ТРОШИН Владимир Константинович
ТРОШИН Владимир Константинович
(1926-2008)
Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР
Родился 15 мая 1926 года в городе Михайловске Свердловской области. Отец – Трошин Константин Михайлович (1890–1942). Мать – Трошина Анна Ивановна (1890–1971). Супруга – Трошина (Жданова) Раиса Тимофеевна, в прошлом артистка балета. Сын – Трошин Константин Владимирович (1959 г. рожд.), окончил Лесотехнический и Сельскохозяйственный институты по специальностям «лесоустройство» и «охотоустройство». Внуки: Владимир, Полина, Егор.
Владимир Трошин родился в рабочем поселке, основанном Демидовыми – знаменитыми русскими заводчиками и землевладельцами, организаторами металлургических заводов на Урале. Михайловский железоделательный завод, на котором работал токарем его отец, больше сотни лет выпускал самый тонкий и самый качественный кровельный лист на Урале. Предки Трошина участвовали в строительстве Михайловского завода практически с самого начала, с 1805 года. Их самому известному пращуру – Филиппу Трошину доверяли возить деньги на строительство плотины. Из поколения в поколение передаются в семье его слова о том, что денег он «столько перевозил, что ими одними можно бы и саму плотину выложить…»
Владимир был десятым из одиннадцати детей в семье. Когда в 1935 году по всему Уралу шел набор наиболее искусных рабочих для Уралмаша, его отца, первоклассного токаря, также пригласили сюда, и вся семья переехала в Свердловск. Здесь Владимир оканчивал школу, подрабатывал на погрузке-разгрузке в пристанционных пакгаузах.
Отец тосковал по родному Михайловску, все хотел вернуться и выучить сына своей профессии. Может, так бы оно и получилось, но война нарушила планы. Старший сын Михаил воевал в авиации. Константина Михайловича оставили «по брони» на «Уралмаше». В 1942 году его не стало: нагрузка на людей в тылу была ничуть не меньше, чем на фронте. Владимир Константинович иначе и не говорит о смерти отца, как «погиб».
С детства Владимир был коммуникабельным, легко сходился с людьми, в нем рано начали проявляться артистические способности, любовь к песне, что неудивительно: ведь в поселке пели все – от мала до велика. Прекрасно пела мать Владимира. Глава семейства Константин Михайлович обладал красивым сильным голосом, выступал в концертах заводской самодеятельности, участвовал в самодеятельных оперных спектаклях, исполнял партию Ивана Сусанина. Ни один выходной или праздник, когда собирались гости, не обходился без песен. В памяти осталось и красивое многоголосье, и культура пения, которая издавна существовала в этом удивительном краю, за небывалую красоту названном «Уральской Швейцарией».
О театре Владимир тогда не думал, долго выбирал, кем стать – геологом, астрономом или врачом. Трудно сказать, как бы сложилась его судьба, если бы однажды он не пришел за компанию с другом в Дом культуры «Уралмаша». Пришел – и остался в драмкружке.
Ежегодно кто-то из членов заводского драмкружка пытался поступить в Свердловское театральное училище. В 1942 году вместе со своими приятелями отправился в училище и Владимир Трошин. Успешно сдав экзамены, он был принят в число студентов. В составе бригад артистов Трошин выступал в военных госпиталях Свердловска – читал стихи, пел. В 1943 году работал культмассовиком в Парке культуры и отдыха имени Маяковского города Свердловска.
Когда в 1943 году умер крупнейший реформатор русского театра В.И. Немирович-Данченко, в Свердловск прибыла специальная комиссия по набору талантливой молодежи в Школу-студию МХАТ. Это был первый набор после 21-летнего перерыва – завещание
В.И. Немировича-Данченко, беспокоившегося о достойной смене. Из 280 человек после двух туров московская комиссия отобрала четверых, в том числе и Трошина. В Москве после заключительного тура осталось всего 27 самых достойных. Вместе с Владимиром Трошиным на 1-й курс Школы-студии МХАТ были зачислены Владимир Дружников, Михаил Пуговкин, Владлен Давыдов, Евгения Ханаева, Анатолий Вербицкий, Маргарита Анастасьева, Константин Градополов и другие впоследствии очень известные актеры. Среди педагогов первого набора – целое созвездие выдающихся театральных имен: народные артисты СССР Мария Осиповна Кнебель, Григорий Григорьевич Конский, Василий Иосифович Топорков, Вера Дмитриевна Бендина.
Общежития у студии тогда не было, и Владимира поселили в большой комнате при театре, где помещались пожарные. Каждый вечер он проходил в театр и, сидя на ступеньках верхних ярусов, упивался игрой великих мхатовских актеров. Позднее Трошину посчастливилось быть участником спектаклей «Царь Федор Иоаннович» и «Вишневый сад», в которых играли корифеи сцены Василий Иванович Качалов, Иван Михайлович Москвин, Михаил Михайлович Тарханов, Ольга Леонардовна Книппер-Чехова.
Свою первую роль во МХАТе – начальника штаба лейтенанта Масленникова – Трошин сыграл в 1946 году в пьесе Константина Симонова «Дни и ночи». Его партнерами в этом спектакле были Дмитрий Орлов, Ирина Гошева, Василий Топорков, Алексей Грибов…
Первой творческой удачей Владимира Трошина стал дипломный спектакль в Школе-студии МХАТ «Молодая гвардия», в котором он играл главную роль – Олега Кошевого. Зрители тепло принимали спектакль, и педагоги высоко оценили дипломную работу МХАТовской молодежи, но главную похвалу получил Трошин от матери Олега Кошевого, которая, посмотрев спектакль, сказала, что это было лучшее исполнение роли ее сына.
В 1947 году Владимир Трошин окончил Школу-студию с отличием и в числе 16 студийцев был принят в труппу МХАТа, которому он верой и правдой служил более 40 лет.
Вокальные способности Владимира Трошина ярко проявились уже в годы учебы в Школе-студии МХАТ. Педагог по вокалу Наталья Макаровна Куприянова часто говорила ему: «Вам, Володенька, надо идти в консерваторию – у вас настоящий голос». А Трошин даже думать боялся о том, чтобы стать певцом, он был счастлив, что его взяли во МХАТ, и другой судьбы для себя не желал.
Учитывая музыкальный талант Трошина, в спектакли специально для него стали вводить вокальные номера. Когда он играл «Дни и ночи», художественный руководитель МХАТа
М.Н. Кедров пригласил специально для него композитора Блантера, а Константин Симонов написал стихи «Подруженька-гитара», и родилась песня, которую его герой, мальчик-лейтенант, в перерывах между боями пел под гитару. Песня эта живет до сих пор: Владимир Константинович часто исполняет ее на встречах с ветеранами войны.
В спектакле «За власть Советов» Трошин играл роль разведчика, и тоже специально для него было подобрано несколько песен, потому что какой же одессит – а его Ленька Цимбал – уроженец этого солнечного города – может обойтись без песни. Для спектакля «Илья Головин» композитор А. Хачатурян написал песню-раздумье «Травушка в поле травою примята», и когда Трошин исполнял ее а капелла, в зале плакали.
Совсем молодой еще актер прочно вошел в основной состав одной из лучших в мире театральных драматических трупп страны. В 1951 году (в 25 лет) Владимир Трошин стал лауреатом Государственной (Сталинской) премии за исполнение роли русского изобретателя Ивана Яркина в спектакле «Вторая любовь» по повести Елизара Мальцева «От всего сердца».
С годами умножался опыт, росло мастерство, признание зрителей, многие из которых – завзятые театралы – уже ходили во МХАТ «на Трошина».
С 1947 по 1988 год Владимир Константинович сыграл в родном театре свыше 80 больших и маленьких ролей. Среди них: Бубнов в «На дне» А.М. Горького, Семен в «Плодах просвещения» и Хлынов в «Горячем сердце» А.Н. Островского, Осип в «Ревизоре» Н.В. Гоголя и другие. Более того, он играл многие роли «в смену» с выдающимися мастерами Художественного театра: с Алексеем Грибовым – Хлынова в «Горячем сердце» и В.И. Ленина в «Кремлевских курантах»; с Анатолием Кторовым – Шута в «Зимней сказке», с Сергеем Блинниковым – Бубнова.
Большую популярность принесла актеру роль придворного шута Фестэ в спектакле «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, премьера которого состоялась во МХАТе в 1954 году. Здесь у Трошина было целых 10 музыкальных номеров, написанных его другом композитором Эдуардом Колмановским на стихи поэта П. Антокольского. Один из них – лирическая песенка шута сразу стала шлягером. На отечественном музыкальном небосклоне взошла яркая звезда молодого артиста МХАТа, который после того, как «Двенадцатая ночь» была показана по ЦТ, стал знаменит на всю страну и любим десятками миллионов зрителей.
В том же 1954 году Эдуард Колмановский представил Владимира Трошина в Союзе композиторов СССР. Артист исполнил песни из спектакля «Двенадцатая ночь». Присутствовавшие при этом Аркадий Островский, Никита Богословский, Марк Фрадкин и другие композиторы были удивлены, что прилично звучащий артист может еще и по-актерски донести каждое слово, мысль, превращая песню в маленький спектакль. После этого выступления композиторы и поэты буквально засыпали Трошина предложениями. Вскоре он начинает петь песни, созданные уже независимо от театра и кино. За 2 года Трошин записал несколько сотен песен. Особенно большой спрос на его выступления был на Центральном телевидении. Едва ли не через день его приглашали петь перед объективом телекамеры.
В 1956 году Владимир Трошин был приглашен на Студию документальных фильмов, чтобы записать две новые песни для документальной ленты «Спартакиада народов СССР». Здесь в одной из студий он случайно услышал мелодию, которая сразу запала ему в душу. Это были «Подмосковные вечера» Василия Соловьева-Седого на слова Михаила Матусовского. Но как ни были знамениты поэт-песенник и композитор, песня, по их же собственному мнению, «не задалась»… Уж очень она звучала вяло, бесцветно, скучно, неинтересно.
И тут к расстроенному мэтру Соловьеву-Седому скромно подошел Трошин и стал настойчиво просить разрешения дать попробовать ему исполнить ее так, как он ее понимает и чувствует. Трошин упросил поэта Матусовского показать ему текст – мелодию он уже запомнил. В конце концов ему поставили микрофон, оркестр заиграл, и случилось то, чего никто не ожидал: Трошин спел «Подмосковные вечера» так, что эта песня с первого же дубля в его сольном исполнении вошла в кинофильм и стала украшением картины. Но самый главный звездный час артиста-певца еще не пробил.
Вскоре знаменитый дирижер Виктор Кнушевицкий, которому пришлась по душе песня в исполнении Трошина, взялся за ее аранжировку для солиста, хора и симфонического оркестра. Он «вставил» в песню знаменитый вокализ женского хора, на фоне которого «Подмосковные вечера» в исполнении Владимира Трошина обрели крылья и полетели по всему миру. Через год они стали главной песней на Международном фестивале молодежи и студентов в Москве. Где бы ни гастролировал артист, его визитной карточкой всегда были «Подмосковные вечера», ставшие также своеобразным музыкально-поэтическим символом страны.
С 1964 года начальные звуки ее мелодии являются позывными круглосуточной государственной информационно-музыкальной радиостанции «Маяк». Ее популярность перешагнула границы всех стран и континентов, она стала своей – народно любимой во многих странах мира. Так артист МХАТа Владимир Трошин буквально спас авторский клавир и дал жизнь одной из великих песен ХХ века.
После «Подмосковных вечеров» контакты Владимира Трошина с композиторами еще больше укрепились. За 40 лет активной работы на эстраде он сотрудничал с известнейшими отечественными композиторами и поэтами-песенниками. Это композиторы Э. Колмановский, с музыки которого началась его жизнь на эстраде, Н. Богословский, М. Фрадкин, В. Соловьев-Седой, С. Туликов, О. Фельцман, А. Цфасман, Б. Мокроусов, М. Таривердиев, А. Эшпай, А. Лепин, А. Островский, В. Махлянкин, М. Блантер, А. Бабаджанян, А. Долуханян, К. Молчанов, В. Мурадели, М. Табачников, О. Строк, И. Симановский. Поэты: Л. Ошанин, Н. Доризо, В. Орлов, М. Матусовский, Е. Долматовский, И. Шаферан, М. Пляцковский, В. Харитонов, А. Поперечный, С. Островой, Е. Евтушенко, А. Фатьянов, Н. Дербенев и другие.
Эстрада сблизила Трошина не только с композиторами и поэтами, но и с выдающимися исполнителями: Марком Бернесом, Клавдией Шульженко, Лидией Руслановой. Владимир Трошин принимал участие в концертах Марлен Дитрих в Москве.
Администрация и художественное руководство МХАТа ревниво относились к съемкам своих актеров в кино. Так, Владимира Трошина, утвержденного на киностудии на роли Михаила Глинки и Михаила Фрунзе, не отпустили на съемки. Однако ему все же удалось сняться в 25 кинофильмах, таких как «Олеко Дундич», «Гусарская баллада», «Дело было в Пенькове», «Из жизни Федора Кузькина», «Вход в лабиринт», «Серые волки». На экране Трошину часто приходилось играть вождей и политических лидеров. Он сыграл Климента Ворошилова (в пяти фильмах – например, «Олеко Дундич»), сэра Уинстона Черчилля в фильме «Крах», секретаря обкома в фильме «Из жизни Федора Кузькина», Николая Подгорного в картине «Серые волки». Владимир Константинович – первый в мире исполнитель роли Михаила Горбачева в кино, в голливудском фильме «Чернобыль – последнее предупреждение» (1990–1992), где все роли играли американские актеры и только роль Горбачева исполнил российский актер. Песни в исполнении Владимира Трошина звучат за кадром в 69 фильмах. Многие из них, такие как «За фабричной заставой» и «Мы жили по соседству», сразу становились шлягерами и получали самостоятельную жизнь на эстраде.
Владимир Трошин много дублировал переводные фильмы. Около сотни героев зарубежных картин говорят его голосом. Среди них, к примеру, герой Жерара Филипа в известном фильме «Фанфан-Тюльпан».
Музыка стала для Трошина второй профессией, а когда он ушел из театра после разделения мхатовской труппы, то и основным делом жизни. Владимира Трошина по праву называют легендой советской и российской эстрады, ведь на его песнях выросло не одно поколение, а такие песни, как «За фабричной заставой», «Мы жили по соседству», «Березы», «Течет река Волга», «Одинокая гармонь», «Тишина», «Морзянка», «Зеленый огонек», «Люди в белых халатах», «Товарищ мой», «Журавленок», «А годы летят», «Рано или поздно», «Светлана», «Тихий дождь», «Вальс о вальсе», «Идут белые снеги», «Наши мамы» и многие другие в его исполнении, продолжают жить, все так же волнуя слушателей своей задушевностью и лиризмом. В общей сложности Владимир Трошин исполнил более 2 тысяч песен, вышло около 700 записей певца, около 150 компакт-дисков с его участием.
«Трошин – это история нашей эстрады», – сказал о нем поэт Николай Доризо. Трошин пел о людях в белых халатах, о журналистах, устремляющихся на передний край жизни ради нескольких строчек в газете, и космонавтах, шагающих по пыльным тропинкам далеких планет. К космонавтике у артиста отношение особое. За три месяца до старта Юрия Гагарина в космос Трошин впервые исполнил на Всесоюзном радио песню Оскара Фельцмана «14 минут до старта» («Заправлены в планшеты космические карты…»). В 1991 году за исполнение на Центральном телевидении 15 лучших песен о космосе Владимир Константинович награжден юбилейной медалью имени С.П. Королева.
Оставив театр, В.К. Трошин значительно расширил круг своих музыкальных исканий, обратившись к творчеству Сергея Есенина, русскому романсу, бардовской песне. У Владимира Трошина своя манера исполнения, свой творческий стиль. Его исполнительское искусство отличается глубоким проникновением в замысел автора, задушевностью, искренностью, сочетанием высокой артистичности с неповторимыми по своему обаянию вокальными данными. Каждая песня, которую он поет, – это спектакль голоса, мимики, жеста, спектакль полутонов, разнообразия интонаций.
С концертами Владимир Трошин не раз объехал всю Россию, много гастролировал за рубежом: в Японии, Израиле, Франции, Югославии, Чехословакии, Болгарии, США, Германии. Одним из любимых мест стала для певца Марийская АССР. Концерты проходили в разных уголках республики, он никогда не отказывался выступать, даже если какой-нибудь хутор или селение были расположены очень далеко. В результате правительство Марийской АССР приняло решение присвоить Владимиру Трошину звание заслуженного артиста Марийской АССР (1967). В 1968 году В.К. Трошин был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР, а в 1985 году – звания народного артиста РСФСР. Владимир Константинович награжден орденами Почета, Дружбы народов. Среди его наград ордена Петра Великого I степени, «Великая Победа», «Служение и честь», медали «60 лет Победы в Великой Отечественной войне», «Адмирал Кузнецов», медаль В. Розова «За заслуги перед культурой». В.К. Трошин – член Союза театральных деятелей, Союза кинематографистов СССР (России), Международного союза деятелей эстрадного искусства, Гильдии актеров кино России.
В.К. Трошин по-прежнему востребован на эстраде. Главное в его творчестве – красота и душевность пения продолжают радовать слушателей. Народная любовь к его песням вылилась в прошедший на Урале фестиваль трошинской песни, что Владимир Константинович считает большой для себя честью.
29 апреля 2003 года прошел творческий вечер Владимира Трошина «Все, что на сердце у меня…» в ГЦКЗ «Россия», по окончании которого на Площади Звезд перед концертным залом состоялась торжественная церемония открытия его именной звезды. 16 мая 2006 года творческий вечер Владимира Трошина с тем же названием, посвященный 80-летию артиста, прошел в Концертном зале имени П.И. Чайковского. Знаменитая строчка из песни не случайно стала названием концертов, ведь в этих словах заложен смысл всей творческой деятельности В.К. Трошина.