии «За выдающиеся достижения в области музыкального искусства», «Либерти» (Россия — США), «Герой нашего времени» газеты «Новые известия», имени Антонио Вивальди (Италия), Международной премии «Персона — 2012» (как президента ММДМ), премии имени Георгия Товстоногова, премии Москвы за Международный фестиваль «Москва встречает друзей» (совм. с Е. Ширман, 2013), премии «Лица года» в номинации «Кумир», Национальной премии общественного признания достижений граждан РФ в номинации «Россиянин года», премии Шок де ля мюзик «Диапазон д’ор» — награды французской прессы за лучшую грамзапись, приза «Золотой Остап», Межгосударственной премии СНГ «Звёзды Содружества».
Кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени, Дружбы, Святого Месропа Маштоца (Армения), «Верность и Вера» (Беларусь, Франциска Скорины), Почётного легиона (Франция), «Офицер искусств и изящной словесности» (Франция), «Данакер» (Кыргызстан), «За заслуги» III степени и «Ярослава Мудрого» (Украина), «За заслуги перед Республикой Башкортостан».
Награжден медалью «Оливковая ветвь» (Армения), золотой медалью Моцарта (ЮНЕСКО), другими общественными наградами.
Владимир Теодорович Спиваков — народный артист Украины, Республики Башкортостан, Республики Северная Осетия — Алания, Республики Дагестан, Кабардино-Балкарии. Удостоен титулов: Посол доброй воли «ЮНЕСКО», «Лучший музыкант Радио-1», «Артист мира» (ЮНЕСКО, Париж), офицера ордена Почётного легиона (Франция). Международным Объединенным Биографическим Центром в рамках проекта «Кто есть кто в современной культуре» Владимир Теодорович Спиваков был признан «Человеком века» (2006).
Он — почетный гражданин городов Кольмара (Франция) и Тольятти (Россия), почетный доктор МГУ. Именем маэстро названа малая планета «Спиваков 5410 (1994)».
Жизни и творчеству Владимира Теодоровича. Спивакова посвящены книги: С. Спивакова. Не всё (2003), В. Спиваков. Мимолетности (2004), В. Холопова. Владимир Спиваков (2004, 2011), Г. Бройнер. Годы Спивакова. Хроника Международного музыкального фестиваля в Кольмаре, 1989–2003 (2004), Т. Грум-Гржимайло. Спиваков на грани веков (2004), «Виртуозы Москвы» (2009), В. Журавлёв. Владимир Спиваков (буклет, 2009), В. Глынин. Владимир Спиваков. Всё о музыке (2009), В. Холопова. Но и любовь — мелодия. Владимир Спиваков (2010), В. Холопова. Путь артиста. Владимир Спиваков (2013).