ЗАЦЕПИН Александр Сергеевич
Заслуженный деятель искусств России, член-корреспондент Национальной академии кинематографических искусств и наук
Родился 10 марта 1926 года в Новосибирске. Отец – Зацепин Сергей Дмитриевич. Мать – Оксентович Валентина Болеславовна. Супруга – Зацепина (Третьякова) Светлана Григорьевна, пианистка. Дочь – Зацепина Елена Александровна (1956 г. рожд.), окончила МГИМО, живет с семьей в Швейцарии. Внук – Александр, выпускник консерватории.
Отец Александра Сергеевича был известным в городе хирургом, образованным, интеллигентным человеком. Мама работала учительницей русского языка и литературы.
В доме было много пластинок с классической музыкой. Будущего композитора родители отдали учиться в музыкальную школу, и несмотря на то, что частенько ему хотелось позаниматься и другими интересными делами, он и на пианино играл с удовольствием. А интересных занятий, кроме музыки, было предостаточно. Это и химия (дома была целая лаборатория с колбочками и пробирками), и радиотехника (паял, собирал радиоприемники), и акробатика (сальто вперед и назад выполнял без проблем), и велосипед (можно было просто погонять с друзьями, а можно было и прицепиться сзади к грузовику и лихо промчаться по главной улице Новосибирска – Красному проспекту).
Учась в старших классах, Александр окончил курсы киномехаников (очень пригодилось в будущем) и трактористов (летом, счастливый, работал в колхозе на «железном коне»). Едва научившись играть на пианино, Зацепин начал сочинять веселые песенки, которые распевал со своими друзьями. В общеобразовательной школе он тоже учился хорошо, но примерным поведением не отличался. Его страсть к розыгрышам и шуткам принималась «на ура» одноклассниками, но не вызывала восторга у учителей.
Всерьез занимаясь акробатикой, будущий композитор однажды чуть было не связал свою жизнь с цирком. Втайне от родителей он перестал ходить в школу и отправился в цирк устраиваться на работу. Однако мама незадачливого циркача все-таки успела побывать там раньше и уговорила не брать сына, так как ему, по крайней мере, необходимо окончить школу.
Когда началась Великая Отечественная война, будущий композитор учился в 8-м классе. Однажды декабрьской ночью к Зацепиным приехал «черный воронок» и люди из НКВД арестовали отца. А дело было вот в чем. В начале войны был издан указ: за опоздание на работу – судить. А отец Зацепина возьми да скажи: «Наконец-то советская власть взялась за лодырей!» Будучи очень педантичным и ответственным, он не любил прогульщиков и опаздывающих. Один из знакомых, услышавших эту фразу, донес на «врага народа»... После ареста следователь спрашивал у арестованного хирурга: «Выходит, советская власть раньше ничего не делала, раз только сейчас, по-вашему, взялась за прогульщиков?..»
Отца зверски избивали, заставляя подписать признание, что он контрреволюционер. В итоге его приговорили к 10 годам без права переписки...
Окончив школу, Александр поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта, планируя потом перевестись на радиотехнический факультет в другом городе (в Новосибирске тогда не было радиотехнического). Однако не питая склонности к математике и слишком много занимаясь музыкой (во время учебы в институте научился играть на трубе и тромбоне), Александр накопил «букет хвостов» и в марте 1945 года был отчислен из вуза. Его тут же призвали в армию и, как имеющего среднее образование, направили в Тюменское офицерское пехотное училище. Зацепин делал попытку убежать на фронт, но его отправили обратно.
А вскоре война закончилась. Получив месячный отпуск и приехав домой в Новосибирск, Александр Сергеевич освоил аккордеон и кларнет (играл по 6 часов в день). Вернувшись в училище, попросился в музвзвод. Он вовсе не собирался становиться профессиональным военным. У начальства был выбор – взять его в музвзвод или в офицерский клуб. В итоге киномеханик Зацепин оказался нужнее музыканта Зацепина, и его отправили работать в офицерский клуб, где в выходные он играл на танцах на аккордеоне.
В 1946 году его взяли в Новосибирский армейский ансамбль песни и пляски. Начались гастроли. Потом запретили джаз, как вредное капиталистическое явление, и все оркестры, имеющие к нему отношение, расформировали. И дирижер сказал Зацепину: «Учись играть на балалайке! Или пойдешь дослуживать в армию. Другого варианта нет». Александр быстро освоил балалайку и успешно играл в оркестре…
После демобилизации в 1947 году Зацепина пригласили в Новосибирскую филармонию, начались гастроли по Сибири. После года работы он решил: надо готовиться к поступлению в музыкальное училище.
Однажды во время гастролей в Алма-Ате Зацепин пришел подавать документы в музучилище, но ему сказали: «Идите сразу в консерваторию. С вашей подготовкой вас примут!»
И его действительно приняли на фортепианное отделение, а на будущий год и на композиторское к известному ленинградскому педагогу профессору Евгению Брусиловскому, оставшемуся в Алма-Ате после эвакуации во время войны.
Дипломной работой Зацепина стал балет в трех актах «Старик Хоттабыч», который поставили в Алма-Атинском театре оперы и балета и который потом долгие годы успешно там шел. В том же 1956 году Зацепин написал музыку к фильму «Наш милый доктор» режиссера Шакена Айманова. Это был второй подарок судьбы к окончанию учебы.
Музыку к фильму записывали в Москве с оркестром знаменитого тогда Виктора Кнушевицкого. Ему понравился молодой композитор, и он сказал ему: «Что ты сидишь в Алма-Ате, переезжай в Москву!» И в 1958 году, преодолев массу трудностей с пропиской, Александр Сергеевич купил треть деревянного домика в районе Перово, который тогда был еще пригородом столицы, и перевез туда маму, жену и маленькую дочь.
С работой складывалось не очень гладко. Но тут вмешался случай. Режиссер Леонид Гайдай поссорился с Никитой Богословским, написавшим музыку к его фильмам «Пес Барбос и необычайный кросс» и «Самогонщики», и остался без композитора. А Гайдай как раз начинал работу над «Операцией “Ы” и другими приключениями Шурика»... И тут ему порекомендовали Зацепина. После некоторых колебаний Леонид Иович согласился.
Так родился блестящий творческий союз Гайдай – Зацепин. К ним присоединился еще один талантливый человек – поэт Леонид Дербенев.
В дальнейшем практически все фильмы Гайдая выходили с музыкой Александра Сергеевича. Эти картины стали классикой. И «Операция “Ы”» (1965), и «Кавказская пленница» (1967), и «Бриллиантовая рука» (1969), и «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), и «Спортлото-82» (1982)... «Песенку про медведей», «Песню про зайцев» и «Остров невезения» пела вся страна. В 1966 году Александр Зацепин стал лауреатом песенного фестиваля в Болгарии за песню «Легенда о Варне».
К тому времени Александр Сергеевич познакомился с Аллой Пугачевой, тогда еще никому не известной певицей (ему посоветовал приятель-музыкант сходить на конкурс художественной самодеятельности и посмотреть интересную певицу). Зацепин сразу оценил молодое дарование и пригласил Аллу работать для кино. Это было необыкновенной удачей для любого исполнителя. Кино открывало путь к успеху. Так появились песни «До свиданья, лето», «Бубен шамана», «Любовь одна виновата», «Друг друга мы нашли», «Волшебник-недоучка», «Песенка про меня», «Да...», «Этот мир придуман не нами», «Что было однажды», «Куда уходит детство?», «Рисуйте, рисуйте» и другие шлягеры в исполнении Аллы Пугачевой. В 1975–1976 годах Александр Зацепин дважды становился лауреатом международных конкурсов в США за песни «До свиданья, лето» и «Друг друга мы нашли».
На экраны вышли фильмы «Женщина, которая поет» (1978), «Земля Санникова» (1973) с музыкой Зацепина. Песня «Есть только миг» из «Земли Санникова» (ее первым исполнил Олег Анофриев) до сих пор популярна. А между этими картинами был грандиозный советско-итальянский проект – фильм Михаила Калатозова «Красная палатка» (1969) о гибели полярной экспедиции генерала Нобеля, где снимались такие звезды западного кино, как Шон Коннери и Клаудиа Кардинале. Из советских актеров там снимались Ю.Соломин, Д.Банионис, Э.Марцевич, Н.Михалков, О.Коберидзе, Г.Гай, Б.Хмельницкий.
В начале 1980-х годов, не меняя гражданства, Зацепин уехал во Францию. В СССР ему не разрешили работать по очень выгодному контракту с американской кинокомпанией. Живя же за границей, это можно было осуществить.
И вот последние почти 20 лет композитор живет на два дома – в Москве и Париже. В середине 1990-х годов умер его друг и соавтор Леонид Дербенев. Зацепин остался без своего поэта, с которым работал и дружил три десятка лет. Умер и великий режиссер Леонид Гайдай.
Теперь Зацепин работает с поэтом Юрием Рогозиным, своим давним другом. Вместе уже создано более 20 песен, которые записали известные исполнители. С аншлагом прошли творческие вечера Александра Сергеевича в ГЦКЗ «Россия» в 2002 году, где принимали участие звезды российской эстрады и наряду со старыми шлягерами прозвучало 11 песен, написанных в соавторстве с Юрием Рогозиным.
В творческом багаже композитора 100 фильмов (художественных, мультипликационных, документальных) и более 300 песен, романсы («Память солнцу» на стихи А. Ахматовой, «Ищу спасения» на стихи А. Блока, «Стою за всех» на стихи В. Маяковского, «Чувства и взгляды» на стихи неизвестного поэта), мюзиклы «Золотые ключи» (либретто А. Шайкевича, Н. Олева, А. Рохлина), «Две женщины и зависть» (либретто Н. Доризо), «Русское Рождество в Париже» (либретто Е. Хорошевцева), музыка к спектаклям «Изобретательная влюбленная» Лопе де Вега, «Слуга двух господ» К. Гольдони, «Испанцы» М. Лермонтова, «Доктор философии» Нушича, «Любовь Ани Березко» Пистоленко, «Джордано Бруно», «Наследники» Нанова, «Дама-невидимка» Кальдерона, «Чудак» Н. Хикмета, «Битва в пути» Г. Николаевой. Среди инструментальных произведений композитора – Индийская сюита (1955) и Сюита на темы народов Азии и Африки для симфонического оркестра (1964), струнный квартет (1954), три прелюдии для фортепиано (1958).
Помимо уже упомянутых выше фильмов музыка Зацепина звучит в таких известных картинах, как «Двенадцать стульев» (1971), «Не может быть!» (1975), «Капитан Немо» (1974–1975), «31 июня» (1978), «За спичками» (1979), «Петля Ориона» (1980), «Душа» (1980), «Где находится нофелет?» (1988), «Артистка из Грибова» (1988–1989), «Частный детектив, или Операция “Кооперация”» (1989), «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди» (1992), «Казус Бэлли» (2002), мультипликационных фильмах «Фильм, фильм, фильм» (1967), «Ну, погоди!» (2-я серия, 1971), «Тайна третьей планеты» (1980) и многих других.
Песни Александра Зацепина пели и поют звезды отечественной эстрады – Алла Пугачева, Иосиф Кобзон, Лариса Долина, Олег Анофриев, Филипп Киркоров, Николай Расторгуев, Марина Хлебникова, Евгений Осин, Наташа Королева, Алексей Глызин, Олег Газманов, Валерий Сюткин и многие другие.
Почти все песни, написанные Александром Зацепиным в разные годы, сразу становились шлягерами. Наряду с теми, о которых уже говорилось, это: «Надо мной небо синее», «Костер на снегу», «Песенка ни о чем», «Одиссей», «Все равно ты будешь мой», «Лунная серенада», «Я буду ждать тебя», «Помоги мне», «Ты слышишь, море», «Полосатая жизнь», «Танго Остапа Бендера», «Мираж», «Все было», «Кап-кап-кап», «С любовью встретиться», «Разговор со счастьем», «Ищу тебя», «Звездный мост», «Любовь нас выбирает», «Мир без любимого», «Дожди» и многие, многие другие. Песни «Волшебник-недоучка», «Дожди» и «Куда уходит детство?» были признаны лучшими песнями года московского телевидения соответственно в 1976, 1999 и 2001 годах.
В период 2003–2005 годов у композитора вышло около десятка альбомов, в частности, «Алла Пугачева исполняет песни Александра Зацепина», «Александр Зацепин. Инструментальные кинохиты», «Золотая коллекция. Александр Зацепин. Разговор со счастьем», а также фильм с его музыкой – сериал «Красная капелла» (2004). Новые песни, написанные с Ю. Рогозиным, вышли в альбомах групп «Балаган лимитед», «Шиншиллы», Анастасии и других исполнителей.
А.С. Зацепин – заслуженный деятель искусств России, член-корреспондент Национальной академии кинематографических искусств и наук (2002), член Союза композиторов (1956) и Союза кинематографистов (1957). Награжден медалью «За трудовое отличие».
А.С. Зацепин полон сил и новых замыслов. Живет на два дома – Москва–Париж.